Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговый контроль в деятельности таможенных органов


Налоговый контроль в деятельности таможенных органов

     
     В.П. Шавшина,
руководитель Адвокатского таможенного агентства Балтийской
коллегии адвокатов им. А. Собчака, преподаватель СПбГУ


     Для получения возможности взыскания задолженности по таможенным платежам необходимо осуществить в отношении декларанта контрольные мероприятия. Новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), принятая в третьем чтении Государственной Думой Российской Федерации 18 апреля 2003 года и одобренная Советом Федерации 14 мая 2003 года, устанавливает, что при регулировании отношений по взиманию таможенных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Таким образом, контрольные отношения регулируются, наряду с нормами таможенного законодательства, нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Статья 82 НК РФ предусматривает право таможенных органов в пределах своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном главой 14 настоящего Кодекса. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 14 НК РФ для налоговых органов.
     
     Таким образом, законодатель не следует концепции разграничения налогового и таможенного контроля. Согласно данной норме таможенные органы могут проводить контроль в формах и с применением методов, которые определены для них как таможенным, так и налоговым законодательством.
     
     Пункт 2 ст. 82 НК РФ имеет для таможенных органов основополагающее значение:
     
     - на законодательном уровне определен исключительный состав субъектов налогового контроля;
     
     - полномочиями по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения обладают налоговые и таможенные органы;
     
     - порядок осуществления налогового контроля, предусмотренный для налоговых органов в главе 14 НК РФ, распространяется и на таможенные органы;
     
     - таможенные органы при осуществлении налогового контроля обладают полномочиями (правами и обязанностями), предусмотренными в целом главой 14 НК РФ для налоговых органов.
     
     Практическая реализация таможенными органами контрольных налоговых полномочий осуществляется в соответствии со ст. 87.1 НК РФ исключительно в форме проведения налоговых проверок. Таким образом, таможенные органы обладают контрольными налоговыми полномочиями, которые предоставлены им налоговым законодательством в определенных НК РФ случаях в отношении лиц, имеющих налоговые обязанности в сфере таможенных правоотношений.
     

     С одной стороны, спектр контрольных налоговых полномочий таможенных органов является ограниченным. Единственной формой налогового контроля со стороны таможенных органов является проверка.
     
     С другой стороны, в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, реализация в полном объеме налогового контроля в форме налоговых поверок - это прерогатива таможенных органов.
     
     Термин "налоговые проверки, проводимые таможенным органом" (ст. 87.1 НК РФ) фактически расширяет формы таможенного контроля. Таким образом, осуществляемый таможенными органами таможенный контроль в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле (как комплексной отрасли законодательства), а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, трактуется шире, чем совокупность мероприятий налогового контроля, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства.
     
     Статья 82 НК РФ к формам налогового контроля относит:
     
     - налоговые проверки;
     
     - получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
     
     - проверку данных учета и отчетности;
     
     - осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
     
     - другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом, в том числе создание налоговых постов.
     
     К формам таможенного контроля ст. 180 ТК РФ отнесены:
     
     - проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 182 ТК РФ);
     
     - таможенный досмотр (ст. 185 ТК РФ), в том числе личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля (ст. 189 ТК РФ);
     
     - устный опрос физических и должностных лиц;
     
     - проверка системы учета и отчетности;
     
     - осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
     
     - другие формы, предусмотренные настоящим Кодексом или законодательством Российской Федерации по таможенному делу, в том числе:
     
     взятие проб и образцов товаров (ст. 135, 183 ТК РФ);
     
     проверка финансово-хозяйственной деятельности (ст. 186 ТК РФ);
     
     инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (ст. 197 ТК РФ).
     
     Из анализа данных норм можно сделать вывод, что вышеуказанный перечень в большей степени отражает и специальные методы проведения контроля. В то же время следует учитывать органичное единство форм и методов контроля, которое в том числе трактуется как неизбежность взаимодействия налогового контроля в форме налоговых проверок с другими его формами.
     
     Исследование практически совпадающих по используемым методам проверок форм налогового и таможенного контроля показывает, что их различная регламентация, различные цели, задачи, основания проведения, юридические последствия приводят к определенным коллизиям.
     
     Наибольшие разночтения вызывает правомерность применения норм налогового законодательства, регулирующих проведение выездной налоговой проверки, и норм таможенного законодательства, регулирующих осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении контроля таможенными органами.
     
     Исследование нормативной базы показывает недостаточную ее проработку с учетом новых контрольных полномочий, предоставленных таможенным органам. В разделе III письма ГТК России от 13.08.1999 N 07-110/21825 "О Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”" отдельно обращается внимание таможенных органов на ст. 87.1 НК РФ о проведении ими налоговых проверок. Распространение на таможенные органы положений статей НК РФ в части проведения налоговых проверок, безусловно, требует подготовки нормативных актов, регламентирующих инспекционную деятельность таможенных органов в соответствии с налоговым законодательством. В то же время Положение о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств, утвержденное приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672, оговаривает существо контроля только в рамках ст. 193 ТК РФ. Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера, утвержденный приказом ГТК России от 31.08.2000 N 784, разработанный в том числе на основании главы 14 НК РФ, регламентирует комплекс контрольно-инспекционных мероприятий исключительно в отношении одного из плательщиков таможенных платежей. Преамбула Методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, утвержденных распоряжением ГТК России от 01.11.2001 N 1025-р (далее - Методические рекомендации ГТК России), гласит, что они разработаны на основании в том числе раздела V НК РФ, но, по существу, не учитывают вышеуказанные положения по порядку осуществления контроля. Положение об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации (утвержденное приказом ГТК России от 02.04.2002 N 300), будучи разработанным на основании в том числе п. 2 ст. 30 и ст. 87.1 НК РФ, регламентирует осуществление таможенного контроля в соответствии с приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров транспортных средств". Таким образом, и плательщикам таможенных платежей, и таможенным органам в отсутствие надлежащих (соответствующих налоговому законодательству) разъяснений со стороны ГТК России достаточно сложно ориентироваться в новом правовом пространстве коррелирующих требований норм таможенного и налогового законодательства.
     
     Представляется, что проверка финансово-хозяйственной деятельности организации, равно как и налоговая проверка, являются самостоятельными формами контроля, определенными законодательством.
     
     Анализ двух форм контроля, осуществляемых таможенными органами, приводит к следующей сравнительной характеристике выездной налоговой проверки и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации (см. таблицу).
     


 

Проверка финансово-хозяйственной деятельности

Выездная налоговая проверка

Проверяющий субъект

Таможенные органы всех уровней (за исключением таможенного поста без статуса юридического лица)

Проверяемый субъект

Лицо, перемещающее товар;
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела, контроль за которой возложен на таможенные органы;
таможенный брокер;
перевозчик;
владелец склада временного хранения;
владелец таможенного склада;
владелец магазина беспошлинной торговли

Декларанты:
лицо, перемещающее товар;
таможенный брокер

Объект проверки

Совокупность финансово-хозяйственных операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, иной предпринимательской (хозяйственной) деятельности, связанной с предоставлением услуг в сфере таможенного дела

Совокупность финансово-хозяйственных операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности: действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему исчислению и уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу или заявлении товаров к иному таможенному режиму, правомерному использованию налоговых льгот, по надлежащему использованию и учету условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы

Предмет проверки

Документальные, вещественные (в том числе цифровые) носители информации о внешнеэкономической деятельности и предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела

Документальные, вещественные (в том числе цифровые) носители информации о совершенных экспортно-импортных операциях, а также иных операциях, подлежащих обложению пошлинами, налогами, таможенными сборами

Базовый метод проверки

Анализ финансово-экономического состояния организации. Проверка обоснованности и соответствия отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и финансовых операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности*1

Цель проверки

Обеспечение соблюдения законодательства и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы*2

Обеспечение соблюдения налогового законодательства в случаях, предусмотренных НК РФ, своевременности и полноты уплаты таможенных платежей

Задачи проверки

Оценка достоверности (недостоверности) бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия (несоответствия) финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иному законодательству Российской Федерации и международным договорам, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, формулировка выводов о наличии признаков нарушения таможенных правил с их количественной и качественной характеристикой*3, выявление сумм неуплаченных таможенных платежей*4

Оценка достоверности (недостоверности) бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия (несоответствия) финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям налогового законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации в определенных НК РФ случаях, исследование и установление оснований (отсутствия оснований) для осуществления налоговых изъятий и применение мер ответственности за совершение налоговых правонарушений

Планирование и подготовка проверки

Проведение информационно-аналитической работы. Краткий анализ деятельности субъекта проверки на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации и представленных в таможенный орган документов. При необходимости направление запросов в соответствующие государственные органы. Рассмотрение материалов предыдущей проверки, в том числе результатов проверок других налогоплательщиков, требующих встречной проверки, данных о количестве и характере перемещенных товаров, наличия определенных разрешений и лицензий, вы данных таможенным органом, исследование наличия представленных отсрочек, налоговых льгот информации, поступившей из учреждений банков, правоохранительных и контролирующих федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных налоговых инспекций) компетентных органов иностранных государств, международных организаций*5. Результаты подготовительной работы излагаются в заключении*6

Формальное основание проведения

Решение руководителя (заместителя) таможенного органа о проведении проверки, оформленное постановлением таможенного органа на основании календарного плана проведения плановых проверок, поручений ГТК России, распоряжений начальников региональных таможенных управлений или начальников таможен*7.
О проведении проверки издается распоряжение. Проверяющим выдается предписание*8. (В данном случае возникает коллизия между ведомственными актами.)

Решение руководителя (заместителя) таможенного органа*9

Период деятельности, который может быть охвачен проверкой

Вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств проверка проводится в любое время при наличии достаточных оснований полагать о наличии нарушения законодательства или международного договора Российской Федерации*10.
Период деятельности проверяемого лица, подлежащий проверке, определяется исходя из задач проверки в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроком и с учетом давности привлечения к административной ответственности (за исключением проверок, связанных с контролем целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей)*11. (В данном случае ведомственная регламентация учитывает и нормы НК РФ.)

Три календарных года, непосредственно предшествующих году проведения проверки, а также текущий год*12

Процессуальные действия, осуществляемые в ходе проверки

1. Доступ на любую территорию и в любые помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Основание - служебное удостоверение, документы, подтверждающие наличие соответствующей формы допуска при проверке организации, имеющей особый режим доступа*13.
2. Таможенный осмотр, в результате которого транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, идентифицируются*15. О проведении осмотра составляется акт*16.
3. Проведение инвентаризации*18. О проведении составляется акт*19.
4. Истребование любых документов (включая банковские), касающихся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов*21. Основание - требование о представлении документов для проведения таможенного контроля*22. При истребовании подлинников документов оформляется Акт приема-передачи документов*23.
5. Изъятие документов. Основание - акт таможенного органа*26.
6. Экспертиза. О взятии проб и образцов составляется акт*28.
7. Привлечение специалистов и экспертов. Основание - запрос таможенного органа для оказания содействия в проведении таможенного контроля (для участия в проверке или проведения экспертизы), который является обязательным для исполнения руководителем государственного органа, предприятия или организации*30. (Заключение эксперта не является обязательным для проверяющего*31.).
8. Получение письменных и устных объяснений проверяемого субъекта*34.
9. Проведение встречной проверки*36.
10. Опечатывание помещения*37.
11. Таможенный досмотр. О проведении составляется акт*39.
12. Идентификация товаров, транспортных средств, помещений и др. мест*40.
13. Направление запросов в банки и иные кредитные учреждения, в правоохранительные, налоговые и иные контролирующие органы об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля*41.
14. Передача материалов в правоохранительные и иные контролирующие органы*42

1. Доступ на территорию и в помещения плательщика таможенных платежей. Основание - служебное удостоверение, решение о проведении проверки, документы, подтверждающие наличие соответствующей формы допуска при проверке организации, имеющей особый режим доступа*14.
2. Осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, связанных с содержанием товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу*17.
3. Проведение инвентаризации*20.
4. Истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты таможенных платежей, а также документы, пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты*24. Основание - требование о представлении документов*25.
5. Выемка документов. Основание - постановление должностного лица, осуществляющего проверку, утвержденное руководителем (заместителем) налогового органа*27.
6. Экспертиза. Назначается постановлением должностного лица, осуществляющего проверку*29.
7. Привлечение специалистов и переводчиков, основание - договор*32; переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа*33.
8. Получение пояснений налогоплательщика*35.
9. Проведение встречной проверки.
10. Опрос свидетелей*38

Оформление результатов проверки

Заключение о соответствии деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации*43; акт проверки в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами ГТК России*44, подписываемый членами комиссии, проводившими контроль после выпуска

Справка о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения, подписываемая проверяющим*45; акт налоговой проверки по установленной форме, подписываемый должностными лицами таможенного органа, участвующими в проверке, и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем (либо их представителями)*46

     _____
     *1 1 Пункт 3 Методических рекомендаций ГТК России.
     *2 Часть 1 ст. 186 ТК РФ.
     *3 Пункт 12 Методических рекомендаций ГТК России.

     *4 Подпункт 3 п. 39 Методических рекомендаций ГТК России.

     *5 Пункт 10 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п. 9 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п. 8 Методических рекомендаций ГТК России.
     *6 Пункт 11 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "е" п. 21 указанного Положения.
     *7 Пункт 14 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; п. 4, 5 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств. Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данный аспект.
     *8 Пункт 18 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *9 Часть 1 ст. 89 НК РФ.
     *10 Часть 1 ст. 193 ТК РФ.
     *11 Пункт 12 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *12 Часть 1 ст. 87 НК РФ; п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5.
     *13 Статья 184 ТК РФ; часть 2 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *14 Статья 91 НК РФ.
     *15 Статьи 180, 185 ТК РФ; п. 17 Методических рекомендаций ГТК России; часть 8 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *16 Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России; часть 3 подпункта "н" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *17 Статья 92 НК РФ.
     *18 Статья 197 ТК РФ; Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; письмо ГТК России от 26.03.1998 N 01-15/6068 "Об инвентаризации товаров на таможенных складах и складах временного хранения" (утратило силу на основании приказа ГТК России от 26.11.2001 N 1124); п. 17, 18 Методических рекомендаций ГТК России; часть 11 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *19 Пункт 11 Методических рекомендаций ГТК России.
     *20 Статья 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России от 10.03.1999 N 20н и МНС России от 10.03.1999 N ГБ-3-04/39.
     *21 Статьи 182, 186 ТК РФ, Методические рекомендации ГТК России не регламентируют данное процессуальное действие. Косвенно это вытекает из п. 11 вышеуказанных Методических рекомендаций, регламентирующего этап документирования проверки, где к рабочей документации относятся копии фактически любых документов проверяемого субъекта и третьих лиц. Части 3, 5 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *22 Пункт 33 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; подпункт "з" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *23 Подпункт "и" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *24 Статья 93 НК РФ.
     *25 Приказ МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16-138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2001 г. N 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах”".
     *26 Статья 186 ТК РФ; п. 7 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 13 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "т" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *27 Статьи 89, 94 НК РФ.
     *28 Статьи 135, 183 ТК РФ; Положение о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264. Методические рекомендации ГТК России называют экспертную оценку.
     *29 Статья 95 НК РФ.
     *30 Статья 183 ТК РФ; часть 7 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; подпункт "м" п. 21 указанного Положения.
     *31 Подпункт "м" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *32 Статья 96, 97 НК РФ.
     *33 Статья 97 НК РФ. Представляется, что данный порядок по аналогии может быть применен к специалисту.
     *34 Статьи 180, 186 ТК РФ; п. 12 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 6 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации; п. 10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 12 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *35 Статья 31 НК РФ.
     *36 Пункт 10 Порядка организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера; часть 12 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *37 Статья 186 ТК РФ; п. 23 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 4 под-пункта "о" п. 21 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *38 Статья 90 НК РФ.
     *39 Пункты 11, 17 Методических рекомендаций ГТК России; раздел 4 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; часть 10 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *40 Часть 9 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *41 Части 14, 15 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *42 Часть 16 п. 20 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации. (В названной части п. 20 Положения в качестве основания указана ст. 30 НК РФ, которая не предусматривает данного полномочия.)
     *43 Пункты 11, 39 Методических рекомендаций ГТК России. Форма не регламентирована.
     *44 Пункт 37 Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств; п. 24 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     *45 Часть 7 ст. 89 НК РФ.
     *46 Пункт 1 ст. 100 НК РФ.
          

     На основании представленного выше сравнительного анализа можно сделать вывод, что, хотя таможенный контроль в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности организации охватывает больше сфер деятельности, он, в то же время, по существу, совпадает в отношении объекта, выступающего объектом налогового контроля, с выездной налоговой проверкой.
     
     В рамках налоговой проверки процессуальные полномочия проверяющего субъекта, права налогоплательщиков более детально регламентированы на уровне закона. В рамках ст. 186 ТК РФ названы только права по истребованию документов и информации, получение письменных и устных объяснений и справок, изъятие документов и опечатывание помещения. Остальные полномочия, определенные в нормативных актах по осуществлению проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, ТК РФ относит к иным формам контроля. Данное смешение представляется не бесспорным, поскольку перечень полномочий, указанных в ст. 186 ТК РФ, носит исчерпывающий характер.
     
     Самые большие нарекания вызывает несоответствие Налоговому кодексу действий, осуществляемых таможенными органами после вынесения соответствующего акта. Непосредственно после окончания проверки с целью принятия комплексных и исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, информирования в случае необходимости иных государственных контролирующих и правоохранительных органов проверяющими на имя начальника таможенного органа вместе с актом проверки вносится представление на проведение мероприятий по устранению правонарушений, с которым представители проверяемого лица ознакомлению не подлежат.
     
     Начальник таможенного органа на основании представленных материалов принимает следующие решения:
     
     а) о направлении проверяемому лицу требования об уплате в установленный срок суммы выявленной недоимки и соответствующих пеней (по существующей судебной практике, подобные решения являются наиболее оспоримыми, и, как правило, требования таможенных органов об уплате таможенных платежей признаются недействительными в силу нарушения порядка организации принудительного взыскания недоимки);
     
     б) о направлении материалов в правоохранительный блок таможенного органа;
     

     в) о направлении материалов в другие контролирующие или правоохранительные органы;
     
     г) о недостаточности оснований для привлечения проверяемого лица к ответственности за совершенное правонарушение;
     
     д) о проведении дополнительных мероприятий таможенного или налогового контроля.
     
     Решение оформляется в виде распоряжения, подписывается руководителем таможенного органа и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр решения приобщается к материалам проверки, второй направляется (вручается) проверяемому лицу, третий (четвертый) - в случае необходимости передается в соответствии с решением по результатам проверки в отдел таможенных платежей или правоохранительный блок таможенного органа*1.
     _____
     *1 Пункт 34 Положения об организации инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации.
     
     Анализ существующей нормативной базы, регламентирующей проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, в соотношении с положениями НК РФ показывает, что на основании ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, поскольку это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.