Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Юридическая практика

     

Юридическая практика

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

Постановка на учет в налоговом органе налогоплательщиков - индивидуальных
предпринимателей по месту осуществления предпринимательской деятельности не предусмотрена

     
     В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками признаются в том числе физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     При этом ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе физических лиц, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица должны вставать на учет в налоговых органах по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Иных оснований для постановки на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя НК РФ не установлено.
     
     Учитывая вышеизложенное, постановка на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя по месту осуществления предпринимательской деятельности НК РФ не предусмотрена.
     

Для признания безнадежными к взысканию сумм налогов, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не поступивших
на соответствующий бюджетный счет по вине банка, впоследствии признанного банкротом, правовых оснований не имеется

     
     В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам, - Правительством РФ, а по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
     
     Вместе с тем признание безнадежными к взысканию и списание сумм налогов, не перечисленных в бюджет по вине банков, а также порядок списания таких средств НК РФ не предусмотрены.
     

     Учитывая вышеизложенное, признание безнадежными и списание данных сумм налогов не могут производиться в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     Одновременно сообщаем, что постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае:
     
     а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
     
     в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
     

Принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам осуществляется службой судебных приставов - исполнителей

     
     В соответствии с п. 2 ст. 11, ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     Согласно ст. 45, 69, 75 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, начисления пени на сумму недоимки, а также применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, совершение исполнительных действий в соответствии с постановлением налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации является компетенцией службы судебных приставов.
     
     Согласно ст. 26, 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом - исполнителем все допустимые законом меры по отысканию имущества должника или доходов оказались безрезультатными, исполнительное производство оканчивается возвращением исполнительного документа путем составления судебным приставом - исполнителем соответствующего акта о невозможности взыскания.
     
     Вместе с тем следует отметить, что возвращение исполнительного документа, в том числе налоговому органу, не является препятствием для нового предъявления вышеуказанного документа к исполнению в течение шести месяцев - срока предъявления исполнительного листа, выданного на основании судебного акта арбитражного суда, установленного ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
     

При реорганизации (разделении) юридического лица обязанность
по уплате налогов и (или) сборов возлагается на правопреемника (правопреемников)

     
     В соответствии с п. 1, 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть реорганизовано в форме разделения и считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме разделения на базе прекратившего существование юридического лица возникают новые юридические лица.
     
     В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом вышеуказанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
     
     На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.
     
     Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
     
     При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
     
     Следует иметь в виду, что согласно ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
     
     В соответствии с п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
     
     Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанному основанию может быть предъявлено в суд и государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
     
     Так, согласно подпункту 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица в случае нарушения установленного порядка его создания и взыскании доходов, полученных в этих случаях, а также иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае выявления факта нарушения учредителями (участниками) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, обязанности письменно уведомить о реорганизации кредитора или иных нарушений налоговый орган, в котором реорганизуемое и имеющее задолженность перед бюджетом юридическое лицо состоит на учете, вправе предъявить в арбитражный суд иск о признании недействительной государственной регистрации созданных в результате реорганизации юридических лиц и их ликвидации.
     

Обязанность по уплате пеней возникает у налогоплательщика в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога

     
     В соответствии с НК РФ уплата пеней является одним из способов обеспечения налоговых обязательств.
     
     Исполнение обязанности по уплате налога считается надлежащим, если налог уплачен в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
     
     При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.
     
     Основанием для начисления пени является просрочка платежа, то есть нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов.
     
     Таким образом, обязанность по уплате пеней возникает у налогоплательщика в связи с уплатой сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     В соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 “О федеральных органах налоговой полиции”" пеня определяется как дополнительный платеж - компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
     
     При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     НК РФ исходит из того, что пеня не относится к штрафным санкциям.
     
     Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
     
     Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время (то есть в момент просрочки) ставки рефинансирования Банка России.
     
     Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
     

В рамках встречной проверки налоговым органом у организации, имеющей хозяйственные связи с проверяемым
налогоплательщиком, могут быть истребованы документы, относящиеся исключительно к деятельности проверяемого налогоплательщика

     
     Должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции проводится налоговый контроль посредством налоговых проверок.
     
     В соответствии со ст. 87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
     
     Таким образом, встречная проверка заключается в истребовании в соответствии с установленным порядком у лиц, имеющих хозяйственные связи с проверяемым налогоплательщиком, документов и сведений, касающихся только деятельности проверяемого налогоплательщика.
     
     В рамках встречной проверки документы и материалы могут быть истребованы у тех организаций, от которых, например, проверяемым налогоплательщиком получены или которому выданы денежные средства либо материальные ценности.
     
     В рамках встречной проверки истребование документов, относящихся исключительно к деятельности организации-контрагента или к деятельности организации-контрагента, связанной с иными лицами, не допускается.
     
     Перечень документов, запрашиваемых в рамках встречной проверки, НК РФ не предусмотрен. Вместе с тем к таким документам могут быть отнесены документы, подтверждающие хозяйственные связи организации-контрагента с проверяемой организацией-налогоплательщиком.
     
     Следует принимать во внимание, что ни НК РФ, ни иными законодательными и нормативными правовыми актами форма требования о представлении документов в рамках встречной проверки не установлена.
     
     Вместе с тем ни НК РФ, ни иными законодательными и нормативными актами не предусмотрены ограничения налоговых органов о направлении письменного запроса об истребовании документов и сведений в произвольной форме. При этом в запросе должны быть указаны нормы и положения НК РФ, в соответствии с которыми налоговым органом истребуются документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.
     

Как создаются и функционируют налоговые посты

     
     В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     В частности, ст. 197.1 главы 22 "Акцизы" НК РФ предусмотрено право налоговых органов по решению руководителя налогового органа создавать постоянно действующие налоговые посты у налогоплательщика.
     
     Кроме того, вышеназванной статьей НК РФ установлено, что Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС России. Такой Порядок утверж-ден приказом МНС России от 21.02.2003 N БГ-3-06/79 (далее - Порядок).
     
     В соответствии с Порядком под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
     
     Режим работы налогового поста устанавливается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста.
     
     Доступ сотрудников налогового поста в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа на право доступа в вышеуказанные помещения и на территории организации.
     
     В процессе своей деятельности сотрудники налогового поста выполняют функции контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов; за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях.
     
     Сотрудники налогового поста проводят сверки:
     
     - объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
     
     - соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика.
     
     Кроме того, сотрудники налогового поста принимают участие в проводимых налогоплательщиком инвентаризациях сырья и нефтепродуктов, а также в выездных налоговых проверках налогоплательщика, у которого создан (созданы) налоговый (налоговые) пост (посты).
     
     Следует иметь в виду, что при осуществлении функций, указанных в п. 6 Порядка, сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения вышеуказанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.