Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     

А.А. Назаров

     

Об учете в целях налогообложения прибыли расходов по агентскому договору

     
     Две организации заключили агентский договор, по которому одна из них (агент) обязуется за вознаграждение совершать юридические и иные действия по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности другой организации (принципала), а также по приобретению у третьих лиц кредиторской задолженности принципала и передаче вышеуказанной задолженности ему в соответствии с условиями агентского договора от своего имени, но за счет принципала. Уменьшают ли расходы, понесенные принципалом по данному договору, налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях главы 25 настоящего Кодекса суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
     
     В частности, подпунктом 9 п. 1 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
     
     В связи с вышеизложенным если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенного договора, они учитываются при определении налоговой базы принципала, и наоборот, если такие затраты подлежат включению в состав расходов агента согласно условиям заключенного договора, они не учитываются при определении налоговой базы принципала.
     
     Что касается затрат, связанных с совершением юридических и иных действий по урегулированию дебиторской и кредиторской задолженности принципала, то они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль принципала, если соблюдаются вышеперечисленные условия признания расходов, установленные п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Согласно п. 2 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
     
     1) в виде убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде;
     
     2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва;
     
     3) потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
     
     4) не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
     
     5) расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
     
     6) потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
     
     7) убытки по сделке уступки права требования в порядке, установленном ст. 279 НК РФ.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     

О признании в целях налогообложения прибыли убытков от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств

     
     Какие из объектов обслуживающих производств и хозяйств рассматриваются в целях налогообложения прибыли как обособленные подразделения организации? В каком порядке признаются в этих целях убытки от деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств? Ограничен ли круг специализированных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, с которыми производится сравнение объектов обслуживающих производств и хозяйств налогоплательщика?
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ определено, что обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Аналогичное следует из п. 6.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
     
     Таким образом, в целях налогообложения прибыли все объекты обслуживающих производств и хозяйств рассматриваются как обособленные подразделения организации.
     
     Статьей 275.1 НК РФ установлено, что для целей главы 25 настоящего Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
     
     К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
     
     Если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием вышеуказанных в ст. 275.1 НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием приведенных в настоящей статье НК РФ объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеприведенных условий, убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может быть перенесен налогоплательщиком на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена только прибыль, полученная при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
     
     Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание данных объектов. Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
     
     Согласно п. 6.3.1 вышеназванных Методических рекомендаций все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновении убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного налогоплательщиком от основной деятельности. Условия, выполнение которых позволит учесть этот убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, определены ст. 275.1 НК РФ, согласно которой условия деятельности налогоплательщика должны быть сравнимы с условиями деятельности специализированных организаций.
     
     Под специализированными организациями следует понимать организации, созданные для осуществления деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в социально-культурной сфере и т.д. При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.
     
     Таким образом, круг специализированных организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, с которыми производится сравнение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не ограничен.
     
     При этом сравнение производится по каждой услуге, оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.
     
     Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в ст. 275.1 НК РФ, то он вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности.
     
     Прибыль или убыток по объектам обслуживающих производств за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем объектам, а не по каждому объекту отдельно.
     

О предоставлении малому предприятию льготы по налогу на прибыль после 1 января 2002 года

     
     Что понимается под выручкой от реализации для розничной торговли, осуществляемой многопрофильным малым предприятием, при применении в 2002 и 2003 годах льготы по налогу на прибыль (предусмотренной п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1) в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ: валовой доход торговли (показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени) или товарооборот?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" определено, что предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу данного Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), - при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы малого предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы вышеназванные малые предприятия уплачивают налог в размере, соответственно, 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеприведенные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     Таким образом, вышеуказанная льгота может быть предоставлена малому предприятию при условии соблюдения установленных Законом N 2116-1 пропорций полученной выручки от льготируемых видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     С 1 января 2002 года согласно п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. 271 или ст. 273 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 271 НК РФ установлен порядок признания доходов при методе начисления, а ст. 273 настоящего Кодекса - порядок определения доходов и расходов при кассовом методе.
     
     В связи с вышеизложенным названная льгота по налогу на прибыль после 1 января 2002 года может быть применена многопрофильным малым предприятием, занимающимся наряду с льготируемым видом деятельности розничной торговлей, с учетом положений ст. 249 НК РФ.
     
     Таким образом, под выручкой от торговой деятельности понимается товарооборот.
     
     При этом согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) товарооборот - это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени, а розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
     
     При этом в состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.
     

Исчисление налога на прибыль в случае преобразования унитарного предприятия

     
     Унитарное предприятие находится в процессе реорганизации. Как исчислить и уплатить налог на прибыль в этом случае? Каковы особенности определения налоговых периодов и налогооблагаемой базы для вновь образующихся в результате реорганизаци юридических лиц?
     
     В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Таким образом, организация считается преобразованной (вновь созданной) с момента ее государственной регистрации.
     
     Пунктом 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица установлен ст. 50 НК РФ. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Кодекса.
     
     Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом вышеуказанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
     
     На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
     
     Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
     
     При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
     
     Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном главой 12 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 50 НК РФ.
     
     Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам вышеуказанного юридического лица перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
     
     При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 НК РФ. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
     
     Если реорганизуемое юридическое лицо имеет суммы излишне взысканных налогов, а также пеней и штрафов, то эти суммы подлежат возврату его правопреемнику (правопреемникам) в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления правопреемником (правопреемниками). При этом сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
     
     При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
     
     Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
     
     Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
     
     Предусмотренные п. 3 ст. 55 НК РФ правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей Кодекса.
     
     Статьей 285 НК РФ установлено, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     В связи с вышеизложенным в этом случае следовало произвести расчет налоговой базы и представить в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2003 года по федеральному государственному унитарному предприятию, а за периоды 2003 года, начинающиеся 1 июля, - по открытому акционерному обществу.
     
     В случае излишней уплаты суммы налога на прибыль федеральным государственным унитарным предприятием до преобразования данная сумма подлежит зачету или возврату открытому акционерному обществу в соответствии с п. 10 ст. 50 НК РФ.