Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова
     

Льготный порядок налогообложения и освобождение от налогообложения

     
     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц выплаты и затраты, производимые государственными учреждениями службы занятости физическим лицам по основаниям, предусмотренным Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N 57/21н?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат налогообложению государственные пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Статьей 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что в период участия граждан из числа безработных в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона).
     
     Согласно подпунктам 7.1.3, 7.1.4 и 7.1.5 Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 N 57/21н, выплачиваются суммы в поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных и временных работах, в том числе несовершеннолетних, но не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
     
     Суммы, выплачиваемые в поддержку доходов безработных граждан, в размере причитающегося пособия по безработице не отнесены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к пособиям или компенсационным выплатам и подлежат налогообложению в установленном законодательством порядке.
     
     Расходы, связанные с оплатой получения физическим лицом лицензии, необходимой для осуществления им деятельности по профессии, специальности, полученной по предложению государственных учреждений службы занятости, за счет средств федерального бюджета, следует рассматривать как компенсационные выплаты в соответствии с действующим законодательством и освобождать от обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Должны ли образовательные учреждения представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах, которые были выплачены студентам (стипендии, надбавки к стипендиям, материальная помощь, выплачиваемая из фондов социальной защиты студентов, и другие выплаты) и в соответствии со ст. 217 НК РФ не облагались налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе:
     
     - надбавки к стипендиям, материальная помощь, выплачиваемая из фондов социальной защиты студентов, созданных в образовательных учреждениях в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.01.1992 N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" в порядке, установленном положениями о таких фондах;
     
     - ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий, выдаваемое им для приобретения научной литературы в соответствии с п. 11 ст. 19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     
     Для заполнения Справки о доходах физического лица за 2002 год используются данные, содержащиеся в налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
     
     Доходы, определяемые в соответствии с положениями ст. 217 НК РФ как доходы, не подлежащие налогообложению, независимо от суммы таких доходов при заполнении налоговой отчетности по форме N 1-НДФЛ и, соответственно, по форме N 2-НДФЛ не отражаются.
     
     Каким нормативным документом, устанавливающим предельные нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок, следует руководствоваться при применении льготы, установленной п. 3 ст. 217 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок.
     
     При этом следует учитывать, что постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" нормы расходов приняты в соответствии с подпунктами 11 и 12 п. 1 ст. 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и могут использоваться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     
     Для целей налогообложения доходов физических лиц и применения п. 3 ст. 217 НК РФ используются нормы расходов на выплату компенсаций, установленные приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
     
     В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" физическое лицо как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС пользуется правом бесплатного получения путевки на санаторно-курортное лечение или получения ее денежной компенсации. В текущем году оно воспользовалось санаторно-курортной путевкой, со стоимости которой налоговым агентом был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц.
     
     Подлежит ли налогообложению стоимость такой путевки или ее денежная компенсация у данной категории физических лиц?
     
     В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане - участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, имеют, в частности, право на первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - на получение денежной компенсации в размере ее средней стоимости.
     
     Согласно ст. 217 НК РФ выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в пределах норм, установленных согласно законодательству Российской Федерации.
     
     Таким образом, стоимость путевок участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или выплата ее денежной компенсации в размерах, установленных Правительством РФ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц при наличии всех необходимых подтверждающих документов.
     
     Статьей 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанные суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего письменного заявления в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
     

Налогообложение компенсационных выплат

     
     Работник принят в организацию по трудовому договору 15 марта 1999 года и по состоянию на декабрь 2001 года не пользовался основным ежегодным отпуском. По заявлению работника был издан приказ о выплате ему денежной компенсации за неиспользованный отпуск - 84 календарных дня на основании ст. 126 Трудового кодекса Российской Федерации (без предоставления отпуска в 28 календарных дней) за период:
     
     с 15 марта 1999 года по 15 марта 2000 года;
     
     с 15 марта 2000 года по 15 марта 2001 года;
     
     с 15 марта 2001 года по 15 марта 2002 года.
     
     Будет ли включаться в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц денежная компенсация взамен ежегодно оплачиваемого отпуска?
     
     Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, установлен разделом VII Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). При этом под компенсациями понимаются в соответствии со ст. 164 ТК РФ денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     Предусмотренная положениями ст. 126 ТК РФ замена по письменному заявлению работника части отпуска денежной компенсацией не включена в перечень компенсаций, установленных настоящим Кодексом в связи с исполнением трудовых обязанностей.
     
     Учитывая вышеизложенное, денежная компенсация, выплаченная работнику на основании письменного заявления за неиспользованный отпуск, не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Следует ли считать компенсационными выплатами, связанными с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахтах от ствола к месту работы и обратно? Вышеуказанные доплаты установлены постановлениями Правительства РФ от 15.05.1998 N 452 и Совмина СССР и ВЦСПС от 18.11.1989 N 998 (п. 4).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды определенных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     Статьей 147 ТК РФ установлено, что при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным или трудовым договором.
     
     Постановлением Правительства РФ от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно" вышеназванная сумма выплат не отнесена к числу компенсационных выплат. При этом порядок определения и учета времени для исчисления доплаты устанавливается в организациях коллективным договором.
     
     Следовательно, доплаты вышеуказанной категории работников, установленные коллективным договором, не могут рассматриваться как компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.
     

Налогообложение материальной помощи

     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц единовременная материальная помощь, оказанная общероссийской благотворительной общественной организацией инвалидов инвалидам из числа ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, не состоящих с данной организацией в трудовых отношениях? Для оказания вышеназванной помощи денежные средства выделены из федерального бюджета Минтруда России в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
     
     В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
     
     Следовательно, единовременная материальная помощь, предоставленная инвалидам за счет средств федерального бюджета согласно федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", не будет включаться в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании п. 8 ст. 217 НК РФ.
     

Налогообложение ценных бумаг

     
     Организация в качестве поверенного организации-покупателя намерена по договору поручения купить акции закрытого акционерного общества, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, принадлежащие физическому лицу. Физическое лицо, являясь первоначальным учредителем акционерного общества, не осуществляло покупку акций на рынке ценных бумаг и, следовательно, не может представить данные о расходах по их приобретению, а также не имело и не будет иметь расходов по хранению и реализации вышеуказанных акций.
     
     Вправе ли организация при выплате дохода физическому лицу по его заявлению применить имущественный налоговый вычет, предусмотренный абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме сделки от продажи вышеуказанных акций?
     
     Имущественный налоговый вычет, предусмотренный абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
     
     Таким образом, если налогоплательщик претендует на получение имущественного налогового вычета вместо вычета в размере фактических расходов, мотивируя это отсутствием документов, необходимых для подтверждения таких расходов, налоговый агент при расчете налога вправе предоставить ему имущественный налоговый вычет.
     
     Из вопроса следует, что организация выступает покупателем по поручению другой организации, а не по договору поручения в пользу физического лица и не может рассматриваться в качестве брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения в пользу налогоплательщика. В этом случае организация исполняет обязанности налогового агента в части учета доходов от продажи ценных бумаг и представления в налоговый орган по месту своего учета сведений о сумме выплаченного физическому лицу дохода по форме N 2-НДФЛ в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 230 НК РФ. При этом налоговый агент не производит расчет налоговой базы, удержание налога на доходы физических лиц и, соответственно, предоставление имущественного налогового вычета.
     
     Налогоплательщик, представивший по окончании календарного года налоговую декларацию, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме всего полученного дохода от продажи акций, находившихся в собственности более трех лет, при невозможности документального подтверждения расходов по приобретению акций, перешедших в собственность налогоплательщика при преобразовании организации в закрытое акционерное общество.
     
     Физическое лицо занимается куплей-продажей векселей. Оно покупает векселя в долг с оплатой через пять дней. В этот же период оно продает их и рассчитывается за векселя, то есть на момент продажи векселей документально подтвержденных расходов по покупке векселей у него не имеется.
     
     Какие расходы следует учитывать в затратах физического лица при подаче им налоговой декларации в налоговый орган? Должен ли данный гражданин зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, так как вышеуказанный вид деятельности - единственный источник его дохода?
     
     Согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг вправе осуществлять юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие брокерскую деятельность, либо деятельность по управлению ценными бумагами, либо деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
     
     Физические лица, приобретающие и реализующие векселя, но не осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, не обязаны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Это требование как раз и касается физических лиц, занимающихся куплей-продажей векселей в долг с оплатой их стоимости через пять дней, о которых идет речь в вопросе.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании налогового периода могут быть учтены фактически произведенные им и документально подтвержденные расходы на приобретение ценных бумаг. В качестве расходов налогоплательщика могут быть учтены суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором.
     

Социальные налоговые вычеты

     
     Гражданка представила налоговую декларацию в территориальную налоговую инспекцию с целью получения социального налогового вычета и письменное заявление с просьбой произвести перерасчет налога на доходы физических лиц за 2001 год, так как она приобрела в июне 2001 года санаторно-курортную путевку в санаторий им. Орджоникидзе г. Сочи. Для получения социального налогового вычета к декларации приложена квитанция от 14.06.2001 об оплате путевки в санаторий, в которой указана общая стоимость путевки. Налоговый орган отказал в получении налоговой льготы, мотивируя это тем, что налогоплательщиком не представлен документ, подтверждающий объем медицинских услуг, входящих в стоимость путевки, а также справку об оплате медицинских услуг. Правомерен ли такой отказ?
     
     Согласно письму Минздрава России от 12.02.2002 N 2510/1430-02-32 при санаторно-курортном лечении социальный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику на часть стоимости путевки, которая соответствует затратам на медицинские услуги, заложенным в ее стоимость, а также на сумму оплаты налогоплательщиком медицинских услуг, не включенных в стоимость путевки, при их дополнительном предоставлении за счет средств налогоплательщика. При этом справка об оплате медицинских услуг выдается только в случаях частичной или полной оплаты налогоплательщиком путевки по месту ее получения, подтвержденной финансовыми документами.
     
     Справка, подтверждающая включение в стоимость путевки затрат на медицинские услуги (с указанием суммы по калькуляции в денежном выражении для данного учреждения), а также сумму дополнительно оплаченных медицинских услуг, не вошедших в ее стоимость, оформляется и выдается санаторно-курортным учреждением. Справка выдается по требованию налогоплательщика на руки, а также может быть выслана по заявлению налогоплательщика (письменному запросу) заказным письмом с уведомлением о вручении. В последнем случае подпись получателя справки, высланной по почте, в корешке к ней отсутствует.
     
     Следовательно, при представлении справки, оформленной в вышеуказанном порядке, налогоплательщик может воспользоваться социальным налоговым вычетом в течение трех лет после окончания года, в котором им были произведены соответствующие расходы, при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
     

Имущественные налоговые вычеты

     
     Предоставляется ли имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в случае приобретения физическим лицом части (доли) жилого дома (квартиры)?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ с 1 января 2001 года при приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета в размере 600 000 руб. распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
     
     Следовательно, физическое лицо, которое приобрело в собственность часть (долю) жилого дома (квартиры) после 1 января 2001 года, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом по доходам, полученным с 1 января 2001 года, в размере, исчисленном в соответствии с его долей в собственности.
     

Налогообложение работников, находящихся в зарубежных командировках

     
     Работники организаций Российского авиационно-космического агентства направляются в краткосрочную командировку в город Байконур Республики Казахстан. В соответствии с п. 1 ст. 1 Соглашения от 23.12.1995 о статусе города Байконур, заключенного между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, город Байконур наделен статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Согласно приказу Минфина России от 15.12.1997 N 1022 город Байконур включен в Ведомственный классификатор закрытых административно-территориальных образований.
     
     Относятся ли краткосрочные командировки в город Байконур к заграничным командировкам и, соответственно, каким нормативным документом следует руководствоваться при выплате суточных?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
     
     При командировании работника за рубеж суточные установлены в долларах США с учетом страны командирования. Выплачиваемые работнику суточные в иностранной валюте в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Статьей 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти установлено, что город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды.
     
     Дополнительными условиями договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994, ратифицированного Федеральным законом от 17.05.1995 N 77-ФЗ "О ратификации договора аренды комплекса “Байконур” между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан", установлено, что для проезда персонала космодрома, а также командируемых для выполнения работ на космодроме специалистов организаций Российской Федерации по территории и в воздушном пространстве Российской Федерации и Республики Казахстан сохраняется безвизовый режим. Вышеуказанные лица пересекают границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан по предъявлении документов, удостоверяющих личности и принадлежность к персоналу космодрома.
     
     Анализируя вышеприведенные нормы, можно сделать вывод о том, что командировки работников организаций Российского авиационно-космического агентства в город Байконур, находящийся на территории Республики Казахстан, являются заграничными командировками. Следовательно, суточные, выплаченные организацией работникам, направленным в кратко-срочные командировки на космодром "Байконур", освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в пределах нормы, установленной постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93, а также приказом Минфина России от 12.11.2001 N 92н, то есть 41 доллар США в сутки.
     
     По каким нормам и в доход бюджета какого государства следует исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц с доходов в виде заработной платы сотрудников Института космических исследований Российской академии наук, постоянно проживающих и осуществляющих выполнение трудовых обязанностей на территории Украины? Подлежат ли налогообложению в Российской Федерации указанные выше доходы при наличии следующих условий:
     
     - сотрудники Института находятся за пределами Российской Федерации в течение периода, превышающего 183 дня в календарном году, выполнение трудовых обязанностей осуществляется на территории Украины;
     
     - выплата заработной платы производится в рублях по месту нахождения головной организации (Российская Федерация);
     
     - источником финансирования заработной платы являются средства федерального бюджета Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Из вопроса следует, что сотрудники российской организации постоянно проживают и осуществляют выполнение трудовых обязанностей на территории Украины, следовательно, они не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. На основании ст. 207 НК РФ указанные физические лица могут быть признаны плательщиками налога на доходы физических лиц только в случае получения ими доходов от источников в Российской Федерации.
     
     Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Следовательно, заработная плата, выплачиваемая командированным сотрудникам, несмотря на источник ее выплаты, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации, если такие лица находятся за пределами Российской Федерации более 183 дней в календарном году, то есть не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
     

Налогообложение работников, возвратившихся в Российскую Федерацию

     
     Гражданка Российской Федерации была вынуждена уволиться с работы в ноябре 2001 года по семейным обстоятельствам, выписаться по прежнему месту жительства и уехать в Украину. В мае 2002 года гражданка возвратилась в Российскую Федерацию и проживала временно без прописки на съемной квартире. В августе 2002 года она устроилась на работу в школу, о чем имеется отметка в трудовой книжке. При этом с ее заработной платы бухгалтерия стала удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 30 %, так как согласно данным паспортного стола регистрация гражданки была осуществлена 4 сентября 2002 года. Других документов, подтверждающих факт ее пребывания на территории Российской Федерации, представлено не было. Правомерно ли применение в рассматриваемой ситуации налоговой ставки в размере 30 %?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации достаточно находиться на ее территории не менее 183 дней в течение любого промежутка времени, начинающегося или заканчивающегося в отчетном календарном году.
     
     Уточнение налогового статуса налогоплательщика - резидента Российской Федерации (определение количества дней) производится по итогам календарного года или на дату фактического завершения пребывания гражданина в текущем году на территории Российской Федерации.
     
     При определении срока нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует руководствоваться ст. 6.1 НК РФ, которой установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, период нахождения на территории Российской Федерации определяется со следующего дня после приезда физического лица на территорию Российской Федерации по день отъезда включительно.
     
     Количество дней нахождения граждан на территории Российской Федерации определяется на основе данных их регистрации по месту пребывания в Российской Федерации. Никакие другие обстоятельства, в том числе и гражданство Российской Федерации, при определении статуса налогового резидента во внимание не принимаются.
     
     Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
     
     Следовательно, физическим лицам, выезжающим за пределы Российской Федерации, при получении доходов от источников в Российской Федерации для подтверждения факта постоянного местопребывания на территории Российской Федерации необходимо представить свидетельство о регистрации по месту их проживания и иные документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации. В таком случае налогообложение их доходов, полученных на территории Российской Федерации, будет производиться по налоговой ставке 13 %. В случае нахождения на территории Российской Федерации менее 183 дней в году применяется ставка в размере 30 % в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ.
     
     Из вопроса следует, что гражданка зарегистрирована на территории Российской Федерации 4 сентября 2002 года. Других документов, подтверждающих факт ее постоянного пребывания на территории Российской Федерации (более 183 дней), в бухгалтерию организации предъявлено не было. В связи с этим с заработной платы налог на доходы физических лиц в 2002 году должен удерживаться по ставке 30 %.
     

Налогообложение доходов физических лиц - комитентов при продаже товаров через комиссионные магазины

     
     Фирма осуществляет торговлю бывшими в употреблении товарами, принятыми от населения на комиссию. Услугами комиссионных магазинов пользуются, в основном, социально незащищенные слои населения, цены на товары низкие, средняя стоимость одной покупки составляет 100 руб. Соответственно, суммы выплаты физическим лицам - комитентам от продажи их вещей также незначительны. Налоговая инспекция по месту постановки на учет обязывает фирму подавать сведения о выплаченных комитентам суммах по форме N 2-НДФЛ как о доходах физических лиц от продажи своего имущества. Согласно абзацу седьмому письма ВАС РФ от 31.05.1994 N 01-7/ОП-373 продажа через комиссионный магазин бывших в употреблении вещей не является доходом физического лица - комитента, так как при этом гражданин получает лишь денежный эквивалент ранее приобретенного товара. С учетом данного разъяснения являются ли доходом гражданина-комитента средства от продажи бывших в употреблении личных вещей и следует ли комиссионному магазину подавать сведения на таких физических лиц по форме N 2-НДФЛ?
     
     Статьей 226 НК РФ предусмотрены особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами с выплаченных доходов, за исключением случая, если налогоплательщик, хотя и получивший доход от налогового агента, обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог с такого дохода (ст. 227 и 228 НК РФ).
     
     Освобождение налогового агента от обязанности исчислять налог с выплаченного дохода не освобождает его от обязанности вести учет таких доходов и представлять сведения в налоговые органы.
     
     Следовательно, организация, осуществляющая торговлю бывшими в употреблении товарами, при выплате физическим лицам денежных средств от продажи их вещей независимо от суммы полученного дохода налог на доходы физических лиц не удерживает, а только сообщает сведения в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В информационном письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 также разъяснено, что на комиссионные магазины не может быть возложена обязанность удержания налога с доходов физических лиц - комитентов. Это разъяснение правоприменительной практики взыскания финансовых санкций не затрагивало вопросы представления сведений в налоговые органы.