Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     

Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Когда можно списать расходы по аренде земли под строительство здания на затраты в налоговом и бухгалтерском учете?
     
     Согласно п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, долгосрочные инвестиции связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Согласно п. 3.1.5 вышеуказанного Положения прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах, учитываются по их видам и отражаются в размере фактических расходов по мере их производства или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонней организации.
     
     Таким образом, до момента ввода в эксплуатацию строящегося объекта основных средств расходы по арендной плате за землю, используемую под строительство этого объекта основных средств, относятся на увеличение стоимости основных средств.
     
     Согласно п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено данным Положением.
     
     Таким образом, в бухгалтерском учете после принятия объекта основных средств к учету арендные платежи будут списываться на затраты посредством начисления амортизационных отчислений.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной по этому имуществу амортизации в соответствии со ст. 259 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 настоящего Кодекса.
     
     Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов [по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода].
     
     Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     Организация получила в отчетном периоде убыток от основного вида деятельности и прибыль от операций с ценными бумагами. Можно ли уменьшить убыток от основной деятельности на сумму прибыли, полученной от операций с ценными бумагами?
     
     В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     При этом ст. 38 НК РФ устанавливает, что товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Таким образом, выручка включает выручку от реализации любого имущества (в том числе и ценных бумаг, которые относятся к иному имуществу), работ, услуг и имущественных прав.
     
     Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса (а это ставка 24 %), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     Статья 280 НК РФ устанавливает для ценных бумаг особый порядок учета прибыли и убытка.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести вышеуказанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если от основной деятельности получен убыток, а по операциям с ценными бумагами - прибыль, то при определении общей налоговой базы убыток может быть уменьшен за счет прибыли по операциям с ценными бумагами.
     
     Когда в целях налогового учета можно списать суммы безнадежных долгов?
     
     Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
     
     Таким образом, суммы списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и имеются основания для ее списания (должник ликвидирован, исключен из Единого государственного реестра юридических лиц и др.), включаются в состав внереализационных расходов организации.
     
     Организация получила убытки в 1997-2002 годах. В настоящее время она находится в процессе ликвидации. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму полученного убытка?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
     
     При определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Таким образом, убыток от реализации продукции (работ, услуг), полученный в 1997 году, мог быть покрыт в течение пяти лет, то есть к 2003 году. В случае его неполного покрытия остаток остается непокрытым и в расчет не принимается.
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     

И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга

     
     У организации по итогам налогового периода отсутствует сумма НДС к уплате. Должна ли представляться за этот период в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
     
     Пунктом 6 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     В силу вышеуказанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
     
     Таким образом, налоговая декларация представляется налогоплательщиком в установленные ст. 174 НК РФ сроки независимо от результатов расчетов сумм налога к уплате по итогам того или иного налогового периода.
     
     Облагаются ли НДС услуги, оказываемые органами вневедомственной охраны, по охране имущества?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.07.2002 (с момента вступления в силу Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации") выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается объектом обложения НДС.
     
     Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Обязанности и исключительные полномочия по охране вышеуказанных объектов на подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел вышеуказанным постановлением не возложены.
     
     Кроме того, ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" установлено, что государственная охрана - это функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.
     
     В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны.
     
     В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы ФСБ России, МВД России, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
     
     Учитывая вышеизложенное, органы вневедомственной охраны обязаны исчислять НДС от стоимости оказанных ими услуг.
     
Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Каковы особенности применения подпункта 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, касающегося услуг по перевозке пассажиров?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:
     
     - городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи НК РФ к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
     
     - морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если вышеуказанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
     
     В соответствии со ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) следует, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
     
     Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
     
     Цель налогового освобождения, установленного п. 2 ст. 149 НК РФ, - социальная защита населения (жителей городов и пригородов), имеющего ограниченные доходы.
     
     Данная норма Кодекса подразумевает освобождение от обложения НДС определенного вида услуг, а не предоставление льготы налогоплательщику в целом по любым оказываемым им услугам.
     
     Для решения вопроса о правомерности применения освобождения от обложения НДС организацией или индивидуальным предпринимателем необходимо уточнить вид услуг по перевозке пассажиров, каждый из которых характеризуется совокупностью определенных признаков (критериев).
     
     Перевозки пассажиров маршрутными таксомоторами в силу особых условий (в целях обеспечения самоокупаемости и самофинансирования) производятся по тарифам, как правило, превышающим установленный размер оплаты для общественного транспорта, без предоставления льгот отдельным категориям граждан, действующих на транспорте общего пользования; высадка и посадка пассажиров осуществляются по требованию в любом месте пути следования (а не только на обозначенных остановочных пунктах, как это установлено для транспорта общего пользования), что отличает данную услугу по перевозке пассажиров маршрутными таксомоторами от услуг пассажирского транспорта общего пользования.
     
     Освобождение от обложения НДС услуг по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах возможно только при условии выполнения вышеперечисленных требований.
     
     С учетом вышеизложенного, если перечень категорий граждан, пользующихся льготой на транспорте общего пользования, сокращен (например, в каждом микроавтобусе предоставляется одно место для бесплатного проезда участ-ника или инвалида Великой Отечественной войны и право бесплатного провоза пассажиром одного ребенка в возрасте до 7 лет или выборочно предусмотрены иные льготы), лицензия выдана на осуществление перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении на коммерческой основе, организации (индивидуальные предприниматели) не вправе применять освобождение, предусмотренное подпунктом 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
     На основании данной нормы не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых организациями всех форм собственности по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, по единым тарифам за проезд, определенным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на территории муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
     
     Данные услуги относятся к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, в этой связи на них распространяется действие подпункта 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
С.В. Рубцова,
советник налоговой службы I ранга

     
     Освобождается ли от обложения НДС разработка проектной документации по реставрации культовых зданий и сооружений?
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
     
     Согласно ст. 3 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли и достопримечательные места.
     
     Церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений, отнесены ст. 3 Закона N 73-ФЗ к памятникам, представляющим собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
     
     В соответствии со ст. 40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
     
     Учитывая данное определение и руководствуясь вышеприведенной нормой НК РФ, ремонтные, реставрационные, консервационные и восстановительные работы освобождаются от обложения НДС.
     
     Поскольку согласно ст. 41, 42, 43 Закона N 73-ФЗ проектные работы включены в понятия консервации, ремонта и реставрации объекта культурного наследия, то их осуществление в рамках вышеприведенных видов деятельности подлежит освобождению от обложения НДС на основании подпункта 15 п. 2 ст. 149 НК РФ при наличии у реализующей их организации лицензии на данный вид работ с момента введения Закона N 73-ФЗ.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     

А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В связи с возникшей необходимостью российская организация произвела за пределами страны ремонт находящегося в ее собственности транспортного средства, ранее вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза. В каком порядке будет осуществляться взимание НДС российскими таможенными органами при ввозе отремонтированного транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации, принимая во внимание существование особого таможенного режима "переработка вне таможенной территории Российской Федерации", под который при вывозе с территории Российской Федерации должны помещаться товары, вывозимые с целью возмездного ремонта?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат обложению НДС. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 151 НК РФ обложение НДС ввозимых товаров производится в зависимости от избранного таможенного режима.
     
     В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе транспортных средств" если в результате проведения операций по модернизации транспортных средств их балансовая стоимость увеличилась, применяется частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами, установленное ст. 94 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) в отношении продуктов переработки при завершении действия таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 160 НК РФ и ст. 94 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база по НДС определяется как стоимость переработки.
     
     Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, в том числе транспортных средств, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в режиме временного вывоза и отремонтированных (модернизированных) вне таможенной территории Российской Федерации, применяется вышеуказанный порядок определения налоговой базы по НДС.
     
     Подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК РФ установлено, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Учитывая данную норму НК РФ, просим разъяснить взаимосвязь между обязанностью плательщиков НДС применять ставку 0 %, установленную подпунктом 11 п. 1 ст. 164 НК РФ (с обязательным представлением в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров), и правом не уплачивать НДС при перемещении экспортируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, как это указано в подпункте 1 п. 2 ст. 151 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе согласно нормам ст. 147 настоящего Кодекса - операции по реализации товаров на экспорт. Таким образом, операции по реализации товаров на экспорт облагаются НДС по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ставка НДС в размере 0 % при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется только при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Что касается нормы, установленной подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК РФ, согласно которой при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается, то в данном случае устанавливается порядок взаимоотношений лиц, декларирующих вывоз товаров, с таможенными органами. Так, согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, исключительно для таможенных целей. В связи с этим порядок применения НДС, предусмотренный вышеуказанной нормой ст. 151 НК РФ, распространяется только на операции, непосредственно связанные с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и не взаимосвязан с нормами, определяющими порядок применения ставки НДС в размере 0 % по отношению к операциям, совершаемым на территории Российской Федерации и, соответственно, являющимся объектом налогообложения.
     

О налоге на доходы физических лиц

     

И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Физическое лицо собирается дать заем в рублях на развитие производства обществу с ограниченной ответственностью. Предполагаемая ставка - 28 % годовых. Подлежит ли налогообложению доход, полученный физическим лицом - займодавцем в виде процентов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам от источников в Российской Федерации относятся в том числе иные доходы, получаемые налогоплательщиком в виде процентов.
     
     Такие доходы, полученные физическим лицом - займодавцем в виде процентов по долговому обязательству, выплачиваемые организацией-заемщиком, подлежат налогообложению по ставке 13 %, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.
     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы, перечисленные бюджетной организацией в медицинское учреждение для обслуживания своих работников по перечню услуг, предоставляемых им без дополнительной платы?
     
     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению у физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     
     Учитывая вышеизложенное, если бюджетная организация, не являющаяся плательщиком налога на прибыль, направляет средства на лечение и медицинское обслуживание своих сотрудников, то на такие перечисленные суммы положения п. 10 ст. 217 НК РФ не распространяются.