Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Можно ли страховой организации включать в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль стоимость санаторной путевки, приобретенной для застрахованного лица?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 934 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     
     Страховые выплаты по договорам добровольного медицинского страхования осуществляются в виде оплаты счетов медицинских учреждений за оказание медицинских услуг застрахованным физическим лицам и учитываются в составе расходов страховых организаций в соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 294 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В приказе Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.12.2001 N 426, 67 "Об утверждении отчетной формы" в рамках формы N 62 приводится таблица 3000 "Добровольное медицинское страхование, платные услуги". В этой таблице, в частности, представляются сведения об объемах отдельных видов медицинской помощи, к которым относятся скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь, помощь в условиях дневных стационаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в состав страховых выплат, принимаемых в целях обложения налогом на прибыль, можно включать стоимость санаторно-курортной путевки, если пребывание застрахованного лица в санатории требуется для завершения курса лечения.
     

     Организация получила убытки в 1997-2002 годах. В настоящее время эта организация находится в процессе ликвидации. Можно ли уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму полученного убытка?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), от уплаты налога освобождалась часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
     
     При определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием за год убытки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Таким образом, убыток от реализации продукции (работ, услуг), полученный в 1997 году, мог быть покрыт в течение пяти лет, то есть к 2003 году. В случае его неполного покрытия остаток оставался непокрытым и в расчет не принимался.
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в одном отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса.
     
     Обязательно ли открытие государственным учреждением счета в управлении федерального казначейства при полном отсутствии бюджетного финансирования?
     
     В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельнос-ти, учитываются на счетах, открытых им в органах федерального казначейства.
     
     На основании раздела 2 п. 5 приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета.
     
     Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган федерального казначейства открывает клиенту, в первую очередь, лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.
     
     В соответствии с вышеизложенным федеральное государственное учреждение обязано открыть лицевой счет получателя средств федерального бюджета в порядке, установленном приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н.
     

О налоге на добавленную стоимость


О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Организация выполняет научно-исследовательскую работу. После заключения договора с заказчиком поступает аванс. Следует ли облагать данные авансовые платежи НДС?
     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров освобождается от обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 162 НК РФ положение п. 1 данной статьи настоящего Кодекса о включении в налоговую базу по НДС авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС.
     
     Таким образом, авансовые платежи, полученные в счет предстоящего выполнения вышеуказанных НИОКР, НДС не облагаются.
     
     Что касается НИОКР, выполняемых организациями, не относящимися к учреждениям образования и науки, на основе хозяйственных договоров, то такие работы подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. При этом авансовые платежи, полученные в счет предстоящего выполнения этих работ, на основании п. 1 ст. 162 настоящего Кодекса включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Когда возмещается НДС по приобретенным и оплаченным основным средствам, требующим монтажа?
     
     Согласно п. 5 ст. 172 и на основании п. 2 ст. 259 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных поставщикам основных средств, требующих монтажа, производятся по мере постановки на учет основных средств с момента начисления амортизации.
     
     Вновь созданное предприятие не имеет дохода от реализации, но оплачивает поставку товаров с учетом НДС. Когда входной НДС может быть предъявлен к вычету?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом обложения НДС, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм НДС, исчисленных как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
     
     Если по итогам налогового периода налогоплательщик не исчисляет общую сумму НДС в связи с отсутствием реализации товаров (работ, услуг), возмещать суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), оснований не имеется.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные вновь созданным предприятием поставщикам товаров, могут предъявляться к вычету только при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг).
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение (школа) финансируется за счет средств родителей детей - учащихся школы. При этом в школе во время занятий для учащихся организовано питание. Можно ли применить действующую льготу по НДС в отношении данных операций по реализации продуктов питания?
     
     Согласно подпункту 5 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений и реализуемых ими в вышеуказанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими данным столовым или учреждениям. При этом освобождение от обложения НДС применяется в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета.
     
     Учитывая вышеизложенное, на операции по реализации продуктов питания, осуществляемые некоммерческим негосударственным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств родителей учащихся, вышеуказанная льгота по НДС не распространяется, и поэтому такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС медицинские услуги, оказываемые учащимся медицинским кабинетом школы? При этом школа является некоммерческим негосударственным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств родителей учащихся (соответствующую лицензию на оказание медицинских услуг школа имеет).
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями. При этом Перечень медицинских услуг, операции по реализации которых освобождены от обложения НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 "Об утверждении перечня медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению НДС".
     
     В вышеуказанный перечень включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи.
     
     Учитывая вышеизложенное, медицинские услуги, оказываемые некоммерческим негосударственным образовательным учреждением (при наличии соответствующей лицензии), по нашему мнению, облагать НДС не следует.
     
     Школа, зарегистрированная как некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, получает денежные средства от родителей учащихся и использует их на поддержание своей материально-технической базы (например, на приобретение дополнительного оборудования, используемого для осуществления образовательного процесса). Включаются ли в налогооблагаемую базу по НДС данные средства?
     
     Согласно подпункту 2 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо на суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, денежные средства от физических лиц в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, то есть не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные данными получателями по целевому назначению, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
     
     В связи с этим денежные средства, поступающие от родителей и используемые для поддержания материально-технической базы некоммерческого негосударственного образовательного учреждения, в налогооблагаемую базу по НДС не включаются.
     
     Если покупатель (юридическое лицо) хочет вернуть поставщику некачественный товар и получить обратно деньги, то необходимо ли ему в этой ситуации выписывать счет-фактуру с соответствующим отражением его в книге продаж?
     
     Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и главой 21 НК РФ установлен порядок применения счетов-фактур, ведения книги продаж и книги покупок.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются налогоплательщиками при реализации товаров не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров.
     
     В связи с этим если возврат товара (в том числе по претензиям) производится покупателем без отражения этой операции в бухгалтерском учете на счетах реализации, то новые счета-фактуры не составляются. При этом если возврат товара производится покупателем не в полном объеме, то счет-фактура, полученный от продавца (поставщика), подлежит регистрации в книге покупок только в части товара, оприходованного и оплаченного продавцу (поставщику).
     
     В случае возврата товара покупателем продавцу с отражением этой операции в бухгалтерском учете на счетах реализации счета-фактуры составляются покупателем в общеустановленном порядке с их соответствующей регистрацией в книге продаж.

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Каков порядок обложения НДС денежных средств, полученных организацией в виде компенсации стоимости утраченного переработчиком давальческого сырья?
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
     
     Таким образом, основанием для возникновения объекта обложения НДС является факт реализации товаров (работ, услуг).
     
     Если переработчик давальческого сырья возмещает организации утраченное в процессе обработки сырье денежными средствами, то происходит смена собственника, и утраченное сырье признается реализованным.
     
     С учетом вышеизложенного у названной в вопросе организации при получении денежных средств возникает объект налогообложения, и, соответственно, полученные денежные средства облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Правомерно ли организация не облагает НДС сумму денежных средств, полученных ею от сотрудника в виде компенсации стоимости утерянных в процессе производства товарно-материальных ценностей?
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
     
     Таким образом, основанием для возникновения объекта обложения НДС является факт реализации товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     В ситуации, приведенной в вопросе, произошла смена собственника товарно-материальных ценностей, поскольку сотрудник, утерявший в процессе производства товарно-материальные ценности, компенсирует организации их стоимость согласно трудовому договору; соответственно, признается факт их реализации, и данные денежные средства у организации подлежат налогообложению с учетом норм ст. 154 НК РФ.
     
     С учетом вышеизложенного организация неправомерно не облагает НДС сумму денежных средств, полученных от сотрудника в виде компенсации стоимости утерянных в процессе производства товарно-материальных ценностей.
     
     Организация, будучи соисполнителем, осуществляла в 2002 году научно-исследовательскую работу за счет средств бюджета Союзного государства. Освобождается ли от обложения НДС стоимость данной работы?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций.
     
     При этом в соответствии с вышеуказанным порядком от уплаты НДС освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением вышеуказанных работ, так и юридические лица, являющиеся соисполнителями и выполняющие НИОКР.
     
     Основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, является договор на выполнение вышеприведенных работ с указанием источника их финансирования, а также письменное уведомление заказчика в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных непосредственно ему из федерального бюджета целевых бюджетных средствах для оплаты этих работ.
     
     Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение средств в бюджет Союзного государства.
     
     При подтверждении обоснованности отнесения выполняемой работы к НИОКР и подтверждении соответствующего источника финансирования [письменного уведомления заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета (бюджета Союзного государства)] выполняемая соисполнителем научно-исследовательская работа подлежит освобождению от обложения НДС согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     Структурное подразделение "Парк культуры и отдыха" организации реализует входные билеты на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий. Имеет право данная организация на применение налогового освобождения, предоставляемого учреждениям культуры и искусства в соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым, в частности, относятся:
     
     услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
     
     реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.
     
     Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому приказу: абонементу на посещение концертов и спектаклей (образец приведен в приложении N 2); входному билету для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений (образец приведен в приложении N 3).
     
     К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 НК РФ относятся парки культуры и отдыха.
     
     При этом под учреждениями культуры и искусства, перечисленными в подпункте 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
     
     При оказании приведенных в ст. 149 НК РФ услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от НДС предоставляется при наличии у них соответствующего кода ОКОНХ, а также соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, и при выполнении требований, предусмотренных п. 4 ст. 149 НК РФ.
     
     С учетом вышеизложенного только в случае выполнения вышеперечисленных требований указанная в вопросе организация вправе воспользоваться освобождением от уплаты НДС, предоставляемым согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
Л.М. Никулина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     Правомерно ли взимание НДС с суммы возмещения нанесенного банку убытка сотрудником банка или сторонним юридическим либо физическим лицом, признавшим свою вину добровольно или признанным виновным по решению суда?
     
     Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     При этом согласно ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     В связи с вышеизложенным если денежные средства получены банком в качестве возмещения сотрудником банка либо сторонними лицами убытков, связанных с выбытием имущества, то они подлежат обложению НДС в соответствии с вышеназванными нормами НК РФ.
     
     Если эти средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), то есть направляются на восстановление (ремонт) имущества, то они не должны облагаться НДС. Таким образом, при рассмотрении вопроса о правомерности взимания либо невзимания НДС при получении банком денежных средств в порядке возмещения сотрудником банка или сторонним (юридическим, физическим) лицом, признавшим свою вину добровольно либо по решению суда, убытков банку следует исходить из конкретных ситуаций, в силу которых возникли убытки, и способов их устранения.
     
Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Может ли собственник нефтепродуктов, выработанных на давальческой основе, не имеющий права собственности на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, получить свидетельство на оптовую реализацию?
     
     На основании ст. 179.1 НК РФ организация или индивидуальный предприниматель - собственник нефтепродуктов (сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки), выработанных на давальческой основе, не имеющий права собственности на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, может получить свидетельство на оптовую реализацию при наличии договора на оказание услуг по переработке этих нефтепродуктов.
     
     При этом для получения свидетельства на основании такого договора на его копии необходима отметка налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку. Отметка представляет собой штамп налогового органа и подпись должностного лица этого органа.
     
     В каком порядке исчисляется и уплачивается акциз при передаче нефтепродуктов, произведенных на основании договора переработки, собственнику сырья?
     
     При передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, плательщиком акциза может быть как переработчик, так и собственник сырья. Это зависит от того, есть ли у собственника сырья свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     1. Нефтепродукты, выработанные на давальческой основе, передаются собственнику сырья, не имеющему свидетельства.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 182 НК РФ передача нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику, не имеющему свидетельства, является объектом обложения акцизами, и соответственно, организация, осуществляющая переработку, будет являться плательщиком акцизов.
     
     При передаче произведенных подакцизных нефтепродуктов собственнику, не имеющему свидетельства, исчисленная сумма акциза вместе с затратами по переработке предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья, который данную сумму акциза должен включить в стоимость реализуемых им подакцизных нефтепродуктов. При этом в расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой (подпункт 2 п. 5 ст. 198 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 2 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная организацией при передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных на давальческой основе, собственнику сырья, не имеющему свидетельства, вычету не подлежит, а относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     2. Нефтепродукты, выработанные на давальческой основе, передаются собственнику сырья, имеющему свидетельство.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ получение собственником сырья, имеющим свидетельство, нефтепродуктов, произведенных на основании договора переработки, является объектом обложения акцизами, и соответственно, плательщиком акцизов будет являться собственник сырья, а не переработчик.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова
     
     В каком порядке производится предоставление стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 НК РФ, при выплате вознаграждения за выполненную по гражданско-правовому договору работу в качестве рекламного агента в 2001 году, если организация выплатила вознаграждение по решению суда в 2002 году?
     
     Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику работодателем за каждый месяц налогового периода, в течение которого отношения между работником и работодателем определялись трудовым договором (контрактом).
     
     В соответствии с нормами трудового законодательства работодателем может быть юридическое или физическое лицо, заключившее с физическим лицом трудовой договор (контракт), по которому работник (физическое лицо) обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности.
     
     Не признаваемые в установленном порядке работодателями юридические и физические лица, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам во исполнение работ по гражданско-правовым договорам, не могут предоставлять стандартные налоговые вычеты.
     
     Учитывая вышеизложенное, при выплате доходов по договорам гражданско-правового характера организации - налоговые агенты производят исчисление и удержание налога на доходы физических лиц без предоставления соответствующих стандартных налоговых вычетов. Согласно п. 4 ст. 218 НК РФ для получения стандартных налоговых вычетов по доходам, полученным во исполнение договоров гражданско-правового характера, физическое лицо вправе подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства по окончании налогового периода (календарного года).
     
     Поскольку доход за выполненные в 2001 году работы по договору подряда получен физическим лицом в 2002 году, он учитывается в соответствии со ст. 210 и 223 НК РФ при определении налогооблагаемой базы 2002 года. Следовательно, стандартный налоговый вычет физическому лицу может быть предоставлен только за налоговый период 2002 года.
     
     В 1996 году между физическим лицом и строительной организацией был заключен договор на долевое участие в строительстве квартиры. По суммам затрат, направленным на это жилищное строительство, при налогообложении полученных за 1996-1998 годы доходов физическому лицу был предоставлен вычет в размере уплаченных взносов согласно действовавшему законодательству о подоходном налоге с физических лиц.
     
     В связи с затянувшимся строительством квартиры физическое лицо в 2002 году расторгло договор на долевое участие в строительстве квартиры, заключенный в 1996 году, и ему были возвращены денежные средства, направленные на строительство квартиры. Должно ли физическое лицо в данной ситуации произвести возврат налога в бюджет в связи с ранее предоставленной льготой?
     
     Статьей 21 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", действовавшего до 1 января 2001 года, было предусмотрено производить возврат налоговой суммы в случае неправильного исчисления налога не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания. Этот же срок исковой давности установлен ст. 78 НК РФ.
     
     Следовательно, при расторжении в 2002 году договора на долевое участие в строительстве квартиры и возврате физическому лицу - застройщику ранее внесенных денежных средств в счет оплаты строящейся квартиры такому физическому лицу не производится перерасчет подоходного налога за период пользования налоговой льготой в 1996-1998 годах, так как истек срок исковой давности (три года).
     
     В целях повышения уровня банковского сервиса и организации комплексного обслуживания клиентов банки подготавливают программы по работе с высшими учебными заведениями. Одной из составных частей данной программы является расчетное обслуживание операций по оплате физическими лицами обучения в вузах, в том числе с использованием векселей банка. Физическое лицо приобретает вексель банка, номинал которого соответствует оплате обучения, и передает вексель вузу, который принимает данную ценную бумагу в счет оплаты обучения, а затем предъявляет его банку для получения денежных средств.
     
     Будет ли предоставляться такому физическому лицу социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ в связи с произведенными затратами на обучение налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб.
     
     Следовательно, необходимым условием предоставления социального налогового вычета является направление физическим лицом денежных средств на оплату обучения. Статьей 140 ГК РФ предусмотрено, что законным платежным средством является рубль.
     
     Вексель удостоверяет обязательство займа. Поэтому, являясь долговым обязательством, он не может отождествляться ни с денежными средствами, ни с иной формой эквивалента, используемого в товарном обращении. Замена стороны (векселедержателя) по вексельному обязательству не изменяет содержания первоначального обязательства векселедателя, что подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 11.04.2000 N 440/99.
     
     Исходя из вышеизложенного при оплате стоимости обучения векселями оснований для предоставления социального налогового вычета не имеется.
     
     Академия несет расходы по подготовке физическими лицами диссертаций на соискание ученых степеней "доктор наук" и "кандидат наук", а также расходы на приобретение лабораторных животных, проведение исследовательских работ. Оплата вышеуказанных расходов производится академией как за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств.
     
     Считаются ли такие расходы компенсационными выплатами (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанными с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников?
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
     
     Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
     
     Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
     
     Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (п. 4 ст. 9 Закона РФ "Об образовании").
     
     К профессиональным образовательным программам относятся программы:
     
     1) начального профессионального образования;
     
     2) среднего профессионального образования;
     
     3) высшего профессионального образования;
     
     4) послевузовского профессионального образования (п. 5 ст. 9 Закона РФ "Об образовании").
     
     Таким образом, к профессиональной программе обучения относится послевузовское профессиональное образование - обучение в аспирантуре.
     
     Исходя из вышеизложенного, если обучение в аспирантуре производится по той же специальности, которая указана в дипломе о высшем образовании, то на суммы оплаты за такое обучение распространяется действие п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     Не подлежит налогообложению также осуществляемая за счет соответствующих бюджетов подготовка аспирантов в высших учебных заведениях и научных учреждениях в пределах установленных контрольных цифр, которые являются государственным заказом.
     
     Контрольные цифры приема аспирантов, обучающихся за счет средств бюджета, устанавливаются также научными учреждениями и ведомствами, в ведении которых они находятся.
     
     Если аспирант поступил в аспирантуру на конкурсной основе в счет контрольных цифр, то все расходы на его подготовку, в том числе защиту диссертации в срок аспирантской подготовки, осуществляет то учебное заведение, которому выделены контрольные цифры, за счет соответствующих бюджетных средств.
     
     Подготовка докторантов и аспирантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами. Смету расходов на подготовку научно-педагогических работников в аспирантуру и докторантуру для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук определяет ректорат высшего учебного заведения. Поскольку в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" повышение квалификации научно-педагогических работников может также осуществляться по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями и научными учреждениями или организациями, за счет средств физических и (или) юридических лиц, оплату обучения преподавателей академии в аспирантуре и докторантуре за счет средств юридического лица не следует рассматривать как доход, подлежащий налогообложению.
     

О государственной пошлине


Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Какое учреждение осуществляет контроль за исполнением судебных решений, в том числе за взиманием государственной пошлины в бюджет: служба судебных приставов, куда судом направлен исполнительный лист, налоговый орган по месту жительства ответчика (по месту нахождения судебного органа, принявшего решение) или сам суд, принявший решение о взыскании платежа?
     
     Статьей 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" определено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
     
     Статьей 7 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" установлено, что контроль за соблюдением положений этого Закона осуществляется налоговыми органами.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) после вступления судебного постановления в законную силу исполнительный лист выдается судом взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
     
     Согласно п. 2 ст. 130 ГПК РФ в случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу - исполнителю.
     
     Статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполненный документ возвращается суду, выдавшему данный исполнительный документ, а неисполненный документ направляется налоговому органу, который вправе возобновить исполнительное производство.
     
     Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительное производство считается для суда оконченным только после фактического исполнения исполнительного документа.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, работа судебных приставов ограничивается принятием мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
     
     Пунктом 3 ст. 439 ГПК РФ установлен порядок, при котором исполненный исполнительный документ возвращается судебным приставом - исполнителем в выдавший этот документ суд, который принимает решение о прекращении исполнительного производства.
     
     Таким образом, суд осуществляет контроль за исполнением судебных решений, в том числе в части взыскания государственной пошлины в бюджет.
     
     Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств при местном органе власти субъекта Российской Федерации подал в арбитражный суд исковое заявление с просьбой принять решение об аннулировании лицензии у предпринимателя. Судом иск удовлетворен. В каком размере суду следует взыскать государственную пошлину с ответчика?
     
     С ответчика-предпринимателя по решению арбитражного суда в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину, исчисленную по ставке, предусмотренной подпунктом 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине" для искового заявления неимущественного характера.
     
     Организация Всероссийского общества слепых субъекта Российской Федерации внесла изменения в свое наименование. Взимается ли за государственную регистрацию такого юридически значимого действия государственная пошлина?
     
     Статьей 1 Закона РФ "О государственной пошлине" определено, что под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
     
     Таким действием является, например, внесение изменений в наименование юридического лица.
     
     Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине", введенным Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”" и вступившим в силу с 1 июля 2002 года, за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.
     
     Учитывая вышеизложенное, внесение изменений в наименование организации Всероссийского общества слепых субъекта Российской Федерации подразумевает внесение изменений в его учредительные документы, за государственную регистрацию которых взимается государственная пошлина в размере 2000 руб.
     

О едином социальном налоге

     
     Е.В. Жарикова,
советник налоговой службы I ранга

     Являются ли объектом обложения единым социальным налогом суммы сохраняемого среднего месячного заработка за период трудоустройства (второй и третий месяцы), выплаченные бывшему сотруднику после 1 февраля 2002 года в связи с его увольнением в порядке сокращения штата?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных в том числе с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
     
     Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора, в том числе в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 настоящего Кодекса), увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
     
     В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
     
     Таким образом, сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства увольняемому работнику в связи с сокращением численности или штата работников организации установлено законодательным актом Российской Федерации.
     
     Следовательно, правовых оснований для начисления единого социального налога на вышеназванные выплаты не имеется.
     

О применении упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     В.К. Мареева
     
     Включаются ли в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации-застройщика?
     
     Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 НК РФ и некоторые федеральные законы.
     
     В частности, ст. 346.15 главы 26.2 НК РФ дополнена текстом следующего содержания: "При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса".
     
     При этом подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования, в частности в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков.
     
     Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации-застройщика, при налогообложении не учитываются.
     
     Учитываются ли в целях налогообложения у организаций-генподрядчиков (применяющих упрощенную систему налогообложения), выполняющих работы с привлечением субподрядных организаций, в составе доходов от реализации поступления, связанные с расчетами за работы, выполненные субподрядными организациями?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения, должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ (при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 настоящего Кодекса).
     
     Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Исходя из вышеизложенного у организаций-генподрядчиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выполняющих работы с привлечением субподрядных организаций, в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения должна учитываться вся сумма поступлений, связанных с расчетами за выполненные работы, выраженные в денежной и (или) натуральной формах, включая и сумму поступлений, связанных с расчетами за работы, выполненные субподрядными организациями.
     
     Учитываются ли в доходах для целей налогообложения суммы авансов и предоплаты, полученные в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организациями, применяющими с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии со ст. 346.15 НК РФ доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются в соответствии со ст. 249 и 250 настоящего Кодекса (при определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ).
     
     Следовательно, если в вышеуказанных статьях НК РФ есть ссылки на другие статьи главы 25 настоящего Кодекса, они должны применяться при условии, что они не противоречат другим положениям главы 26.2 НК РФ. В частности, ссылка в п. 2 ст. 249 НК РФ, касающаяся метода признания в целях налогообложения поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, применяется только относительно ст. 273 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 346.17 Кодекса (с учетом положений ст. 273 НК РФ) установлено, что датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по кассовому методу, в доходах должны учитываться суммы авансов и предоплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, является объектом налогообложения в отчетном (налоговом) периоде их получения.
     
     Вправе ли организация, осуществляющая розничную продажу товаров собственного производства, применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
     
     Статьей 346.26 НК РФ определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; к их числу отнесена и розничная торговля.
     
     В ст. 346.27 НК РФ установлено, что к розничной торговле (в целях применения главы 26.3 НК РФ) относится торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
     
     При этом следует иметь в виду, что деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации готовой продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
     
     При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
     
     Учитывая данное обстоятельство, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли и реализующие наряду с приобретенными товарами продукцию собственного производства, по сути, извлекают доходы от двух разных видов деятельности, результаты от занятия которыми в соответствии с действующим законодательством подлежат раздельному учету и налогообложению (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
     

О налоге на имущество предприятий

     
     А.В. Сорокин
     
     В каком порядке подлежат обложению налогом на имущество предприятий основные средства, приобретенные некоммерческой организацией в 2003 году за счет целевых средств?
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
     
     Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, объекты основных средств, приобретаемые за счет сметы некоммерческой организации независимо от их назначения (для уставной деятельности или для предпринимательской деятельности) и принятые к бухгалтерскому учету, амортизации не подлежат.
     
     При этом для учета износа основных средств