Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Создание базы данных по транспортному налогу с физических лиц


Создание базы данных по транспортному налогу с физических лиц

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Общие положения

     
     Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года.
     
     Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом и уплачивается на территории тех субъектов Российской Федерации, которые ввели его своими законодательными актами.
     
     В соответствии со ст. 356 НК РФ при введении транспортного налога законом субъекта Российской Федерации должны быть определены:
     
     - ставка налога в пределах, указанных в ст. 361 НК РФ;
     
     - порядок и сроки уплаты налога;
     
     - форма отчетности по налогу;
     
     - налоговые льготы, если они предоставляются, и основания для их использования налогоплательщиками.
     
     Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах, в том числе субъектов Российской Федерации, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
     
     Работа по принятию законов о введении транспортного налога в субъектах Российской Федерации завершена.
     
     Большинство субъектов Российской Федерации приняло и опубликовало в 2002 году законы о транспортном налоге, которые вступили в действие с 1 января 2003 года.
     
     Тем не менее в отдельных субъектах Российской Федерации законы о транспортном налоге не были своевременно опубликованы, в частности в Воронежской области (Закон опубликован 31 декабря 2002 года), Республике Адыгея (Закон опубликован 31 декабря), Республике Калмыкия (Закон опубликован 27 декабря).
     
     Начиная с 2003 года исчисление транспортного налога физическим лицам - владельцам автотранспорта возлагается на налоговые органы. Что касается собственников водно-воздушных транспортных средств, то налог и ранее исчислялся налоговыми органами.
     
     Для исчисления транспортного налога налоговые органы должны обеспечивать получение сведений от органов, регистрирующих транспортные средства, создавать базу данных о налогоплательщиках и транспортных средствах, исчислять налог и направлять налогоплательщику налоговое уведомление на его уплату.
     
     Согласно ст. 362 НК РФ налоговые органы должны исчислять физическим лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, транспортный налог на основании сведений, представленных органами, занимающимися государственной регистрацией транспортных средств.
     
     Форма таких сведений утверждена приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641.
     

2. Регистрация транспортных средств

     
     Транспортные средства регистрируются следующими органами:
     
     - автотранспортные средства - подразделениями Госавтоинспекции МВД России;
     
     - тракторы и другие самоходные машины - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
     
     - воздушные суда - Департаментом воздушного транспорта Минтранса России;
     
     - спортивные и прогулочные суда - Госкомспортом России;
     
     - суда внутреннего плавания - Государственными речными судоходными инспекциями Минтранса России;
     
     - морские суда, суда смешанного плавания - морскими администрациями портов (капитанами морского торгового порта) Минтранса России;
     
     - моторные лодки, парусные суда - Государственными инспекциями по маломерным судам Минприроды России;
     
     - транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, - таможенными органами Российской Федерации.
     
     МНС России провело со всеми министерствами и ведомствами рабочие совещания, на которых всесторонне рассмотрело вопросы передачи сведений о транспортных средствах в налоговые органы для создания базы данных, необходимой для исчисления транспортного налога.
     
     На этих рабочих совещаниях ставились вопросы об отсутствии в органах, регистрирующих транспортные средства, программных средств, единых программ и форматов информации, используемой ими, а также отсутствии информации, необходимой налоговым органам для исчисления транспортного налога: данные о месте жительства владельца транспортных средств, его ИНН, мощности двигателя и др.
     
     Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, в настоящее время не имеют возможности представлять данные в форматах, утвержденных приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641.
     
     Работа с министерствами и ведомствами по этим вопросам продолжается.
     
     Так, совместным приказом МНС России и Минсельхоза России утверждено соглашение о взаимодействии в части передачи сведений о транспортных средствах в налоговые органы, в котором предусмотрено поэтапное представление сведений о транспортных средствах, зарегистрированных до 1 января 2003 года. Так, сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на физических лиц, должны быть представлены до 1 апреля 2003 года, а зарегистрированных на организации - до 1 июля 2003 года.
     
     МВД России направило по своей системе письмо о порядке передачи сведений о транспортных средствах подразделениями Госавтоинспекции, в котором предлагается передавать только те сведения, которые имеются в учетных карточках транспортного средства и в форматах, используемых подразделениями Госавтоинспекции. После получения этого письма подразделения Госавтоинспекции отдельных регионов стали отказываться представлять сведения в согласованном на региональном уровне порядке, что заставляет налоговиков обращаться за помощью в органы власти на местах с целью оказания содействия в выполнении положений главы 28 НК РФ.
     
     Для создания базы данных о транспортных средствах и налогоплательщиках, для своевременного и полного исчисления транспортного налога физическим лицам налоговые органы проводят на местах совещания с регистрирующими органами, на которых рассматриваются вопросы взаимодействия по передаче сведений о транспортных средствах и заключению соглашений по взаимодействию, в которых учитываются возможности регистрирующих органов и потребности налоговых органов. Примерная форма соглашения направлена письмом МНС России от 23.01.2003 N СА-6-04/98@ УМНС России по субъектам Российской Федерации.
     
     Естественно, регистрирующие органы до сих пор вносили в регистрирующие документы только те данные, которые были необходимы только для них. Однако этих данных для исчисления транспортного налога и идентификации налогоплательщиков в большинстве случаев недостаточно.
     
     В связи с этим регистрирующим органам предлагается дополнять при осуществлении каких-либо действий в отношении транспортного средства (например, при прохождении техосмотра) свои регистрирующие документы недостающими сведениями, необходимыми налоговым органам.
     
     УМНС России по субъектам Российской Федерации также проводят работу по приему сведений от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, и учитывают при этом следующие особенности:
     
     1) по воздушным транспортным средствам.
     
     В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ, воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
     
     гражданские воздушные суда - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения между государством эксплуатанта и государством регистрации о продлении летной годности;
     
     государственные воздушные суда - в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
     
     Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2001 N 74 и Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110, государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда, не состоящие в государственных реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации.
     
     Государственная регистрация (занесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации) осуществляется Главной инспекцией по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации Департамента воздушного транспорта Минтранса России.
     
     В соответствии с Положением о государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 10.04.1996 N ДВ-44, государственной регистрации подлежат все воздушные суда авиации общего назначения как отечественного, так и зарубежного производства, не состоящие в реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации, за исключением парапланов, дельтапланов и других безмоторных летательных аппаратов.
     
     Реестр воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации является  частью Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.
     
     Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующего документа, что не является регистрацией. Поэтому экспериментальные воздушные суда не относятся к объектам обложения транспортным налогом.
     
     Сведения по государственным воздушным судам, подлежащим государственной регистрации в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, в налоговые органы не представляются, поскольку вышеуказанные суда не признаются объектом налогообложения согласно подпункту 6 п. 2 ст. 358 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых они зарегистрированы.
     
     Прием сведений по зарегистрированным воздушным транспортным средствам должно обеспечивать УМНС России по г. Москве. Полученные сведения должны рассортировываться по регионам, где находится эксплуатант зарегистрированного транспортного средства, и направляться в УМНС России соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     УМНС России по субъекту Российской Федерации, которое получит эти сведения, должно разослать их по подведомственным инспекциям по месту нахождения эксплуатанта.
     
     Инспекция, получившая сведения, должна ввести их в базу данных и исчислить эксплуатантам - физическим лицам налог;
     
     2) по водным транспортным средствам.
     
     Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ, суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
     
     Статьей 17 вышеуказанного Кодекса определено, что государственная регистрация в Государственном судовом реестре Российской Федерации самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Вышеприведенные органы осуществляют также государственную регистрацию в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров.
     
     Суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие судоходство, связанное с выходом на морские пути, регистрируются в Государственном судовом реестре Российской Федерации капитанами речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитанами морских торговых портов.
     
     Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации определяется Правилами государственной регистрации судов, утвержденными приказами Минтранса России от 29.11.2000 N 145 и от 26.09.2001 N 144.
     
     В настоящее время в Российской Федерации существуют 14 государственных речных судоходных инспекций бассейнов (далее - ГРСИ):
     
     ГРСИ по Московскому бассейну (125195, Москва, Ленинградское шоссе, д. 57);
     
     ГРСИ по Волжскому бассейну (603001, Нижний Новгород, а/я 75, ул. Рождественская, д. 23);
     
     ГРСИ по Камскому бассейну (614000, Пермь, ул. Орджоникидзе, д. 2);
     
     ГРСИ по Доно-Кубанскому бассейну (344019, Ростов-на-Дону, ул. Советская, д. 44);
     
     ГРСИ по Северо-Западному бассейну (190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 37);
     
     ГРСИ по Северному бассейну (163061, Архангельск, ул. Розы Люксембург, д. 5);
     
     ГРСИ по Беломорско-Онежскому бассейну (185005, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 20);
     
     ГРСИ по Печорскому бассейну (169700, Республика Коми, Печора, ул. Речная, д. 9);
     
     ГРСИ по Обь-Иртышскому бассейну (644024, Омск, пр-т Карла Маркса, д. 3);
     
     ГРСИ по Обскому бассейну (630007, Новосибирск, Красный пр., д. 14);
     
     ГРСИ по Восточно-Сибирскому бассейну (664000, Иркутск, ул. Набережная, ЦЭС N 8);
     
     ГРСИ по Енисейскому бассейну (660049, Красноярск, ул. Бограда, д. 15);
     
     ГРСИ по Амурскому бассейну (680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 2);
     
     ГРСИ по Ленскому бассейну (677902, Республика Саха (Якутия), поселок Жатай, ул. Северная, д. 27/1).
     
     Кроме того, суда смешанного (река - море) плавания, регистрируются в Государственном судовом реестре Российской Федерации капитаном речного порта, расположенного в устье реки Дон (347007, Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 55-57).
     
     Суда, используемые в целях торгового мореплавания, подлежат регистрации в соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ, в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре.
     
     В Государственном судовом реестре регистрируются пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов.
     
     В бербоут-чартерном реестре регистрируются учитываемые в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа.
     
     Регистрация судов осуществляется в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре капитаном морского торгового порта в соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденными приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145.
     
     Перечень 43 морских торговых портов, в которых осуществляется регистрация судов и прав на них, приведен в приложении N 1 к Правилам регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
     
     Регистрация судов рыбопромыслового флота осуществляется капитаном морского рыбного порта, расположенного в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрировано юридическое или физическое лицо - собственник судна или фрахтователь иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в соответствии с Правилами регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденными приказом Госкомрыболовства от 31.01.2001 N 30.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 358 НК РФ промысловые морские и речные суда не являются объектом налогообложения.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2001 N 74 государственная регистрация спортивных судов осуществляется независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости для спортивных и учебно-тренировочных целей Госкомспортом России; прогулочных судов с пассажировместимостью более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости - Минтрансом России (государственными речными судоходными инспекциями), а прогулочных судов с пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости - Государственной инспекцией по маломерным судам Российской Федерации Минприроды России.
     
     Прием сведений о водных транспортных средствах должны обеспечить те УМНС России по субъектам Российской Федерации, где находятся государственные речные судоходные инспекции и морские администрации портов, и разослать эти сведения по УМНС России по месту жительства физических лиц или месту нахождения юридических лиц. УМНС России, получившее эти сведения, должно разослать их по подведомственным инспекциям по месту жительства физического лица или месту нахождения юридического лица.
     
     Инспекция, получившая сведения, должна ввести их в базу данных по физическим лицам - владельцам водных транспортных средств исчислить налог;
     
     3) по автомототранспортным средствам.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию наземных транспортных средств осуществляют:
     
     - подразделения Госавтоинспекции МВД России;
     
     - органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации;
     
     - таможенные органы Российской Федерации;
     
     - военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти.
     
     Подразделения Госавтоинспекции МВД России осуществляют регистрацию автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев.
     
     Регистрация транспортных средств осуществляется по единому на всей территории Российской Федерации порядку государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, установленному Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденными приказом МВД России от 26.11.1996 N 624 (в ред. приказа МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195 и приказа МВД России от 07.07.1998 N 413).
     
     Транспортные средства регистрируются только на юридических или физических лиц, указанных в паспорте транспортного средства.
     
     Если собственником транспортного средства является лицо, признанное судом недееспособным или ограниченным в дееспособности в соответствии со ст. 31-33 Гражданского кодекса Российской Федерации, то такое лицо представляется опекуном или попечителем.
     
     Если собственником транспортного средства является лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста, то регистрационные действия совершаются от его имени только родителями, усыновителями или опекунами, а если собственником является лицо в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то регистрационные действия совершаются этим лицом с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.
     
     Автотранспортные средства регистрируются на физических лиц:
     
     по постоянному месту жительства;
     
     по временному месту жительства (при отсутствии регистрации) на срок временного проживания, указанный в паспорте собственника или заменяющем его документе.
     
     Транспортные средства регистрируются за военнослужащими по месту их проживания, определенному командованием воинских частей и подтвержденному документами, выдаваемыми в установленном порядке.
     
     Регистрация транспортных средств, принадлежащих беженцам и вынужденным переселенцам, производится по месту их проживания, указанному в удостоверении, выданном органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации.
     
     Транспортные средства, принадлежащие иностранным гражданам и лицам без гражданства, регистрируются по адресу, указанному в документах, зарегистрированных в органах внутренних дел, а сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций, аккредитованных при МИД России, дополнительно представляют дипломатические (консульские) карточки или удостоверения, выданные МИД России.
     
     На юридических лиц транспортные средства регистрируются по их юридическому адресу.
     
     Транспортные средства, которыми юридическое лицо наделило свои филиалы (представительства), регистрируются на юридическое лицо по месту нахождения филиалов (представительств).
     
     Транспортные средства, принадлежащие дипломатическим, консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, иностранным банкам, зарубежным органам печати, радио, телевидения и другим организациям, аккредитованным при МИД России или федеральных органах исполнительной власти, регистрируются по адресу, указанному в документах, выданных государственными органами, осуществляющими регистрацию этих представительств, организаций, органов печати, радио, телевидения.
     
     Регистрация транспортных средств, временно ввезенных юридическими и физическими лицами на территорию Российской Федерации на срок более шести месяцев под обязательство об обратном вывозе, производится после их таможенного оформления на срок их пребывания на территории Российской Федерации, указанный в таможенных документах.
     
     Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, осуществляется органами Гостехнадзора в соответствии с Правилами, утвержденными Минсельхозом России 16.01.1995.
     
     По автомототранспортным средствам принят другой механизм получения сведений и исчисления налога. Органы, осуществляющие регистрацию этих транспортных средств (подразделения Госавтоинспекции и органы технического надзора), должны представить сведения о зарегистрированных транспортных средствах в налоговый орган по месту своего нахождения. Этот налоговый орган должен ввести все эти сведения в базу данных, исчислить всем физическим лицам - владельцам транспортных средств транспортный налог и направить налоговое уведомление на его уплату.
     
     Кроме того, сведения о лицах, не проживающих на территории, подведомственной данному налоговому органу, направляются в налоговый орган по месту жительства физического лица для внесения этих данных в ЕГРН.
     
     На основании этих сведений налоговые органы создают базу данных по каждому транспортному средству и его владельцу для исчисления налога.
     
     В настоящее время МНС России проводится работа по подготовке Порядка передачи сведений о транспортных средствах и их владельцах между налоговыми органами в электронном виде.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание еще на одно положение.
     
     Статьей 357 НК РФ установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ (до 29.07.2002).
     
     В этом случае владелец транспортного средства должен уведомить налоговый орган по мес-ту своего жительства о передаче транспортных средств на основании доверенности.
     
     В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие владельца транспортного средства, транспортное средство, лицо, которому транспортное средство передано по доверенности, и саму доверенность.
     
     Если налоговый орган по месту жительства владельца не является налоговым органом, который исчисляет транспортный налог этому лицу, то документы, полученные от владельца этого транспортного средства, направляются в тот налоговый орган, который должен исчислить налог этому лицу, с тем чтобы лицо, осуществляющее владение и пользование транспортным средством по доверенности, было признано налогоплательщиком.