Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Штрафные санкции за налоговые правонарушения


Штрафные санкции за налоговые правонарушения*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2003. - N 7. - С. 158.

     
     Г.Г. Иванова
     
     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) споры по налоговым правоотношениям могут разрешаться в судебном порядке. Для отстаивания интересов организации в ряде случаев имеет большое значение знание судебной практики по налоговым вопросам. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей журнала на Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, сообщенный информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 (далее - Обзор).
     
     В Обзоре даются рекомендации по различным вопросам применения НК РФ, в том числе и в части применения санкций [в соответствии со ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса] за налоговые правонарушения.
     
     Так, в соответствии с п. 10 Обзора суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании с налогоплательщика штрафа, поскольку в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности не были указаны характер и обстоятельства допущенного налогового правонарушения.
     
     Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (акционерного общества) штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога). Налогоплательщик, возражая против требования истца, сослался на то, что содержание решения о привлечении к ответственности не отвечает требованиям п. 3 ст. 101 НК РФ (предусматривающего изложение ряда обстоятельств совершенного налогового правонарушения), что лишило ответчика возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав. Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа, отметив следующее. В силу п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов при принятии решений о привлечении к налоговой ответственности требований этой статьи настоящего Кодекса может являться основанием для признания судом вышеуказанных решений недействительными. Как уже отмечалось ранее, налоговый орган не выполнил требования п. 3 ст. 101 НК РФ: необходимые сведения не были отражены ни в акте проверки, ни в приложениях к нему, не были приведены ссылки на первичные бухгалтерские документы; в связи с этим было невозможно установить, какие именно факты были квалифицированы как налоговые правонарушения, и определить их характер.
     
     При рассмотрении дела о взыскании с налогоплательщика штрафа за непредставление в установленный срок расчета налога на имущество предприятий суд признал, что срок представления данного расчета установлен законодательством о налогах и сборах (п. 14 Обзора).
     

     Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с АО штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ (непредставление в установленном порядке налоговой декларации). Возражая против предъявленного требования, общество сослалось на отсутствие в Законе РФ от 13.12.1991 N 2003-1 "О налоге на имущество предприятий" нормы, касающейся срока представления данного расчета. Суд кассационной инстанции удовлетворил заявление по следующим основаниям. Ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 НК РФ, наступает в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. По своим форме и содержанию расчет налога на имущество предприятий отвечает определению налоговой декларации (ст. 80 НК РФ); в связи с этим несвоевременное представление этого расчета влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ. Согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" уплата налога по итогам года производится по годовым расчетам в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год. Учитывая п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части сроков представления годовой бухгалтерской отчетности, суд определил, что расчет налога на имущество предприятий по итогам года должен быть представлен в налоговый орган в течение 100 дней по окончании соответствующего года и использованный в ст. 8 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" способ определения срока представления в налоговый орган расчета налога на имущество не противоречит законодательству Российской Федерации.
     
     Кроме того, ВАС РФ рекомендовал арбитражным судам учитывать следующее:
     
     - предусмотренный ст. 119 НК РФ штраф не может взыскиваться в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу (п. 15 Обзора);
     
     - в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может взыскиваться штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ, поскольку в этой статье настоящего Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (п. 16 Обзора);
     
     - самостоятельное выявление и исправление налогоплательщиком ошибок в налоговой декларации и подача в налоговый орган заявления о ее дополнении признано судом смягчающим обстоятельством при определении размера штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (п. 17 Обзора).
     
     Что касается применения ст. 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии с п. 19 Обзора несвоевременное уведомление налогового органа о внесении изменений в учредительные документы влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере (при условии, что представленные налоговому органу документы составляют единый комплект, содержащий информацию по одному вопросу). Кроме того, санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может применяться за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации, налоговому расчету (п. 20 Обзора).
     
     Читателям журнала следует также обратить внимание и на п. 18 Обзора, в котором говорится о применении санкций не только к налогоплательщикам, но и к иным обязанным лицам. В соответствии с названным пунктом Обзора требование налогового органа о взыскании суммы налоговой санкции не может быть удовлетворено судом в случае неправильной квалификации заявителем совершенного ответчиком правонарушения.
     
     В связи с тем, что налогоплательщик не представил в установленный срок налоговую декларацию, налоговый орган обращался в суд о взыскании санкции за вышеуказанное правонарушение в соответствии со ст. 126 НК РФ. Однако названная статья настоящего Кодекса устанавливает ответственность за иные составы правонарушений, а непредставление в установленный срок налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Таким образом, налоговый орган применил к налогоплательщику санкцию согласно статье НК РФ, которая не предусматривает соответствующего состава правонарушения.
     
     В другом случае суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ. В соответствии с вышеуказанной статьей настоящего Кодекса лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно согласно НК РФ должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Ответственность налогоплательщика за несвоевременное сообщение налоговому органу необходимых сведений установлена п. 1 ст. 126 НК РФ, поэтому в данном случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное ответчиком деяние и применил ненадлежащие санкции.