Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства


Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами через магазин, имеющий два торговых зала, площадью 75 и 85 квадратных метров, которые расположены на разных этажах этого магазина.
     
     Каким образом определяется площадь торгового зала магазина для целей применения единого налога на вмененный доход - как сумма всех торговых площадей магазина либо каждый торговый зал учитывается налогоплательщиком как самостоятельный объект организации торговли?
     
     В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     При исчислении суммы единого налога на вмененный доход по вышеуказанному виду предпринимательской деятельности (в отношении объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы) в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (ст. 346.29 НК РФ).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю через объект стационарной торговой сети (магазин, павильон), имеющий торговый зал, учитывается площадь всех помещений такого объекта и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых ими для осуществления розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).
     
     Вышеуказанная площадь определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на данный объект [технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.].
     

     При несоблюдении установленного ограничения по площади торгового зала налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     В случае осуществления налогоплательщиками розничной торговли через принадлежащие им (арендованные ими) объекты стационарной торговой сети, имеющие несколько обособленных торговых залов (в том числе расположенных на разных этажах этих объектов), учет торговой площади для целей применения единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех торговых площадей таких объектов, используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли.
     
     Данный порядок не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю в нескольких отдельно расположенных местах, арендованных ими в торговом зале (торговых залах) объекта стационарной торговой сети.
     
     Наличие у таких налогоплательщиков нескольких договоров аренды торговых площадей в одном объекте стационарной торговой сети, имеющем торговый зал (торговые залы), является основанием для учета указанных площадей в целях применения единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному ими месту (объекту) организации торговли.
     
     Признаются ли розничными продавцами для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налогоплательщики, осуществляющие реализацию (поставку) хозяйствующим субъектам товаров за наличный расчет для дальнейшей их переработки (видоизменения)?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателем договоров розничной купли-продажи.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 НК РФ определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, плательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи [параграф 2 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)].
     
     Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами (поставщиками, производителями) на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     В главе 26.3 НК РФ дано определение розничной торговли, которое не совпадает с формулировкой договора розничной купли-продажи, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая это несоответствие, следует ли налогоплательщикам при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход руководствоваться только нормами гражданского законодательства, регулирующими розничную куплю-продажу?
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание предусмотренное главой 26.3 НК РФ определение розничной торговли, нормы гражданского законодательства, регулирующие розничную куплю-продажу, применяются к налоговым правоотношениям, установленным данной главой настоящего Кодекса, в части, не противоречащей предусмотренному НК РФ определению розничной торговли.
     
     Является ли правомерным перевод на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только тех налогоплательщиков, которые осуществляют розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в отношении шести видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 данной статьи настоящего Кодекса.
     
     Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять порядок введения единого налога на вмененный доход на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, а также виды предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса), результаты от осуществления которых подлежат обложению единым налогом на вмененный доход.
     
     Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться при введении данного налога на территориях соответствующих регионов.
     
     В рамках предоставленных главой 26.3 НК РФ полномочий эти органы вправе только сократить (сузить) вышеуказанный перечень видов деятельности, не внося в редакцию предусмотренных им видов деятельности каких-либо изменений и дополнений, ограничивающих законные права налогоплательщиков.
     
     Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то обстоятельство, что действие единого налога на вмененный доход распространяется только на виды предпринимательской деятельности, которые поименованы в ст. 346.26 НК РФ, установление в региональных законодательных актах о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход каких-либо дополнительных условий и ограничений, не предусмотренных ст. 346.26 настоящего Кодекса, не допускается.
     
     Подлежат ли переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налогоплательщики, оказывающие услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не только населению, но и организациям и индивидуальным предпринимателям?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
     
     При этом следует иметь в виду, что к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, по коду подгруппы 017000.
     
     Учитывая отсутствие в главе 26.3 НК РФ каких-либо ограничений по категориям лиц, которым могут быть оказаны услуги, предусмотренные подпунктом 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, налогообложение результатов предпринимательской деятельности по оказанию налогоплательщиками вышеуказанных услуг хозяйствующим субъектам осуществляется с применением единого налога на вмененный доход на общих основаниях.
     
     В соответствии с главой 26.3 НК РФ розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
     
     Является ли розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход продажа товаров по безналичному расчету, отпуск товаров в счет арендной платы, а также реализация товаров в кредит?
     
     Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
     
     При этом в целях применения единого налога на вмененный доход под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также расчет в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ).
     
     Исходя из этого предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая налогоплательщиками с использованием безналичной формы расчетов, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     При этом следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Учитывая, что передача арендатором товаров арендодателю в счет погашения арендной платы является лишь способом расчета (формой исполнения обязательства) за оказанные ему услуги и не предусматривает заключения между арендатором и арендодателем договоров розничной купли-продажи, данные операции не относятся к розничной торговле, а сами арендаторы по таким операциям не признаются плательщиками единого налога на вмененный доход.
     
     Что касается реализации товаров по договору о продаже товаров в кредит, то определяющим условием при решении вопроса об отнесении сделок, связанных с розничной куплей-продажей товаров в кредит, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли для целей применения единого налога на вмененный доход является применение в соответствии с договором розничной купли-продажи (на условиях кредитования) наличной формы расчетов за приобретенный товар (предоставленный кредит).
     
     Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг покупателям с использованием как наличной, так и безналичной формы расчетов, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     
     Возможно ли применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход индивидуальными предпринимателями - участниками договора простого товарищества, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли через арендованные ими части (площадью до 150 квадратных метров каждая) торгового зала магазина, право пользования которыми каждым товарищем внесено в качестве вклада в общее дело? Если возможно, то в каком порядке участниками договора простого товарищества производится исчисление и уплата единого налога на вмененный доход?
     
     Вправе ли индивидуальные предприниматели, объединившиеся в простое товарищество для осуществления совместной деятельности, не подпадающей под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, перейти на упрощенную систему налогообложения? Если вправе, то каким образом в этом случае участниками договора простого товарищества должны определяться объект налогообложения и налоговая база по единому налогу?
     
     Правовое положение участников договора простого товарищества регулируется ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Статьей 1042 ГК РФ установлено, что вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
     
     Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
     
     Согласно п. 2 ст. 1047 ГК РФ если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.
     
     Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ).
     
     При этом ст. 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
     
     Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между товарищами.
     
     Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является тем документом, на основании которого каждый участник договора простого товарищества вправе отражать в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) и сумме понесенных расходов от совместной с другими товарищами деятельности.
     
     Учитывая то обстоятельство, что при объединении индивидуальных предпринимателей и (или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов возлагается на каждого участника простого товарищества.
     
     Так, налогообложение доходов, полученных индивидуальными предпринимателями в результате распределения прибыли от совместной с другими товарищами деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями главы 23 НК РФ либо по их желанию в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     Решение о применении того или иного порядка налогообложения доходов каждым индивидуальным предпринимателем - участником до- говора простого товарищества принимается самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.
     
     При осуществлении каждым индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с региональным законодательством на уплату единого налога на вмененный доход, налогообложение результатов их деятельности в составе простого товарищества осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.3 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ к таким видам предпринимательской деятельности относится и розничная торговля, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом [договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации; договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей); разрешение на право торговли на открытой площадке и т.д.].
     
     В этой связи налогоплательщики, передавшие по договору аренды (субаренды) во временное владение и пользование или во временное пользование другим налогоплательщикам часть торговой площади принадлежащего им (используемого ими) объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал, с целью соблюдения установленного ограничения по площади торгового зала, а равно налогоплательщики, получившие во временное владение и пользование или во временное пользование часть торговой площади (в пределах установленного ограничения) такого объекта, подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на общих основаниях.
     
     Исчисление единого налога на вмененный доход осуществляется вышеуказанными налогоплательщиками с использованием физического показателя базовой доходности - площади торгового зала (в квадратных метрах).
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что определяющим условием для применения налогоплательщиками системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является вид осуществляемой ими деятельности, каждый участник договора простого товарищества, осуществляющий виды предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 26.3 НК РФ (в том числе розничную торговлю через арендованную им часть объекта стационарной торговой сети, имеющего торговый зал), признается плательщиком единого налога на вмененный доход, исчисленного исходя из установленных настоящим Кодексом в отношении осуществляемых им видов деятельности значений базовой доходности и фактического объема (числа) физических показателей, характеризующих данные виды предпринимательской деятельности, определяемых пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело, либо установленных (распределенных) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей.
     
     При принятии индивидуальными предпринимателями - участниками договора простого товарищества общего решения о применении упрощенной системы налогообложения по осуществляемому ими виду совместной предпринимательской деятельности налогообложение результатов деятельности каждого товарища осуществляется в соответствии с выбранным им объектом налогообложения - доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов, с учетом предусмотренных главой 26.2 НК РФ особенностей определения налоговой базы, а также особенностей исчисления и уплаты единого налога в отношении каждого объекта налогообложения.
     
     Какие устройства относятся к транспортным средствам для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?
     
     Каким образом следует толковать использованное в главе 26.3 НК РФ понятие "количество эксплуатируемых транспортных средств"?
     
     Признаются ли плательщиками единого налога на вмененный доход организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие разовые автотранспортные и иные услуги, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 НК РФ?
     
     Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
     
     В целях применения единого налога на вмененный доход под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
     
     Под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
     
     В соответствии со ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
     
     Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход, исчисленный налогоплательщиком за налоговый период (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).
     
     При этом следует иметь в виду, что вмененный доход является объектом обложения единым налогом для всех субъектов предпринимательской деятельности, фактически приступивших к осуществлению своей деятельности в сферах, определенных ст. 346.26 НК РФ, в том числе для тех, которые осуществляют такую деятельность в разовом или эпизодическом порядке.
     
     Таким образом, с момента появления у субъектов предпринимательской деятельности доходов от осуществления видов деятельности, подпадающих под действие главы 26.3 НК РФ, такие субъекты предпринимательской деятельности признаются плательщиками единого налога на вмененный доход по результатам такой деятельности.
     

2. Упрощенная система налогообложения

     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ внесены изменения и дополнения, которые введены в действие с 1 января 2003 года.
     
     Данным Федеральным законом, в частности, расширен перечень расходов, учитываемых налогоплательщиками при исчислении налоговой базы по единому налогу.
     
     В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона имеют ли право налогоплательщики, которые до этого не подавали заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, перейти на ее применение после начала налогового периода по единому налогу?
     
     В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
     
     Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения в течение налогового периода по единому налогу предоставляется только вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям.
     
     Остальные налогоплательщики (в том числе вновь созданные или вновь зарегистрированные до начала текущего налогового периода по единому налогу) переходят на упрощенную систему налогообложения в общеустановленном порядке.
     
     Изменение порядка перехода на упрощенную систему налогообложения для вышеуказанных налогоплательщиков возможно только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
      
     Имел ли индивидуальный предприниматель право перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, если в 2002 году он получил освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, срок которого истек 1 апреля 2003 года?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 настоящего Кодекса.
     
     Пунктами 2 и 3 данной статьи НК РФ установлены условия и ограничения, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС главой 26.2 НК РФ к таким условиям не отнесено.
     
     В связи с этим вышеуказанные налогоплательщики имеют право на применение упрощенной системы налогообложения на общих основаниях.
     
     Вправе ли были вновь созданные (вновь зарегистрированные) в течение декабря 2002 года организации (индивидуальные предприниматели) перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 НК РФ?
     
     Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) часть вторая НК РФ дополнена главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
     
     При этом в соответствии со ст. 8 Закона N 104-ФЗ данные главы НК РФ введены в действие с 1 января 2003 года. Таким образом, право на применение специальных налоговых режимов, предусмотренных вышеуказанными главами Кодекса, возникло у налогоплательщиков только с официальной даты их введения в действие.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание прямое действие положений главы 26.2 НК РФ, на вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года налогоплательщиков предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ порядок перехода на упрощенную систему налогообложения не распространяется.
     
     Переход данной категории налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в установленном порядке (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
     
     Имеют ли право налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, изменить в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ ранее избранный ими объект налогообложения?
     
     В соответствии со ст. 346.13 НК РФ (в ред. от 31.12.2002 N 191-ФЗ) выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговой орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ не предусмотрено продление установленного ст. 346.13 НК РФ срока для изменения налогоплательщиками ранее выбранного ими объекта налогообложения, исчисление и уплата налогов, предусмотренных упрощенной системой налогообложения, осуществляются всеми налогоплательщиками, перешедшими с 1 января 2003 года на применение данного налогового режима, в соответствии с указанным в их заявлениях объектом налогообложения.
     
     Правовых оснований для изменения объекта налогообложения в течение налогового периода по единому налогу у налогоплательщиков не имеется.