Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение доходов физических лиц


Налогообложение доходов физических лиц

     

Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Предпринимательская деятельность

     
     Для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица физические лица должны пройти государственную регистрацию. Порядок регистрации производится согласно положениям, предусмотренным Законом "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Если индивидуальный предприниматель пожелает осуществлять вид деятельности, не указанный в его свидетельстве о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, или если изменяется вид деятельности, выдается ли новое свидетельство о государственной регистрации с повторной уплатой регистрационного сбора? Обязательна ли при этом новая регистрация?
     
     Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Статьей 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (далее - Закон N 2000-1) установлено, что физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
     
     Исходя из вышеизложенного индивидуальный предприниматель вправе заниматься исключительно только теми видами деятельности, которые указаны в его свидетельстве о государственной регистрации. Если индивидуальный предприниматель пожелает заниматься каким-либо иным видом деятельности, не указанным в его свидетельстве о государственной регистрации, то он обязан получить новое свидетельство с указанием вида деятельности, которым он хочет заниматься.
     
     Новая регистрация производится в порядке, установленном Законом N 2000-1, и, соответственно, влечет уплату регистрационного сбора.
     
     Нотариусы, занимающиеся частной практикой, иногда осуществляют свою деятельность не по месту своего жительства, а по месту нахождения офисов, расположенных в других районах.
     
     В связи с этим хотелось бы получить ответы на следующие вопросы. В какой налоговый орган - по месту регистрации (жительства) или по месту осуществления деятельности частные нотариусы должны представлять справки о стоимости имущества, переходящего гражданам в порядке наследования или дарения?
     
     В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила), граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета, к которым отнесены органы внутренних дел или органы местного самоуправления (при отсутствии в населенных пунктах органов внутренних дел).
     
     Вышеуказанные органы регистрируют граждан по месту жительства и по месту пребывания. При этом гражданам, зарегистрированным по месту жительства, в паспортах ставится отметка о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
     
     Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
     
     Таким образом, к документам, подтверждающим регистрацию физического лица по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания не относится.
     
     Статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Исходя из этого постановка на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе частного нотариуса, нормами НК РФ не предусмотрена, и местом его учета следует считать налоговый орган по месту жительства физического лица.
     
     Налоговые органы в своей работе по учету физических лиц в качестве документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, используют документы, выданные органами регистрационного учета. Согласно п. 18 Правил такими документами являются паспорт с произведенной отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства, если регистрация производится по иным документам, удостоверяющим личность.
     
     Учет сведений об индивидуальном предпринимателе в целях открытия лицевого счета в налоговом органе по месту осуществления деятельности производится лишь в случае наличия в соответствии с законодательством обязанности уплаты отдельных видов налогов (например, налога на игорный бизнес, налога с продаж, единого сельскохозяйственного налога и др.) при отсутствии у предпринимателя на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет. Это объясняется тем, что в соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" налог на игорный бизнес подлежит уплате по месту регистрации объектов налогообложения; согласно ст. 354 НК РФ налог с продаж уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению; согласно ст. 346.8 НК РФ единый сельскохозяйственный налог уплачивается индивидуальными предпринимателями, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, по месту нахождения сельскохозяйственных угодий и др.
     
     Согласно п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета индивидуального предпринимателя (как указывалось выше, местом учета согласно ст. 83 НК РФ является налоговый орган по месту жительства физического лица).
     
     Однако в отношении предоставления частными нотариусами справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, следует руководствоваться тем, что согласно ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1, нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия (в том числе нотариусы, осуществляющие частную практику), обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства о праве на наследование или удостоверения договора дарения) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества для исчисления этого налога, то есть по месту осуществления деятельности.
     
     Крестьянское фермерское хозяйство является юридическим лицом. С момента регистрации прошло более пяти лет. Хотелось бы уточнить следующее. Если часть средств, выданных для личного потребления работникам, связана с производством (10 000 руб.), а общая сумма выплат работникам составляет 70 000 руб., какая сумма подлежит обложению налогом на доходы физических лиц?
     
     Согласно ст. 210 НК РФ при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
     
     Если членам крестьянского фермерского хозяйства начисляется 70 000 руб., то определяется отдельно доля заработка каждого члена хозяйства, и уже с его заработка непосредственно исчисляется налог на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Следовательно, при выделении на личные нужды работников - членов крестьянского фермерского хозяйства 70 000 руб. налоговой базой для обложения налогом на доходы физических лиц и будет сумма в размере 70 000 руб.
     

Ценные бумаги

     
     Расчет и уплата суммы налога на доходы физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. Как регламентируется выбор налоговым агентом срока по расчету и уплате налога на доходы физических лиц: по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику? В течение какого срока после окончания налогового периода налоговые агенты должны уплачивать суммы налога на доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
     
     Пунктом 8 ст. 214.1 НК РФ установлен порядок исчисления и уплаты налога с доходов физических лиц источником выплаты дохода - налоговым агентом (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика).
     
     Положения п. 8 ст. 214.1 НК РФ не распространяются на порядок исчисления и уплаты налога с сумм, полученных налогоплательщиками в налоговом периоде по сделкам купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих им на праве собственности, во исполнение которых налогоплательщики выступали продавцами ценных бумаг без заключения договоров на брокерское обслуживание, договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, договоров комиссии, поручения, иных договоров в пользу налогоплательщика. Исчисление и уплата налога с доходов, полученных налогоплательщиком от продажи имущества, находившегося в его собственности, производится на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ. Налоговая база рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно с учетом положений, установленных п. 3 и 4 ст. 214.1 НК РФ. При этом налоговые агенты - организации-покупатели, приобретавшие у физических лиц - продавцов ценные бумаги, принадлежащие таким лицам на праве собственности, обязаны во исполнение п. 2 ст. 230 НК РФ представить в налоговый орган по окончании налогового периода сведения о суммах произведенных выплат за приобретенные у физических лиц ценные бумаги по форме N 2-НДФЛ.
     
     Пунктом 8 ст. 214.1 НК РФ также установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется на дату окончания налогового периода или на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) до истечения очередного налогового периода. Налог подлежит уплате в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).
     

Налоговые вычеты

     
     После вступления в силу НК РФ многие граждане, получающие платное образование, имеют налоговые льготы. Я учусь и занимаюсь предпринимательской деятельностью, причем за свое обучение я плачу сам. В налоговой инспекции мне сказали, что по доходам, получаемым от предпринимательской деятельности, льгот по оплате за обучение не положено. Разве это справедливо?
     
     Положения ст. 219 НК РФ применяются для всех налогоплательщиков независимо от источников получения доходов, облагаемых по ставке 13 %.
     
     Следовательно, индивидуальный предприниматель при условии уплаты им налога на доходы физических лиц по ставке 13 % имеет право получить социальный налоговый вычет по сумме оплаты за свое обучение.
     
     Работник организации получил на предприятии доход по опциону (причем выплаченные суммы не означают ни продажу акций, ни дивиденды акционерам). Предоставляется ли имущественный налоговый вычет по сумме выплаченных опционов по декларации о доходах работника, получившего такой доход?
     
     В соответствии со ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
     
     Значение слова "опцион" - это "выбор", но смысловое понятие варьируется в зависимости от области применения.
     
     В договорном праве опцион - это обусловленная договором возможность для одной из сторон выбрать способ, объем исполнения обязательства или отказаться от его исполнения при оговоренных обстоятельствах. Так, по договору купли-продажи опцион может касаться количества товара, его стоимости, сроков поставки, валюты платежа и других условий.
     
     В биржевой практике опцион - это сделка, по которой уплата известной премии дает право купить или продать ценные бумаги или товары по установленной цене в любой день в течение определенного периода либо вообще отказаться от сделки без возмещения убытков.
     
     Опцион - это и разновидность срочной сделки, которую не обязательно исполнять; право, обусловленное уплатой определенной суммы (премии), купить или продать товар или финансовый инструмент по установленной цене в течение некоторого периода времени.
     
     Как следует из вопроса, указанные в отчете по опционам суммы не означают ни продажу акций, ни дивиденды акционерам.
     

     В декларации гражданин указал сумму дохода, выплаченную по его опциону фирмой.
     
     Однако полученная налогоплательщиком сумма дохода по опциону не относится к доходам от продажи имущества.
     
     Следовательно, предоставление имущественного налогового вычета физическому лицу согласно подпункту 1 п. 1 ст. 220 НК РФ по сумме выплаты опциона на основании представленных налогоплательщиком документов неправомерно.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ с 1 января 2002 года выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %. Кем производится возврат налога на доходы от выигрышей по лотереям, удержанного до принятия данного Закона по ставке 35 %?
     
     Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
     
     Поскольку иного порядка возврата налога на доходы от выигрышей по лотереям, удержанного по ставке 35 %, налоговыми агентами не установлено, то возврат излишне уплаченного налога у источника полученного дохода должен осуществляться по заявлениям физических лиц налоговыми агентами, которые производили удержание налога на доходы физических лиц.
     
     Согласно п. 15 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы налогоплательщиков, получаемые от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции организациям и (или) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения. Сохранилась ли в настоящее время выдача лицензии (разрешения) на промысловую закупку (заготовку) вышеуказанного сырья? Действует ли льгота, определенная п. 15 ст. 217 НК РФ, в случае отсутствия у организаций, индивидуальных предпринимателей разрешения (лицензии)?
     
     С 11 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ), который заменил ранее действовавший Федеральный закон с аналогичным названием от 25.09.1998 N 158-ФЗ, который определял, какие виды деятельности и в каком порядке должны лицензироваться.
     
     Пунктом 1 ст. 1 Закона N 128-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.
     

     Пунктом 2 той же статьи данного Закона предусмотрено, что его действие не распространяется на некоторые виды деятельности, а именно: использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира.
     
     Правительством РФ ранее было утверждено постановление от 08.02.1996 N 122 "Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений" (далее - Постановление N 122), действующее в настоящее время.
     
     При этом п. 2 ст. 18 Закона N 128-ФЗ лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, прекращается со дня вступления в силу этого Закона.
     
     Положения Постановления N 122 устанавливают обязательность лицензирования только видов деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений. В отношении сбора и реализации дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, то есть видов деятельности по сбору и реализации сырья, не подпадающего под Постановление N 122, лицензирование отменено.
     
     Следовательно, в 2002 году не отменена выдача лицензий организациям и (или) индивидуальным предпринимателям только на промысловую заготовку (закупку) лекарственного сырья растительного происхождения.
     
     Учитывая вышеизложенное, положения п. 15 ст. 217 НК РФ действуют в той редакции, как они изложены в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" настоящего Кодекса.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     
     В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"
     
     Согласно требованиям, предъявляемым к налоговому учету, проценты по заемным средствам включаются во внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ). Будут ли они уменьшать налогооблагаемую прибыль?
     
     Главой 25 НК РФ для расчета налоговой базы по налогу на прибыль введен налоговый учет, в соответствии с которым рассчитывается только налог на прибыль.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.
     
     При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного]. Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами.
     
     Таким образом, проценты за пользование банковским кредитом будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов.