Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Платежи за пользование лесными ресурсами


Платежи за пользование лесными ресурсами

     

В.В. Лебедев

     

1. Виды платежей

     
     При пользовании лесными ресурсами предусмотрено внесение нескольких видов платежей, порядок исчисления и уплаты которых контролируется как налоговыми, так и другими государственными органами.
     
     К этим платежам относятся:
     
     - лесные подати;
     
     - арендная плата;
     
     - плата за перевод лесных земель в нелесные.
     
     Основополагающим нормативным правовым актом, установившим правомерность вышеуказанных платежей, является Лесной кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс).
     
     Во исполнение положений Лесного кодекса Правительство РФ приняло несколько постановлений, которыми регулируется порядок исчисления и внесения соответствующих платежей.
     

2. Лесные подати

     
     Взимание платежей за пользование лесным фондом в виде лесных податей предусмотрено ст. 103 Лесного кодекса. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда.
     
     Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса (куб.м древесины, хвороста, веточного корма; кг грибов, ягод, чаги, мха; т живицы, коры деревьев и др.), по отдельным видам лесопользования (сенокошение, пастьба скота, создание плантаций лекарственных растений и др.) - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
     
     Плата за древесину, разрешенную к рубке, исчисляется исходя из объема древесины (куб.м) и минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, установленных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" (далее - Постановление N 127), либо исходя из ставок, определенных субъектами Российской Федерации, размер которых не может быть ниже величины минимальных ставок, или из ставок, установленных по результатам лесных аукционов. При этом минимальные ставки платы за древесину включают налог на земли лесного фонда.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О Бюджетной классификации Российской Федерации" и приказами Минфина России от 25.05.1999 N 38н и от 09.01.2001 N 4 вышеуказанные платежи относятся к налоговым доходам и отражаются по соответствующему коду Бюджетной классификации (1050401 - "Лесные подати").
     
     Ставки лесных податей за другие виды лесопользования (побочное лесопользование, заготовка живицы и второстепенных лесных ресурсов, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей и для нужд охотничьего хозяйства) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации.
     
     Величина вышеуказанных ставок определяется с учетом наличия того или иного сырьевого ресурса, объемов второстепенных лесных ресурсов на конкретном участке лесного фонда, территориального размещения побочных лесопользований по их видам и количественной и качественной оценки, осуществленной на основании методик специализированных проектных и научных организаций лесного хозяйства и исходя из сложившегося практического опыта лесопользования.
     

3. Арендная плата

     
     Арендная плата предусмотрена ст. 103 Лесного кодекса и взимается при долгосрочном пользовании (при аренде участков лесного фонда на срок до 49 лет) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
     
     Размер арендной платы, порядок ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
     
     При этом Положением об аренде участков лесного фонда (раздел IV), утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение), установлено, что размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования. Арендная плата определяется за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды, и взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду. При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.
     
     Согласно ст. 42 Лесного кодекса лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдаются лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством на основании договора аренды участка лесного фонда, договора концессии либо договора безвозмездного пользования лесным фондом, протокола о результатах лесного аукциона или решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 70 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551, при отпуске древесины на корню на участках лесного фонда, переданных в аренду, в лесорубочном билете по каждой лесосеке указывается стоимость древесины, исчисленная по минимальным ставкам. Размер арендной платы в лесорубочном билете не приводится.
     
     Таким образом, ежегодный размер арендной платы включает сумму лесных податей, исчисленных по минимальным ставкам налога на земли лесного фонда, а также суммы превышения лесных податей над суммами, исчисленными по минимальным ставкам.
     
     Соответственно, суммы платежей, исчисленные в лесорубочных билетах по минимальным ставкам за древесину, отпускаемую на корню, являются частью арендной платы, предусмотренной договором аренды участков лесного фонда, и включаются налогоплательщиками в сумму вносимой арендной платы.
     
     В связи с этим обращаем внимание читателей журнала на неправомерность постановки вопроса о том, что при аренде одного и того же участка лесного фонда одновременно взимаются и лесные подати, и арендная плата.
     
     Расчет суммы арендной платы для конкретного арендатора участка лесного фонда с указанием сроков уплаты производится органом управления лесным хозяйством и оформляется обеими сторонами в виде протокола (соглашения, уточненного расчета и т.п.) к договору аренды участков лесного фонда.
     
     Арендодатель (лесхоз) имеет право вносить предложения по пересмотру условий действующего договора аренды (п. 34 Положения).
     
     Изменение условий договора аренды, помимо иных случаев, допускается и в случае отказа арендатора от пользования отдельными частями арендованного участка лесного фонда (п. 41 Положения).
     
     Следовательно, при отсутствии разногласий между арендодателем (лесхозом) и арендаторами в заключенных и прошедших государственную регистрацию договорах аренды могут быть пересмотрены границы участков лесного фонда, объемы лесопользования и размер арендной платы, в том числе в результате передачи отдельных частей арендованных участков лесного фонда от одних арендаторов в пользование другим арендаторам с последующим оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов для заготовки древесины на переданных лесосеках. При этом условие сообщения налоговым органам по месту лесопользования результатов перерасчета размера платежей в бюджет в отношении конкретных арендаторов является обязательным.
     
     С учетом вышеизложенного основным документом, на основании которого должна уплачиваться арендная плата, является договор аренды участка лесного фонда.
     
     Следует обратить внимание читателей журнала на то, что содержание данного договора является единственным источником юридически значимой информации, подтверждающей существующие права на пользование лесным фондом, а также ограничения и обременения этих прав.
     
     Поскольку урегулирование спорных вопросов и разногласий, возникающих в процессе пользования лесным фондом, как со стороны арендодателя (лесхоза), так и со стороны арендатора (лесопользователя) находится в прямой зависимости от содержания договора аренды участка лесного фонда, необходимо достаточно серьезно и ответственно подходить к составлению и заключению вышеуказанного документа.
     
     В договоре аренды участка лесного фонда должны быть отражены конкретные виды лесопользования, срок аренды и объемы (размеры) лесопользования, площадь и границы участка лесного фонда, в том числе его административное и территориальное расположение, размер арендной платы, сроки и порядок ее внесения, обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов, а также иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.
     

4. Плата за перевод лесных земель в нелесные

     
     Лесным кодексом предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление платы за перевод лесных земель в нелесные земли (ст. 47) и размеров этой платы (ст. 63). При этом в соответствии со ст. 67 Лесного кодекса порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земель лесного фонда устанавливаются Правительством РФ.
     
     Иными словами, изначально в полномочия Правительства РФ не входило установление размеров платы за вышеуказанные действия.
     
     Однако действие части второй ст. 63 Лесного кодекса в отношении установления размера платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда и направления ее лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Согласно ст. 17 этого Федерального закона в 2002 году размер платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда, порядок взимания и учета вышеуказанных средств определялись Правительством РФ.
     
     Во исполнение вышеуказанной нормы постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 N 278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда в 2002 году" были утверждены базовые размеры платы за данные действия, а также правила взимания и учета этой платы.
     
     Эта плата перечислялась юридическими и физическими лицами, в интересах которых осуществляются перевод и изъятие земель, не на счета лесхозов, а на лицевые счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органами федерального казначейства.
     
     В январе 2003 года встал вопрос о порядке применения вышеуказанного постановления Правительства РФ, поскольку, как следует из его названия, оно действовало только в 2002 году. В связи с тем, что вопросы по данному поводу продолжают поступать до настоящего времени, напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" было принято постановление Правительства РФ от 25.02.2003 N 119 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 278". Эти изменения состоят в исключении из заголовка постановления Правительства РФ от 29.04.2002 N 278 слов "в 2002 году", а из самого текста этого постановления - слов "в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год”".
     
     Таким образом, с марта 2003 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 119, за совершение действий по переводу лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда взимается соответствующая плата.
     

5. Особенности расчета и поступления платежей в 2003 году

     
     Согласно ст. 46 Лесного кодекса установление минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью отнесено к полномочиям Российской Федерации. Данное право реализовано Правительством РФ посредством принятия Постановления N 127.
     
     Соответственно, размеры ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, определяемых субъектами Российской Федерации, не могут быть ниже величины минимальных ставок, установленных Правительством РФ.
     
     Поэтому если при проверке размеров исчисляемых платежей за пользование лесным фондом обнаруживалось, что в ряде случаев при заготовке древесины применялись более низкие ставки, контролирующие органы отмечали явное, с их точки зрения, нарушение.
     
     Однако при этом следует иметь в виду, что Постановлением N 127 предусмотрено, что при заготовке древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются:
     
     при прореживании и выборочных санитарных рубках - на 50 %;
     
     при других рубках промежуточного пользования - на 30 %.
     
     Кроме того, пунктом 14 Постановления N 127 предусмотрено, что при отпуске древесины на корню в порядке сплошных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.
     
     Таким образом, речь идет не о нарушении норм Лесного кодекса, а о некоторой нечеткости в применении термина "минимальные ставки".
     
     Здесь же следует сказать и о проблеме, возникшей при применении минимальных ставок в 2003 году. Дело в том, что в 2002 году к вышеуказанным ставкам применялся коэффициент индексации. Так, в ст. 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" было записано, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 1,12.
     
     В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" такая норма отсутствует. Однако многие лесопользователи, да и контролирующие органы не обратили на это внимание.
     
     Отсутствие в текущем году коэффициента индексации ставок должно привести, по сути, к снижению общего размера сумм платежей за пользование лесным фондом, если объем заготовок древесины по ее видам (ассортименту) составит примерно те же объемы, что и в 2002 году.
     
     В отношении межбюджетного регулирования зачисления лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом, в частности за древесину, отпускаемую на корню, их распределение в бюджетной системе Российской Федерации в текущем году по сравнению с прошлым годом не изменилось. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" исчисленная налогоплательщиками сумма вышеуказанных платежей в полном объеме направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Что касается средств, поступающих за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, то данные платежи в соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона подлежат зачислению в доход федерального бюджета в размере 50 %. Остальная часть этих средств формирует доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
     

6. Участие налоговых органов в контрольных мероприятиях по исчислению и внесению платежей

     
     Статьей 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено, что налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый контроль предусматривает такие формы, как проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, и другие.
     
     При проверке владельцев лесного фонда и лесопользователей налоговые органы руководствуются в основном нормами инструкции Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню".
     
     В соответствии со ст. 31 и 93 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и другие необходимые для проверки документы.
     
     Таким образом, при осуществлении налогового контроля (выездных налоговых проверок) за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет платы за древесину, отпускаемую на корню, налоговые органы вправе требовать соответствующие документы и в необходимых случаях осматривать участки лесного фонда, на которых осуществлялась заготовка древесины.
     
     При этом следует иметь в виду, что право налоговых органов производить осмотр любых используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, предоставленное п. 6 ст. 31 НК РФ, применимо только при осуществлении выездного налогового контроля и не может быть основанием для проведения налоговыми органами освидетельствования мест рубок в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551.
     
     Согласно порядку проведения освидетельствования мест рубок, определенному Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований данных Правил, включая проведение освидетельствования мест рубок, осуществляют исключительно государственные органы управления лесным хозяйством (лесхозы).
     

     При проверке достоверности отражаемых лесопользователями в налоговой и бухгалтерской отчетности объемов лесопользования производится сверка данных бухгалтерского учета и отчетности, в том числе по нарядам (актам) выполненных работ по заготовке древесины, путевым листам на вывозку древесины. Определяется фактическое количество заготовленной древесины в проверяемом периоде, а также своевременность внесения в бюджет платежей за дополнительно заготовленное количество древесины по результатам хозяйственной деятельности за истекший период с учетом установленных п. 39 инструкции Госналогслужбы России от 19.04.1994 N 25 для данных платежей сроков уплаты.
     
     По вышеуказанным документам первичного бухгалтерского учета выполненных лесозаготовительных работ проверяется соблюдение норм п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, в соответствии с которыми не допускается заготовка древесины до получения или после срока действия лесорубочного билета, несоблюдение сроков трелевки и вывозки древесины, самовольная переуступка прав лесопользования и другие требования.
     
     При выездной налоговой проверке владельцев лесного фонда проверяется правильность исчисления платы за древесину, отпускаемую на корню, начиная с анализа данных по ведомостям материально-денежной оценки лесосек посредством проверки совокупности натуральных показателей отведенных в рубку насаждений и стоимостных показателей по древесным породам, разрядам такс, категориям крупности деловой древесины и дровам.
     
     На основании материалов лесоустройства (таксационные описания) налоговые органы проверяют правильность назначений насаждений под рубки главного пользования и промежуточного пользования соответствующих участков лесного фонда. Устанавливаются факты назначения под рубки главного пользования средневозрастных и приспевающих насаждений, а также проверяются насаждения, рубка которых запрещена.
     
     С целью устранения ошибок в выборе разряда сортиментных таблиц*1 и правильного определения общего запаса древесины по ведомостям материально-денежной оценки*1 проверяется правильность разряда сортиментных таблиц, с помощью которых производится материальная оценка лесосек.
     
     В обязательном порядке проверяются ставки лесных податей, применяемых при исчислении отпуска древесины на корню по лесорубочному билету. В случае увеличения ставок платы производится перерасчет по ранее выписанным лесорубочным билетам*1.
     _____
     *1 Примеры сортиментных таблиц и примеры заполнения форм ведомости материально-денежной оценки лесоеки, а также лесорубочного билета, ордера на мелкий отпуск древесины на корню и лесного билета приводятся в приложениях к настоящей статье.

     

     Как следует из вышеизложенного, лесопользование может осуществляться на основании нескольких разрешительных документов. Поскольку эти документы регулируют разные виды пользования лесным фондом, то организация-лесопользователь может иметь несколько видов разрешительных документов. Следует иметь в виду, что перечень всех вышеуказанных документов передается лесхозом лесопользователю (в нашем примере это ООО "Зеленогорское") по специальной накладной.
     
     Далее целесообразно пояснить имеющуюся разницу между лесорубочным билетом, ордером и лесным билетом.
     
     В соответствии со ст. 42 Лесного кодекса лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
     
     Содержание лесорубочного билета предусматривает указание места нахождения участка лесного фонда, количественной, качественной и стоимостной оценки отпускаемой древесины, а также выполнение требований лесного законодательства.
     
     Основанием для выдачи лесничеством ордера является лесорубочный билет.
     
     На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовки и вывозки древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета производится отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
     
     Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением видов лесопользования, указанных в части шестой ст. 42 Лесного кодекса. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на производство других видов лесопользования - лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
     
     Статья 80 Лесного кодекса относит к побочному лесопользованию сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.
     
     Что касается упомянутого в этой статье перечня, то Федеральная служба лесного хозяйства России приказом от 01.04.1999 N 74, зарегистрированным в Минюсте России 02.06.1999 N 1797, утвердила перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации.
     

     В этот перечень, в частности, включены:
     
     - использование участков лесного фонда Российской Федерации для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, бахчевых, зерновых, технических и других), создания плантаций плодово-ягодных, орехоплодовых, лекарственных растений, в том числе женьшеня, грибов;
     
     - заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на участках лесного фонда Российской Федерации для посадки их на землях иных категорий;
     
     - использование участков лесного фонда Российской Федерации для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях;
     
     - использование участков лесного фонда Российской Федерации для устройства изгородей, размещения сторожек, вешалов, навесов, рыболовных тоней, сушилок, грибоварен, лесных складов и других временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей.
     
     Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оформления (выдачи) разрешительных документов на право пользования лесным фондом (см. приказ МПР России от 12.08.2002 N 522), не предусмотрена замена лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов с неистекшими сроками действия при внесении каких-либо изменений в формы вышеуказанных разрешительных документов.
     
     Налоговым органам и лесопользователям следует иметь в виду, что при утрате лесхозом или лесничеством экземпляра лесорубочного билета, ордера или лесного билета либо при утере лесником выданного ему лесного билета составляется акт и, в случае необходимости, взамен утраченных выдаются новые экземпляры лесорубочного билета, ордера или лесного билета. На вновь выданном экземпляре проставляют прежний номер и делают надпись "Взамен утраченного" (см. п. 17 вышеупомянутого приказа МПР России).
     
     В таком же порядке выдается взамен утраченного новый экземпляр лесорубочного билета, ордера, лесного билета лесопользователю на основании поданного в лесхоз или в лесничество письменного заявления. По разрешению директора лесхоза могут быть сняты копии с лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов для представления заинтересованным организациям.
     
     Таким образом, для отказа лесопользователем в представлении налоговым органам вышеуказанных разрешительных документов (по причине их безвозвратной утраты), по сути, оснований не имеется.
     

     Отметим, что в соответствии со ст. 24 Лесного кодекса лесопользователь в случаях и на условиях, которые определены лесным законодательством Российской Федерации, имеет право с согласия собственника передать право пользования участком лесного фонда лицу, не являющемуся его правопреемником.
     
     При реорганизации юридического лица - лесопользователя принадлежащее ему право пользования переходит к юридическому лицу - правопреемнику реорганизованного юридического лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     
     Право пользования участком лесного фонда может переходить только к одному лицу при условии сохранения цели использования этих участков, наличия у правопреемника необходимых средств для их осуществления, а при необходимости - лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
     
     Переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет.
     
     Что касается установления ответственности при незаконной переуступке прав лесопользования, то подпунктом "ц" п. 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации предусмотрена ответственность в случае самовольной переуступки прав лесопользования по лесорубочному билету или ордеру, но не дается толкования этого понятия.
     
     Однако исходя из содержания Лесного кодекса под самовольной переуступкой права лесопользования следует понимать передачу лесопользователем права пользования участками лесного фонда в нарушение норм и правил, установленных лесным законодательством (ст. 24 Лесного кодекса) и иными правовыми актами, либо без получения на это необходимых разрешений. К самовольной переуступке права пользования участками лесного фонда, в частности, относится субаренда лесных участков (ст. 31 Лесного кодекса).
     
     Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имущественные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются согласно ст. 5 Лесного кодекса лесным и гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, права налоговых органов в вышеуказанной сфере ограничены. Так, взыскание неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню также является гражданско-правовой мерой ответственности и производится на основании ст. 330-332 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 116 Лесного кодекса.
     
     Контроль за соблюдением лесохозяйственных требований лесопользователями и другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством, возложен на государственные органы управления лесным хозяйством.
     
     В частности, именно органы МПР России проверяют своевременность уплаты неустоек лесопользователями за лесонарушения в соответствии с требованиями п. 66 Правил отпуска древесины на корню, которым предусмотрено, что в случаях выявления нарушений лесохозяйственных требований при проведении освидетельствования мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесхозы начисляют неустойки и предъявляют их лесопользователям для добровольной уплаты в месячный срок. За нарушения, дополнительно выявленные при контрольном освидетельствовании, лесопользователь должен уплачивать неустойки. Если в вышеуказанный срок лесопользователь не произвел добровольную уплату неустоек, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
     
     Учитывая вышеизложенное, вопросы взыскания с лесопользователей сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню выходят за пределы полномочий и компетенции налоговых органов.
     
     К полномочиям МПР России также относится контроль за своевременностью поступления платы за перевод лесных земель в нелесные.
     
     В конце статьи приводятся примеры сортиментных таблиц и примеры заполнения форм, ведомости материально-денежной оценки лесосеки, лесорубочного билета, ордера на мелкий отпуск древесины на корню и лесного билета и кратко излагается порядок заполнения отдельных строк и граф.
     
     Приведем расшифровку отдельных терминов (показателей), используемых в вышеуказанных формах.
     
     В формах лесорубочного билета, ордера на мелкий отпуск древесины на корню, ведомости материально-денежной оценки лесосеки должны указываться "разряд высот", "лесотаксовый пояс", "группа лесов".
     
     Размер ставки платы связан с правильностью применения вышеуказанных технических показателей использования древесины.
     
     В связи с этим поясним, что территория Российской Федерации распределяется по лесотаксовым районам согласно таблице 1 и по лесотаксовым поясам согласно таблице 2, приводимых в Постановлении N 127.
     
     Перевод участка леса из одного лесотаксового района или лесотаксового пояса в другой производится Правительством РФ по представлению МПР России.
     
     Леса распределяются по лесотаксовым разрядам, которые устанавливаются для каждого квартала (урочища) исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшего пункта, откуда возможны погрузка древесины и ее транспортировка по железной дороге, или сплав древесины, или ее транспортировка водным транспортом.
     
     При отпуске древесины на корню в порядке сплошных санитарных рубок в насаждениях, поврежденных вредителями и болезнями леса, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, минимальные ставки устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от качества древесины на корню и спроса на нее вплоть до полного освобождения лесопользователей от платы.
     
     Если отпуск древесины на корню производится по минимальным ставкам с применением корректирующих коэффициентов, окончательная величина минимальной ставки округляется до 0,1 руб. за 1 плотный куб.м древесины.
     
     Учитывая экономическое, экологическое и социальное значение лесного фонда, а также его местоположение и выполняемые им функции, лесной фонд подразделяется по группам лесов с выделением лесов первой, второй и третьей групп. В свою очередь, леса первой группы имеют разграничение по категориям защитности.
     
     Описание вышеуказанных групп лесов приведено в ст. 56-58 Лесного кодекса.
     
     В частности, I группу составляют леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Эти леса подразделяются на ряд категорий защитности.
     
     К лесам II группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
     
     III группа включает леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса III группы подразделяются на освоенные и резервные леса.
     
     В отношении бланков лесорубочного билета, ордера на мелкий отпуск древесины на корню и лесного билета следует отметить, что более подробно порядок заполнения вышеуказанных форм разрешительных документов изложен в Правилах учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных приказом МПР России от 12.08.2002 N 522.
     

Приложение 1

    
Сортиментные таблицы для древостоев Северо-Запада Российской Федерации Сосна. Разряд высот 3.

Диаметр на высоте

Высота, м

Объем ствола

Деловая древесина по категориям крупности, м

Сырье для технолог.

Дрова топливные,

Итого, м

Отходы, м

груди, см


 

в коре, м

крупная

средняя 1

средняя 2

мелкая

итого

переработки, м

м


 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

40

28,5

1,57

1,07

0,24

0,08

0,05

1,44

0,02

-

0,02

0,11

44

29,0

1,92

1,45

0,17

0,08

0,05

1,75

0,04

-

0,04

0,13

48

29

2,28

1,78

0,14

0,08

0,05

2,05

0,07

-

0,07

0,16

    

Деловые сортименты, м

Дровяные столбы

судострой- лес

пило- вочник

шпаль- ник

фанер- ный кряж

тарный кряж

балансы

сваи, гидролес

столбы

руд- стой- ка

стройлес

подто- варник

cырье для технолог. переработки, м

дрова топли- вные, м

всего, м

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

0,03

0,72

0,06

0,30

0,12

0,09

0,02

0,01

0,05

0,03

0,01

0,785

0,675

1,57

0,04

0,91

0,06

0,39

0,15

0,09

0,02

0,01

0,04

0,03

0,01

0,96