Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении КоАП РФ при контроле за соблюдением требований Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"


О применении КоАП РФ при контроле за соблюдением требований Закона РФ
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"

     
     С.И. Федченко,
советник налоговой службы III ранга
     

1. Общие положения

     
     Статьей 1 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1) на всех юридических лиц (в том числе на их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговые операции или оказывающих услуги на территории Российской Федерации, возложена обязанность производить денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Таким образом, субъектами правоотношений, регулируемых Законом N 5215-1, являются юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг.
     
     Сферой регулирования Закона N 5215-1 являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары или заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги) - личных или коммерческих. Следовательно, обязанность применения ККМ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальным предпринимателем - покупателем (клиентом).
     
     На основании ст. 2 Закона N 5215-1 юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии со ст. 1 настоящего Закона должны применять ККМ, обязаны:
     
     - регистрировать ККМ;
     
     - использовать исправные ККМ для осуществления денежных расчетов с населением; выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный ККМ чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующей организацией;
     
     - обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.
     
     Все организации обязаны размещать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены, тарифы.
     
     Статьей 6 Закона N 5215-1 контроль за исполнением требований настоящего Закона возложен на налоговые органы, которые обязаны:
     
     - регистрировать ККМ, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в соответствии с требованиями Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745;
     
     - осуществлять контроль за соблюдением Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, за полнотой учета выручки денежных средств в организациях;
     
     - проверять документы, связанные с применением ККМ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
     
     - проводить проверки правильности выдачи чеков;
     
     - налагать штрафы на организации, а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, а при повторном нарушении - обращаться в суд с иском о ликвидации данной организации с одновременным приостановлением ее деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах в банках.
     
     Ответственность за неисполнение требований Закона N 5215-1 установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившим в силу с 1 июля 2002 года.
     

2. Осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ

     
     Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 40 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
     
     Минимальный размер оплаты труда для исчисления штрафов в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2002 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" составляет 100 руб.
     
     КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 настоящего Кодекса, рассматриваются налоговыми органами (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ) - ст. 23.5 КоАП РФ; органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей - ст. 23.49 КоАП РФ.
     
     Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, составляются должностными лицами вышеназванных органов (ч. 1 ст. 28.3 настоящего Кодекса), а также должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 настоящего Кодекса). Последние направляют составленный протокол в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, для принятия решения по делу.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 5215-1 модели ККМ, допускаемые к использованию на территории Российской Федерации, определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - комиссия). Информация о моделях ККМ, допущенных к использованию (внесенных в Государственный реестр ККМ, используемых на территории Российской Федерации), публикуется в печати. ККМ, исключенные из Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них комиссией. По истечении установленных сроков ККМ, исключенные из вышеуказанного реестра, к применению не допускаются и должны сниматься с регистрации в налоговых органах.
     
     Применение ККМ, исключенных из Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации, квалифицируется как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ и влечет административную ответственность, установленную ст. 14.5 КоАП РФ.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 5215-1 ККМ, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения юридического лица (его обособленного подразделения) или индивидуального предпринимателя и находятся на техническом обслуживании в центрах технического обслуживания ККМ или непосредственно на предприятиях - изготовителях ККМ.
     
     Использование ККМ, не зарегистрированных в налоговом органе, рассматривается как осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ и является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
     
     Требования к ККМ, включая порядок и условия их применения и регистрации, в соответствии со ст. 3 Закона N 5215-1 определяются Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
     
     На основании п. 7 вышеуказанного Положения к применению допускаются ККМ:
     
     а) соответствующие техническим требованиям, предъявляемым к ККМ, утвержденным комиссией;
     
     б) допущенные к использованию в соответствии с классификатором ККМ, утвержденным комиссией;
     
     в) имеющие в случаях, установленных комиссией, прикладные программы, допущенные комиссией к использованию с конкретной моделью ККМ;
     
     г) оснащенные средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
     
     д) находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания ККМ. ККМ должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания ежегодно, в январе - феврале. Техническое обслуживание и ремонт ККМ должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и поставленными на учет в налоговых органах. Обязанности обслуживающих организаций по техническому обслуживанию ККМ установлены Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением;
     
     е) зарегистрированные в налоговых органах. Порядок регистрации ККМ утвержден приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36.
     
     Не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, что свидетельствует о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Использование в вышеперечисленных случаях ККМ при денежных расчетах с населением является нарушением установленных требований к применению ККМ и, следовательно, квалифицируется как осуществление денежных расчетов без применения ККМ, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ.
     
     Абзацем первым п. 7 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением установлено, что допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти.
     
     Признаки неисправной ККМ перечислены в п. 8 вышеуказанного Положения. Неисправными считаются следующие ККМ:
     
     - ККМ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ, с учетом особенностей сфер их применения;
     
     - ККМ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
     
     - ККМ, которая не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной (контрольной) памяти;
     
     - ККМ, которая не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
     
     - ККМ, которая применяет прикладные программы, не допущенные комиссией к использованию с конкретной моделью ККМ.
     
     При наличии вышеперечисленных признаков неисправности использование ККМ рассматривается как осуществление денежных расчетов без применения ККМ и является основанием для привлечения виновных к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
     
     Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККМ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.
     
     Применение при осуществлении денежных расчетов с населением ККМ с фискальной (контрольной) памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной (контрольной) памяти также приравнивается к неприменению ККМ и влечет ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ.
     
     Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают юридические лица (их обособленные подразделения), а также индивидуальных предпринимателей от применения ККМ, за исключением отдельных категорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.
     

3. Осуществление денежных расчетов с населением без применения
ККМ отдельными категориями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

     
     На основании абзаца второго ст. 1 Закона N 5215-1 постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
     
     В соответствии с вышеназванным Перечнем от обязанности применять ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением освобождаются:
     
     1) юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н по согласованию с комиссией, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
     
     Требования, предъявляемые к документам строгой отчетности, установлены письмом Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70.
     
     Вышеуказанные юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ;
     
     2) юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели в части осуществления:
     
     - продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
     
     - продажи ценных бумаг;
     
     - продажи лотерейных билетов;
     
     - продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
     
     - обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
     
     - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
     
     - разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);
     
     - продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;
     
     - продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;
     
     - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в разлив;
     
     - торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;
     
     - приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
     
     3) юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
     
     4) религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
     
     5) учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи;
     
     6) юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином России по согласованию с комиссией. В соответствии с письмом Минфина России от 11.09.1998 N 16-00-17-86 в качестве такого документа используется квитанция, утвержденная письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35.
     
     Порядок использования квитанций устанавливается МНС России.
     
     Неисполнение требования по выдаче покупателям (клиентам) квитанции приравнивается к неприменению ККМ и влечет ответственность согласно ст. 14.5 КоАП РФ;
     
     7) кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения на территории Российской Федерации. Оформление и учет таких операций осуществляются в порядке, установленном Банком России.
     
     В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения об ограничении действия вышеназванного Перечня на соответствующей территории.
     

4. Несоблюдение иных обязанностей, связанных с применением ККМ

     
     Абзацем четвертым ст. 2 Закона N 5215-1 установлено, что юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели, которые должны применять ККМ, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный ККМ чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим продавцом.
     
     На основании ч. 2 ст. 2 Закона N 5215-1 все организации и индивидуальные предприниматели обязаны размещать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.
     
     Данное требование Закона N 5215-1 распространяется и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с вышеназванным Перечнем могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
     
     Нарушение вышеперечисленных требований является неисполнением Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, что является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.15 КоАП РФ.
     
     Согласно ст. 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ.
     
     На основании ст. 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 настоящего Кодекса, рассматриваются органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
     
     Вместе с тем на основании абзаца пятого ст. 6 Закона N 5215-1 проверка правильности выдачи чеков осуществляется налоговыми органами.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае выявления налоговыми органами в ходе осуществления контроля за исполнением требований Закона N 5215-1 правонарушений, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, факт нарушения фиксируется в соответствующем акте, который затем направляется в орган, полномочный составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном вышеназванной статьей настоящего Кодекса, для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 5215-1 в обязанности налоговых органов в том числе входит осуществление контроля за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учета выручки денежных средств; проверка документов, связанных с применением ККМ. Налоговые органы вправе получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим при проверках.
     
     В соответствии с п. 2.3 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением ККМ должна иметь паспорт установленной формы.
     
     Пунктом 11 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением установлено, что на всех ККМ в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой ККМ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее пяти лет.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 5215-1 юридические лица (их обособленные подразделения) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ, обязаны обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ККМ.
     
     Неисполнение юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и индивидуальными предпринимателями вышеупомянутых обязанностей, а также неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа или воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом обязанностей, установленных Законом N 5215-1, является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
     
     На основании ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
     
     Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
     
     Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на основании ст. 19.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.
     
     Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
     
     Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, на основании п. 5 ч. 2 ст. 28.3 настоящего Кодекса вправе составлять должностные лица налоговых органов. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеназванными статьями настоящего Кодекса, рассматриваются судьями.
     
     Таким образом, при выявлении правонарушений, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП РФ, налоговые органы составляют протокол об административном правонарушении, а затем направляют его и другие материалы дела в соответствующий суд для дальнейшего производства по делу, в том числе для рассмотрения дела по существу.
     
     В случае неоднократного или грубого нарушения Закона N 5215-1 налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица.