Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исчисление и внесение платежей за пользование водными объектами в 2003 году и перспективы реформирования этих платежей в 2004 году


Исчисление и внесение платежей за пользование водными объектами в 2003 году
и перспективы реформирования этих платежей в 2004 году

     
      В.В. Лебедев
     

1. Общие положения

     
     Согласно Водному кодексу Российской Федерации (ВК РФ) использование водных объектов представляет собой получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.
     
     Действующая система платежей за пользование водными объектами сформировалась в 1998 году после введения в действие Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее - Закон N 71-ФЗ). Государственная Дума приняла 15 мая 2003 года в первом чтении проект Федерального закона, предусматривающий введение главы «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Следовательно, при вступлении вышеуказанной главы настоящего Кодекса в действие утратит силу Закон N 71-ФЗ.
     
     Таким образом, плата за пользование водными объектами выводится из сферы водных отношений и, как любой налог, направляется в государственный бюджет. При рассмотрении проекта главы «Водный налог» НК РФ в Государственной Думе была высказана противоположная точка зрения, заключающаяся в следующем.
     
     Финансовые отношения между государством (собственником) и водопользователем должны носить неналоговый, двусторонний характер, в соответствии с которым собственник предоставляет в пользование водные объекты и несет бремя их содержания в состоянии, пригодном для водопользования, а водопользователь берет на себя обязанности исполнять требования ВК РФ и вносить плату за пользование водными объектами. Однако эта точка зрения не стала основополагающей.
     
     Отметим, что в соответствии со ст. 5 НК РФ глава «Водный налог» при окончательном ее принятии в текущем году может вступить в силу только в 2004 году. Соответственно, до 31 декабря 2003 года сохранится прежний порядок исчисления платы за пользование водными объектами.
     
     Тем не менее целесообразно проанализировать положения проекта главы «Водный налог» НК РФ, поскольку налогоплательщикам необходимо заранее подготовиться к изменениям, вносимым в порядок расчета платы за пользование водными объектами. Ведь меняются не только ставки платы. Определенные изменения будут вноситься и в налоговую базу, и в объекты налогообложения, и в налоговые льготы. Налоговые органы уже начали подготовку к введению вышеуказанной главы НК РФ в действие. Так, МНС России начинает работу по пересмотру формы налоговой декларации за пользование водными объектами.


2. Основные изменения, вносимые проектом главы «Водный налог» НК РФ в исчисление и внесение платежей за пользование водными объектами

     

2.1. Общие положения

     
     На какие же основные отличия норм проекта главы «Водный налог» НК РФ от Закона N 71-ФЗ целесообразно обратить внимание читателям журнала?
     
     Проект главы «Водный налог» НК РФ содержит ряд принципиально новых норм и положений:
     
     1) изменяется статус платежа - плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом;
     
     2) устанавливаются твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Законом N 71-ФЗ установлены минимальные и максимальные ставки платы, при этом Правительству РФ предоставлено право устанавливать минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных указанным федеральным законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Размеры ставок водного налога, предусмотренные в проекте главы «Водный налог» НК РФ, рассчитаны исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами в соответствии с Законом N 71-ФЗ, предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1,17 и объемов поступлений от вышеуказанной платы в 2003 году;
     
     3) в отличие от Закона N 71-ФЗ проект главы «Водный налог» НК РФ не предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, но при этом восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 1 января 2003 года, согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта;
     
     4) аннулируется бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом N 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан и осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
     
     5) из объекта налогообложения исключается такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты; при этом в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличиваются ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.
     
     Что касается последнего пункта, то в него могут быть внесены изменения. Так, ряд комитетов Государственной Думы высказал предложение о включении в главу «Водный налог» НК РФ такого объекта налогообложения, как сброс сточных вод в водные объекты.
     

2.2. Потенциальная налоговая нагрузка

     
     Плательщиков водного налога, очевидно, заинтересуют расчетные данные социально-экономических последствий введения этого налога. Поэтому ниже приводятся данные по организациям различных отраслей, позволяющие судить о потенциальной нагрузке от водного налога в 2004 году

Наименование отраслей

Удельный вес водного налога, %

Целлюлозно-бумажные предприятия


 

В себестоимости продукции

0,14

В стоимости выпускаемой продукции

0,11

В стоимости товаров, выпускаемых из сырья этих предприятий

0,04

Предприятия металлургии


 

В себестоимости продукции

0,08

В стоимости продукции

0,02

В стоимости товаров, выпускаемых из сырья этих предприятий всего

0,01

Пищевая промышленность


 

В себестоимости продукции

0,19

В стоимости продукции

0,17

В ценах реализации

0,09

Электроэнергетика,


 

В себестоимости вырабатываемой электроэнергии

1,4

В стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей,

0,55

в том числе:


 

гидроэнергетика (ГЭС)


 

- в себестоимости вырабатываемой электроэнергии

8,0

- в стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей

0,7

теплоэнергетика (ТЭЦ)


 

- в себестоимости вырабатываемой электроэнергии

0,9

- в стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей

0,5

жилищно-коммунальное хозяйство


 

В себестоимости подаваемой воды

8,0

В стоимости подаваемой потребителям воды

6,0

В тарифах за холодную воду для населения

3,0


2.3. Необходимость доработки проекта главы «Водный налог» НК РФ

     
     При рассмотрении проекта главы «Водный налог» НК РФ экспертами было отмечено, что он нуждается в серьезной юридико-технической доработке. По мнению автора, при осуществлении такой доработки следует обратить внимание не только на необходимость юридической увязки положений вышеуказанной главы НК РФ с другими главами настоящего Кодекса, но и на многие так называемые технологические нормы этого законопроекта, устанавливающие порядок расчета самого налога. Нечеткость формулировок этих норм может заметно усложнить их применение.
     
     Например, в проекте главы «Водный налог» НК РФ указано, что в случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности насосов. В случае невозможности определения данного объема по этим факторам он определяется исходя из суммарного расхода электроэнергии, времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления. В чем слабость этой нормы? Именно в ее нечеткости. Получается, что можно пользоваться несколькими критериями для определения налогооблагаемой базы, каждый из которых имеет неравнозначную привязку к объему забираемой воды.
     
     Сразу возникает вопрос: как поступать налогоплательщику и налоговому органу в случае, если имеются несколько показателей для исчисления базы - и расход электроэнергии, и объем выпускаемой продукции, и время работы технологического оборудования, и норм водопотребления?
     
     Если делать расчет базы с учетом взаимосвязи всех этих показателей, то потребуется разрабатывать новую и очень сложную математическую модель, учитывающую четыре разноплановых составляющих. Кто это будет делать: сам водопользователь? Тогда в каждой организации, где нет водосчетчиков, будут использоваться разные формулы.
     
     Если же налогоплательщику будет дано право самому определять один из вышеперечисленных показателей для исчисления базы, то он будет, разумеется, ориентироваться на применение такого из них, который даст наименьший размер налоговой базы. Как в таком случае реагировать на подобные действия налоговому органу - ведь, по сути, будет осуществляться произвольное исчисление налоговой базы?
     
     Если рассматривать этот вопрос только с технической точки зрения, то и в одном показателе определения налоговой базы имеются свои неувязки. Так, например, наличествует прямая связь между забором воды и расходом электроэнергии. Но для определения налоговой базы вовсе не просто установить, сколько киловатт-часов расходуется на 1 тонну забираемой воды. Ведь для забора воды может быть задействовано несколько насосов, имеющих разную мощность (а значит, по-разному расходующих электроэнергию) и при этом работающих сразу или попеременно. Даже при решении всех сложностей с расчетом налоговой базы водного налога в одной организации налоговый орган не сможет применить найденную зависимость между электроэнергией и объемом воды при осуществлении проверки другого водопользователя: там другое оборудование, а значит, другой расход электроэнергии.
     
     Еще более сложно будет установить четкую связь между забором воды и выпуском продукции: разный ассортимент, разные объемы выпуска продукции за тот или иной отчетный период и много других факторов, не поддающихся реальному учету.
     
     Решение этих вопросов могло бы найти отражение в выпуске МПР России необходимых методических указаний. Но в главе НК РФ такой отсылки быть не может. Да и если бы такие методики могли быть введены, то это нарушало бы один из основных принципов первой части НК РФ, установившей, что порядок исчисления и уплаты налога должен быть ясен и понятен каждому.
     
     Заканчивая анализ проекта главы «Водный налог» НК РФ, обратим внимание читателей журнала на следующее.
     
     Налоговые ставки за забор воды из поверхностных и подземных вод установлены по бассейнам рек и озер в разрезе экономических районов. Ставки за пользование акваторией (за исключением лесосплава) определены только по экономическим районам. При этом распределение республик, краев, областей и автономных округов по экономическим районам в проекте главы «Водный налог» НК РФ не приводится. Собственно, такое деление не приведено и в ныне действующем постановлении Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
     
     Однако установленное в настоящее время распределение субъектов Российской Федерации по федеральным округам не соответствует делению административно-территориальных единиц Российской Федерации по экономическим районам.
     
     Для дополнительного контроля за правильностью применения ныне действующих ставок платы за пользование водными объектами, а в последующем и новых налоговых ставок приводим соответствующую схему, установленную Общероссийским классификатором экономических регионов (ОК 024-95), утвержденным постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640.
     
     Северный экономический район:
     
     Республики: Карелия, Коми.
     
     Области: Архангельская, Вологодская, Мурманская.
     
     Ненецкий автономный округ.
     
     Северо-Западный экономический район:
     
     Области: Ленинградская, Новгородская, Псковская.
     
     г. Санкт-Петербург.
     
     Центральный экономический район:
     
     Области: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская.
     
     г. Москва.
     
     Волго-Вятский экономический район:
     
     Республики: Марий Эл, Мордовия, Чувашская.
     
     Области: Кировская, Нижегородская.
     
     Центрально-Черноземный экономический район:
     
     Области: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская.
     
     Поволжский экономический район:
     
     Республики: Калмыкия, Татарстан.
     
     Области: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская.
     
     Северо-Кавказский экономический район:
     
     Республики: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская.
     
     Края: Краснодарский, Ставропольский.
     
     Ростовская область.
     
     Уральский экономический район:
     
     Республики: Башкортостан, Удмуртская.
     
     Области: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская.
     
     Коми-Пермяцкий автономный округ.
     
     Западно-Сибирский экономический район:
     
     Республика Алтай.
     
     Алтайский край.
     
     Области: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская.
     
     Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий.
     
     Восточно-Сибирский экономический район:
     
     Республики: Бурятия, Тыва, Хакасия.
     
     Красноярский край.
     
     Области: Иркутская, Читинская.
     
     Автономные округа: Усть-Ордынский, Таймырский, Эвенкийский, Агинский Бурятский.
     
     Дальневосточный экономический район:
     
     Республика Саха (Якутия).
     
     Края: Приморский, Хабаровский.
     
     Области: Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская.
     
     Еврейская автономная область.
     
     Автономные округа: Корякский, Чукотский.
     
     Калининградская область.
     

3. Исчисление и внесение платежей за пользование водными объектами в 2003 году

     

3.1. Общие положения

     
     Поскольку введение главы «Водный налог» НК РФ, регулирующей исчисление и уплату налога, может быть осуществлено только в новом календарном году, ниже приводятся разъяснения по наиболее характерным вопросам исчисления и внесения платы за пользование водными объектами, возникающим у налогоплательщиков в их производственно-хозяйственной деятельности при осуществлении водопользования.
     
     Автор надеется, что публикуемый материал позволит учесть анализируемые в данной статье случаи водопользования применительно к особенностям собственной экономической деятельности организаций-водопользователей и поможет налогоплательщикам избежать ошибок и разногласий с налоговыми органами при исчислении платы за пользование водными объектами.
     

3.2. Плательщики платы за пользование водными объектами

     
     В разделе I инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (далее - Инструкция N 46) определен конкретный перечень соответствующих плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами. Не являясь исчерпывающим, он позволяет судить о широком круге организаций и предпринимателей - водопользователей, представляющих фактически все отрасли экономики.
     
     Так, например, в данном перечне фигурируют промышленные, строительные, сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, организации транспорта и т.д.
     
     При наличии такого многообразия форм правового и организационного статуса вышеуказанных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также специфики и особенностей водопользования возникают достаточно неординарные ситуации при определении правомерности применения той или иной нормы налогового законодательства, регулирующей порядок исчисления и уплаты платежей за пользование водными объектами.
     
     Напомним, что Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами”» ст. 1 Закона N 71-ФЗ после слов «осуществляющие пользование водными объектами» дополнена словами «(кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии)».
     
     Таким образом, с 1 января 2002 года исчисление платы за пользование подземными водными объектами [кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии] производится в порядке, предусмотренном Законом N 71-ФЗ.
     
     В соответствии с Законом N 71-ФЗ плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Причем это пользование подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, особенностью платы за пользование водными объектами является ее взаимосвязь с необходимостью получения в обязательном порядке лицензии на осуществление конкретного вида водопользования.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона N 71-ФЗ при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
     
     Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии утверждены постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383.
     
     В соответствии с п. 46 вышеуказанных Правил до оформления лицензии на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование согласно действующим нормативным актам, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым органом лицензирования.
     
     Однако само включение организации в график на получение лицензии (разрешения) не означает, что водопользование осуществляется налогоплательщиком на лицензионной основе (на основании разрешения).
     
     Таким образом, при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) пятикратные ставки платы применяются с момента безлицензионного пользования.
     
     Следует также учитывать, что постановление Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 не ограничивает сроки подачи налогоплательщиком заявления на выдачу соответствующей лицензии. Это свидетельствует о наличии у налогоплательщика возможности заблаговременного представления необходимых документов в орган лицензирования для продления ранее полученной лицензии с учетом срока окончания ее действия.
     

3.3. Объект платы за пользование водными объектами

     
     Объектом платы в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 71-ФЗ является пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
     
     - осуществления забора воды из водных объектов;
     
     - удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
     
     - использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
     
     - осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
     
     Практически каждый из этих видов водопользования имеет отличную от других видов налоговую базу и другие особенности исчисления и внесения платы.
     
     Так, при заборе воды и сбросе в водные объекты сточных вод платежной базой является объем воды, забранной из водного объекта, и, соответственно, объем сточных вод, сбрасываемых в эти же объекты, - в тыс. куб. м.
     
     Для удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде платежной базой выступает объем продукции, произведенной при пользовании водным объектом без забора воды, иными словами, количество выработанной электроэнергии - в тыс. кВт·ч.
     
     При использовании акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), налоговой базой является объем сплавляемой древесины - в тыс. куб. м сплавляемой древесины.
     

3.4. Платежи за использование акваторий водных объектов

     
     С момента введения в действие Закона N 71-ФЗ законодателем было установлено, что объектом платы является использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях). Таким образом, осуществляемый лесосплав с применением судовой тяги, по существу, был бесплатным. Изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ в ст. 4 Закона N 71-ФЗ, слова «без применения судовой тяги» были исключены. Логика законодателей, по всей видимости, заключалась в том, чтобы прекратить бесплатное водопользование при лесосплаве. Но эти же слова по-прежнему были оставлены в ст. 2 Закона N 71-ФЗ. Такой подход к определению платности по данному виду водопользования тем более непонятен, учитывая, что на момент введения в действие в 1995 году ВК РФ в ст. 142 Кодекса было установлено, что лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается, молевой лесосплав на водных объектах запрещается.
     
     Во всех других случаях использования акватории водных объектов налоговая база представляет собой площадь предоставленной для использования акватории водного объекта в квадратных километрах.
     
     При пользовании акваторией водных объектов возникают и другие вопросы. Так, ряд организаций берет в аренду на неполный год пассажирские суда для оказания различных видов туристических услуг (экскурсии и т.д.). Размещение вышеуказанных плавсредств (стоянка) производится на акватории, принадлежащей как арендаторам плавательных средств, так и владельцам судов. При решении вопроса: кто в данном случае будет являться налогоплательщиком платы при пользовании водными объектами - необходимо руководствоваться следующим.
     
     Приказом МНС России от 15.02.2002 N БГ-3-21/71 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”« из подпункта 2.3 вышеуказанной инструкции исключены слова «имеющие на балансе плавательные средства».
     
     Таким образом, уточнено, что налогоплательщиками являются организации и предприниматели (пароходства, базы и т.д.), использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, и предприниматели, занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств.
     
     Для установления налогоплательщика необходимо учитывать факт не просто использования определенной акватории для стоянки судов, а факт наличия права на пользование именно этой акваторией. Та или иная организация не обязательно может быть владельцем самих судов, но при этом иметь в пользовании соответствующую акваторию, оформив на нее в установленном порядке лицензию на водопользование.
     
     В связи с этим плательщиком будет являться организация, имеющая лицензию на соответствующий вид пользования водным объектом. Отметим, что в рассматриваемом случае будет платить и владелец судов, и пользователи судов на правах аренды, поскольку у них имеется в пользовании своя акватория.
     

3.5. Ставки за пользование водными объектами

     
     Ставки платы за пользование водными объектами установлены ст. 4 Закона N 71-ФЗ. На основе этих ставок постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 были введены в действие минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.
     
     В свою очередь, согласно п. 3 ст. 4 Закона N 71-ФЗ конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.
     
     При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) установленные законодательными органами субъектов Российской Федерации ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (п. 6 ст. 4 Закона N 71-ФЗ), равно как и в случаях превышения установленных лимитов водопотребления и водоотведения.
     
     Следует отметить, что пользование водными объектами в целях, определенных п. 1 ст. 2 Закона N 71-ФЗ, не во всех случаях признается объектом платы.
     
     Например, плата за пользование водными объектами не взимается при заборе воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; орошения земель, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и других видах водопользования.
     
     По каждому из перечисленных в п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ видов водопользования, не признающихся объектом платы, как у налогоплательщиков, так и у налоговых органов возникает много вопросов об обоснованности исключения организациями из налогооблагаемой базы объемов такого водопользования и, соответственно, отсутствия обязанности по исчислению и внесению платы за пользование водными объектами.
     
     Ниже приводятся разъяснения особенностей исчисления платы за пользование водными объектами по наиболее часто возникающим вопросам при осуществлении водопользования, не признаваемого согласно Закону N 71-ФЗ объектом платы.
     
     Для наглядности указанные в п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ виды водопользования, не относящиеся к объектам налогообложения, можно разделить на несколько групп.
     
     А. ПЕРВАЯ ГРУППА
     
     Забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий. Обычно для этих целей забор воды производится непосредственно из водных объектов. Но, как показывает практика, возникают технические проблемы, связанные с учетом объемов воды, забранной для этих целей из централизованных систем водоснабжения. Например, водоканал, заплатив за определенные объемы забранной воды, рассчитывал распределить их по конкретным потребителям. Ввиду того, что часть воды была использована на ликвидацию пожаров и иных стихийных бедствий, водоканал вынужден произвести дополнительный забор воды для выполнения своих обязательств перед другими потребителями. В этом случае рекомендуется в регионах по согласованию с территориальными органами МПР России при установлении лимитов на водопользование предусмотреть в лицензии дополнительный забор объема воды на вышеуказанные цели, который уже не относился бы к платному виду водопользования.
     
     Забор воды сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. В ряде случаев сельскохозяйственное предприятие направляет часть забранной воды для орошения земель другим потребителям, не являющимся пользователями водными объектами. Данный объем при исчислении платы за пользование водными объектами, как правило, ошибочно исключается сельскохозяйственными предприятиями из общего объема забранной для этих целей воды.
     
     При этом отсутствие раздельного учета при использовании сельскохозяйственной организацией водных ресурсов на другие цели не может являться основанием для неуплаты налога. Пользователь в этом случае сам должен быть заинтересован в представлении документов, подтверждающих фактический объем забора воды, не являющийся объектом платы.
     
     В отношении централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, обычно возникают разногласия по вопросу определения применяемой сельскохозяйственными предприятиями системы водоснабжения.
     
     Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не содержит норм и положений, разъясняющих и определяющих понятие централизованной системы водоснабжения, режимов водопотребления, а также регулирующих те или иные технологические процессы водопользования.
     
     Тем не менее п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, дается определение централизованной системы коммунального водоснабжения, представляющее собой комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.
     
     Кроме того, понятие централизованной (нецентрализованной) системы водоснабжения содержится в ряде ведомственных документов, в частности, в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000), СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40).
     
     Из вышеуказанных документов следует, что централизованная система водоснабжения представляет собой комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенных для забора, подготовки, хранения, транспортировки и подачи ее потребителям. Под нецентрализованным водоснабжением понимается использование подземных или поверхностных водоисточников для питьевых и бытовых нужд при помощи водозаборных устройств без разводящей водопроводной сети.
     
     Приведенные в вышеуказанных нормативных правовых актах понятия системы централизованного водоснабжения могут быть использованы для определения применяемых водопользователями систем водоснабжения с учетом конкретных условий технологического процесса водопользования, в том числе и при водоснабжении сельскохозяйственными предприятиями животноводческих ферм (животноводческих комплексов), других подразделений, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Кроме того, технологическая документация процесса водоснабжения позволяет в достаточной мере определить условия подачи воды сельскохозяйственными предприятиями потребителям, используемую ими систему водоснабжения и, соответственно, определить, относится или не относится производимый забор воды к объекту налогообложения.
     
     Отсутствие ясности в отнесении вышеуказанного вида водопользования к объектам, не являющимся объектом платы, становится причиной многочисленных разногласий по поводу правомерности исчисления платы за пользование водными объектами садоводческими и огородническими объединениями граждан, непосредственно осуществляющими забор воды из водных объектов, в том числе из подземных водных объектов.
     
     Однако в соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Как следует из содержания вышеуказанной нормы, не признается объектом платы осуществление забора воды именно сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в вышеуказанных целях и для водоснабжения конкретных потребителей, в том числе садоводческих и огороднических объединений граждан.
     
     Таким образом, осуществление забора воды из водных объектов непосредственно садоводческими и огородническими объединениями граждан является объектом платы за пользование водными объектами и влечет ее исчисление и внесение в порядке, установленном Законом N 71-ФЗ.
     
     Забор воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов. Некоторые организации, занимающиеся рыборазведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах, ошибочно считают, что помимо этого вида водопользования любое пользование водными объектами в целях осуществления вышеуказанной деятельности не подлежит налогообложению.
     
     Однако следует иметь в виду, что деятельность рыбных комбинатов, рыбохозяйственных комплексов, заводов оказывает существенное влияние на состояние водных объектов, а используемые в процессе выращивания товарной продукции корма, кормовые добавки, биологические средства особенно отрицательно влияют на состояние источников питьевого водоснабжения.
     
     Поэтому при сбросе вод, использованных в технологическом процессе выращивания рыбы, а также при сбросе иных сточных вод плата вносится в общеустановленном порядке.
     
     Б. ВТОРАЯ ГРУППА
     
     Размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод.
     
     Согласно ВК РФ к вредному воздействию вод относится затопление, подтопление и другое вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные территории и объекты. Так, на всех крупных водохранилищах происходят интенсивный размыв и обрушение берегов, создающие угрозу для населенных пунктов и ведущие к затоплению и заболачиванию сельскохозяйственных земель.
     
     Соответственно, к деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, относится, например:
     
     - расчистка русел рек и ложа водохранилищ с целью восстановления пропускной способности водотоков, предотвращения деградации водных объектов и снижения вторичного загрязнения воды донными отложениями;
     
     - обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос для защиты водных объектов от загрязнения, вынос производственных и других объектов с водоохранной территории, проведение лесопосадок и залужение пашни, упорядочение сельскохозяйственного использования земель;
     
     - реконструкция и строительство сооружений для регулирования стока и комплексного использования водных ресурсов, осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических противопаводковых мероприятий;
     
     - другие мероприятия.
     
     Проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ. В Инструкции N 46 уточнено, что этот мониторинг осуществляет МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами. Учитывая, что этот вид деятельности, как отмечено выше, не является объектом платы, целесообразно указать основные виды работ, проводимых в рамках государственного мониторинга водных объектов.
     
     К ним относятся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; сбор, хранение, пополнение и обработка данных наблюдений; создание и ведение банков данных; оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
     
     Эти работы являются составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды и состоят из мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений.
     
     Осуществление организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов. Обращаем внимание читателей журнала на то, что критерием оценки правомерности получения данной льготы является в отдельных случаях не только наличие бюджетного финансирования, но и статус собственника организации. Поэтому следует иметь в виду, что в случае продажи (передачи) государственными (муниципальными) органами отдельных туристических баз, числящихся на их балансе, в частную собственность собственники этих баз должны вносить платежи в установленном порядке.
     
     В. ТРЕТЬЯ ГРУППА
     
     Сброс дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. В п. 17 Инструкции N 46 предусмотрено, что в случае сброса вышеуказанных вод для подтверждения их качества [объемов вод, концентрация вредных веществ в которых превышает (не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике] плательщику необходимо не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган необходимые документы о качестве сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.
     
     К необходимым документам может быть отнесено заключение аттестованной лаборатории (или аналогичной структуры) о качестве сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике. Данное заключение целесообразно заверить (согласовать) в соответствующем территориальном органе МПР России. Оформление вышеуказанного документа может производиться с учетом сложившейся практики оформления природоохранными органами разрешений природопользователям на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
     
     Эти материалы могут служить основанием для определения качества дренажных, шахтных и карьерных вод. В своевременном оформлении необходимых документов должны быть прямо заинтересованы сами водопользователи, так как при подтверждении факта непревышения в этих водах концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником плата не взимается. При отсутствии такого подтверждения весь объем сбрасываемых вод может быть расценен как объем вод с содержанием в них вредных веществ, превышающих концентрацию этих веществ в водоприемнике, что, в свою очередь, будет являться основанием для обязательного исчисления и внесения платы за пользование водными объектами.
     
     Достаточно часто возникают вопросы об исчислении платы за пользование водными объектами в случае извлечения из недр дренажных вод при добыче полезных ископаемых, обусловленное сложными гидрологическими условиями разрабатываемого месторождения, которые, в свою очередь, требуют опережающего осушения горных выработок посредством снижения уровня подземных вод в водоносном горизонте. При этом понижение уровня подземных вод производится исключительно в целях осушения карьера посредством откачки воды водопонижающими скважинами и ее последующего сброса.
     
     Если откачка подземных вод водопонижающими скважинами неразрывно связана с добычей полезных ископаемых, то есть обусловлена горнотехническими, гидрологическими условиями месторождения, технологией добычных работ и производится исключительно в вышеуказанных целях, то отсутствует такой объект налогообложения, как забор воды.
     
     В связи с этим плата за пользование водными объектами, предусмотренная Законом N 71-ФЗ, должна вноситься только за сброс дренажных вод, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
     
     При заборе дренажной подземной воды из соответствующего водного объекта с ее последующим использованием на собственные нужды (в том числе на различные производственные и технологические цели) плата за пользование водными объектами должна вноситься в общеустановленном порядке, как за забор воды.
       

4. Заключение

     Межбюджетное регулирование зачисления платы за пользование водными объектами в бюджетной системе Российской Федерации в текущем году по сравнению с прошлым годом не изменилось. В соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» исчисленная налогоплательщиками сумма платы за пользование водными объектами в полном объеме направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.