Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Относятся ли к расходам, включаемым в состав прочих затрат в целях обложения налогом на прибыль, расходы по добровольному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства, если данное транспортное средство принадлежит предприятию на праве собственности?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в состав расходов на обязательное и добровольное страхование имущества включаются страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования имущества, в частности добровольного страхования средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями, включаются в состав расходов на добровольное страхование.
     
     Расходы по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не поименованы в числе видов добровольного страхования. В связи с этим расходы по вышеуказанному виду страхования не должны включаться в состав расходов, установленных ст. 263 НК РФ, как в настоящее время, так и после вступления в силу Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
     
     Могут ли премии стимулирующего характера, надбавки, компенсации и т.д., начисляемые сотрудникам при отсутствии трудовых договоров, контрактов, быть приняты в качестве расходов, учитываемых при налогообложении прибыли? Сотрудники начали работать до принятия Трудового кодекса Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     

     Читателям журнала следует иметь в виду, что перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотренных ст. 255 НК РФ, не является исчерпывающим.
     
     В то же время ряд расходов, осуществляемых в пользу работника и предусмотренных в трудовых или коллективных договорах, не может быть учтен в целях налогообложения прибыли. Это касается расходов, предусмотренных, в частности, в п. 23-29 ст. 270 НК РФ.
     
     Если работник до 1 февраля 2002 года был принят на работу без заключения трудового договора, то документ, на основании которого он был принят на работу, следует рассматривать как трудовой договор.
     
     Организация намерена заключить договор хранения. По договору хранения хранитель обязан застраховать за свой счет в пользу поклажедателя принятое на хранение имущество. Правомерно ли отнесение расходов хранителя на страхование принятого на хранение имущества в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по некоторым видам добровольного страхования имущества, указанным в ст. 263 настоящего Кодекса.
     
     Перечень взносов по некоторым видам добровольного страхования имущества, включаемым в расходы на обязательное и добровольное страхование имущества в целях обложения налогом на прибыль, является закрытым.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 263 НК РФ в состав расходов на обязательное и добровольное страхование имущества включаются взносы по добровольному страхованию имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Таким образом, если характер страхования соответствует требованиям вышеприведенной статьи Кодекса, то расходы, в частности страховые взносы на добровольное страхование данного имущества, можно относить к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 263 НК РФ.
     
     После завершения сделки РЕПО с пакетом ценных бумаг проводится вторая сделка РЕПО с этим же пакетом. Может ли быть признана реализация ценных бумаг по первой части второй сделки РЕПО "последующей их реализацией" для первой сделки РЕПО?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 282 НК РФ под операциями РЕПО понимаются сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки.
     
     В целях НК РФ срок, на который заключаются сделки РЕПО, не должен превышать шесть месяцев. При этом сделка может быть пролонгирована на срок, не превышающий количество дней от даты исполнения сделки по условиям ее заключения до конца отчетного периода.
     
     Таким образом, реализация ценных бумаг по первой части второй сделки РЕПО с этим же пакетом ценных бумаг не является последующей их реализацией для первой сделки РЕПО и должна рассматриваться как отдельная операция РЕПО.
     
     До 2002 года организация признавала выручку "по оплате". В течение 2001 года организация получала авансы по договорам, по которым были произведены и оплачены расходы, которые, однако, в себестоимость продукции включены не были. С 1 января 2002 года организация перешла на кассовый метод определения доходов и расходов. Можно ли учесть вышеуказанную себестоимость продукции в составе расходов при расчете налога на прибыль за I квартал 2002 года?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по кассовому методу, при формировании налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ, не включают в состав доходов и расходов полученные (переданные) средства или иное имущество в оплату товаров (работ, услуг) либо в погашение требований или обязательств, если в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса, такие расходы (доходы) уже учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     По аналогии с таким подходом, по нашему мнению, переданные средства или иное имущество в оплату товаров (работ, услуг) либо в погашение обязательств подлежат учету в составе расходов базы переходного периода, если в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу главы 25 НК РФ, такие расходы подлежали учету в себестоимости продукции (работ, услуг), но еще не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Таким образом, если организация, перешедшая на кассовый метод, до 2002 года признавала выручку "по оплате" и на 31 декабря 2001 года не учла для целей налогообложения оплаченные расходы, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг), относившуюся к не полученной на указанную дату выручке, то они могут быть учтены в составе расходов при формировании налоговой базы переходного периода.
     
С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Могут ли быть приняты для целей налогообложения прибыли расходы банка на оплату образовательных услуг, оказанных за меньшее количество часов (27 часов), чем указано в лицензии образовательного учреждения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходы банка на оказание образовательных услуг сотрудникам, состоящим в штате банка, рассматриваются для целей налогообложения прибыли как расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров на договорной основе с образовательными учреждениями.
     
     Данные расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они отвечают требованиям п. 3 ст. 264 и п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Иных ограничений, кроме содержащихся в вышеуказанных статьях НК РФ, для принятия расходов на подготовку и переподготовку кадров НК РФ не установлено.
     
     Из вышеизложенного следует, что если предметом договора между банком и образовательным учреждением является проведение семинара продолжительностью 27 часов по подготовке или переподготовке штатных работников банка и расходы по данному договору соответствуют требованиям, содержащимся в п. 3 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ, то вышеуказанные расходы принимаются для целей налогообложения прибыли в размере, предусмотренном данным договором.
     
     Могут ли включаться в состав расходов, принимаемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затраты на ремонт арендуемого имущества, возмещаемые впоследствии налогоплательщику арендодателем в соответствии с договором, заключенным между арендатором и арендодателем?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, относятся расходы на ремонт основных средств и иного имущества.
     
     При этом глава 25 НК РФ не содержит иных (кроме вышеперечисленных) ограничений для отнесения этих расходов к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
     
     Статья 260 НК РФ устанавливает особенности признания расходов на ремонт основных средств, в том числе арендуемых.
     
     В частности, согласно ст. 260 Кодекса произведенные налогоплательщиком расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Вышеуказанные положения НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если в договоре (соглашении), заключенном между арендатором и арендодателем, не предусмотрено их возмещение арендодателем.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы на ремонт иного арендуемого имущества, отвечающего требованиям ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и требованиям ст. 252 НК РФ, для целей налогообложения прибыли также рассматриваются в качестве прочих расходов.
     
     Таким образом, если договором аренды предусмотрено возложение обязанности по ремонту арендуемых объектов основных средств и иного имущества на арендатора с возмещением вышеуказанных расходов арендодателем, расходы на ремонт имущества, осуществленные арендатором, учитываются им в составе расходов в порядке, установленном ст. 260 НК РФ, но в периоде возмещения вышеуказанных расходов арендодателем.
     
     Можно ли для целей налогообложения прибыли учитывать расходы на проезд работников банка к месту учебы и обратно?
     
     Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. Иными словами, вопросы налогообложения регулируются исключительно налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе принимаются в целях налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
     
     Подпунктом 3 п. 3 ст. 264 НК РФ, в частности, установлено, что расходы, связанные с оплатой обучения работников в высших и средних специальных учебных заведениях при получении ими высшего и среднего специального образования, не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров и, следовательно, не включаются в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
     
     Вместе с тем согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрено, что работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, работодатель оплачивает один раз в учебном году проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.
     
     Статья 174 ТК РФ гарантирует работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году оплату работодателем проезда к месту нахождения вышеуказанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 % стоимости проезда.
     
     При этом в соответствии со ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
     
     Из вышеизложенного следует, что расходы по оплате штатным работникам банка проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно, произведенные в соответствии с требованиями ст. 173-174 ТК РФ, рассматриваются в целях налогообложения прибыли как компенсационные начисления, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, при условии их соответствия требованиям ст. 177 ТК РФ и ст. 252, 255 НК РФ.
     
О.В. Осауленко,
инспектор налоговой службы I ранга
     
     В связи с созданием собственной службы инкассации банк намерен заключить договор добровольного страхования грузов (страхование от противоправных действий третьих лиц) с целью снижения рисков при перевозке денежной наличности, ценных бумаг. При этом банк понесет расходы. Будут ли эти затраты относиться к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль согласно подпункту 2 п. 1 ст. 263 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное страхование имущества включают страховые взносы по добровольному страхованию грузов.
     
     Расходы по добровольному страхованию, указанному в данной статье настоящего Кодекса, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договорам имущественного страхования страхуются следующие имущественные интересы:
     
     1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);
     
     2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. 931 и 932 ГК РФ).
     
     Согласно Классификации по видам страховой деятельности, утвержденной приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19.05.1994 N 02-02/08, одним из видов страхования имущества является страхование грузов. При этом объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), связанные с владением, пользованием, распоряжением грузом, вследствие повреждения или уничтожения (пропажи) груза (товаров, багажа или иных грузов), независимо от способа его транспортировки.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы страховых взносов по договорам страхования грузов в случаях перевозки ценностей, принадлежащих банку, в том числе перевозки денежной наличности между подразделениями банка, а также между РКЦ Банка России и банком, признаются расходами для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России
     
     В какой момент можно принять к вычету суммы НДС, уплаченные подрядным организациям при капитальном строительстве объекта, если права собственности на этот объект подлежат регистрации?
     
     Согласно п. 5 ст. 172 НК РФ с 1 июля 2002 года суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении капитального строительства, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующего объекта завершенного капитального строительства в том налоговом периоде, в котором согласно п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса начинается начисление амортизации, то есть независимо от регистрации прав собственности на объект.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, на основании ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит общую сумму НДС, исчисленную по операциям, облагаемым НДС, полученная разница в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. По истечении трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
     
     Малое предприятие перешло с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения. Правомерно ли с этого срока по просьбе заказчика выставлять счета и счета-фактуры с выделением НДС?
     
     Согласно действующему законодательству по НДС счета-фактуры выставляются плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых признаются объектами обложения этим налогом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Таким образом, правовых оснований для выделения в расчетных документах сумм НДС организациями, не являющими плательщиками этого налога, и для выставления заказчику счета-фактуры при реализации данными организациями работ не имеется.
     
     С 1 января 2003 года организация не является плательщиком НДС, так как перешла на упрощенную систему налогообложения. Каков порядок уплаты НДС по работам, выполненным в 2002 году, а оплаченным после 1 января 2003 года?
     
     Согласно сложившейся практике изменения действующего порядка применения НДС вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим денежные средства, поступающие в 2003 году за работу, выполненную в 2002 году, облагаются НДС в общеустановленном порядке. При этом организация должна обеспечить раздельный учет таких работ.
     
Л.М. Никулина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Наша организация осуществляет ломбардную деятельность. Должны ли мы уплачивать НДС с суммы процентов, полученных от граждан за выдачу кредита? Каким образом определяется налоговая база для исчисления НДС при реализации предмета залога?
     
     Подпунктом 5 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что от обложения НДС освобождается осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совершать их без лицензии Банка России.
     
     Согласно ст. 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в силу 10 февраля 2002 года, лицензирование деятельности ломбардов не предусмотрено.
     
     Исходя из вышеизложенного в соответствии с нормой ст. 149 НК РФ доходы (проценты), полученные ломбардами от осуществления ими деятельности по предоставлению гражданам кредитов, обеспеченных залогом движимого имущества, предназначенного для их личного потребления, НДС не облагаются.
     
     Вместе с тем выручка, полученная ломбардом за оказанные услуги по хранению вещей граждан, предназначенных для личного потребления (в том числе являющихся предметом залога), оценке этих вещей и др., подлежит обложению НДС согласно ст. 146 НК РФ.
     
     Пунктом 4 ст. 149 НК РФ установлено, что в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи НК РФ, он обязан вести раздельный учет таких операций.
     
     Таким образом, доходы (проценты), получаемые ломбардами от предоставления гражданам кредитов, не подлежат обложению НДС только при условии ведения ими раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций.
     
     При отсутствии раздельного учета, а также если в залоговом билете не указываются отдельно проценты за предоставление кредита под залог, НДС облагается вся стоимость услуги ломбарда, названная в залоговом билете, в общеустановленном порядке.
     
     В случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбарды вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. 3, 4, 6 и 7 ст. 350 ГК РФ).
     
     Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации ломбардом предметов залога объектом обложения НДС является выручка, полученная от реализации предметов залога.
     

О государственной пошлине, о списании налоговым органом задолженности
и о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Н. А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Физическое лицо подало в суд общей юрисдикции исковое заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в исчислении ему земельного налога. Перед подачей в суд искового заявления физическое лицо уплатило в бюджет государственную пошлину. Суд вынес решение о признании действий налогового органа по исчислению истцу земельного налога незаконными и в резолютивной части судебного решения предусмотрел взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину. В налоговом органе решено подать кассационную жалобу на решение суда.
     
     Разъясните:
     
     1) прав ли суд в вопросе взыскания государственной пошлины с налогового органа;
     
     2) должен ли налоговый орган уплатить государственную пошлину до подачи кассационной жалобы на решение суда?
     
     1. В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются налоговые органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков, по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет и их возврате из бюджета, а также по делам особого производства.
     
     В то же время п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
     
     В связи с этим в приведенном в вопросе примере при удовлетворении исковых требований, предъявленных к налоговому органу, суд общей юрисдикции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по возврату истцу уплаченной им государственной пошлины. В случае невозврата вышеуказанной суммы суд вправе выдать приказ на ее принудительное списание со счета налогового органа.
     
     2. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам, в том числе по государственной пошлине, предоставляются в соответствии с законодательством о налогах.
     
     Для налоговых органов льгот по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб на решения суда Законом N 2005-1 не предусмотрено. Поэтому в приведенном в вопросе примере до подачи кассационной жалобы на решение суда общей юрисдикции о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в исчислении земельного налога, налоговым органом должна быть уплачена государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 10 п. 1 ст. 4 Закона N 2005-1.
     
     Имеет ли право нотариус, занимающийся частной практикой, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 2005-1 освободить от платы по тарифу орган местного самоуправления (администрацию района) при удостоверении договора ипотеки?
     
     Согласно ст. 2 Закона N 2005-1 плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане) и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
     
     Частями первой и второй ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1, определено, что за выполнение нотариальных действий, для которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
     
     Согласно абзацу первому п. 1 ст. 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации. За удостоверение договора об ипотеке (залоге недвижимости), для которого предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, должен взимать плату по тарифу, соответствующему размеру государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 3 п. 4 ст. 4 Закона N 2005-1 за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе, - 1,5 % от суммы договора, но не менее 5 % от минимального размера оплаты труда.
     
     Поскольку удостоверение договора о залоге не считается нотариальным действием, совершенным в защиту государственных и общественных интересов, то на орган местного самоуправления, обратившийся к нотариусу, занимающемуся частной практикой, за нотариальным удостоверением договора об ипотеке (залоге недвижимости), льгота, предусмотренная подпунктом 1 п. 5 ст. 5 Закона N 2005-1, не распространяется.
     
     Предоставляется ли льгота, предусмотренная подпунктом 1 п. 5 ст. 5 Закона N 2005-1, по уплате государственной пошлины при нотариальном удостоверении доверенностей, выдаваемых начальником территориального учреждения Банка России в порядке передоверия его сотрудникам?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам, в том числе по государственной пошлине, предоставляются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Для Банка России льгот по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий Законом N 2005-1 не предусмотрено, вследствие чего Банку России такая льгота за нотариальное удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России его сотрудникам, не может быть предоставлена.
     
     Одновременно сообщаем, что дополнительные льготы по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий могут быть предоставлены местными органами власти для отдельных категорий плательщиков.
     
     За отдельными физическими лицами, несвоевременно выполняющими обязанности по уплате налогов, образуется задолженность в сумме до 10 руб. Для принятия мер по взысканию задолженности затрачиваемые налоговым органом почтовые расходы превышают 10 руб., то есть расходы оказываются больше суммы самой задолженности.
     
     Имеет ли налоговый орган право списывать образовавшуюся за отдельными налогоплательщиками задолженность в сумме до 10 руб. с последующим закрытием карточек лицевых счетов?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
     
     Пунктом 3 ст. 44 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога прекращается:
     
     1) с уплатой налога налогоплательщиком;
     
     2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога;
     
     3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговый орган не может списывать числящуюся за физическими лицами задолженность по уплате налогов в сумме до 10 руб. с последующим закрытием карточек лицевых счетов.
     
     Освобождаются ли от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, дети - инвалиды с детства?
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1) плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 2020-1 объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случае, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный Законом N 2020-1 размер минимальной месячной оплаты труда, то есть с 1 января 2001 года налогооблагаемая стоимость перешедшего по наследству имущества должна превышать 85 000 руб. (100 руб. x 850).
     
     Статьей 4 Закона N 2020-1 установлен ряд специальных льгот, освобождающих отдельные категории плательщиков от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Так, например, от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, освобождены инвалиды I и II группы, получившие в наследство жилые дома, квартиры и транспортные средства.
     
     Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Группа инвалидности "инвалид с детства" устанавливается ребенку-инвалиду по достижении им восемнадцатилетнего возраста.
     
     Факт установления инвалидности подтверждается справкой, выдаваемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена приказом Минсоцзащиты России от 18.09.1996 N 230.
     
     Учитывая вышеизложенное, от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, освобождаются инвалиды с детства, которым установлена I или II группа инвалидности. На детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет) вышеуказанная льгота не распространяется.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова
     
     Облагаются ли единым социальным налогом выплаты и иные вознаграждения, производимые профсоюзной организацией в пользу ее членов, как связанных, так и не связанных с ней трудовыми отношениями?
     
     Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, исключены из объекта обложения единым социальным налогом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Учитывая вышеизложенное, любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
     
     При этом следует иметь в виду, что норма подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ подлежит применению с 2002 года по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из содержания ст. 236 НК РФ выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения.
     
     Таким образом, на выплаты за счет членских профсоюзных взносов членам профсоюзной организации, не состоящим с ней в договорных отношениях, ограничение в размере 10 000 руб., установленное данным подпунктом п.1 ст. 238 НК РФ, не распространяется.
     

О платежах за пользование природными ресурсами

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     В соответствии с телефонограммой МПР России от 07.02.2003 N 1051, направленной в адрес УМПР России по Республике Марий Эл, доведен порядок взимания и распределения средств от использования лесного фонда в 2003 году.
     
     Согласно доведенному порядку минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2003 году в размере, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 127-ФЗ "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" без повышающего коэффициента 1,12, действовавшего в 2002 году. В результате этого выпадающие доходы бюджета Республики Марий Эл составляют в 2003 году большую сумму.
     
     В связи с этим можно ли руководствоваться вышеназванной телефонограммой МПР России при исчислении платежей за пользование лесным фондом на 2003 год?
     
     Согласно ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), утвержденного Федеральным законом от 29.01.1997 N 22-ФЗ, платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
     
     Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. Не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке, за свой счет.
     
     Статьей 43 ЛК РФ определен срок краткосрочного пользования участками лесного фонда - до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов.
     
     Статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено исполнение бюджетов всех уровней на основе принципа единства кассы, то есть зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Абзац четвертый ст. 106 ЛК РФ противоречил этой норме бюджетного законодательства; в связи с этим он был приостановлен ст. 135 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона определено, что в 2002 году доходы от использования лесного фонда в размере 100 % доходов, получаемых органами управления лесным хозяйством, являются источником формирования федерального бюджета. Таким образом, доходы федерального бюджета от использования лесного фонда помимо средств, поступающих за счет отчислений лесных податей и арендной платы, сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, включают и лесные подати за другие виды лесопользования в соответствии со ст. 80 ЛК РФ.
     
     В Федеральном законе от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" индексация ставок платы за древесину, отпускаемую на корню не предусмотрена.
     
     Учитывая вышеизложенное, телефонограммой МПР России от 07.02.2003 N 1051 можно руководствоваться при исчислении платежей за пользование лесным фондом.
     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации"; в частности, предусмотрено, что по добытым до 1 января 2002 года полезным ископаемым отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ) исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" неоднозначно урегулирован вопрос о распределении по уровням бюджетной системы ОВМСБ, исчисленных и уплаченных в 2002 году.
     
     В связи с вышеизложенным просим разъяснить порядок распределения в 2002 году ОВМСБ по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 35 БК РФ доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. В связи с ликвидацией с 1 января 2001 года Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы ОВМСБ не могут быть использованы по целевому назначению, за исключением тех субъектов Российской Федерации, которые не ликвидировали свои территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы.
     
     В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и приложением 2 к нему "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год" объемы ОВМСБ, поступающие от налогоплательщиков по расчетам за 2001 год и в счет погашения задолженности прошлых лет, распределяются в соответствии с нормативами этих отчислений, действовавшими до 1 января 2002 года, и 100 % ОВМСБ, зачисляемых в федеральный бюджет, поступают в федеральный бюджет, 100 % ОВМСБ, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, поступают в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Аналогичный порядок распределения ОВМСБ согласно ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложению 2 к нему сохраняется и в 2003 году.
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 по запросу Правительства РФ о проверке конституционности постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 признано сохранившим силу. Плата за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов признана не налогом, а фискальным сбором.
     
     Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не определены формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок ее исчисления и взимания.
     
     В связи с этим просим разъяснить порядок взимания платежей за нормативные, сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
     
     В целях реализации мер по восстановлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также их приведения в соответствие с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" МПР России подготовлен проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”", включающий Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду и нормативы вышеуказанной платы.
     
     Подготовлен также проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
     
     Пунктом 2 ст. 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, также не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Платежи за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия установлены на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
     
     Пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0 установлено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налогу и, следовательно, не включаются в систему налогов.
     
     В связи с вышеизложенным просим разъяснить, являются ли платежи за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия налоговыми платежами, а также правомерно ли уменьшение налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, полученных доходов на расходы по уплате указанных платежей?
     
     Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению.
     
     В соответствии со ст. 346.11 главы 26.2 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество организаций, единого социального налога уплатой единого налога.
     
     Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в общеустановленном порядке.
     
     Статьей 346.18 НК РФ установлено что если объектом налогообложения организации или индивидуального предпринимателя являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
     
     Вышеуказанные налогоплательщики учитывают расходы для целей налогообложения в соответствии со ст. 346.16 НК РФ.
     
     При этом установлено, что расходы (указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ) принимаются при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса; расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263 и 264 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, на сумму уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы при определении объекта налогообложения могут быть уменьшены доходы налогоплательщика (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).