Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Трудовым кодексом Российской Федерации в числе гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом, взамен суточных предусмотрена надбавка за вахтовый метод работы за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно. Можно ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать вышеуказанные надбавки за вахтовый метод работы как расходы налогоплательщика?
     
     Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, рассчитываемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Пунктом 17 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям.
     
     Если трудовым договором и (или) коллективным договором установлена выплата надбавки за вахтовый метод работы для работников, выполняющих работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты взамен суточных, то в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ такие расходы могут относиться к расходам на оплату труда.
     
     Вышеуказанные расходы могут относиться к расходам на оплату труда в случае, если данная надбавка предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором.
     

     В соответствии с производственной необходимостью сотрудники организации проходят переподготовку в образовательном учреждении, которое имеет лицензию на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования (без государственной аккредитации). Может ли организация при определении налоговой базы по налогу на прибыль включить произведенные расходы в состав прочих расходов?
     
     Согласно ст. 264 НК РФ к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
     
     Вышеуказанные расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ от 17.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     
     Если у организации такой лицензии нет, то она не может заниматься образовательной деятельностью и, соответственно, рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
     
     Государственной аккредитацией образовательного учреждения устанавливается государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) (п. 6 ст. 12 Закона N 3266-1).
     
     Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования (п. 16 ст. 33 Закона N 3266-1).
     
     В связи с вышеизложенным для включения расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации) кадров, в соответствии с договорами с образовательными учреждениями в состав прочих расходов имеет значение статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
     
     Возможно ли учитывать в качестве представительских расходов расходы в виде оплаты за аренду помещения, в котором организация проводит официальный прием?
     
     Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся следующие расходы:
     
     - расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, и официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
     
     - транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров;
     
     - оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
     
     Данный перечень является закрытым, и оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам.
     
     Наша организация арендует у другой организации помещение. На территории организации-арендодателя (не переданной в аренду) находится здравпункт, который согласно заключенному между организациями договору оказывает медицинские услуги нашим работникам. Наша организация возмещает часть затрат на содержание помещения и инвентаря здравпункта. Возможно ли отнесение данных затрат на расходы, принимаемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Статьей 264 НК РФ не предусмотрено отнесение к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и подлежащим вычету при определении налоговой базы, расходов, произведенных в порядке долевого участия, в том числе на содержание помещений и инвентаря здравпункта.
     
     Кроме того, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, могут приниматься к вычету из налоговой базы только организациями с вредными или тяжелыми условиями труда, для которых содержание таких здравпунктов обязательно и является необходимым условием для осуществления деятельности.
     
М.С. Горбачева,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Согласно ст. 56 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" эксплуатирующая организация атомных станций обязана иметь финансовое обеспечение предела ответственности, которое включает также страховой полис (договор).
     
     Страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб не относится к обязательным видам страхования, но обязательно требуется при получении лицензии на эксплуатацию атомных станций в Госатомнадзоре России.
     
     Возможно ли отнесение расходов по данному виду страхования в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
     
     Согласно ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включаются в состав прочих расходов налогоплательщика. При этом затраты по обязательным видам страхования в целях налогообложения учитываются в пределах страховых тарифов, взимаемых согласно законам Российской Федерации и международных конвенций. Если такие тарифы не утверждены, то расходы по обязательному страхованию имущества при исчислении налога на прибыль принимаются в фактических размерах.
     
     В состав прочих расходов организация может включить затраты по следующим видам добровольного страхования имущества: страхование основных и транспортных средств (в том числе арендованных), грузов, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства, товарно-материальных запасов, рисков выполнения строительно-монтажных работ, урожая сельскохозяйственных культур и животных, иного используемого в производственных целях имущества.
     
     В связи с тем, что перечень затрат по видам добровольного страхования является закрытым, а страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб не относится к обязательным видам страхования, затраты организации по вышеуказанному виду страхования не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     В октябре 2002 года организация отмечала свой юбилей.
     
     В честь юбилея были проведены следующие мероприятия: производство корпоративного фильма, информационная поддержка юбилея на телевидении с оплатой режиссерско-постановочных услуг, подготовка и проведение юбилейного мероприятия, специальный выпуск газеты и статьи в журналах, а также приобретены книги и сувениры. Возможно ли их учесть как расходы согласно ст. 264 НК РФ?
     
     Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе").
     
     Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ с 1 января 2002 года расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для:
     
     1) обеспечения рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
     
     2) обеспечения световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     
     3) участия в выставках, ярмарках, экспозициях, оформления витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценки товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     
     Лимитированы лишь расходы налогоплательщика:
     
     - на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
     
     - на иные виды рекламы (имеются в виду виды рекламы, не поименованные в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ).
     
     Расходы, не указанные в п. 1-3, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, в соответствии с абзацем пятым п. 4 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения будут признаваться в размере, не превышающем 1 % выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     
     На основании вышеприведенного из перечисленных в вопросе расходов к расходам на рекламу при определении налоговой базы могут быть отнесены расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (информационная поддержка юбилея на телевидении, специальный выпуск газеты, статьи в журнале), на изготовление и распространение рекламных сувениров. Остальные из вышеперечисленных расходов представляют интерес для определенного круга лиц и не преследуют цели воздействовать на потребителя для продвижения продукции, идей и начинаний, поэтому их нельзя отнести к расходам на рекламу.
     
     Как малое предприятие строительного профиля организация пользовалась с 1999 года льготой по налогу на прибыль.
     
     Может ли организация применять эту льготу по налогу с 2002 года? Как в таком случае рассчитывать удельный вес выручки от строительной деятельности малого предприятия?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льгота для малых предприятий, срок действия которой не истек по состоянию на 1 января 2002 года, продолжает действовать до истечения срока, на который такая льгота была предоставлена.
     
     Вышеуказанной нормой Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 было предусмотрено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от вышеуказанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы вышеуказанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от вышеприведенных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ и утратой силы инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", а также Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7, при определении удельного веса выручки от строительной деятельности малыми предприятиями, осуществляющими строительство, следует руководствоваться положениями п. 2 ст. 249 НК РФ, согласно которым выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права.
     
     При определении удельного веса выручки от реализации товаров в общей сумме выручки следует руководствоваться п. 2 ст. 249 НК РФ.
     
     Основной вид деятельности организации - розничная торговля. Организация имеет все условия для применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ. Организация подала до 1 ноября 2002 года заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
     
     Организация имеет две торговые точки в г. Туле - одна площадью 70 кв.м, другая - площадью 200 кв.м, через которые она осуществляет розничную продажу.
     
     Однако в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 26.3 НК РФ, одна из торговых точек подпадает под уплату единого налога на вмененный доход, введенного на территории Тульской области. Имеет ли право организация применить упрощенную систему налогообложения в отношении деятельности другого магазина?
     
     С 1 января 2003 года введены в действие специальные налоговые режимы (главы 26.2 и 26.3 НК РФ), предусмотренные ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Кроме того, Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ.
     
     Следовательно, если организация осуществляет на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то такая организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения. Она в обязательном порядке должна применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Многопрофильные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, и иную предпринимательскую деятельность, применяют общий режим налогообложения.
     

Обложение банков налогом на прибыль

     
     О.В. Осауленко,
инспектор налоговой службы I ранга

     Банк осуществляет операции кредитования. Условиями кредитного договора предусмотрено, что срочные проценты начисляются только до срока действия кредитного договора. Если заемщик не возвращает в срок сумму кредита, по условиям договора взимаются повышенные проценты со дня, следующего после окончания срока действия кредитного договора.
     
     К какому виду внереализационных доходов следует относить повышенные проценты по кредиту, взимаемые при невозврате кредита в срок, - к процентным доходам или к штрафным санкциям, или же суммы повышенных процентов должны быть разделены: в части, превышающей процент за пользование кредитом, - как штрафные санкции, и в части, не превышающей процент за пользование кредитом, - как срочные проценты?
     
     Если повышенные проценты полностью или частично должны отражаться как штрафные санкции, чту должно служить основанием для включения вышеуказанных сумм в состав данного вида доходов? Является ли непризнание должником сумм повышенных процентов основанием для невключения вышеуказанных сумм в состав доходов, формирующих налогооблагаемую базу?
     
     В соответствии со ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами и подлежат уплате должником по правилам об основном денежном долге.
     
     Согласно п. 1 ст. 811 ГК РФ если заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму начисляются и подлежат уплате проценты в порядке и размере, предусмотренных п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда эта сумма должна была быть возвращена, до дня ее возврата займодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК РФ.
     
     Если в договоре займа либо в кредитном договоре установлено увеличение размера процентов в связи с просрочкой уплаты долга, размер ставки, на которую увеличена плата за пользование займом, следует считать иным размером процентов, установленных договором в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ.
     
     Данная позиция содержится и в рекомендациях по применению ст. 395 ГК РФ, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14.
     
     Так, при рассмотрении споров, связанных с исполнением договоров займа, а также с исполнением заемщиком обязанностей по возврату банковского кредита, судам рекомендовано учитывать, что проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами и подлежат уплате должником по правилам об основном денежном долге.
     
     Следовательно, доходы в виде повышенных процентов по кредитному договору должны отражаться в составе внереализационных доходов согласно подпункту 6 ст. 250 НК РФ с учетом особенностей определения доходов банков в виде процентов, установленных ст. 290 НК РФ.
     
     Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредитов, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам регламентирован ст. 328 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     Нужно ли уплачивать НДС с авансов, полученных в неденежной форме?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом согласно п. 4 ст. 164 настоящего Кодекса сумма НДС определяется расчетным путем при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), в том числе авансовых платежей.
     
     Таким образом, при получении авансов в неденежной форме сумма НДС не исчисляется.
     
     Предприятие предоставляет образцы продукции своим потенциальным покупателям. Следует ли облагать НДС стоимость передаваемых образцов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. При этом в целях применения НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, передачу образцов товаров потенциальным покупателям следует облагать НДС.
     
     Организация отразила в учете причитающиеся к получению пени за нарушение условий договора партнером по решению арбитражного суда. Предприятие-должник было признано банкротом. Обязана ли организация исчислить и уплатить в бюджет НДС при списании пени как дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Включение в налоговую базу по НДС суммы пени, присужденной по решению арбитражного суда и не полученной налогоплательщиком, указанной статьей НК РФ не предусмотрено.
     
     Если некоммерческая организация получает средства от физических или юридических лиц на осуществление уставной деятельности, будут ли такие средства учитываться в налоговой базе по НДС?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 146 НК РФ операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, не признаются объектом обложения НДС.
     
     Пунктом 3 ст. 39 НК РФ предусмотрен перечень операций, не признаваемых реализацией товаров, работ или услуг. В данный перечень включена передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
     
     Учитывая вышеизложенное, средства, полученные некоммерческой организацией от физических и юридических лиц на осуществление уставной деятельности такой организации, в налоговую базу по НДС не включаются.
     
Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     Должна ли организация, перешедшая с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, уплатить НДС с выручки за отгруженные товары, оплата которых осуществлена после 1 января 2003 года? До перехода на упрощенную систему налогообложения организация определяла налоговую базу для целей обложения НДС по мере поступления денежных средств.
     
     Согласно п. 12 ст. 167 НК РФ учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.
     
     В связи с этим при переходе организации с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 НК РФ, суммы НДС по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) в 2002 году в период определения налоговой базы для целей обложения НДС по мере оплаты товаров (работ, услуг), подлежат перечислению в бюджет в ранее действующем порядке, то есть по мере поступления оплаты за эти товары (работы, услуги).
     
     Таким образом, если реализация товаров согласно заключенным договорам была произведена до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а оплата этих товаров осуществлена в период после 1 января 2003 года, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, суммы НДС по товарам, отгруженным до 1 января 2003 года, подлежат уплате в бюджет по мере поступления оплаты за эти товары. При этом вышеуказанные суммы НДС должны быть отражены в декларации по данному налогу.
     
     Организация с февраля 2002 года имеет освобождение от обязанности плательщика НДС. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в ст. 145 НК РФ, НДС с остаточной стоимости основных средств, сформированной по состоянию на 1 июля 2002 года, восстановлен и уплачен в бюджет. Правомерны ли требования налоговых органов по восстановлению и уплате сумм НДС с момента использования права на освобождение от уплаты НДС?
     
     Операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые налогоплательщиками, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не облагаются НДС.
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 настоящего Кодекса, поставщикам товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
     
     При этом пунктом 3 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что в случае принятия этими налогоплательщиками вышеуказанных сумм налога к вычету соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
     
     Таким образом, суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности после применения налогоплательщиком права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, следует восстановить и вернуть в бюджет. При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
     
     В целях уточнения действующего порядка восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, но не использованным для вышеуказанных операций в связи с применением налогоплательщиком права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 145 НК РФ были внесены дополнения.
     
     В связи с тем, что порядок восстановления вышеуказанных сумм НДС налогоплательщиками, использующими право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, действовал и до внесения дополнений в ст. 145 НК РФ, организации следует восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС с остаточной стоимости основных средств, сформированной по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 февраля 2002 года.
     
П.И. Савельев,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     В соответствии с НК РФ работы (услуги), оказываемые непосредственно в космическом пространстве, а также ком-плекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с работами (услугами), выполняемыми непосредственно в космическом пространстве, облагаются по ставке 0 %. Каков порядок подтверждения налогоплательщиком вышеуказанной льготы?
     
     Космическая деятельность регламентируется Законом РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности".
     
     Данным Законом определены основные направления космической деятельности, а также виды работ (услуг), относящиеся к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) непосредственно в космическом пространстве. Настоящим Законом устанавливается разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности в научных и социально-экономических целях.
     
     В соответствии с видами, формами и сроками действия лицензий и иными условиями лицензирования осуществляется подготовка и заключение организациями хозяйственных договоров и их исполнение.
     
     Любой вид космической деятельности на территории Российской Федерации в виде выполнения работ и предоставления услуг подлежит лицензированию.
     
     Поименованные в п. 2 ст. 2 Закона РФ "О космической деятельности" работы (услуги) и оказание иных, связанных с космической деятельностью услуг, образуют комплекс подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
     
     Вышеуказанный комплекс подготовительных наземных работ (услуг) на основании первичных документов (федеральной космической программы, государственного заказа, контрактов, договоров, технического задания, календарного плана-графика работ, актов выполненных работ, выписок банка и т.д.) должен быть технологически обусловлен, неразрывно связан с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве и подтвержден соответствующими документами.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 7 ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, когда услуги не оказываются непосредственно в космическом пространстве, а по их названию в договоре и по сути относятся к услугам иного характера, то такие работы (услуги) облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Если работы (услуги) относятся к космической деятельности (ст. 2 Закона РФ "О космической деятельности"), то налогообложение таких работ (услуг) при их реализации производится по налоговой ставке 0 % при представлении в налоговые органы соответствующих документов.
     
     Таким образом, для правомерного применения ставки 0 % и налоговых вычетов по НДС налогоплательщиком должны быть выполнены следующие условия:
     
     1) работа (услуга) должна быть выполнена (оказана) непосредственно в космическом пространстве;
     
     2) если работа (услуга) выполнена (оказана) на земле, она должна включаться в комплекс подготовительных работ (услуг), технологически обусловленный и неразрывно связанный с работами (услугами), выполненными (оказанными) и/или выполняемыми (оказываемыми) непосредственно в космическом пространстве;
     
     3) в налоговые органы должны быть представлены следующие документы:
     
     контракт (копия контракта, договора) с иностранными или российскими лицами на выполнение работ (оказание услуг);
     
     выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы (оказанные услуги) на счет налогоплательщика в российском банке;
     
     акты и иные документы (их копии), подтверждающие выполнение работ (оказание услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
     
     Таким образом, вышеназванные работы (услуги) могут облагаться НДС по ставке 0 % только при соблюдении вышеуказанных условий. В ином случае налогообложение данных операций будет производиться в общеустановленном порядке.

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     Будучи продюсером фильма организация получила на него удостоверение национального фильма. Для производства фильма получен товар в коммерческий кредит. Возникает ли у кредитора объект обложения НДС при возврате ему денежных средств за кредит?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
     
     Таким образом, форма коммерческого кредитования предусматривает реализацию товаров, расчеты за которые проводятся с отсрочкой платежа.
     
     Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     В связи с вышеизложенным реализация товаров, признаваемая объектом налогообложения, на территории Российской Федерации на основании договора коммерческого кредита подлежит обложению НДС у стороны, их передающей.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     В силу положения подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ о том, что в целях применения НДС место оказания таких услуг, как консультационные или юридические, определяется по месту нахождения их покупателя, оказанные за рубежом иностранными компаниями услуги для российских организаций в ряде случаев облагаются НДС и за рубежом, и в Российской Федерации. В результате применения вышеуказанной нормы главы 21 НК РФ нарушается принцип "однократности налогообложения". Правомерно ли такое двойное налогообложение услуг, в отношении которых применяются вышеуказанные положения ст. 148 НК РФ?
     
     Целью ст. 148 НК РФ является именно устранение двойного обложения НДС услуг, в случае если продавец услуг имеет постоянное место деятельности в одном государстве, а их покупатель - в другом.
     
     Согласно мировой практике основным принципом обложения НДС является взимание этого налога по месту деятельности продавца работ (услуг). В Российской Федерации данный порядок определен подпунктом 5 п. 1 ст. 148 НК РФ [за исключением работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1, 2 и 3 указанного пункта ст. 148 настоящего Кодекса]. Вместе с тем при определении места реализации некоторых работ (услуг) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
     
     Таким образом, если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российским лицом заключается контракт на выполнение работ (оказание услуг), основано на тех же принципах определения места реализации работ (услуг) в целях обложения НДС, то двойного обложения этим налогом не происходит. Однако на практике не исключены случаи, когда подобная ситуация может возникнуть из-за различного подхода к определению места реализации работ (услуг) в налоговом законодательстве двух государств. Вместе с тем каких-либо методов устранения возникающего в этом случае двойного обложения НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено.
     
     Российское предприятие заключило договор поставки товаров из Республики Беларусь. Поставленный товар полностью оплачен белорусскому поставщику, в том числе уплачен НДС по ставке в размере 20 %. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ в отношении вышеуказанного товара на территории Российской Федерации применяется ставка НДС в размере 10 %. Правомерно ли принятие к вычету НДС, уплаченного белорусскому поставщику по ставке 20 %? На основании каких документов производится данный вычет?
     

     После 1 июля 2001 года в торговых отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь сохраняется порядок применения НДС, действовавший до вышеуказанной даты и установленный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ). В связи с этим во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь операции по реализации товаров хозяйствующими субъектами этих государств осуществляются по ценам, увеличенным на сумму НДС по ставкам, установленным внутренним законодательством.
     
     При этом суммы НДС, уплаченные российскими налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Беларусь при приобретении товаров, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года. Принимая во внимание, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь по НДС составление и выставление счетов-фактур при реализации товаров не предусмотрено, вышеуказанный вычет производится у российского налогоплательщика при условии выделения сумм НДС отдельной строкой в расчетных и товаросопроводительных документах.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь в отношении какого-либо товара применяется ставка НДС в размере 20 %, сумма налога, уплаченная российским предприятием белорусскому хозяйствующему субъекту при приобретении вышеуказанного товара, принимается к вычету у российского налогоплательщика при исчислении платежей в бюджет независимо от размера ставки НДС, действующей на территории Российской Федерации, и условий поставки.
     
     Российская организация осуществляет деятельность по оказанию юридических услуг иностранным лицам. В настоящее время данная организация заключила ряд контрактов с организациями, имеющими постоянное местопребывание в государствах-членах СНГ. В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации юридических услуг считается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с тем, что российская организация оказывает юридические услуги иностранным компаниям, местом осуществления деятельности которой в соответствии с вышеуказанным подпунктом п. 1 ст. 148 НК РФ территория Российской Федерации не является, то данные услуги на территории Российской Федерации НДС не облагаются. Правомерно ли принимать к вычету при исчислении платежей в бюджет суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при реализации юридических услуг иностранным юридическим лицам - резидентам государств-членов СНГ?
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Однако согласно данной статье НК РФ суммы налога, уплаченные в отношении товаров (работ, услуг), подлежат вычету у налогоплательщика только в случае приобретения таких товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, и (или) для перепродажи товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (за исключением экспортируемых).
     

     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Определение места реализации услуг (и, соответственно, порядок их налогообложения), оказываемых в рамках контрактов, заключенных российскими организациями с хозяйствующими субъектами государств-членов СНГ, осуществляется в соответствии со ст. 148 НК РФ и не отличается в настоящее время от порядка, действующего в отношении других иностранных государств. Таким образом, местом реализации консультационных услуг иностранным юридическим лицам - нерезидентам Российской Федерации (в том числе резидентам государств-членов СНГ) территория Российской Федерации не является, данные услуги не подлежат обложению НДС в Российской Федерации, а суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при реализации вышеуказанных услуг, к вычету не принимаются. Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, используемых для операций по реализации юридических услуг иностранным лицам - резидентам государств-членов СНГ, учитываются в стоимости таких услуг на основании подпункта 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     Подпунктом 1 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы [в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций (объединений)], производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности освобождается от обложения НДС, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья. Имеет ли право религиозная организация на основании вышеуказанной нормы НК РФ на освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации безвозмездно передаваемых иностранным лицом предметов религиозного назначения?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются не только операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, но и операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Перечень товаров, освобождаемых от обложения НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 НК РФ. Предметы религиозного назначения, в том числе передаваемые безвозмездно, в данный перечень не включены.
     
     В связи с этим вышеуказанные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, облагаются НДС в общеустановленном порядке независимо от того, что операции по их реализации на территории Российской Федерации освобождены от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.
     
     Российской организацией заключен контракт с контрагентом - иностранным резидентом, покупателем продукции предприятия, находящегося в Республике Молдова, то есть за пределами территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Продукция молдавского предприятия поставляется иностранному контрагенту в страны дальнего зарубежья через морские порты, находящиеся также за пределами территории Российской Федерации. Условия заключенного российской организацией контракта предусматривают оказание контрагенту услуг по обеспечению доставки грузов с предприятия, а также других подобных услуг, связанных с перемещением груза. Каков порядок применения НДС в отношении вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, считается территория Российской Федерации только в случае, если такое имущество находится на территории Российской Федерации.
     
     Если российская организация оказывает услуги, связанные с перемещением грузов, такие услуги можно классифицировать как услуги, связанные с движимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, оказываемых данной российской организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания услуг за пределами территории Российской Федерации, являются контракт, заключенный с иностранной организацией, и документы, подтверждающие факт оказания услуг. Вместе с тем для обоснования правомерности освобождения от обложения НДС при оказании вышеназванных услуг считаем целесообразным представлять в налоговые органы копии таможенных, транспортных или товаросопроводительных документов, подтверждающих нахождение перемещаемых грузов за пределами территории Российской Федерации.
     
     Предприятие экспортирует лесопродукцию, которую заготавливает самостоятельно. В ходе хозяйственной деятельности предприятием приобретаются запасные части для лесовозов в магазине и оплачиваются с учетом НДС. Договор с магазином не заключается. Для подтверждения уплаты НДС у предприятия есть счет-фактура. Однако в п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, указано, что для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговыми органами должен быть проанализирован договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, реализующим товары на экспорт, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации таких товаров. Имеет ли право российское предприятие предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении запасных частей для лесовозов, в случае отсутствия договора между предприятием и магазином?
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком таких товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих уплату сумм налога.
     
     В соответствии с п. 3 вышеуказанной статьи НК РФ в случае реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, вычеты сумм НДС производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных подпунктом 1 ст. 165 НК РФ. Таким образом, для получения права на вычет сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), представление в налоговые органы в обязательном порядке договора купли-продажи действующим законодательством не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае отсутствия договора купли-продажи, заключенного с магазином, предприятие, реализующее лесопродукцию на экспорт, имеет право на вычет НДС, уплаченного при приобретении запасных частей для лесовозов, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами, документов, подтверждающих уплату сумм этого налога, и представлении в налоговые органы документов, перечисленных в п. 1 ст. 165 НК РФ.
     

О налоге с продаж

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     Должен ли предприниматель, который оплачивает услуги (например, по ремонту ККМ) наличными денежными средствами через Сбербанк, оплачивать их с учетом налога с продаж?
     
     В данном случае предприниматель (физическое лицо) должен оплачивать услуги с учетом налога с продаж.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому для целей обложения налогом с продаж индивидуальные предприниматели могут рассматриваться как физические лица.
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. На основании же ст. 861 и 862 ГК РФ и письма Банка России от 23.11.1998 N 327-Т при осуществлении операций по реализации услуг, оплачиваемых физическими лицами через кредитные учреждения, производится кассовое обслуживание физических лиц, которое не относится к безналичным расчетам и в целях обложения налогом с продаж может быть отнесено к наличным расчетам.
     
     С 1 января 2003 года с введением в действие главы 26.2 НК РФ организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Следует ли данной организации при реализации покупателям товаров (работ, услуг) выставлять счета-фактуры с указанием сумм НДС?
     
     Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Таким образом, составлять счета-фактуры с указанием сумм НДС должны плательщики НДС.
     
     В то же время согласно ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
     
     Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) не должны начислять суммы НДС и, соответственно, не будучи плательщиками НДС, не должны составлять счета-фактуры.
     

Об освобождении организаций от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

     
     Е.В. Жарикова,
советник налоговой службы I ранга

     Освобождаются ли организации, перечисленные в ст. 239 "Налоговые льготы" НК РФ, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"?
     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности.
     
     При этом финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии производится за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
     
     Согласно ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ.
     
     Согласно ст. 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате за очередной налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
     
     Таким образом, согласно положениям ст. 17 и 52 НК РФ объект налогообложения, налоговая база и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения.
     
     Объект обложения единым социальным налогом определен ст. 236 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые вы-платы и вознаграждения, за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса - сумм, не подлежащих налогообложению.
     
     Следовательно, при исчислении единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в налоговую базу не включаются суммы, не подлежащие налогообложению.
     
     Решением ВАС РФ от 30.12.2002 по делу N 9132/02 установлено, что специальной нормы, устанавливающей льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, ст. 239 НК РФ, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
     
     Учитывая вышеизложенное, для освобождения организаций, перечисленных в ст. 239 НК РФ, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо внесение соответствующих изменений в Закон N 167-ФЗ.
     
     Кроме того, в вышеуказанном решении ВАС РФ говорится о том, что в соответствии со ст. 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
     
     Принимая во внимание индивидуальную возмездную природу страховых взносов, размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и, следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники общественной организации инвалидов не будут иметь на своих индивидуальных счетах средства на страховую и накопительную час