Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     

А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

Представление таможенных деклараций для подтверждения права на получение возмещения НДС

     
     Обязаны ли в настоящее время российские перевозчики, осуществляющие транспортировку транзитных грузов через территорию Российской Федерации, для подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по ставке 0 % представлять в налоговые органы таможенные декларации с отметками российских таможенных органов? Сущест-вует ли в рамках действующего налогового законодательства возможность представления российскими перевозчиками иных документов для подтверждения "нулевой" ставки в связи с невозможностью получения таможенной декларации при перемещении товаров в таможенном режиме транзита?
     
     Пунктом 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что одним из документов, подтверждающих право на применение ставки НДС в размере 0 % при оказании услуг, связанных с транспортировкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита, является таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст. 169 Таможенного кодекса Российской Федерации форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК России.
     
     Согласно приказу ГТК России от 04.01.2002 N 1 "Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации" в качестве таможенной декларации при помещении товара под таможенный режим транзита используется документ контроля доставки или иной документ, предусмотренный международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами ГТК России.
     
     Таким образом, при документальном подтверждении факта оказания услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим транзита, через территорию Российской Федерации в налоговые органы российскими перевозчиками представляется не таможенная декларация, а вышеуказанные документы.
     

Невключение в налоговую базу по НДС денежных средств, поступающих в счет оплаты экспортных поставок товаров
после даты их выпуска региональным таможенным органом в режиме экспорта и до истечения 180 дней считая с этой даты

     
     Организация является экспортером. Оплата за экспорт товаров поступает на счет организации в срок не более 90 дней после даты оформления региональной таможней таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта, так как контрактами не предусматривается получение авансовых платежей в счет предстоящего экспорта. В течение 180 дней организация представляет в ИМНС России полный комплект документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 %. Просим дать разъяснение: следует ли денежные средства, поступившие за товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, рассматривать как авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров, и следует ли эти денежные средства в течение 180 дней с даты оформления ГТД включать в налоговую базу по НДС?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС определяется с учетом авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в отношении поставок на экспорт товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 %, вышеуказанная норма не применяется только по товарам с длительностью производственного цикла свыше шести месяцев. На экспортные поставки товаров, длительность изготовления которых составляет менее шести месяцев, данное исключение не распространяется.
     
     Однако в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров за пределы территории Российской Федерации, необходимо представить в налоговый орган в срок не позднее 180 дней считая с даты оформления товаров региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в режиме экспорта. До истечения 180 дней на основании абзаца второго п. 9 ст. 167 НК РФ у налогоплательщиков, реализующих товары на экспорт, обязанность по уплате НДС не возникает.
     
     Учитывая вышеизложенное, денежные средства, поступающие в счет оплаты экспортных поставок товаров после даты их выпуска региональным таможенным органом в режиме экспорта и до истечения 180 дней считая с этой даты, включать в налоговую базу по НДС не следует.
     

Сроки принятия к вычету сумм НДС, уплаченных таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации

     
     В какие сроки и на основании каких документов могут быть приняты к вычету суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации?
     
     Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза, переработки вне таможенной территории, принимаются к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ, если данные товары используются на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, или для перепродажи. В этом случае НДС принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС таможенным органам, после принятия товаров к учету в соответствии с первичными документами и отражения сумм НДС в книге покупок в общеустановленном порядке. Конкретных сроков для принятия к вычету вышеуказанных сумм НДС действующим законодательством не предусмотрено.
     
     Однако при исчислении платежей в бюджет следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 173, а также п. 1 и 2 ст. 176 НК РФ если сумма налоговых вычетов по НДС, в том числе предъявляемых в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации, в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленного по операциям, облагаемым НДС, положительная разница между суммой налоговых вычетов и исчисленной суммой налога подлежит возмещению налогоплательщику следующим образом.
     
     Вышеуказанная сумма (разница) направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ сумма НДС, которая не была зачтена в счет уплаты вышеназванных платежей, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению по истечении трех календарных месяцев в порядке, установленном ст. 176 настоящего Кодекса.
     

Документы, представляемые в налоговые органы для подтверждения применения ставки НДС в размере 0 %

     
     Российское акционерное общество реализует на экспорт товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации через территорию Республики Беларусь. Просим разъяснить, какие документы должны быть представлены российским акционерным обществом в налоговые органы для подтверждения применения ставки НДС в размере 0 %.
     
     Перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 % российскими налогоплательщиками, реализующими товары (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенные в таможенном режиме экспорта, установлен п. 1 ст. 165 НК РФ. Налогоплательщики, вывозящие товары на экспорт в страны дальнего зарубежья через территорию Республики Беларусь, наряду с такими документами, как контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара и выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица, установленными в обязательном порядке для всех экспортеров, представляют в налоговые органы таможенную декларацию (ее копию), а также копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вышеуказанного вывоза товаров (то есть регионального таможенного органа).
     
     Копия таможенной декларации и копии транспортных и товаросопроводительных документов, представляемые в налоговые органы, должны содержать отметку таможенных органов Российской Федерации, производивших таможенное оформление вывезенных товаров, в соответствии с приложением 3 к приказу ГТК России от 26.06.2001 N 598, которым был принят Порядок подтверждения таможенными органами фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза, вывозимых через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен. Основанием для проставления такой отметки является информация, полученная российским таможенным органом от таможенного органа Республики Беларусь.
     

Обложение НДС услуг российской организации по сдаче в аренду подвижного железнодорожного состава

     
     Иностранное юридическое лицо оказывает услуги российской организации по сдаче в аренду подвижного железнодорожного состава, используемого российской организацией при осуществлении хозяйственной деятельности в Российской Федерации. Облагаются ли НДС на территории Российской Федерации подобные услуги?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по сдаче в аренду подвижного железнодорожного состава, оказанные иностранным лицом российской организации, подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, НДС уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц и состоящими на учете в налоговых органах. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
     
     Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ сумма НДС исчисляется и уплачивается налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом. В этом случае для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговая ставка определяется в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ [как процентное отношение ставки налога в размере 20 % к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки (20 % : 120 % х 100 % = 16,67 %)].
     
     В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, если иное не предусмотрено п. 4 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса. Пунктом 4 ст. 169 НК РФ не предусмотрено несоставление счетов-фактур налогоплательщиками, выступающими в качестве налоговых агентов. Таким образом, российская организация - налоговый агент, приобретающая услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, составляет счет-фактуру с выделением сумм НДС.
     
     При этом вышеуказанные суммы налога, уплаченные российской организацией в российский бюджет, возмещаются на основании п. 3 ст. 171 НК РФ в общеустановленном порядке.
     

Зачет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) по ставке в размере 0 % в связи с производством и реализацией товаров
на экспорт, только в счет недоимки и пени по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет

     
     Российская организация, осуществляющая поставки товаров на экспорт, представила в феврале 2003 года в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0 %, подтверждающие применение вышеуказанной ставки документы, а также заявление о зачете НДС в уплату пени по этому налогу и возврате оставшейся после уплаты пеней суммы на расчетный счет организации. Вместе с тем после принятия решения о возмещении налога налоговым органом из суммы НДС, подлежащей возврату из федерального бюджета, был произведен зачет по ряду налогов, подлежащих уплате в областной и местный бюджеты. Правомерны ли в данном случае действия налогового органа?
     
     Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ в течение трех месяцев считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 % и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении.
     
     При этом в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат сумм НДС при экспорте товаров, налоговый орган самостоятельно производит зачет вышеуказанных сумм в первоочередном порядке и в течение 10 дней сообщает о нем налогоплательщику.
     
     При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
     
     Принимая во внимание, что возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) в связи с производством и реализацией на экспорт товаров, облагаемых по ставке налога в размере 0 %, производится из средств федерального бюджета, данные суммы могут быть зачтены только в счет недоимки и пени по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет.