Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении контрольно-кассовых машин


О применении контрольно-кассовых машин

     
     А.С. Кленовский,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Как должен быть организован учет выручки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу газет и журналов, сопутствующих товаров в киосках "Союзпечати", освобожденных от применения контрольно-кассовых машин (ККМ), при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 %?
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 917 (далее - Перечень), организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) могут осуществлять денежные расчеты без применения ККМ в части продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Учет выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров должен вестись раздельно.
     
     Организации и предприятия ведут учет выручки в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным письмом Банка России от 22.09.1993 N 40.
     
     Так как выручка газетно-журнального киоска, принадлежащего организации, учитывается в кассе, то она сдается в кассу организации. В п. 13 вышеуказанного Порядка определено, что прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
     
     О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
     
     Выручка газетно-журнального киоска, принадлежащего индивидуальному предпринимателю, учитывается в книге доходов и расходов.
     
     Могут ли принимать наличные деньги за обучение учебные заведения, работающие без применения ККМ?
     
     В начале в письмах Госналогслужбы России от 06.06.1996 N 16-5-14/288 и от 14.06.1996 N 16-5-14/318 разъяснялось, что в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”" образовательная деятельность не относится к предпринимательской и образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм освобождены от уплаты всех видов налогов и, следовательно, не подпадают под действие законодательства о применении ККМ. В то же время образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении ККМ.
     
     Затем в письме Госналогслужбы России от 07.09.1998 N 02-3-09/50 было дано другое разъяснение по предпринимательской деятельности и образовательным услугам: согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Статьей 47 Закона РФ "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
     
     Вышеуказанные нормы Закона РФ "Об образовании" противоречат ст. 3 ГК РФ, в которой предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
     
     Учитывая вышеизложенное, понятие "предпринимательская деятельность", введенное ГК РФ, не дает основания рассматривать платные формы деятельности некоммерческих организаций как непредпринимательскую деятельность при направлении прибыли от такой деятельности на развитие и совершенствование этих организаций.
     
     На основании вышеизложенного деятельность некоммерческих образовательных учреждений по оказанию платных услуг (в том числе платных услуг по основной деятельности) является предпринимательской деятельностью, поскольку вышеуказанная деятельность служит достижению целей, ради которых создано данное учреждение.
     
     Если рассмотреть данную проблему с позиций Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1), то в соответствии со ст. 1 этого Закона оказание услуг должно осуществляться с применением ККМ, за исключением случаев, предусмотренных Перечнем.
     
     Во-первых, в ст. 1 Закона N 5215-1 не сказано, что ККМ должны применяться при осуществлении предпринимательской деятельности. Законом N 5215-1 определено, что ККМ должны применяться при осуществлении торговых операций или оказании услуг, а учебные заведения оказывают платные услуги.
     
     Во-вторых, услуги образовательных учреждений в Перечень не включены, а согласно трактовке Президиумом ВАС РФ в постановлении по делу N 5843/95 "...перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит".
     
     На основании вышеизложенного учебные заведения при приеме наличных денег за обучение должны применять ККМ.
     
     Могут ли не применять ККМ индивидуальные предприниматели, организовавшие буфеты в учебных заведениях?
     
     В соответствии с подпунктом "д" п. 2 Перечня индивидуальные предприниматели, организовавшие буфеты в учебных заведениях, могут осуществлять денежные расчеты без применения ККМ в части обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий. Если вышеуказанные буфеты организованы в целях обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий, то в данном случае они могут не применять ККМ при денежных расчетах с населением.
     
     Могут ли пункты приема лома черных и цветных металлов применять бланки строгой отчетности или они должны установить ККМ?
     
     Ранее Минфин России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - ГМЭК по ККМ) утвердили форму N БСО-11 "Квитанция" как бланк строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров (письмо Минфина РФ от 11.04.1997 N 16-00-27-14). Однако Перечнем определено, что денежные расчеты с населением могут осуществляться без применения ККМ в части приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома. На основании вышеизложенного при приеме металлолома должны применяться ККМ.
     
     Какая форма бланков строгой отчетности может быть использована организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание автотранспорта? Должны ли они применять ККМ?
     
     Минфином России по согласованию с ГМЭК по ККМ письмом от 24.02.1994 N 16-38 утверждена специальная квитанция для парковки автомобилей.
     
     Для технического обслуживания автомобилей утверждены бланки строгой отчетности. При этом имеются различные виды услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, применительно к которым используются следующие формы бланков строгой отчетности:
     
     код услуги 017100 "Техническое обслуживание легковых автомобилей" - БО-14, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02);
     
     код услуги 017200 "Ремонт легковых автомобилей" - БО-14, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02);
     
     код услуги 017300 "Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов" - БО-14, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02);
     
     код услуги 017400 "Ремонт грузовых автомобилей и автобусов" - БО-14, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02);
     
     код услуги 017500 "Техническое обслуживание и ремонт мототранспортных средств" - БО-14, БО-1, БО-3, БО-9 и БО-11(02).
     
     Если речь идет о коде услуги 017600 "Прочие услуги по техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств, то бланк строгой отчетности "БО-14 автосервис" применяется при проведении среднего и крупного ремонта автомототехники. Для мелкого ремонта и технического обслуживания рекомендуется использовать бланки БО-1 и БО-3. Если мелкий ремонт и обслуживание осуществляются в присутствии клиента, то возможно использование бланка БО-9 совместно с бланком БО-11(02).
     
     При этом следует иметь в виду, что наряду с бланком строгой отчетности БО-14 "Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции" при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств должны применяться и ККМ.
     
     Какая форма бланков строгой отчетности может быть использована при ремонте жилья и других построек (при изготовлении и установке металлических дверей, рам на балконах, решеток на окнах и т.д.)?
     
     Для ремонта жилья и других построек утверждены следующие бланки строгой отчетности:
     
     код 016100 "Ремонт жилья и других построек" - БО-1, БО-3 и договор;
     
     код 016200 "Строительство жилья и других построек" - БО-1, БО-3, а также договор;
     
     код 016300 "Прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве жилья и других построек" - БО-1, БО-3, а также договор.
     
     Должны ли применяться ККМ в залах игровых автоматов?
     
     Если игровые автоматы установлены в игорных заведениях, то ККМ могут не применяться, поскольку Законом N 5215-1 предусмотрено применение ККМ при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации, а в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игорным бизнесом (в целях применения данного Закона) понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
     
     Если зал игровых автоматов не является игорным заведением, то при применении игровых автоматов, использующих деньги (монеты), ККМ не используются, иначе сложится абсурдная ситуация: прием денег за деньги. Если зал игровых автоматов использует автоматы с жетонами, то жетоны должны продаваться с применением ККМ.