Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Каков порядок списания на расходы налогоплательщика-лизингодателя затрат, связанных с приобретением объекта лизинга, в целях определения объекта обложения налогом на прибыль при учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя?
     
     Учет расходов, связанных с приобретением лизинговой компанией (лизингодателем) предмета лизинга, не является предметом рассмотрения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а осуществляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с положениями Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) лизинговые компании (лизингодатели) заключают с продавцами договор купли-продажи имущества, являющегося предметом лизинга, для осуществления лизинговой деятельности.
     
     Согласно подпункту 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона лизингодатель за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
     
     Порядок заключения договора купли-продажи установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Порядок учета фактических затрат по приобретению основных средств установлен в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается для целей налогообложения сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество (включая предметы лизинга) принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ.
     
     Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).
     
     Согласно ст. 28 Закона N 164-ФЗ возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга и передачей предмета лизинга лизингополучателю, осуществляется через лизинговые платежи, которые являются доходом лизингодателя. Доходы лизинговых компаний (лизингодателя) в виде лизинговых платежей учитываются для целей налогообложения как доходы, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом у лизингополучателя за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 НК РФ по этому имуществу амортизации.
     
     Научная организация применяет с 1 января 2002 года кассовый метод определения доходов и расходов и занимается предпринимательской деятельностью.
     
     Следует ли авансовые платежи, полученные организацией по договорам с заказчиками, считать выручкой от выполнения работ (доходом)? Имеет ли право научное учреждение восстановить суммы авансовых платежей, полученные в IV квартале 2002 года и включенные в состав выручки IV квартала 2002 года, в I квартале 2003 года?
     
     Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
     
     Пунктом 3 ст. 286 НК РФ установлено, что организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 273 НК РФ датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).
     
     Аналогичное положение содержится в разделе 4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729: налогоплательщики, применяющие кассовый метод, отражают вышеуказанные средства в составе доходов, подлежащих налогообложению в момент их получения.
     
     Таким образом, суммы, полученные научной организацией в IV квартале 2002 года в качестве предоплаты (авансовый платеж) за выполняемые научно-исследовательские работы для заказчиков, признаются в целях налогообложения доходом от реализации товаров (работ, услуг) при исчислении налоговой базы за 2002 год.
     
     Согласно п. 3 ст. 273 НК РФ при кассовом методе расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, расходы, производившиеся институтом при исполнении договоров, по которым в 2002 году была получена предоплата, подлежат включению в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли в 2003 году после их фактической оплаты.
     
     Что касается отражения операций по формированию доходов и расходов для целей бухгалтерского учета, то, прежде всего, необходимо исходить из условий договора, заключенного данной организацией на выполнение научно-исследовательских работ. При этом следует руководствоваться нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.
     
     В соответствии с главой 25 НК РФ сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 16 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Республики о республиканском бюджете на 2002 год (поскольку все районы и города Республики дотационные) вся сумма налога на прибыль была передана в бюджеты муниципальных образований. Правомерно ли сохранение данного порядка и в 2003 году: зачисление напрямую суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке, установленной НК РФ, в местные бюджеты?
     
     Статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
     
     Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 27 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (в ред. от 31.12.2002 N 191-ФЗ):
     
     - сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
     
     - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты.
     
     Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом ст. 1 вышеуказанного Федерального закона ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом вышеуказанная ставка не может быть ниже 12 %.
     
     Данная норма вступила в силу с 1 января 2003 года.
     
     1. Банк выписал дисконтный вексель 10 февраля 2002 года со сроком погашения "по предъявлении, но не ранее 10 августа 2002 года". Номинал векселя - 100 усл. ед., цена реализации - 95 усл. ед. Векселедержатель предъявил этот вексель к погашению 10 октября 2002 года, и в этот же день банк выплатил сумму в погашение векселя - 100 усл. ед.
     
     2. Те же исходные условия, но банк выкупил у векселедержателя этот вексель 10 августа 2002 года по цене 99,5 усл. ед.
     
     Каким образом согласно действующему законодательству банк должен включать в расходы для целей налогообложения дисконт по данным векселям? Какая дата является датой признания расхода и в каком размере нужно принимать в расходы для целей налогообложения дисконт по данным векселям в каждом отчетном (налоговом) периоде (I квартал 2002 года, 1-е полугодие 2002 года, 9 месяцев 2002 года и 2002 год), учитывая, что дата фактического предъявления векселя к погашению заранее не известна и вексель вообще может быть не предъявлен к погашению?
     
     1. В соответствии со ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
     
     Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.
     
     Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, для целей налогообложения расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода, то есть на конец каждого отчетного периода до периода, в котором производится погашение обязательства включительно.
     
     Эта норма подтверждается в п. 4 ст. 328 НК РФ, устанавливающем, что налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта.
     
     Согласно ст. 5 Единообразного закона о переводном и простом векселе, утвержденного 07.06.1930, проценты начисляются со дня составления векселя по день наступления платежа в день уплаты по векселю, если не указана другая дата.
     
     В соответствии с п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с вексельным обращением" проценты по векселям "по предъявлении" или "во столько-то времени от предъявления" начинают начисляться со дня составления векселя, если в самом векселе не указана другая дата. При разрешении споров о моменте, с которого должно начинаться начисление процентов по векселям, следует иметь в виду, что указанием другой даты должна считаться как прямая оговорка типа "проценты начисляются с такого-то числа", так и дата наступления минимального срока для предъявления к платежу векселя сроком "по предъявлении, но не ранее".
     
     Аналогичное положение содержится в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     По дисконтным векселям со сроком "по предъявлении, но не ранее" расход (дисконт) в виде процента определяется с даты составления векселя.
     
     Для начисления дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее" в качестве срока обращения, исходя из которого определяется дисконт на конец отчетного периода, используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством [365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу].
     
     2. В соответствии с подпунктом 2 п. 6 ст. 280 НК РФ для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте.
     
     Под рыночной ставкой ссудного процента налогоплательщики могут понимать ставку рефинансирования Банка России.
      
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как на территории Российской Федерации, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
     
     Каким из нормативных актов следует руководствоваться в целях налогообложения организациям, не финансируемым из федерального бюджета: постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 или официально не отмененным приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н, действие которого распространяется на все организации?
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ для налогоплательщиков-организаций в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся расходы на командировки.
     
     К вышеуказанным расходам относятся, в частности, проезд к месту командировки и обратно, наем жилого помещения и суточные, выплачиваемые в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.
     
     Так, подпунктом "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организаций на выплату суточных в пределах следующей нормы - 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
     
     Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации подчеркнуто, что при учете расходов, связанных с командировками, следует иметь в виду, что подобные расходы принимаются в целях налогообложения только при наличии подтверждения о производственном характере поездки (командировки).
     
     Правительство РФ постановлением от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" установило размер возмещения расходов на выплату суточных работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, - 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
     
     Одновременно сообщаем, что приказ Минфина России от 06.07.2001 N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации" фактически прекратил действие в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства РФ от 26.02.1992 N 122, в соответствии с которым издан данный правовой акт.