Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовой режим и налогообложение при ликвидации общества с ограниченной ответственностью


Правовой режим и налогообложение при ликвидации общества с ограниченной ответственностью

     

Л.А. Панина,
советник налоговой службы I ранга

     

1. Понятие "ликвидация организации". Виды ликвидации

     
     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, обладает правоспособностью.
     
     Правоспособность юридического лица выражается в том, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
     
     Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
     
     Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.
     
     В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. При этом юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
     
     В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям, а также в случае признания судом юридического лица банкротом. Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
     
     Так, например, Банк России согласно ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, а также согласно ст. 15 вышеуказанного Закона обращаться в суд с требованием о ликвидации кредитной организации в связи с неоплатой или неполной оплатой уставного капитала в установленный срок.
     
     Органы юстиции или их соответствующие территориальные органы согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вправе обратиться в суд с иском о ликвидации общественного или религиозного объединения в случае осуществления ими экстремистской деятельности.
     
     Согласно подпункту 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
     
     Ликвидация юридического лица в случае признания судом его регистрации недействительной осуществляется по решению его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами; такую ликвидацию нельзя отнести к добровольной. Так как существующим может быть признано только зарегистрированное юридическое лицо, то если регистрация аннулирована и возобновлению не подлежит (поскольку она может быть признана недействительной только в случае, если допущенные нарушения неустранимы), юридическое лицо не может действовать, его ликвидация судом предрешена, и она неизбежна. Налоговый орган как регистрирующий орган согласно ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят не-устранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
     
     Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (налогов и сборов) обладают в том числе согласно ст. 6 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговые органы. Налоговые органы являются в этом случае кредиторами по отношению к должникам.
     
     Основания принудительной ликвидации юридического лица установлены для каждой формы организации - как общие, так и индивидуальные. Рассмотрим, для примера, правила принудительной ликвидации хозяйственных обществ, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), а также соответствующими законами об этих обществах.
     
     Для общества с ограниченной ответственностью определены следующие случаи принудительной ликвидации, связанной с нарушением норм законодательства, а именно:
     
     - в случае превышения предела установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью числа участников общества с ограниченной ответственностью это общество подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела;
     
     - общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица;
     
     - уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся не-оплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации;
     
     - если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, это общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость вышеуказанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество с ограниченной ответственностью подлежит ликвидации.
     
     Для акционерного общества также установлены дополнительные случаи принудительной ликвидации, связанные с нарушением норм законодательства, а именно:
     
     - число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до установленного законом предела;
     
     - уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах;
     
     - если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость вышеуказанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
     

2. Порядок ликвидации общества

     
     Хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество) относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
     
     К исключительной компетенции общего собрания участников общества согласно ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) относятся в том числе изменение устава общества, изменение размера уставного капитала общества, принятие решения о ликвидации общества.
     
     Решения по вопросу изменения устава общества, в том числе изменения размера уставного капитала общества, принимаются квалифицированным большинством голосов общего числа участников общества (а не лиц, присутствующих на общем собрании), которое должно составлять не менее двух третей голосов всех участников общества.
     
     Решения по вопросу внесения изменений в учредительный договор и принятия решения о реорганизации или ликвидации общества принимаются всеми участниками общества единогласно.
     
     При необходимости оперативного рассмотрения вышеуказанных вопросов общее собрание участников общества может принять решение путем заочного голосования. Порядок проведения заочного голосования устанавливается Положением о проведении заочного голосования участников общества.
     
     Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимается согласно ст. 20 Закона N 14-ФЗ в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации. Решение об уменьшении уставного капитала является обязательным в силу наступления указанных в Законе N 14-ФЗ юридических фактов. Однако налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе отказать во внесении в учредительные документы изменений, связанных с уменьшением уставного капитала общества, при отсутствии доказательств уведомления об этом кредиторов общества (копий извещений, газетной публикации и т.п.). В этом случае уменьшение уставного капитала следует считать несостоявшимся, а для общества наступают последствия, предусмотренные п. 5 ст. 20 Закона N 14-ФЗ, так как оно будет рассматриваться как лицо, намеренно не принимающее решения об уменьшении своего уставного капитала или ликвидации в разумный срок, и тогда налоговый орган вправе предъявить в суд требование о ликвидации общества.
     
     Ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
     
     Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
     
     Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
     
     При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после ее назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть с налоговым органом по месту регистрации общества. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, и потому все сделки, заключаемые в этот период от имени общества, должны содержать указание о том, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации общества.
     
     Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и Законом N 14-ФЗ.
     
     С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, то есть функции и права органов ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. От имени ликвидируемого юридического лица ликвидационная комиссия выступает в суде.
     
     Статьей 63 ГК РФ установлен общий порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым производятся следующие действия.
     
     Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
     
     Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
     
     Ликвидационные документы представляются в регистрирующий орган согласно ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
     
     Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны согласно ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган (налоговый орган) по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
     
     Регистрирующий орган (налоговый орган) вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
     
     Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса по следующим формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439:
     
     форма N Р16001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией";
     
     форма N Р15001 - "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица";
     
     форма N Р15002 - "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора";
     
     форма N Р15003 - "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица".
     

3. Инвентаризация и промежуточный ликвидационный баланс

     
     Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризаций обязательно в том числе при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России.
     
     Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
     
     Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
     
     Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.
     
     Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н, и Инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине России от 13.04.1992 N 326.
     
     Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств включают следующее:
     
     - инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;
     
     - инвентаризацию основных средств;
     
     - инвентаризацию нематериальных активов;
     
     - инвентаризацию финансовых вложений;
     
     - инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
     
     - инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;
     
     - инвентаризацию животных и молодняка животных;
     
     - инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
     
     - инвентаризацию расчетов. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета;
     
     - инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Минфина России и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.
     
     Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой оргтехники, так и вручную.
     
     Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации включает следующее. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:
     
     - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
     
     - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения у коммерческой организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
     
     - недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у коммерческой организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
     
     Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с нижеперечисленными унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88:
     
     ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств", ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов", ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык", ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей", ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных", ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение", ИНВ-6 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути", ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них", ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях", ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них", ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств", ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов", ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств", ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности", ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами", Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами", ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств", ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей", ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации", ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации", ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей", ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций".
     
     После окончания срока, отводимого для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
     
     Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
     
     Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, в который включаются:
     
     - перечень зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
     
     - перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
     
     - перечень объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;
     
     - перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;
     
     - перечень нематериальных активов с указанием нематериальных активов и стоимости по активу баланса;
     
     - перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов; в том числе указываются товары отгруженные; расчеты с дебиторами: за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом, по прочим операциям, с прочими дебиторами; авансы, выданные поставщиками и подрядчиками; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства; прочие оборотные активы;
     
     - перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности, решения об удовлетворении.
     
     Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
     
     Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ:
     
     - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
     
     - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
     
     - в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
     
     - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
     
     - в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
     
     Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
     
     При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
     
     В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
     
     Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
     
     Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
      

(Окончание следует.)