Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение банков


Налогообложение банков


А.Г. Дружинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Исполнение банком распоряжения клиента на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета

     
     Должен ли банк исполнять распоряжение клиента на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета только после получения от налогового органа информационного письма о получении последним извещения об открытии налогоплательщику-предприятию указанного счета?
     
     В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" (далее - Указ N 1212) кредитная организация при открытии банковского счета организации обязана незамедлительно известить об этом налоговый орган, в котором организация состоит на учете.
     
     Операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения.
     В соответствии со ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
     
     Учитывая, что начало операций по снятию (перечислению) денежных средств со счета НК РФ не регламентируется, п. 7 Указа N 1212 в части установления банкам запрета на производство операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета до получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии организации счета не противоречит настоящему Кодексу.
     
     При этом следует иметь в виду, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2001 N ГКПИ 01-1421, признавшее второе предложение абзаца пятого Порядка открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям в соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", утвержденного Госналогслужбой России от 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Минфином России от 10.11.1996 N 95 и Банком России от 24.10.1996 N 349, незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой НК РФ, на Указ N 1212 не распространяется.
     
     Что касается ограничения прав клиентов по распоряжению денежными средствами, находящимися на их счетах, то следует учитывать, что в соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан недействительным по решению суда.
     
     Таким образом, до отмены п. 7 Указа N 1212 соответствующие положения данного пункта настоящего Указа подлежат обязательному исполнению кредитными организациями.
     
     Штрафные санкции за нарушение п. 7 Указа N 1212 законодательством не предусмотрены. Вместе с тем налоговые органы на основании абзаца четвертого п. 7 Указа N 1212 сообщают в Банк России обо всех выявленных фактах проведения кредитными организациями расходных операций по вновь открытым счетам клиентов без получения уведомления о регистрации вышеуказанных счетов в налоговых органах.
     

Обязанность банка сообщать налоговому органу об открытии текущего валютного счета и транзитного валютного счета

     
     Свидетельствует ли уведомление банком налогового органа об открытии клиенту текущего валютного счета одновременно об открытии транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов?
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под термином "счет (счета)" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии с п. 6 инструкции Банка России от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 7) для зачисления поступлений в иностранной валюте в пользу юридических лиц уполномоченные банки параллельно открывают юридическим лицам текущий валютный счет и транзитный валютный счет на основании договора банковского счета для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций.
     
     Инструкция N 7 закрепляет за клиентами - владельцами счета право распоряжаться средствами, находящимися на транзитных валютных счетах. Так, юридическим лицам, в том числе посредническим организациям, предоставлено право оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков) в случаях, предусмотренных п. 8 Инструкции N 7, а также в иных случаях, разрешенных Банком России.
     
     В соответствии с указанием Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" уполномоченные банки в целях совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке открывают юридическим лицам - резидентам Российской Федерации специальные транзитные валютные счета либо на основании единого договора на открытие одновременно текущего валютного счета, транзитного валютного счета и специального транзитного валютного счета, либо, в случае если уполномоченным банком резиденту уже были открыты текущий валютный и транзитный валютный счета, в рамках уже существующего договора на открытие этих счетов.
     
     Операции по покупке и продаже иностранной валюты по специальным транзитным валютным счетам осуществляются уполномоченным банком не самостоятельно, а по поручению клиента - юридического лица - резидента Российской Федерации. Банки по поручению клиента также могут выдавать с вышеуказанного счета иностранную валюту на командировочные расходы (после ее покупки на эти цели).
     
     Исходя из вышеизложенного правовой режим, в котором осуществляются открытие и функционирование транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов, позволяет отнести их к счетам, определенным п. 2 ст. 11 НК РФ.
     
     Следовательно, установленная ст. 86 НК РФ обязанность банков сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета распространяется на текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета.
     
     Если транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет открываются параллельно текущему валютному счету, направленное в налоговый орган сообщение об открытии клиенту текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии клиенту транзитного валютного счета и специального транзитного валютного счета.
     
     Вместе с тем необходимо отметить, что форма N 12-0-1 "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета", утвержденная приказом Госналогслужбы России от 23.12.1998 N ГБ-3-12/340, предусматривает указание наименования (типа, вида) и номера открытого счета.
     
     Учитывая вышеизложенное, сообщение банка налоговому органу об открытии текущего валютного счета должно содержать указание не только на номер открытого текущего валютного счета, но и на номера транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов.
     
     Если в момент открытия клиенту специального транзитного валютного счета уполномоченным банком резиденту ранее уже были открыты текущий валютный и транзитный валютный счета, о чем в налоговый орган было направлено соответствующее сообщение, банк должен направить отдельное сообщение об открытии клиенту специального транзитного валютного счета.
     

Обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) бюджетного счета

     
     Организация - получатель средств областного бюджета закрыла бюджетный счет 40202 и направила копию извещения о закрытии банковского бюджетного счета в казначейское управление Департамента финансов администрации области. Обязана ли в этом случае организация подавать сообщение о закрытии банковского счета в налоговую инспекцию?
     
     В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под термином "счет (счета)" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     Бюджетные счета могут быть открыты получателям бюджетных средств как на балансе казначейства, так и в кредитных организациях.
     
     По кредиту отдельных лицевых счетов организаций на балансовом счете N 40202 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенные государственным организациям", открытом в учреждениях Банка России или в другом банке, зачисляются денежные средства, перечисленные финансовыми органами субъектов Российской Федерации и предназначенные для финансирования вышеуказанных организаций согласно утвержденным сметам.
     
     Суммы средств, перечисляемых при осуществлении утвержденных расходных мероприятий, проводятся по дебету отдельных лицевых счетов, открытых организациям на соответствующем балансовом счете N 40202.
     
     Таким образом, на лицевые счета налогоплательщиков, открытые на балансовом счете N 40202, могут зачисляться и с них могут расходоваться денежные средства.
     
     Статья 845 ГК РФ, определяющая порядок заключения и условия выполнения договора банковского счета, распространяется только на счета, открытые на балансе банков, и не распространяется на счета, которые ведутся организациями, не имеющими статуса кредитной организации.
     
     Таким образом, положения ст. 845 ГК РФ не распространяются на счета получателей средств бюджетов соответствующих уровней, открытые на балансе казначейства. Только в случае открытия вышеуказанных счетов в кредитных организациях их правовой режим должен определяться главой 45 ГК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган об открытии (закрытии) бюджетного счета, если он открыт в кредитной организации и режим его работы удовлетворяет вышеуказанным условиям.
     

Право налогового органа на выставление инкассового поручения к счету клиента банка

     
     Банк России применил к коммерческому банку меру воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды сроком на шесть месяцев. В период действия вышеуказанного ограничения налоговыми органами были выставлены инкассовые поручения к счету клиента банка. Имеет ли право банк исполнять данные инкассовые поручения?
     
     В соответствии с письмом Банка России от 18.06.1999 N 182-Т "О применении отдельных положений инструкции Банка России от 31.03.97 N 59" к кредитным организациям, не обеспечивающим по поручению налогоплательщиков своевременное перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, территориальные учреждения Банка России в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" применяют меру воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев.
     
     Следует отметить, что вышеуказанное ограничение может быть досрочно отменено при устранении банком оснований, которые послужили причиной его применения, или введено вновь, если результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют об улучшении ее финансового положения.
     
     Согласно письму Банка России от 13.08.1999 N 240-Т "О порядке применения разъяснений Банка России, данных в Указании оперативного характера от 18.06.99 N 182-Т" в период применения ограничения подлежат исполнению инкассовые поручения налоговых органов и иные исполнительные документы на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, предъявленные как к расчетному (текущему) счету клиента, так и к корреспондентскому счету кредитной организации. При этом инкассовые поручения налоговых органов на перечисление со счета плательщика денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды подлежат приему в картотеку к расчетным (текущим) счетам клиентов только при отсутствии или недостаточности денежных средств на указанных счетах.
     
     Таким образом, действия налоговых органов в части направления вышеуказанных инкассовых поручений правомерны, и введение Банком России в отношении кредитной организации ограничения на проведение платежей в бюджет не является основанием для их неисполнения.