Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новый Таможенный кодекс Российской Федерации


Новый Таможенный кодекс Российской Федерации

     

В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства
Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака, преподаватель СПбГУ

     
     Реформирование политической, экономической и социальной сфер, которое начало проводиться в Российской Федерации с начала 1990-х годов, потребовало создания совершенно новой правовой базы, в том числе для внешнеторговой деятельности. В 1993 году была сделана первая попытка упорядочения российского законодательства в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ), утвержденный Верховным Советом Российской Федерации 18.06.1993 N 5221-1, являлся рамочным документом, потребовавшим решения вопросов регулирования таможенной деятельности на уровне Правительства РФ и ГТК России. В результате практически весь инструментарий таможенного дела оказался прописанным в правительственных и, в большей степени, ведомственных нормативных актах.
     
     1. Новый ТК РФ, утвержденный Федеральным законом от 28.05.2003 N 61-ФЗ, - это нормативный акт максимально прямого, безотсылочного действия. Возможности Правительства РФ и ГТК России по принятию дополнительных нормативных актов сокращены до минимума. В то же время предусмотрена возможность оперативного изменения механизмов таможенного регулирования под изменяющиеся реалии внешнеторгового оборота. На основании ст. 5 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает документы в пределах своей компетенции в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, возможности по принятию дополнительных актов строго ограничены. В частности, исчерпывающе регламентирован список сведений, которые может запросить таможенный орган при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 73-76 ТК РФ), а также установлен перечень сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации (ст. 124 ТК РФ), и основных документов, которые подтверждают заявленные в таможенной декларации сведения (ст. 131 ТК РФ). При этом перечни документов и сведений, а также требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в настоящее время - ГТК России) в соответствии с ТК РФ. ГТК России только предоставлено право сокращать установленные настоящим Кодексом перечни товаров с учетом категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, транспортных средств или требований таможенных режимов (ст. 63 ТК РФ), а также упрощать прописанные ТК РФ процедуры. Нормативные правовые акты, устанавливающие или изменяющие перечни сведений и документов, представляемых в таможенный орган, вступают в силу по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением нормативных актов, устанавливающих более льготный порядок пересечения границы, чем действующий. Убытки, причиненные вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК РФ, возмещаются государством (ст. 6 ТК РФ). С 1 января 2004 года таможенные органы обязаны обеспечивать свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации как о действующих, так и о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела (ст. 24 ТК РФ).
     
     2. В ТК РФ полностью не реализовано положение Налогового кодекса Российской Федерации о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и плательщика сборов. Это отчасти объясняется более широкой сферой отношений, регулируемых настоящим Кодексом, включающей не только финансовые вопросы, но и вопросы безопасности государства*1. В ТК РФ использована иная конструкция: "никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела".
     _____
     *1 Например, касающиеся перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу, в том числе в качестве опасных для потребления (ядерные отходы, лекарства и т.п.).
     

     3. Новый ТК РФ ввел бесплатное консультирование по таможенному делу и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (ст. 25 ТК РФ). Информация по запросу заинтересованного лица предоставляется в возможно короткие сроки - не позднее одного месяца. По требованию заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменном виде. Крайне важным представляется положение, согласно которому убытки, понесенные в результате несвоевременности или недостоверности информации лицом, обратившимся за консультацией, возмещаются (ст. 6, 25 ТК РФ). Данная норма имеет целью стимулировать предоставление качественной информации, несмотря на основу ее безвозмездного принципа предоставления. Вместе с тем по-прежнему информация, предоставленная во время консультации, не является основанием для принятия таможенным органом соответствующего решения или совершения действия при проведении таможенной операции. Однако лицо, в отношении которого принято решение или совершено действие, а равно в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться в таможенный орган с соответствующим запросом о причинах и основаниях принятия (непринятия) решения либо совершения (несовершения) действия (ст. 23 ТК РФ). Такой запрос может быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действий (бездействия), либо истечения срока их принятия или совершения, либо с момента, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в течение одного дня. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде в течение десяти дней со дня его получения.
     
     4. Новеллой таможенного законодательства является право подачи жалобы на решение, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица на альтернативной основе как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд или арбитражный суд (ст. 45, 46 ТК РФ). Подача жалобы в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Главой 7 ТК РФ установлен порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы. При этом следует иметь в виду, что данный порядок не распространяется на процедуру обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил. В случае обжалования решения, действий (бездействия) должностного лица таможенного органа жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу или замещает государственную должность данное лицо. Вместе с тем жалоба на решение начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган; в аналогичном порядке обжалуются действия (бездействие) начальника таможенного органа (ст. 47 ТК РФ). Соответственно, жалоба на решение таможенного органа, принятое начальником таможенного органа, также подается в вышестоящий таможенный орган.
     
     ТК РФ регламентирует обязанность таможенного органа направлять в трехдневный срок жалобу, которую он не правомочен рассматривать, в уполномоченный таможенный орган с уведомлением заинтересованного лица.
     
     Согласно ТК РФ жалобу можно направлять и в таможенный орган, который (или начальник которого) непосредственно принимали обжалуемое решение или совершали действия (бездействие), нарушающие, по мнению подателя, его права, свободы и законные интересы. В данном случае ТК РФ обязывает таможенный орган в пятидневный срок направить жалобу со всеми подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган.
     
     Регламентированы и сроки направления жалобы (ст. 48 ТК РФ) - три месяца со дня:
     
     во-первых, когда лицу стало известно или должно было стать известно (выделено авт. - В.Ш.) о нарушении его прав, свобод и законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
     
     во-вторых, истечения установленного срока для принятия соответствующего решения или совершения определенного действия, принятие и совершение которых предусмотрено ТК РФ.
     
     Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен. При этом восстановление срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению.
     
     Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или совершаемых действий. Но в случае если такое исполнение может носить необратимый характер, оно может быть приостановлено полностью либо частично (ст. 51 ТК РФ). ТК РФ жестко закрепляет формальные основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу (ст. 52 ТК РФ), сроки рассмотрения жалобы - один месяц с возможным предельным продлением до двух месяцев (ст. 55 ТК РФ), а также регламентирует виды принимаемых по жалобе решений как в случае полного или частичного отказа в удовлетворении жалобы, так и в случае ее удовлетворения (ст. 56 ТК РФ). Действия по реализации решения об удовлетворении жалобы должны быть совершены в течение 10 дней с момента поступления решения в соответствующий таможенный орган. За виновное или ненадлежащее неисполнение решения предусмотрена дисциплинарная ответственность должностных лиц таможенного органа. Предусмотрен также исключительный порядок подачи жалобы, который касается особых ситуаций, связанных с перемещением товара, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб. В этом случае жалобу можно подать в упрощенном порядке (ст. 57 ТК РФ) в виде устной жалобы к вышестоящему лицу по отношению к должностному лицу таможни или поста, действия которого обжалуются. Жалоба, поданная в упрощенном порядке, рассматривается безотлагательно, решение по ней принимается незамедлительно.
     
     Реализация лицом права на упрощенный порядок обжалования действий (бездействия) таможенного органа не препятствует подаче жалобы в общем порядке.
     
     5. Новый ТК РФ предусматривает упрощенный порядок решения целого ряда процедурных вопросов. Так, регламентированы специальные упрощенные процедуры таможенного оформления товаров. Это обусловлено, в первую очередь, закреплением в ТК РФ положений о доверительном отношении таможенных органов к импортерам. Полномочия по установлению специальных упрощенных процедур таможенного оформления делегированы ГТК России. В качестве упрощенных процедур ТК РФ, в частности, предусматривает:
     
     - предварительное декларирование в форме подачи таможенной декларации на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита (ст. 130 ТК РФ). После завершения проверки таможенной декларации и уплаты таможенных платежей до прибытия товаров такая декларация рассматривается в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур;
     
     - декларирование товаров в форме подачи неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены все сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение установленных ограничений и позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик (ст. 135 ТК РФ);
     
     - декларирование в форме подачи периодической таможенной декларации на все товары, перемещаемые в течение определенного периода времени, при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом (ст. 136 ТК РФ);
     
     - выпуск товаров до подачи таможенной декларации при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров. Выпуск товаров допускается при условии представления декларантом обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов в установленный таможенным органом срок (не более 45 дней с момента выпуска) (ст. 150 ТК РФ);
     
     - хранение товаров на собственном складе импортера. При этом таможенный орган может потребовать обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Хранение иностранных товаров, принадлежащих третьим лицам, не допускается (ст. 117 ТК РФ);
     
     - проведение таможенного оформления на объектах заинтересованного лица.
     
     6. Новый ТК РФ определяет исчерпывающий перечень критериев, которым должен удовлетворять участник внешнеэкономической деятельности, претендующий на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления:
     
     - отсутствие на день обращения в таможенный орган о возможности применения упрощенных процедур вступивших в законную силу и не исполненных постановлений по делам о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
     
     - ведение системы учета коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при таможенном оформлении товаров;
     
     - осуществление внешнеэкономической деятельности не менее трех лет.
     
     7. Упрощены процедуры, связанные с обретением статуса лица, осуществляющего деятельность в области таможенного дела. В новом ТК РФ отсутствует институт лицензирования. Выданные лицензии действительны вплоть до истечения сроков, на которые они выданы. Исключение составляют лицензии, выданные владельцам магазинов беспошлинной торговли. Эти лицензии прекращают свое действие 1 января 2004 года (ст. 439 ТК РФ). Деятельность субъектов на рынке таможенных услуг осуществляется при условии их включения в соответствующий реестр (см. табл. 1).
     
     ГТК России обязан регулярно, не реже одного раза в три месяца, публиковать в официальных изданиях реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
     
     Процедура включения лица в соответствующий реестр деятельности на рынке таможенных услуг максимально приближена к институту государственной регистрации юридических лиц. Практически данная процедура заключается в обеспечении уведомительного порядка регистрации заинтересованных лиц. Для включения в один из реестров заинтересованное лицо должно обратиться с соответствующим заявлением в таможенный орган, отразив в заявлении требуемые в соответствии с ТК РФ сведения, которые должны быть подтверждены документально, то есть к заявлению должен прилагаться пакет документов.
     
     Заявление и поданные документы подлежат рассмотрению в 15-дневный срок, в результате чего таможенный орган принимает решение о включении лица в реестр.
     
     В нормативных положениях, регламентирующих деятельность лиц по перевозке товаров, временному хранению, декларированию и иные операции, предусмотренные ТК РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень условий включения лица в определенный реестр деятельности на рынке таможенных услуг. Поскольку ТК РФ выдвигает в качестве основного условия включения в реестры экономические критерии, заключающиеся в обеспечении уплаты таможенных платежей, а также наличие договора страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару других лиц, находящемуся под ответственностью данного лица, это оборачивается для заинтересованного лица существенными финансовыми потерями.
     

Таблица 1

    
Условия включения в соответствующий реестр деятельности на рынке таможенных услуг

Таможенный перевозчик

Таможенный брокер

Владелец склада временного хранения

Владелец таможенного склада

Осуществление деятельности по перевозке грузов не менее двух лет

Наличие в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению (с квалификационными аттестатами)


 


 

Наличие лицензии на осуществление перевозки грузов

Наличие полностью сформированного первоначального уставного капитала, уставного фонда либо паевых взносов


 


 

Владение транспортными средствами


 

Владение помещениями или открытыми площадками, отвечающими установленным в ТК РФ требованиям

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Не менее 20 млн руб.

Не менее 50 млн руб.

Для складов открытого и закрытого типа - 2,5 млн руб. и дополнительно для складов открытого типа:
для открытой площадки - из расчета 1000 руб. за 1 кв.м площади;
для помещения - из расчета 300 руб. за 1 куб.м полезного объема

Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен


 

Не менее 20 млн руб.

Рассчитывается исходя из полезного объема.
Определяется:
для открытой площадки - из расчета 3500 руб. за 1 кв.м площади;
для помещения - из расчета 1000 руб. за 1 куб.м полезного объема.
Не может быть менее 2 млн руб.


(Продолжение следует.)