Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Основания для возврата переплаты налога с владельцев транспортных средств


Основания для возврата переплаты налога с владельцев транспортных средств


Л.А. Короткова,
юрист
     
     Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы обложения налогом и сборами в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
     
     Одним из таких общих принципов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства (см., например, постановления от 04.04.1996 N 9-П, от 18.02.1997 N 3-П, от 11.11.1997 N 16-П, от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П).
     
     Некоторые из существенных элементов налога определены в части первой ст. 11 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации":
     
     налогоплательщик (субъект налога);
     
     объект и источник налога;
     
     единица налогообложения;
     
     налоговая ставка (норма налогового обложения);
     
     сроки уплаты налога;
     
     бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляются налоги или сборы.
     
     Пунктом 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1) взимался налог с владельцев транспортных средств.
     
     Налог с владельцев транспортных средств, с учетом положений Закона РФ "Об основах налоговой системы", был отнесен к федеральным налогам, и согласно положениям п. 2 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 2 ст. 12 НК РФ размеры ставок данного налога должны были устанавливаться законодательными актами Российской Федерации.
     
     Порядок исчисления налога с владельцев транспортных средств, а также минимальные ставки налога с владельцев транспортных средств были установлены в ст. 6 Закона N 1759-1.
     
     При этом в п. 5 ст. 6 Закона N 1759-1 было предусмотрено, что увеличение ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье данного Закона, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществлялось законами субъектов Российской Федерации.
     
     Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О, независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо следовал из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе из позиции, выраженной им в постановлении от 30.01.2001 N 2-П, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами обложения налогами и сборами, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.
     
     С учетом вышеизложенного положение п. 5 ст. 6 Закона N 1759-1, которое предусматривало возможность увеличения ставки налога относительно ставок, указанных в законодательном акте Российской Федерации на основании законов субъектов Российской Федерации, являлось противоречащим Конституции Российской Федерации, нормам НК РФ.
     
     В резолютивной части определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О указано, что положение п. 5 ст. 6 Закона N 1759-1 как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П и от 30.01.2001 N 2-П, утрачивает силу и не подлежит применению как не соответствующее Конституции Российской Федерации, ее ст. 57 и 75 (часть 3).
     
     Банк России в письме от 24.03.2003 N 42-Т "О налоге с владельцев транспортных средств", направленном своим территориальным учреждениям, обратил внимание на то, что при исчислении налога с владельцев транспортных средств с 10 апреля 2002 года (даты принятия определений Конституционного Суда Российской Федерации) следовало применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, установленных п. 1 ст. 6 Закона N 1759-1, и коэффициента 0,001 (в связи с деноминацией рубля с одновременным изменением масштаба цен согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822, постановлению Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182), в связи с этим при наличии переплаты налога следовало обращаться в налоговые органы с заявлением о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога в соответствии со ст. 78 НК РФ и представлять уточненные налоговые декларации за 2002 год.
     
     Однако, по нашему мнению, налогоплательщики вправе требовать возврата (зачета) сумм излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств начиная с более раннего периода.
     
     Признание акта не соответствующим Конституции Российской Федерации означает, что данный акт лишен юридической силы, что исключает его дальнейшее применение (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998 N 19-П), но не означает, что до такого признания его применение было обоснованным и правомерным.
     
     Конституционные права граждан, чьи дела были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, могут быть защищены с помощью использования процедур судебной защиты. На них распространяется положение части третьей ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях, то есть с использованием закрепленных другим законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. Для защиты прав заявителей по этим делам могут использоваться все предусмотренные отраслевым законодательством судебные процедуры. Для пересмотра решений иных правоприменительных органов, кроме судов, предназначен институт обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 4-О).
     
     В другом решении Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее (определение от 04.05.2000 N 101-О):
     
     …для защиты прав заявителей от решений, основанных на неконституционных актах, могут использоваться все предусмотренные отраслевым законодательством судебные процедуры. Пересмотр судебных решений в связи с признанием примененной нормы неконституционной возможен, в частности, как в порядке судебного надзора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам.<…>
     
     …признание в конституционном судопроизводстве примененной другими судами нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации во всех случаях свидетельствует о неправильном применении закона и о явившейся результатом этого судебной ошибке при разрешении дела…
     
     …суд общей юрисдикции или арбитражный суд не вправе при разрешении конкретного дела применять противоречащие Конституции Российской Федерации нормы. Пересмотр же основанных на них решений судов служит защите права, нарушенного неконституционными правовыми актами.<…>
     
     …положение части третьей ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может рассматриваться как не допускающее пересмотр правоприменительных решений, состоявшихся до признания неконституционными положенных в их основу норм. Тем более исключается применение таких норм - после провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации - в целях принудительного исполнения возложенной ими, но еще не исполненной обязанности, признанной не соответствующей Конституции Российской Федерации…
     
     …пересмотр другими судами правоприменительных решений, основанных на неконституционных нормах, предполагает наличие у судов общей юрисдикции и арбитражных судов дискреционных полномочий при выборе различных, связанных с особенностями соответствующих правоотношений, форм восстановления нарушенного права (например, не путем возмещения ущерба от незаконных изъятий денежных средств, а на основе зачета излишне взысканного в счет будущих платежей).<…>
     
     С учетом вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации налогоплательщик вправе, по нашему мнению, требовать возврата налога, уплаченного на основании норм закона, впоследствии признанного неконституционным.
     
     При этом необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в вышеуказанных решениях, о том, что в данном случае действуют установленные процессуальным законодательством пресекательные сроки (например, истечение срока исковой давности либо срока для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам), что требует от заинтересованных лиц своевременных действий по защите своих прав и законных интересов.
     
     Кроме того, порядок возврата излишне уплаченного налога регулируется ст. 78 НК РФ, которая предусматривает определенный порядок действий и устанавливает сроки совершения действий.
     
     Так, при наличии переплаты сумма излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств может быть предъявлена на усмотрение налогоплательщика к возврату или зачету с учетом следующих обстоятельств.
     
     Возврату подлежит налог, излишне уплаченный налогоплательщиком в течение трех лет, предшествующих дню его обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
     
     Зачет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств может быть произведен в счет имеющейся недоимки, или в счет текущих платежей (исполнение обязанности по налогу), или в счет предстоящих платежей по налогам с условием того, что расчеты будут производиться в рамках одного бюджета. При этом к зачету может быть предъявлен налог, излишне уплаченный начиная с 1999 года.
     
     При определении суммы налога к возврату (зачету) необходимо учитывать еще одно обстоятельство.
     
     Как уже указывалось выше, Закон N 1759-1 был принят 18 октября 1991 года.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" было принято решение о проведении с 1 января 1998 года деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах.
     
     Правительством РФ было принято постановление от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".
     
     В п. 7 данного постановления Правительства РФ указано, что все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен.
     
     Положения Закона N 1759-1, устанавливавшие ставки налога, в связи с данными нормативными актами не изменились: ставки налога остались в прежнем размере.
     
     В п. 49 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" указано, что размеры ставок налога с владельцев транспорт-ных средств, исходя из которых ежегодно уплачивается налог, приведены в ценах до деноминации рубля.
     
     Следовательно, установленные в п. 1 ст. 6 Закона N 1759-1 ставки налога были указаны в ценах до деноминации рубля и подлежали перерасчету при уплате налога в бюджет исходя из нового масштаба цен начиная с 1998 года.
     
     Иными словами, при исчислении налога с владельцев транспортных средств следовало, по нашему мнению, применять ставки, рассчитанные как произведение ставок налога, установленных п. 1 ст. 6 Закона N 1759-1, и коэффициента 0,001.