Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Юридическая практика

     

Юридическая практика


В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

Решение об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки принимается вышестоящим налоговым органом

     
     В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей Кодекса. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
     
     Поскольку НК РФ не определены критерии исключительности, случаи, требующие увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, устанавливаются вышестоящим налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у него информации.
     
     Учитывая, что такие решения принимаются в том числе и МНС России как вышестоящим по отношению к УМНС России по субъектам Российской Федерации органом, МНС России издало письмо от 07.09.1999 N АС-6-16/705@, регулирующее порядок представления в министерство запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок.
     
     В частности, этим письмом предусмотрено, что письменные запросы УМНС России по субъектам Российской Федерации о продлении сроков выездной налоговой проверки должны направляться в Управление организации контрольной работы МНС России.
     
     При этом запросы должны содержать полное наименование проверяемого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его ИНН; дату и номер решения руководителя УМНС России по субъекту Российской Федерации (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки; дату начала проверки; дату окончания двухмесячного срока проведения проверки; предполагаемую дату окончания проверки; обоснование необходимости продления срока проведения выездной налоговой проверки с указанием обстоятельств, вызывающих необходимость такого продления.
     
     Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки могут быть проведение проверок крупных налогоплательщиков - организаций; необходимость осуществления встречных проверок и (или) направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте); наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; иные исключительные обстоятельства.
     
     Одновременно следует отметить, что НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения продолжительности проведения выездной налоговой проверки.
     

Право налогоплательщика на льготу по лицензируемой деятельности возникает с момента получения соответствующей лицензии

     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Согласно п. 1, 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
     
     Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
     
     Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
     
     При этом вышеуказанные правила в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются и к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.
     
     Таким образом, право налогоплательщика на налоговую льготу по деятельности, подлежащей лицензированию, возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок.
     

В требовании об уплате налога указывается сумма задолженности по налогу, с момента наступления срока уплаты которого прошло не более трех месяцев

     
     В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
     
     Согласно ст. 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
     
     Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
     
     Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Таким образом, в требовании об уплате налога указывается сумма задолженности по налогу, с момента наступления срока уплаты которого, установленного законодательством о налогах и сборах, прошло не более трех месяцев, если иное не предусмотрено НК РФ.
     

Опубликование закона республики - субъекта Российской Федерации только
на государственном языке субъекта не может считаться официальным опубликованием

     
     В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
     
     Согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о языках народов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
     
     Статьей 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.
     
     Таким образом, официально опубликованными законами республик - субъектов Российской Федерации являются законы, опубликованные на государственном языке Российской Федерации - на русском языке.
     
     Учитывая вышеизложенное, в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации закон республики - субъекта Российской Федерации не может считаться официально опубликованным и, соответственно, подлежащим применению на территории данной республики, если он официально не опубликован на русском языке.
     

НК РФ не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных организаций в бесспорном порядке

     
     В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     Согласно п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 46 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
     
     Таким образом, взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов - получателей бюджетных средств в бесспорном порядке НК РФ не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам настоящим Кодексом не предоставлено.
     
     Статьей 121 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлено, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств осуществляется на основании исполнительных листов судебных органов со счетов должников, открытых в учреждениях Банка России и (или) кредитных организациях, а также с их лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства.
     
     Взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых в органах федерального казначейства, осуществляется органами федерального казначейства на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов и предъявленных получателями средств федерального бюджета платежных документов исключительно в пределах целевых назначений в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета.
     
     В случае недостаточности средств федерального бюджета получатель средств федерального бюджета может направлять на эти цели средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При недостаточности вышеуказанных средств на лицевых счетах должников главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет финансирование расходов в сумме, необходимой для исполнения требований по исполнительному листу, в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Таким образом, взыскание налоговыми органами недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных организаций - получателей бюджетных средств производится в судебном порядке.
     

Отсутствие у организации по итогам налогового периода сумм налога на прибыль
и НДС к уплате само по себе не освобождает ее от представления налоговой декларации по этим видам налогов по данному налоговому периоду

     
     В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В силу вышеуказанной нормы НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
     
     Главы 21, 25 НК РФ не устанавливают каких-либо иных правил представления налоговой декларации по НДС и по налогу на прибыль.
     
     Кроме того, ст. 289 НК РФ, регламентирующая вопросы представления налоговой декларации по налогу на прибыль, в этой части согласуется с положениями п. 1 ст. 80 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, плательщик вышеуказанных налогов обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.
     
     Вышеизложенное подтверждается позицией ВАС РФ, определенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     

Уплата суммы налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок
не освобождает налогоплательщика от ответственности в случае несвоевременного представления налоговой декларации

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
     
     За неисполнение вышеуказанной обязанности налогоплательщик привлекается к ответственности, определенной ст. 122 НК РФ, согласно которой неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
     
     Таким образом, в случае своевременной уплаты налога налогоплательщик к вышеуказанной ответственности не привлекается.
     
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Таким образом, ст. 119 НК РФ установлена ответственность за неисполнение определенной обязанности налогоплательщика, закрепленной подпунктом 4 п. 1 ст. 23 настоящего Кодекса, а именно факта непредставления налогоплательщиком налоговой декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, нарушение налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации при выполнении им иной обязанности - своевременной уплаты налога не освобождает налогоплательщика от ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
     
     Вышеизложенное подтверждается положениями информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.