Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги и сборы, учитываемые для целей обложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг)


Налоги и сборы, учитываемые для целей обложения прибыли
в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг)

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг), относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством о налогах и сборах Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее:
     
     1) уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль производится на сумму налогов и сборов, которые начислены в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
     
     2) не подлежат учету налоги и сборы, перечисленные в ст. 270 НК РФ;
     
     3) налогоплательщики, учитывающие доходы и расходы по методу начисления, уменьшают налогооблагаемую базу на суммы начисленных налогов и сборов;
     
     4) организации-налогоплательщики, осуществляющие учет доходов и расходов по кассовому методу, расходы на уплату налогов и сборов учитывают в составе расходов в размере их фактической уплаты.
     
     В ст. 270 НК РФ поименованы налоги и сборы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, к которым относятся:
     
     - налог на прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ).
     
     Объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ;
     
     - платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4. ст. 270 НК РФ).
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за за-грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, в соответствии с которым внесение платы за загрязнение окружающей природной среды согласно действующему законодательству не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Эти расходы покрываются за счет собственных средств организаций:
     
     - в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ).
     

     Этот порядок относится к косвенным налогам, которые подлежат (после определенных корректировок) перечислению в бюджет.
     
     Так, например, в соответствии с главой 21 НК РФ налогоплательщик производит начисление суммы НДС по итогам каждого налогового периода (если является плательщиком этого налога) применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, и с уменьшением общей суммы налога на налоговые вычеты согласно ст. 172 НК РФ производит ее перечисление в бюджет, учитывая ст. 166 НК РФ;
     
     - в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам согласно подпункту 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 33 ст. 270 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 21 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
     
     В состав расходов не включаются налоги и сборы, которые устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и противоречат законодательству Российской Федерации.
     
     Таким образом, в состав расходов для расчета налога на прибыль входят следующие виды налогов и сборов.
     
     1. Единый социальный налог.
     
     Плательщиками этого налога являются организации, производящие выплаты физическим лицам, а объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не облагаются единым социальным налогом по двум причинам:
     
     1) такие расходы не включаются организацией в статью расходов по оплате труда, а относятся в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ и ст. 264 НК РФ на прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг);
     

     2) индивидуальные предприниматели сами платят единый социальный налог согласно ст. 236 НК РФ.
     
     Более подробно об этом говорится в п. 5.2-5.3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344.
     
     Так, если физическое лицо - работник становится владельцем товара (работы, услуги, имущественных и иных прав), оплаченного его работодателем, то стоимость этого товара (работы, услуги, имущественных и иных прав), в частности оплата за работника коммунальных услуг, отдыха и т.д., включается в налоговую базу физического лица - работника в установленном порядке. Например, стоимость путевки, оплаченной работодателем за работника, подлежит налогообложению.
     
     В то же время следует иметь в виду, что в налоговую базу при исчислении единого социального налога не подлежат включению выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
     
     Например, если физическое лицо - работник заключает с организацией-работодателем договор купли-продажи, предметом которого является передача права собственности на имущество, принадлежащее данному физическому лицу, то стоимость передаваемого по такому договору имущества не облагается единым социальным налогом.
     
     Так как в соответствии со ст. 255 НК РФ, ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) оплата труда может быть произведена в натуральной форме, то в стоимость товаров (работ, услуг) в виде выплат в натуральной форме включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они не отнесены налогоплательщиком на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Так, в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда. Если же организация допустила превышение вышеуказанного размера, но это превышение отнесено согласно п. 7 ст. 270 НК РФ на прибыль, остающуюся в ее распоряжении, то единый социальный налог не начисляется.
     
     В ст. 238 НК РФ поименованы выплаты и вознаграждения, не облагаемые единым социальным налогом. Но при этом необходимо учитывать следующие особенности:
     

     1) при применении подпункта 1 п. 1 ст. 238 НК РФ следует иметь в виду, что выплаты государственных пособий должны быть регламентированы:
     
     либо актами федерального законодательства;
     
     либо законодательными актами субъектов Российской Федерации;
     
     либо решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, суммы пособий, установленных в соответствии с вышеназванными актами, не включаются в налоговую базу при исчислении единого социального налога, в том числе пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета;
     
     2) при применении подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ следует иметь в виду, что нормы компенсационных выплат, которые не подлежат налогообложению, должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Компенсационные выплаты могут быть введены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на отдельные положения, касающиеся компенсационных выплат организациями-налогоплательщиками:
     
     а) не облагаются единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, то есть фактически понесенных расходов, подтвержденных документально. Хотя нормы этих расходов могут быть не установлены законодательством Российской Федерации, но их возмещение законодательством предусмотрено;
     
     б) не начисляется единый социальный налог на компенсационные выплаты по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, предусмотренные ст. 2 и 22 ТК РФ и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
     
     в) согласно ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть по заявлению работника заменена денежной компенсацией, которая облагается единым социальным налогом в общеустановленном порядке;
     
     г) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата увольняемому работнику в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие, которое не облагается единым социальным налогом.
     

     Не подлежат обложению единым социальным налогом сохраненные в размере средних месячных заработков выплаты, гарантируемые увольняемому работнику в соответствии со ст. 178 ТК РФ, а также выплаты дополнительной компенсации, производимые согласно ст. 180 настоящего Кодекса;
     
     д) не облагаются единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с повышением профессионального уровня работников в соответствии со ст. 196 и 197 ТК РФ.
     
     Но при этом обращаем внимание читателей журнала на особенности списания расходов, связанных с оплатой работодателем обучения бухгалтера для получения квалификационного ат-тестата профессионального бухгалтера: облагается единым социальным налогом сумма единовременного взноса, перечисляемого налогоплательщиком за претендента на специальный счет Аттестационной комиссии Института профессио-нальных бухгалтеров России на проведение организационной работы, связанной с проведением квалификационных экзаменов, и финансирование методической и методологической работы этого Института в размере, равном 20-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом;
     
     е) единый социальный налог начисляется в установленном порядке на выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами;
     
     ж) при применении подпункта 7 п. 1 ст. 238 НК РФ необходимо учесть, что при исчислении единого социального налога налогоплательщики не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Однако если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц - работников лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке;
     
     з) начиная с 1 января 2002 года суммы страховых взносов, уплачиваемых налогоплательщиками по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на случай утраты ими трудоспособности, облагаются единым социальным налогом, если наступление страхового случая не связано с исполнением работником трудовых обязанностей.
     

     Исходя из п. 28 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога следует:
     
     - в соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, уплата единого социального налога может производиться в суммах, округленных до целых рублей, а возникающие при этом суммовые разницы должны списываться на финансовые результаты;
     
     - единый социальный налог включается в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
     
     Суммы единого социального налога учитываются в бухгалтерском учете на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", по дебету которого отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование, а по кредиту - суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также на их обязательное медицинское страхование, подлежащие перечислению в соответствующие фонды.
     
     2. Налог на имущество.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, принимаемая для исчисления налога, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     При этом к объектам жилищно-коммунальной сферы относятся жилой фонд; гостиницы (за исключением туристических); дома и общежития для приезжих; объекты внешнего благоустройства; улично-дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно-мостового хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями; все виды водозаборных сооружений; артезианские скважины; сети водопровода и канализации с сооружениями на них; насосные и воздуходувные станции; водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, склад-ские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.
     
     К объектам социальной сферы относятся санатории; дома отдыха; оздоровительные лагеря для детей; имущество медсанчастей; клубы; гостиницы; библиотеки; спортивные залы; бани и другие аналогичные объекты, находящиеся на балансе организаций независимо от организационно-правовой формы, вида деятельности и ведомственной подчиненности.
     

     Налогом на имущество не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительской власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что обусловлено ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий".
     
     Как указано в подпункте "ж" п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", к таким запасам относятся, в частности, законсервированные материальные ценности предприятий.
     
     Основанием для исключения стоимости законсервированного имущества (включая и основные средства) из расчета при исчислении налога на имущество предприятий является решение о консервации имущества, принятое соответствующим органом.
     
     Так как налог на имущество в соответствии со ст. 14 НК РФ является региональным налогом, то решение о консервации имущества организации, принимаемое органом местного самоуправления, подлежит обязательному согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения этого имущества.
     
     На основании п. "г" ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" налог на имущество не начисляется в отношении имущества, которое подлежит использованию исключительно для нужд образования и культуры (перечень приведен в подпункте "г" п. 5 раздела II инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33).
     
     При этом льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется не только организациям, непосредственно осуществляющим деятельность в области культуры и образования, но и организациям, оказывающим услуги учебным заведениям, выпускающим или реализующим учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, по имуществу в той его части, которая приходится на эту продукцию.
     
     Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 к учебно-технической продукции относятся литература учебная (код 953005); иллюстрированные каталоги учебные (код 954130); печатные учебно-наглядные таблицы (код 954201); учебные наглядные пособия (код 954420); карты листовые учебные (код 955200); карты листовые учебные природы (код 955240); карты листовые учебные политико-административные (код 955250); карты листовые учебные исторические (код 955260) и др.
     

     Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества организации путем деления на 12 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, и сумм стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчетного периода.
     
     Средняя стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется делением соответственно на 3, 6 и 9 стоимости имущества, подлежащего налогообложению.
     
     Пример.
     
     1) Стоимость имущества организации на:
     
     01.01.2003 - 2300 тыс. руб.;
     
     01.02.2003 - 2250 тыс. руб.;
     
     01.03.2003 - 2280 тыс. руб.;
     
     01.04.2003 - 2350 тыс. руб.;
     
     01.05.2003 - 2230 тыс. руб.;
     
     01.06.2003 - 2220 тыс. руб.;
     
     01.07.2003 - 2320 тыс. руб.;
     
     01.08.2003 - 2250 тыс. руб.;
     
     01.09.2003 - 2280 тыс. руб.;
     
     01.10.2003 - 2500 тыс. руб.;
     
     01.11.2003 - 2450 тыс. руб.;
     
     01.12.2003 - 2420 тыс. руб.;
     
     01.01.2004 - 2400 тыс. руб.;
     
     2) среднегодовая стоимость имущества организации рассчитывается следующим образом:
     
     [(2300 тыс. руб. : 2) + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + 2350 тыс. руб. + 2230 тыс. руб. + 2220 тыс. руб. + 2320 тыс. руб. + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + 2500 тыс. руб. + 2450 тыс. руб. + 2420 тыс. руб. + (2400 тыс. руб. : 2)] : 12 = 2325 тыс. руб.;
     
     3) исходя из вышеприведенных данных за I квартал 2003 года средняя стоимость имущества составила 2285 тыс. руб. {[(2300 тыс. руб. : 2) + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + (2350 тыс. руб. : 2)] : 3};
     
     4) средняя стоимость имущества организации за 1-е полугодие 2003 года составила 2273 тыс. руб. {[(2300 тыс. руб. : 2) + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + 2350 тыс. руб. + 2230 тыс. руб. + 2220 тыс. руб. + (2320 тыс. руб. : 2)] : 6};
     
     5) средняя стоимость имущества организации за 9 месяцев 2003 года составила 2287 тыс. руб. {[(2300 тыс. руб. : 2) + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + 2350 тыс. руб. + 2230 тыс. руб. + 2220 тыс. руб. + 2320 тыс. руб. + 2250 тыс. руб. + 2280 тыс. руб. + (2500 тыс. руб. : 2)] : 9}.
     
     При определении налоговой базы организаций стоимость имущества определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, стоимости материальных запасов, незавершенного производства и т.д., отражаемой в активе баланса по соответствующим счетам, указанным в п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33, и с учетом Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     

     При этом читателям журнала следует обратить внимание на некоторые особенности исчисления налога на имущество:
     
     1) для целей исчисления и уплаты налога на имущество предприятий берется в расчет стоимость (в том числе остаточная стоимость основных средств, нематериальных активов) в оценке согласно правилам бухгалтерского учета.
     
     В письмах МНС России от 06.09.2002 N ШС-6-21/1377 и Минфина России от 29.08.2002 N 04-05-06/34 до сведения налоговых органов доведено, что при исчислении налога на имущество принимается остаточная стоимость имущества, сформированная по правилам бухгалтерского учета;
     
     2) согласно Плану счетов в составе основных средств учитываются и квартиры, что подтверждено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
     
     3) в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 порядок списания на затраты производства основных средств стоимостью до 10 000 руб. за единицу применяется в отношении основных средств, приобретенных в 2002 году;
     
     4) при исчислении налога на имущество стоимость материально-производственных запасов определяется с учетом Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
     
     5) в соответствии с главой 25 НК РФ амортизация по основным средствам может начисляться на основные средства, числящиеся на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", до момента оформления в установленном порядке прав собственности на них, но при исчислении налога на имущество амортизационные отчисления учитываются при условии введения в экс-плуатацию объектов основных средств и их использовании при производстве продукции (работ, услуг).
     
     3. Транспортный налог.
     
     Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) введена глава 28 "Транспортный налог" НК РФ.
     
     Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, приведенных в ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на абзац второй ст. 357 НК РФ, в котором определены особенности признания налогоплательщика в случае передачи транспортного средства по доверенности. Это касается транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, приобретенных и переданных по-следними на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ.
     
     В ст. 357 НК РФ приведены три условия, при соблюдении которых плательщиком транспортного налога может быть признано лицо, указанное в доверенности:
     
     1) транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ;
     
     2) транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ;
     
     3) на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.
     
     Признание лица, указанного в доверенности, плательщиком транспортного налога производится только при соблюдении вышеназванных условий на основании уведомления, предусмотренного ст. 357 НК РФ, представляемого в налоговый орган по месту своего жительства лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
     
     В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:
     
     1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
     
     2) транспортное средство;
     
     3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;
     
     4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортного средства;
     
     5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).
     
     Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе дату приобретения) и его передачи (дату передачи).
     
     В п. 1 ст. 358 НК РФ приведены транспортные средства, по которым производится начисление транспортного налога, а в п. 2 этой статьи настоящего Кодекса - транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения. Если в п. 2 ст. 358 НК РФ перечень объектов транспортных средств является закрытым, то транспортные средства, по которым производится начисление транспортного налога, закрытыми не являются. Однако при этом установлено, что эти транспортные средства регистрируются в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем указано в разделе III Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
     
     Так, например, Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утверждены приказом МВД России от 21.01.2003 N 59, а Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995. Но при этом МНС России в специальном разделе IX вышеназванных Методических рекомендаций указывает органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств.
     
     Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в специальной таблице.
     
     С учетом п. 3 ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога в случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового периода (календарного года) отдельно по каждому транспортному средству производится по следующей формуле расчета:
     

Н = М х С х К,

     
     где Н - исчисленная сумма транспортного налога к уплате;
     
     М - мощность двигателя транспортного средства по техническому паспорту;
     
     С - налоговая ставка для данной категории транспорт ных средств;
     
     К - коэффициент, характеризующий время нахожде ния транспортного средства у налогоплательщи ка, исчисляемый как отношение числа полных ме сяцев, в течение которых это транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
     
     Пример.
     
     1. На балансе организации, осуществляющей строительство объектов, на 1 января 2003 года числятся три грузовых автомобиля, каждый с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил (л.с.).
     
     2. Один из грузовых автомобилей реализован в апреле 2003 года.
     
     3. Организация приобрела и приняла на баланс в июне 2003 года грузовой автомобиль с мощностью двигателя 200 л.с.
     
     4. Ставки закона субъекта Российской Федерации, которым установлен транспортный налог, равны ставкам, приведенным в ст. 361 НК РФ.
     
     5. Сумма транспортного налога за 2003 год составит:
     
     по грузовым автомобилям - 8500 руб. (2 х 250 л.с. х х 17 руб.);
     
     по реализованному грузовому автомобилю - 1417 руб. (250 л.с. х 17 руб. х 4 мес. : 12 мес.);
     
     по приобретенному автомобилю - 1167 руб. (200 л.с. х 10 руб. х 7 мес. : 12 мес.).
     
     Общая сумма транспортного налога к уплате - 11 084 руб. (8500 руб. + 1417 руб. + 1167 руб.).
     
     В случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортных средств.
     
     Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортных средств, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
     
     Поскольку согласно п. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. 1 этой статьи настоящего Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз, в разделе VII Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приведены минимальный и максимальный пределы налоговых ставок в рублях.
     
     Так, например, если согласно ст. 361 НК РФ налоговая ставка по легковому автомобилю с мощностью двигателя до 100 л.с. - 5 руб., то законом субъекта Российской Федерации эта ставка может быть установлена в размере не ниже 1 руб. и не выше 25 руб.
     
     4. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация".
     
     Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний введен Законом РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний".
     
     Плательщиками указанного сбора являются организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях, за исключением тех организаций, которые конкретно поименованы в Законе N 4737-1 и указаны в п. 2 Инструкции МНС России от 29 06.2000 N 63 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний".