Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Отражение в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли затрат на рекламу (рекламный видеоролик, участие в выставке)

     

Отражение в бухгалтерском учете и для целей налогообложения
прибыли затрат на рекламу (рекламный видеоролик, участие в выставке)

     
     С.А. Верещагин,
ИНФОРМЦЕНТР XXI века
          

1. Рекламный видеоролик

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     Таким образом, затраты на изготовление рекламного видеоролика и его демонстрацию следует признать расходами на рекламу.
     
     Согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, имущество принимается к учету как нематериальный актив при одновременном выполнении следующих условий:
     
     - отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
     
     - возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
     
     - использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
     
     - использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     - организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
     
     - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
     
     - наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
     
     Если планируется осуществлять демонстрацию рекламного видеоролика более 12 месяцев, то он должен быть принят к учету в качестве нематериального актива*1.
     _____
     *1 Если срок использования рекламного видеоролика меньше месяца, это обычные текущие расходы на рекламу, которые могут предварительно учитываться как расходы будущих периодов с постепенным равномерным списанием на затраты (каждый месяц за фактические дни использования).
     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет нематериальных активов ведется на балансовом счете 04 «Нематериальные активы».
     
     Амортизация нематериального актива в течение установленного организацией срока его полезного использования отражается либо на балансовом счете 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции с балансовым счетом 44 «Расходы на продажу», либо относится непосредственно в кредит балансового счета 04.
     
     В соответствии со ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) полученный в собственность видеоролик следует признать для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом.
     
     Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ срок полезного использования нематериального актива определяется организацией самостоятельно исходя из условий договора.
     
     В данном случае как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли срок полезного использования видеоролика оптимально должен равняться предполагаемой продолжительности его демонстрации.
     
     Таким образом, расходами на рекламу в течение срока демонстрации видеоролика в торговом зале организации будут являться отчисления на амортизацию нематериального актива и амортизацию оборудования (видеомагнитофона и видеомонитора), с помощью которого демонстрируется данный видеоролик.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 21.11.2001 N 59 «О налоге на рекламу» (аналогичные законы приняты в большинстве регионов субъектов Российской Федерации) понесенные организацией рекламные расходы облагаются налогом на рекламу по ставке 5 %.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно п. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона сумма налога определяется на основании данных бухгалтерского учета.
     
     Таким образом, при определении суммы расходов на рекламу не возникает вопрос, по каким данным (бухгалтерского либо налогового учета) считать размер затрат.
     
     Пример. Порядок отражения в учете расходов на рекламный видеоролик и его демонстрацию.
     
     Организация занимается производством и реализацией продукции бытовой химии.
     
     Для рекламы своей продукции был заказан видеоролик, рекламирующий достоинства выпускаемых товаров, для демонстрации в торговом зале.
     
     Стоимость изготовления ролика по условиям заключенного договора составила 36 000 руб., в том числе НДС - 6000 руб.
     
     Первоначальная стоимость аппаратуры для демонстрации рекламного материала - 400 000 руб.
     
     Получение отснятого рекламного видеоролика от рекламного агентства отражается в регистрах бухгалтерского учета следующим образом:
     
     Д-т 08 К-т 60 - 30 000 руб. - отражено получение рекламного видеоролика от производителя;
     
     Д-т 19 К-т 60 - 6000 руб. - отражен НДС по приобретенному рекламному видеоролику;
     
     Д-т 04 К-т 08 - полученный от рекламного агентства видеоролик принят к учету в качестве нематериального актива;
     
     Д-т 60 К-т 51 - 36 000 руб. - оплачена производителю стоимость выполненных им работ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычет НДС по приобретенным и оплаченным нематериальным активам производится в полном объеме после их принятия к учету.
     
     Таким образом, одновременно с принятием рекламного видеоролика к учету производится вычет НДС, отражаемый следующей проводкой:
     
     Д-т 68, субсчет «Расчеты по НДС», К-т 19 - 6000 руб. - принят к вычету НДС по поступившему и оплаченному нематериальному активу.
     
     Допустим, что рекламный видеоролик будет демонстрироваться в течение двух лет, что и станет сроком его полезного использования как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.
     
     Если организация примет решение начислять амортизацию линейным методом, то ежемесячно на расходы будет относиться амортизация в размере 4,17 % (1 : 24 мес. х 100 %) от его первоначальной стоимости.
     
     Согласно п. 18 ПБУ 14/2000 начисление амортизации по нематериальному активу осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его принятия к учету.
     
     Таким образом, если рекламный видеоролик был получен, например, в мае и на следующий день началась его демонстрация, то амортизация должна была начисляться с июня.
     
     Допустим, что по оборудованию, применяемому для демонстрации рекламы, установлен срок полезного использования в 5 лет.
     
     Следовательно, ежемесячная норма амортизации составит 1,67 % (1 : 60 мес. х 100 %).
     
     Если оборудование было приобретено и установлено раньше, чем поступил рекламный видеоролик, то в мае по нему уже будет начисляться амортизация, а по видеоролику (нематериальному активу) - еще нет.
     
     Расходы на рекламу в мае отражаются следующим образом:
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 02 - 6680 руб. (400 000 руб. х 1,67 %) - начислена амортизация по оборудованию, используемому для демонстрации телевизионной рекламы.
     
     Начиная с июня расходы на рекламу будут отражаться следующими проводками:
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 02 - 6680 руб. (400 000 руб. х 1,67 %) - начислена амортизация по оборудованию, используемому для демонстрации телевизионной рекламы;
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 05 - 1251 руб. (30 000 руб. х 4,17 %) - начислена амортизация по рекламному видеоролику.
     
     За 1-е полугодие расходы на рекламу составили 14 611 руб. (6680 руб. + 6680 руб. + 1251 руб.).
     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на демонстрацию рекламных роликов для целей налогового учета в полном размере признаются расходами, связанными с производством и реализацией продукции.
     
     Налог на рекламу будет равен 731 руб. (14 611 руб. х 5 %).
     
     Начисление налога на рекламу в регистрах бухгалтерского учета отражается следующей проводкой:
     
     Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на рекламу», - 731 руб. - начислен налог на рекламу за II квартал.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли налог на рекламу также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.
     

2. Участие в выставке, проходящей в другом городе

     
     В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы, связанные с реализацией продукции, для целей бухгалтерского учета признаются расходами по основной деятельности организации.
     
     Командировочные расходы сотрудников, направленных для участия в рекламной выставке, которая проводится в другом городе, в регистрах бухгалтерского учета отражаются следующим образом:
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 71 - отражены расходы сотрудников по проезду к месту командировки и обратно согласно проездным документам и отметкам в командировочных удостоверениях.
     
     Поскольку ни в железнодорожных, ни в авиационных билетах сумма НДС не выделяется, то в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ сумма НДС из стоимости билетов расчетным путем не выделяется;
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 71 - отражены расходы сотрудников на оплату жилья согласно представленным документам;
     
     Д-т 19 К-т 71 - отражена сумма НДС по оплате жилья (при условии, что в документах на оплату гостиницы выделен НДС);
     
     Д-т 44, субсчет «Расходы на рекламу», К-т 71 - отражена выплата суточных в соответствии с отметками в командировочных удостоверениях в размере, установленном руководителем организации.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы «О налоге на рекламу» (аналогичные законы приняты в большинстве регионов субъектов Российской Федерации) понесенные организацией рекламные расходы облагаются налогом на рекламу по ставке 5 %.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно п. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона сумма налога определяется на основании данных бухгалтерского учета.
     
     Начисление налога на рекламу в регистрах бухгалтерского учета отражается следующими проводками:
     
     Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расходы на рекламу», - начислен налог на рекламу в размере 5 % от суммы произведенных расходов (по данным бухгалтерского учета).
     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы организации на участие в выставках признаются расходами на рекламу.
     
     Однако при этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 38 ст. 270 НК РФ расходы на выплату суточных сверх норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, не признаются расходами для целей налогообложения прибыли.
     
     Согласно п. 1 данного постановления Правительства РФ для целей налогообложения прибыли размер суточных за каждый день нахождения в командировке установлен в 100 руб.
     
     Таким образом, суточные в размере, превышающем 100 руб., признанные расходами в бухгалтерском учете, в налоговом учете таковыми не признаются.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ суточные, выплаченные сотруднику сверх установленных норм, включаются в облагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц, удерживаемого из заработной платы данного сотрудника.
     
     Согласно п. 2 ст. 238 НК РФ на суточные, превышающие установленную норму (100 руб. в день), организация обязана начислить единый социальный налог в порядке, предусмотренном главой 24 НК РФ.
     
     Если организация бесплатно раздавала посетителям выставки свою продукцию, то необходимо руководствоваться следующим.
     
     В данной ситуации расходы организации на участие в выставке и расходы на бесплатную раздачу ее посетителям образцов своей продукции следует признать расходами на рекламу.
     
     В соответствии с абзацем четвертым п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках признаются расходами на рекламу, которые в полном размере относятся на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. В состав таких расходов могут быть включены затраты на аренду выставочной площади, затраты на оформление экспозиции и т.п.
     
     Бесплатная раздача посетителям выставки в рекламных целях образцов продукции организации, по нашему мнению, подпадает под определение иного вида рекламы, что согласно абзацу пятому того же пункта ст. 264 НК РФ признается нормируемым расходом. Эти затраты могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере, не превышающем 1 % от суммы дохода от реализации соответствующего периода, отражаемого по строке 010 «Доходы от реализации» Расчета налога на прибыль.