Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Акцизы на нефтепродукты


Акцизы на нефтепродукты

Ю.Л. Воробей,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     1 января 2003 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты.
     
     Новая система взимания акцизов на нефтепродукты установлена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации").
     

1. Плательщики акциза

     
     С 1 января 2003 года плательщиками акциза на нефтепродукты являются следующие организации и индивидуальные предприниматели (далее - лица):
     
     1) лица, не имеющие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство), самостоятельно производящие подакцизные нефтепродукты из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
     
     2) лица, не имеющие свидетельства, получающие подакцизные нефтепродукты в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
     
     3) лица, имеющие свидетельство, приходующие (то есть принимающие к учету) подакцизные нефтепродукты, полученные в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
     
     4) лица, имеющие свидетельство, приобретающие нефтепродукты в собственность;
     
     5) лица, имеющие свидетельство, приходующие (то есть принимающие к учету) подакцизные нефтепродукты, самостоятельно произведенные из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
     
     6) лица, имеющие свидетельство, являющиеся собственником сырья и материалов, получающие нефтепродукты, произведенные из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
     
     7) лица, передающие подакцизные нефтепродукты, произведенные из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства (либо иному лицу по поручению собственника);
     
     8) лица, передающие подакцизные нефтепродукты, произведенные из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), иному лицу по поручению собственника этого сырья и материалов, не имеющего свидетельства;
     
     9) лица, ввозящие нефтепродукты на территорию Российской Федерации, - вне зависимости от наличия свидетельства;
     
     10) лица, реализующие переданные им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные нефтепродукты, - вне зависимости от наличия свидетельства;
     
     11) лица, реализующие подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, - вне зависимости от наличия свидетельства.
     

2. Объект налогообложения

     
     В соответствии со ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акцизом облагаются следующие операции:
     
     1) оприходование (то есть принятие к учету) лицом, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
     
     2) получение лицом, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
     
     3) приобретение лицом, имеющим свидетельство, нефтепродуктов в собственность;
     
     4) оприходование (то есть принятие к учету) лицом, имеющим свидетельство, нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
     
     5) оприходование (то есть принятие к учету) лицом, имеющим свидетельство, подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
     
     6) получение собственником сырья и материалов, имеющим свидетельство, нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
     
     7) передача лицом, вне зависимости от наличия свидетельства, нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства;
     
     8) передача лицом, вне зависимости от наличия свидетельства, нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), иному лицу по поручению собственника;
     
     9) продажа лицами, вне зависимости от наличия свидетельства, переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных нефтепродуктов;
     
     10) продажа лицами, вне зависимости от наличия свидетельства, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
     
     11) ввоз лицами, вне зависимости от наличия свидетельства, подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Как следует из изложенного, операцией, облагаемой акцизом, с 1 января 2003 года в большинстве случаев является не реализация нефтепродуктов, а получение (оприходование, приобретение) нефтепродуктов.
     
     При этом в ряде случаев отнесение операций к налогооблагаемым ставится в зависимость от наличия у лица свидетельства о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     

3. Свидетельство

     
     Исходя из положений главы 22 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) свидетельство не является документом, разрешающим осуществление того или иного вида деятельности, без получения которого нельзя заниматься этой деятельностью.
     
     Таким образом, участники российского рынка нефтепродуктов самостоятельно решают вопрос о получении ими свидетельства. Лица (организации и индивидуальные предприниматели), совершающие операции с нефтепродуктами, имеют право на осуществление этих операций независимо от наличия у них свидетельства.
     
     Порядок выдачи свидетельства установлен ст. 179.1 НК РФ, а также приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".
     
     В соответствии с вышеуказанными нормативными актами лица, совершающие операции с нефтепродуктами, могут получить нижеуказанные свидетельства при выполнении следующих условий:
     
     1) свидетельство на производство:
     
     при наличии в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     2) свидетельство на оптовую реализацию:
     
     при наличии в собственности мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов;
     
     при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки;
     
     при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 %);
     
     3) свидетельство на оптово-розничную реализацию:
     
     при наличии в собственности мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;
     
     при наличии в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;
     
     при наличии на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;
     
     при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50 %);
     
     4) свидетельство на розничную реализацию:
     
     при наличии в собственности мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов;
     
     при наличии в собственности мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел;
     
     при наличии в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов;
     
     при наличии в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 % уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества, мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.
     
     Для целей получения свидетельства не имеет значения, владеет лицо 100 % необходимых мощностей либо долей.
     
     Для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган:
     
     1) заявление о выдаче свидетельства;
     
     2) сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей;
     
     3) копии:
     
     документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на вышеуказанные мощности, либо
     
     документов, подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом, либо
     
     договора (для оптового свидетельства) на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, либо
     
     копии документов, подтверждающих права дочерней организации на владение, пользование и распоряжение необходимым имуществом и документов, подтверждающих владение вышеуказанной долей (соответствующим количеством голосующих акций) в уставном (складочном) капитале (фонде) дочерней организации.
     
     В качестве документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на соответствующие мощности, используются надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности [права хозяйственного ведения и (или) права оперативного управления] на недвижимое имущество, либо выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо копии иных документов, устанавливающих право собственности на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В случае владения долей имущества для подтверждения права собственности на соответствующую долю необходимо также представить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Иные документы, в частности договор о совместной деятельности (простом товариществе), являются основанием для возникновения долевой собственности, но не могут служить подтверждением права собственности на соответствующее имущество.
     
     В случае выдачи налоговыми органами свидетельства организации или индивидуальному предпринимателю до 25 января 2003 года включительно срок начала действия свидетельства устанавливается с 1 января 2003 года (ст. 7 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ).
     
     Свидетельство выдается управлением МНС России субъекта Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а также межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам - организациям, состоящим на учете в этих инспекциях.
     
     Свидетельство выдается сроком на один год либо на срок до одного года по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Решение налогового органа о выдаче, об отказе в выдаче, приостановлении, возобновлении, аннулировании свидетельства принимается руководителем налогового органа и направляется лицу, совершающему операции с нефтепродуктами, в трехдневный срок после его принятия почтовым уведомлением.
     
     Копии свидетельства должны храниться налогоплательщиком по месту фактической деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
     

4. Льгота по экспорту

     
     Объем подакцизных нефтепродуктов, облагаемый акцизом, корректируется на объем нефтепродуктов, который был в дальнейшем направлен на экспорт (п. 4 ст. 183 НК РФ).
     
     В отличие от вычетов, установленных ст. 200 НК РФ, в отношении нефтепродуктов, направленных на экспорт, установлена налоговая льгота, представляющая собой исключение из объекта налогообложения объемов нефтепродуктов, направленных на экспорт.
     
     Порядок применения данной льготы определен ст. 184 НК РФ.
     
     Освобождение от уплаты сумм акциза, исчисленных при получении нефтепродуктов, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, производится при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.
     
     Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
     
     При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза возмещаются после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
     
     Кроме подтверждающих документов, налогоплательщик должен при этом представить в налоговые органы уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором нефтепродукты были помещены под таможенный режим экспорта.
     
     Значительной новацией налогового законодательства стало то, что с 1 января 2003 года из главы 22 НК РФ исключен пресекательный срок для представления документов по подтверждению льготы в отношении экспорта.
     
     Иными словами, в случае использования банковской гарантии, если в течение 180 дней не были представлены подтверждающие документы, налогоплательщик подает уточненную декларацию (без учета льготы), исчисляет и уплачивает сумму акцизов и пени за шесть месяцев.
     
     Впоследствии налогоплательщик может представить подтверждающие документы, уточненную декларацию и получить возмещение уплаченного акциза, однако при этом он должен иметь в виду, что возврат уплаченных пеней не производится.
     

5. Налоговая база

     
     Налоговой базой по акцизам на нефтепродукты является объем полученных (оприходованных, переданных) нефтепродуктов в натуральном выражении (в тоннах).
     
     Для целей главы 22 НК РФ оприходованием нефтепродуктов признается принятие нефтепродуктов к учету (при этом данное понятие не ограничивается принятием к бухгалтерскому учету). Если нефтепродукты были приняты к складскому, производственному учету до внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры, датой возникновения обязанности исчислить акциз признается дата принятия к складскому либо производственному учету.
     
     Если принятие к бухгалтерскому учету было произведено ранее либо принятие к складскому (производственному) учету отсутствовало, то для целей налогообложения учитывается дата отражения нефтепродуктов на счетах бухгалтерского учета.
     
     Из данной нормы НК РФ следует, что вне зависимости от того, для каких целей были приобретены нефтепродукты: для последующей перепродажи, для использования в производстве или для иных нужд, - лицо, имеющее свидетельство, уплачивает акцизы со всего объема приобретенных нефтепродуктов (как реализуемых непосредственно с заводов потребителям, минуя собственные мощности, так и приобретаемые на автозаправочных станциях для собственных нужд).
     
     В частности, если организация, имеющая свидетельство, приобретает нефтепродукты на автозаправочных станциях, в том числе по талонам и через подотчетных лиц, для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления и т.д., то данное приобретение подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке.
     
     Производство нефтепродуктов для использования на собственные нужды также не имеет изъятия из общего порядка налогообложения.
     
     Если облагаемой операцией по акцизам признается приобретение нефтепродуктов в собственность, датой возникновения обязанности исчислить акциз признается момент, в котором произошел переход права собственности на нефтепродукты. Переход права собственности определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В данном случае какого-либо ограничения или других особенностей в НК РФ не установлено.
     

6. Ставки акциза

     
     По сравнению с 2002 годом ставки акциза возросли на 45 % (см. таблицу).
     

Вид нефтепродукта

Ставка акциза

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

2190 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

3000 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

890 руб. за 1 тонну

Маслo для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

2440 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну


     Определение прямогонного бензина приведено в ст. 181 НК РФ и связано с температурой кипения бензиновой фракции.
     
     Соответственно, налогоплательщику для отнесения нефтепродукта к подакцизным товарам необходимо руководствоваться паспортами качества полученных нефтепродуктов (либо производить самостоятельные замеры).
     
     Естественно, подакцизные и неподакцизные нефтепродукты необходимо учитывать отдельно.
     

7. Порядок исчисления акциза

     
     Сумма акциза на нефтепродукты определяется как произведение налоговой базы (в тоннах) на ставку акциза.
     
     Сумма акциза рассчитывается отдельно по каждому виду подакцизных нефтепродуктов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
     
     Общая сумма акциза по нефтепродуктам определяется как сумма акцизов, исчисленных по отдельным видам нефтепродуктов.
     
     Акцизы по нефтепродуктам не суммируются с акцизами по другим видам подакцизных товаров.
     
     Исчисленная сумма акциза подлежит уменьшению на налоговые вычеты, установленные п. 8-10 ст. 200 НК РФ.
     

8. Налоговые вычеты

     
     Налоговым вычетам подлежат:
     
     1) суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию (п. 3-6 ст. 182 НК РФ), при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство;
     
     2) суммы акциза на нефтепродукты, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 п. 1 ст. 182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении;
     
     3) суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов согласно п. 8 ст. 201 настоящего Кодекса).
     
     В соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 8 ст. 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
     

     1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
     
     2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется МНС России.
     
     Согласно п. 5.7.13 Инструкции по заполнению налоговой декларации по акцизам, утвержденной приказом МНС России от 04.02.2003 N БГ-3-03/46, данные о суммах вычетов по акцизу (строки 720-910) отражаются в декларации и подлежат вычету при соблюдении положений п. 8, 9, 10 ст. 201 НК РФ, то есть при представлении подтверждающих документов.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ одним из основных документов, являющихся основанием для вычета по акцизам, является реестр счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
     
     Данная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур.
     
     Порядок проставления отметки регулируется приказом МНС России от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 "О порядке проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами".
     
     В соответствии с данным приказом МНС России реестры счетов-фактур заполняются покупателем нефтепродуктов отдельно по каждому поставщику и предъявляются в налоговые органы вместе с заявлением о проставлении отметки и декларацией по акцизам.
     
     Форма реестра счетов фактур также утверждена вышеуказанным приказом.
     
     В приложении 1 "Сведения об объемах нефтепродуктов, полученных от поставщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" к форме N 3 декларации по акцизам, приводятся данные об объеме нефтепродуктов, полученных от лиц, имеющих свидетельство, а также данные о реквизитах счетов фактур, выставленных данными поставщиками.
     
     Таким образом, сопоставление данных реестров счетов-фактур с данными декларации существенно упрощено.
     
     При получении вычета в отношении ввезенных нефтепродуктов необходимо иметь в виду, что данный вычет предоставляется только лицам, имеющим свидетельство, после оприходования нефтепродуктов.
     
     Для получения вычета в соответствии с п. 9 ст. 200 НК РФ необходимо учитывать положения п. 3 ст. 182 НК РФ, в соответствии с которыми к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается под-акцизный товар.
     
     Основным следствием данного положения является то, что розлив автомобильных бензинов и дизельного топлива не может служить основанием для налогового вычета в соответствии с п. 9 ст. 200 НК РФ.
     

9. Переходные положения

     
     Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ суммы акциза, начисленные налогоплательщиками при совершении операций с нефтепродуктами, признанных объектом налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ, подлежат уплате за вычетом суммы акциза, уплаченной в цене подакцизных товаров, указанных в подпунктах 7-10 п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса, отгруженных производителями до 1 января 2003 года, либо в цене услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья с учетом акциза, при представлении платежных поручений, подтверждающих оплату приобретаемых нефтепродуктов по цене, включающей акциз, либо оплату услуг по производству нефтепродуктов с учетом акциза.
     
     Вышеуказанная норма введена в действие с 1 января 2003 года (ст. 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) и распространяет свое действие на лиц, совершающих операции, являющиеся объектами обложения акцизами с 1 января 2003 года, и уплачивающих акциз на нефтепродукты.
     
     Иные лица права на вычеты, установленные ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ, не имеют (перечень плательщиков акцизов на нефтепродукты приведен выше).
     
     Налоговому вычету подлежит только сумма акциза, уплаченная в цене нефтепродуктов либо в цене услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья.
     
     В соответствии со ст. 198 НК РФ (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделялась отдельной строкой только налогоплательщиками, реализующими производимые ими подакцизные товары либо производящими подакцизные товары из давальческого сырья (материалов).
     
     Согласно п. 2 ст. 199 НК РФ (в редакции, действовавшей до введения в действие Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, а также предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), учитывались у покупателя (собственника) в стоимости приобретенных подакцизных товаров (подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов).
     
     Соответственно, право на налоговый вычет в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ имеют только плательщики акцизов на нефтепродукты - собственники давальческого сырья и материалов, из которых были произведены подакцизные нефтепродукты, а также налогоплательщики, которые приобрели подакцизные нефтепродукты у производителей нефтепродуктов.
     

     Иные лица права на налоговый вычет в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ не имеют.
     
     Предоставление вышеуказанного налогового вычета осуществляется только при направлении в налоговые органы платежных поручений, подтверждающих оплату налогоплательщиком приобретаемых нефтепродуктов по цене, включающей акциз, либо оплату услуг по производству нефтепродуктов с учетом акциза.
     
     При дальнейшей реализации (или ином использовании) подакцизных нефтепродуктов начисление акциза и применение налоговых вычетов производится в строгом соответствии с нормами главы 22 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ).
     
     Что касается порядка уплаты акциза по моторным маслам, отгруженным до 1 января 2003 года, оплата по которым не поступила, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ по моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, отгруженным в период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2002 года включительно и не оплаченным по состоянию на 1 января 2003 года, уплата акцизов производится в федеральный бюджет не позднее 1 июля 2003 года на основании отдельной декларации, представляемой налогоплательщиком в срок не позднее 25 марта 2003 года в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения в части осуществленной через данные обособленные подразделения реализации (передачи) моторного масла.
     

10. Порядок оформления расчетных документов и счетов-фактур

     
     В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 198 НК РФ исчисленная сумма акциза предъявляется налогоплательщиком только в случае передачи производителем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья собственнику сырья, не имеющему свидетельства. Соответствующая сумма акциза выделяется в расчетных документах и счетах-фактурах отдельной строкой.
     
     Таким образом, в случае производства нефтепродуктов из давальческого сырья для правильного оформления расчетных документов и счетов-фактур налогоплательщику-производителю рекомендуется запросить у собственника сырья свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Читателям журнала необходимо также обратить особое внимание на порядок оформления документов при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья в случае, если в качестве давальца выступает не собственник нефтепродуктов, а его агент или комиссионер.
     

     Положения ст. 182 НК РФ указывают, что нефтеперерабатывающий завод не производит исчисление и уплату акциза только в том случае, если собственник сырья имеет свидетельство. Наличие или отсутствие свидетельства у комиссионера (агента, поверенного) на порядок исчисления акциза не влияет.
     
     Таким образом, неперерабатывающим заводам рекомендуется уточнять, является лицо, передающее сырье на переработку, собственником нефтепродуктов или нет. Если данное лицо не является собственником нефтепродуктов, для правильного исчисления акцизов необходимо определить, имеет ли собственник нефтепродуктов свидетельство.
     
     В случае реализации нефтепродуктов (по договору купли-продажи) для правильного оформления расчетных документов и счетов-фактур свидетельство запрашивать не требуется.
     
     Расчетные документы и счета-фактуры оформляются одинаково как в случае реализации лицу, имеющему свидетельство, так и в случае реализации лицу без свидетельства.
     
     Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с порядком, установленным ст. 202 НК РФ, относится у организации на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     

11. Порядок представления деклараций по акцизам

     
     Декларация по акцизам на нефтепродукты представляется организациями в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения:
     
     налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
     
     налогоплательщиками, имеющими свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
     
     иными налогоплательщиками (имеющими свидетельство на оптово-розничную реализацию, на производство, имеющими более одного свидетельства, либо не имеющими свидетельства вообще) - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Налогоплательщикам, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, необходимо иметь в виду, что в любом случае они представляют декларацию не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, но в случае, если помимо свидетельства на розничную реализацию, они имеют еще какие-либо свидетельства, уплата акциза производится на 15 дней позднее - 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.