Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения


Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения

     

М.В. Щеренко,
ИНФОРМЦЕНТР XXI века

     

1. Общие положения

     

     Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность для многих налогоплательщиков заключается в замене уплаты ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения регулировалось до 1 января 2003 года Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который с 1 января 2003 года утратил силу, и с этого времени налогоплательщикам следует руководствоваться главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения и их возврат к общей системе налогообложения осуществляются на добровольной основе, но при соблюдении ряда условий, о которых пойдет речь ниже.
     

2. Кто может перейти на упрощенную систему налогообложения

     
     В соответствии со ст. 346.12 НК РФ на упрощенную систему налогообложения могут перейти все индивидуальные предприниматели, за исключением:
     
     - индивидуальных предпринимателей - профессиональных участников рынка ценных бумаг;
     
     - индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
     
     - индивидуальных предпринимателей, занимающихся игорным бизнесом;
     
     - нотариусов, занимающихся частной практикой;
     
     - индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
     
     - индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (с уплатой единого сельскохозяйственного налога) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
     
     - индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек.
     
     Существуют определенные ограничения, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход. Согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности*1.
     _____
     *1 Данное положение будет применяться с 1 января 2004 года. До этого времени редакция ст. 346.12 НК РФ не дает однозначного ответа, могут ли индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по какому-либо виду деятельности, применять упрощенную систему по другому виду деятельности.

     

3. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

     
     Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
     
     Это означает, что:
     
     - никто не может принудить индивидуального предпринимателя применять упрощенную систему (в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности);
     
     - для того чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, индивидуальный предприниматель должен соблюсти определенную процедуру, установленную НК РФ.
     
     Если индивидуальный предприниматель решил, что ему выгодно применять упрощенную систему налогообложения, то он должен в определенные ст. 346.13 НК РФ сроки подать заявление в налоговый орган по месту учета (см. табл. 1).
     

Таблица 1

    
Сроки подачи заявлений и начала деятельности по упрощенной системе налогообложения

Категории индивидуальных предпринимателей

Срок подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения

Начало деятельности по упрощенной системе налогообложения

Действующие индивидуальные предприниматели

С 1 октября по 30 ноября текущего года

С 1 января следующего года

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели

Одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах

С момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

     
     Таким образом, с 1 января 2003 года переход на упрощенную систему налогообложения для действующих индивидуальных предпринимателей допускается только с начала нового года, а не с начала любого нового квартала, как это было прежде.
     
     Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается по форме N 26.2-1, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495. По результатам рассмотрения заявления налоговый орган в письменной форме уведомляет индивидуального предпринимателя о возможности или о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомления N 26.2-2 и 26.2-3 утверждены приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495). Такое уведомление должно быть вручено налоговым органом индивидуальному предпринимателю в месячный срок со дня регистрации заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (подпункт 8.1.5 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 N 68). Здесь необходимо отметить следующее: заявление носит уведомительный характер, и налогоплательщику не нужны какие-либо разрешительные действия со стороны налоговых органов. НК РФ не предусматривает в качестве условия перехода на упрощенную систему налогообложения получение разрешения налогового органа. Иными словами, если индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения (не нарушает ограничений, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ) и представил заявление о переходе на упрощенную систему в установленные НК РФ сроки, то с 1 января следующего года (или с момента регистрации) он вправе применять упрощенную систему налогообложения независимо от того, получил он уведомление о возможности применения этой системы налогообложения или нет.
     

4. От уплаты каких налогов освобождается индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

     
     Пунктом 3 ст. 346.11 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты:
     
     1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
     
     2) налога с продаж*1;
     _____
     *1 Налог с продаж отменяется с 1 января 2004 года.

     
     3) налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
     
     4) единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых им в пользу физических лиц;
     
     5) НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Вместо вышеперечисленных налогов индивидуальный предприниматель уплачивает единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
     
     Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения (см. табл. 2).
     

Таблица 2

    
Налоги, от уплаты которых индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не освобождается

Виды налогов

Налоги и сборы, установленные Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Нормативный документ, регулирующий порядок исчисления и уплаты данного налога или сбора

1. Федеральные налоги, взносы и сборы, устанавливаемые НК РФ (в настоящее время - Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и действующие на всей территории Российской Федерации

НДС (взимаемый в составе таможенных платежей)

Таможенный кодекс Российской Федерации и глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ


 

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"


 

Государственная пошлина

Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине"


 

Таможенные пошлины и таможенные сборы

Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"


 

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава 26 НК РФ


 

Налог за пользование недрами

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"


 

Плата за пользование водными объектами

Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"


 

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"


 

Федеральные лицензионные сборы

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". (Некоторые виды деятельности лицензируются на основе других нормативных правовых актов, например, образовательная деятельность лицензируется в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".)

2. Региональные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (в настоящее время - Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и законами субъектов Российской Феде-рации, вводимыми в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации

Транспортный налог

Глава 28 НК РФ


 

Лесной доход

Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ

3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (в настоящее время - Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований

Земельный налог

Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", нормативно-правовые акты органов местного самоуправления


 

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"


 

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления


 

Налог на рекламу

В г. Москве действует Закон г. Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу"


 

Налог на недвижимость

Введен в качестве эксперимента в г. Великом Новгороде и Твери в соответствии с Федеральным законом от 20.07.1997 N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери"

               

5. Объект налогообложения

     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения по выбору налогоплательщика признаются:
     
     - доходы;
     
     - доходы, уменьшенные на величину расходов.
     

6. Порядок определения доходов и расходов

     
     При определении в качестве объекта налогообложения дохода учитываются доходы, полученные от предпринимательской деятельности. В состав доходов включаются все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и т.д.
     
     Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
     
     Если индивидуальный предприниматель выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ он может уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
     
     1) расходы на приобретение основных средств;
     
     2) расходы на приобретение нематериальных активов;
     
     3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
     
     4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
     
     5) материальные расходы (согласно ст. 254 НК РФ);
     
     6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации (согласно ст. 255, 264 НК РФ);
     
     7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (исчисляются в соответствии со ст. 255, 263 НК РФ);
     
     8) суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
     
     9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (согласно ст. 269 НК РФ);
     
     10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности (согласно подпункту 6 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
     
     12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ (согласно подпункту 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     13) расходы на командировки, в частности на:
     
     - проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - наем жилого помещения.
     
     По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
     
     - оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
     
     - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы (согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (согласно подпункту 16 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     15) расходы на аудиторские услуги (согласно подпункту 17 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие) (согласно подпункту 20 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     17) расходы на канцелярские товары (согласно подпункту 24 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных (согласно подпункту 26 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (согласно подпункту 28 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (согласно подпункту 34 п. 1 ст. 264 НК РФ);
     
     22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
     
     23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без НДС) (согласно ст. 268 НК РФ).
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что в отличие от общей системы налогообложения, имеющей открытый перечень затрат, включаемых в расходы для целей налогообложения, перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым. Иными словами, индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшать доходы от предпринимательской деятельности только на те расходы, которые непосредственно предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Никакие другие затраты не могут рассматриваться в качестве расходов.
     
     Кроме того, вышеперечисленные расходы принимаются только при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно, расходы должны быть:
     
     1) обоснованными, то есть экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме;
     
     2) документально подтвержденными;
     
     3) произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения амортизационные отчисления по объектам основных средств не производятся. Расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:
     
     1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;
     
     2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 % стоимости, в течение второго года - 30 % стоимости, в течение третьего года - 20 % стоимости;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - равными долями от стоимости в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения.
     
     При этом в течение налогового периода (года) расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
     
     Стоимость основных средств принимается равной их остаточной стоимости на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
     
     При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 в соответствии со ст. 258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
     
     В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (а в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
     
     Расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.
     

7. Порядок и сроки представления отчетности и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

     
     При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
     
     В соответствии со ст. 346.19 налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Это означает, что индивидуальный предприниматель должен отчитываться по доходам, полученным за I квартал, полугодие и девять месяцев путем представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. По итогам отчетных периодов предприниматели представляют декларации в следующие сроки (см. табл. 3).
     

Таблица 3

    
Сроки представления отчетности и уплаты единого налога

Отчетный период

Последний день представления отчетности по налогу (п. 2 ст. 346.23 НК РФ)

Последний день уплаты налога (п. 7 ст. 346.21 НК РФ)

I квартал

25 апреля

25 апреля

Полугодие

25 июля

25 июля

9 месяцев

25 октября

25 октября

     
     Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода (календарного года) представляют итоговые налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
     
     Форма декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждена приказом МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647.
     
     Уплата налога по итогам налогового периода производится не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
     
     Платежи, осуществляемые в течение года (по истечении отчетных периодов), являются авансовыми. Эти авансовые платежи засчитываются в счет уплаты единого налога по итогам календарного года (п. 5 ст. 346.21 НК РФ).
     
     Уплата единого налога и авансовых платежей производится по месту жительства предпринимателя (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).
     

8. Порядок исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения

     

8.1. Общие положения

     
     Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.21 НК РФ). Таким образом, прежде чем исчислять налог, надо определить, что такое налоговая база применительно к упрощенной системе налогообложения и какова ставка налога (см. табл. 4).
     

Таблица 4

    
Налоговая база и ставка налога

     

Объект налогообложения

Налоговая база (ст. 346.18 НК РФ)

Ставка налога, % (ст. 346.20 НК РФ)

Доходы

Денежное выражение доходов

6

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

15

     

8.2. Исчисление налога индивидуальными предпринимателями, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы

     
     Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
     
     Иными словами, для исчисления налога необходимо умножить налоговую базу (денежное выражение доходов) за отчетный период на ставку 6 % и вычесть ранее уплаченные суммы авансовых платежей по единому налогу.
     
     Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная индивидуальным предпринимателем за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
     
     Для исчисления налога, подлежащего уплате в бюджет, надо из суммы исчисленного по ставке 6 % налога вычесть суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени (но не более 50 % суммы налога), а также сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
     
     Рассмотрим исчисление единого налога на примере.
     
     Пример 1. Исчисление единого налога, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.
     
     Индивидуальный предприниматель Королев Н.Н. вы-брал в качестве объекта налогообложения доходы. По итогам I квартала 2003 года доходы от предпринимательской деятельности составили 100 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченная Королевым Н.Н. за этот же период, составила 4000 руб. Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности - 1000 руб.
     
     1. Определяем сумму единого налога - 6000 руб. (100 000 руб. х 6 %).
     
     2. Определяем максимальную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сравниваем ее с суммой фактически уплаченных взносов.
     
     Максимальная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 3000 руб. (6000 руб. х 50 %). Фактически Королев Н.Н. заплатил 4000 руб. Сумма единого налога может быть уменьшена на меньшую из этих сумм, то есть на 3000 руб.
     
     3. Определяем сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет, - 2000 руб. (6000 руб. - 3000 руб. - 1000 руб.).
     
     Изменим условия примера.
     
     Индивидуальный предприниматель Королев Н.Н. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. По итогам I квартала 2003 года доходы от предпринимательской деятельности составили 100 000 руб. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченная Королевым Н.Н. за этот же период, составила 2000 руб. Сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности - 1000 руб.
     
     1. Определяем сумму единого налога - 6000 руб. (100 000 руб. х 6 %).
     
     2. Определяем максимальную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сравниваем ее с суммой фактически уплаченных взносов.
     
     Максимальная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 3000 руб. (6000 руб. х 50 %). Фактически Королев Н.Н. заплатил 2000 руб. Сумма единого налога может быть уменьшена на меньшую из этих сумм, то есть на 2000 руб.
     
     3. Определяем сумму единого налога, подлежащую уплате в бюджет, - 3000 руб. (6000 руб. - 2000 руб. - 1000 руб.).
     

8.3. Исчисление налога индивидуальными предпринимателями, выбравшими
в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Минимальный налог

     
     Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).
     
     Иными словами, для расчета налога в общем порядке надо из суммы доходов вычесть сумму расходов и полученную величину умножить на ставку 15 %.
     
     Однако не все так просто.
     
     Пункт 6 ст. 346.18 НК РФ вводит понятие "минимальный налог". Минимальный налог уплачивается индивидуальными предпринимателями, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
     
     Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы, определяемые согласно ст. 346.15 НК РФ.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при расчете налога, подлежащего перечислению в бюджет, должны проделывать двойную работу: исчислять налог в общем порядке (по ставке 15 %) и вычислять минимальный налог. Затем полученные суммы надо сравнивать и перечислять в бюджет большую из них.
     
     Пример 2. Исчисление налога индивидуальным предпринимателем, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Доход за 2003 год составил 500 000 руб., затраты, включаемые в расходы, - 470 000 руб. Определим сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.
     
     1. Определяем налоговую базу - доходы, уменьшенные на величину расходов, - 30 000 руб. (500 000 руб. - 470 000 руб.).
     
     2. Определяем сумму налога исходя из налоговой ставки 15 % - 4500 руб. (30 000 руб. х 15 %).
     
     3. Вычисляем минимальный налог - 1 % от доходов. Это минимальная сумма, которую предприниматель должен заплатить в бюджет, - 5000 руб. (500 000 руб. х 1 %).
     
     4. Сравниваем сумму налога, исчисленную в общем порядке (по ставке 15 %), и сумму минимального налога. Большая из этих сумм и должна быть уплачена в бюджет.
     
     Сумма минимального налога (5000 руб.) больше суммы налога, исчисленного в общем порядке (4500 руб.). Следовательно, Иванов И.И. должен заплатить 5000 руб.
     
     Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
     
     Если индивидуальный предприниматель использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, он вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми согласно ст. 346.15 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие размер понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).
     
     Иными словами, если по итогам отчетного календарного года (налогового периода) расходы предпринимателя, использующего в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, превышают его доходы, то сумма, на которую расходы превышают доходы, является убытком. Этот убыток при наличии подтверждающих документов предприниматель может переносить на последующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов (10 календарных лет). НК РФ установлено только одно ограничение при принятии убытков к вычету в последующие налоговые периоды: убыток не может уменьшать налоговую базу за данный налоговый период более чем на 30 %.
     
     Рассмотрим это на примере.
     
     Пример 3. Порядок включения в расходы следующего налогового периода разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке.
     
     Индивидуальный предприниматель Петров Н.Н. использует в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 2003 года доходы Петрова Н.Н. составили 500 000 руб., а расходы - 475 000 руб.
     
     1. Определяем величину налоговой базы по единому налогу - 25 000 руб. (500 000 руб. - 475 000 руб.).
     
     2. Рассчитаем минимальный налог и единый налог исходя из налоговой базы, определенной как доходы, уменьшенные на величину расходов, и сравним эти две суммы.
     
     Сумма минимального налога составляет 5000 руб. (500 000 руб. х 1 %), сумма налога, исчисленная в общем порядке, - 3750 руб. (25 000 руб. х 15 %).
     
     Сумма минимального налога больше, следовательно, именно она должна быть уплачена в бюджет.
     
     3. Определяем сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, - 1250 руб. (5000 руб. - 3750 руб.).
     
     Именно эту сумму - 1250 руб. - Петров Н.Н. может включить в расходы при исчислении налоговой базы за 2004 год.
     
     Пример 4. Порядок перенесения убытка на последующие налоговые периоды.
     
     Индивидуальный предприниматель Сидоров А.А. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам 2003 года доходы Сидорова А.А. от предпринимательской деятельности составили 500 000 руб., а расходы - 600 000 руб.
     
     По итогам 2004 года доходы Сидорова А.А. составили 1 000 000 руб., а расходы - 600 000 руб.
     
     1. Определяем величину убытка, полученного в 2003 году. Для этого из суммы расходов вычитаем сумму доходов.
     
     Убыток Сидорова А.А. составил в 2003 году 100 000 руб. (600 000 руб. - 500 000 руб.).
     
     2. Определяем сумму минимального налога, подлежащего уплате за налоговый период, - 5000 руб. (500 000 руб. х 1 %).
     
     3. Определяем разницу между суммой минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке.
     
     В нашем примере налоговая база для исчисления единого налога в общем порядке отсутствует (доходы меньше расходов). Следовательно, разница между суммой минимального налога и суммой налога, исчисленного в общем порядке, составляет 5000 руб.
     
     4. Определяем общую сумму убытков, которую предприниматель может перенести на следующий налоговый период, - 105 000 руб. (100 000 руб. + 5000 руб.).
     
     5. Определяем налоговую базу по единому налогу за 2004 год - 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 600 000 руб.).
     
     6. Рассчитаем минимальный налог и единый налог исходя из налоговой базы, определенной как доходы, уменьшенные на величину расходов, и сравним эти две суммы.
     
     Сумма минимального налога равна 10 000 руб. (1 000 000 руб. х 1 %), сумма налога, исчисленного в общем порядке, составляет 60 000 руб. (400 000 руб. х 15 %).
     
     В данном случае сумма налога, исчисленного в общем порядке, больше суммы минимального налога. Следовательно, Сидоров А.А. должен уплатить налог, исчисленный в общем порядке.
     
     Но у Сидорова А.А. с 2003 года остались убытки, на которые он может уменьшить налоговую базу за 2004 год.
     
     7. Рассчитаем максимальную сумму убытка, на которую индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу по единому налогу в 2004 году. Для этого нужно величину налоговой базы за 2004 год умножить на 30 %.
     
     Максимальная сумма убытка, на которую Сидоров А.А. может уменьшить налоговую базу в 2004 году, - 120 000 руб. (400 000 руб. х 30 %). Убыток Сидорова А.А. составляет 105 000 руб. (см. п. 4 примера); следовательно, сумма убытков, на которую он может уменьшить налоговую базу по единому налогу, составляет 105 000 руб.
     
     8. Рассчитаем единый налог, подлежащий уплате в бюджет за 2004 год. Для этого надо налоговую базу, уменьшенную на сумму убытков, перенесенных с предыдущих налоговых периодов, умножить на 15 % - 44 250 руб. [(400 000 руб. - 105 000 руб.) х 15 %].
     
     Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
     
     Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).
     

9. Порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения

     

9.1. Общие положения

     
     Прекращение применения упрощенной системы налогообложения может осуществляться в добровольном и в обязательном порядке.
     

9.2. Прекращение применения упрощенной системы налогообложения в добровольном порядке

     
     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
     
     Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения подается по форме N 26.2-4. Эта форма является рекомендуемой, то есть если индивидуальный предприниматель уведомит налоговый орган об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в произвольной форме до 15 января соответствующего года, он считается переведенным на общий режим налогообложения.
     

9.3. Прекращение применения упрощенной системы налогообложения в обязательном порядке

     
     Для прекращения применения упрощенной системы налогообложения в обязательном порядке НК РФ предусматривает два основания (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):
     
   &