Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова
     

Льготный порядок налогообложения и освобождение от налогообложения

     
     При ликвидации организации физические лица получили имущественные паи в размере, превышающем первоначальный взнос с учетом переоценки основных средств.
     
     В соответствии с п. 19 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций акционерами этих обществ или участниками других организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций или иных имущественных долей, распределенных между акционерами или участниками организаций пропорционально их доле или видам акций, либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале.
     
     Возможно ли применение п. 19 ст. 217 НК РФ в части освобождения от налогообложения доходов в виде разницы между новой и первоначальной стоимостью акций или иной их имущественной доли в уставном капитале при ликвидации организации и выплате его участникам имущественного пая?
     
     При выходе участников - физических лиц из состава учредителей общества с ограниченной ответственностью налогом на доходы физических лиц не облагается стоимость доли (пая) участника в пределах его первоначального взноса, внесенного в уставный капитал. Стоимость доли имущества (в денежной или натуральной форме), превышающая сумму первоначального взноса, подлежит включению в доход физических лиц, облагаемый по ставке 13 %.
     
     Поскольку в рассматриваемом случае физическое лицо получает свой пай по цене, превышающей изначально оплаченный пай, объект обложения налогом на доходы физических лиц возникает в виде разницы между ценой полученного пая и стоимостью первоначального пая, внесенного в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, без учета его последующих переоценок (индексаций).
     
     Согласно п. 19 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма увеличения номинальной стоимости акций или их имущественной доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью освобождается от налогообложения только в случае, если это увеличение произошло в результате переоценки основных фондов общества. Имущественные доли, полученные физическими лицами при выходе из состава участников общества, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     В статье 15 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" содержится исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным служащим, в том числе предоставление в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, жилой площади.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы, выделенные из федерального либо областного бюджета и направленные на приобретение  жилья государственным служащим?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     В соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.
     
     Оказание государственной поддержки в оплате предоставляемого жилья работникам бюджетной сферы, в частности государственным служащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является одной из форм реализации названного закона.
     
     Следовательно, расходы, направленные на приобретение жилья, финансирование которого осуществляется из средств федерального или областного бюджета, следует рассматривать как компенсации, выплачиваемые из бюджета в соответствии с действующим законодательством и не подлежащие налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ. При этом льготное налогообложение не зависит от формы заключения сделки по приобретению жилья.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Пунктом 2 ст. 6 вышеуказанного Закона установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц вышеуказанные выплаты?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, включая возмещение командировочных расходов.
     
     Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 N 605, предусмотрена выплата вышеуказанной категории граждан среднего заработка, а также командировочных расходов за время нахождения в пути.
     
     Выплата заработной платы по месту основной работы не может быть отнесена к компенсационным выплатам, поэтому она подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Командировочные расходы, оплаченные организациями на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина на военных сборах, подпадают под понятие компенсационных выплат, производимых лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, и не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     В п. 8 ст. 217 НК РФ упоминаются перечни благотворительных организаций, утверждаемые Правительством РФ. В каком порядке следует подавать заявку на включение в один из этих перечней с целью освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц со стоимости медицинских препаратов, закупаемых на лечение больных детей?
     
     В целях реализации п. 8 ст. 217 НК РФ в части освобождения от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), необходимо издание соответствующего перечня, утверждаемого Правительством РФ. Только при этом условии гуманитарная или благотворительная помощь, оказываемая физическим лицам зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями, не будет облагаться налогом на доходы физических лиц.
     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость льготных авиабилетов, предоставляемых работникам предприятий и членам их семей в соответствии с постановлением Совмина СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту отпуска воздушным транспортом", при условии включения таких расходов в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль согласно п. 7 ст. 255 НК РФ?
     
     Закон РФ от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" утратил силу в связи с изданием Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
     
     Статьей 23 названного Федерального конституционного закона предусмотрено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
     
     Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.
     
     Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
     
     Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определено, что к нормам трудового законодательства относятся в том числе постановления Правительства РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
     
     Следовательно, стоимость льготных билетов, предоставляемых работникам предприятия и неработающим членам их семей в соответствии с действующим постановлением Совмина СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании отпуска воздушным транспортом", подпадает под понятие "компенсационные выплаты" и, следовательно, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     

Налогообложение компенсационных выплат

     
     Относится ли выплата оклада по воинскому званию, предусмотренная Федеральным законом "О статусе военнослужащих", выплачиваемая военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без прав на пенсию, в течение одного года после увольнения, к компенсационным выплатам?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством.
     
     Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы менее 15 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без прав на пенсию, предусмотрена в течение одного года после увольнения выплата оклада по воинскому званию.
     
     Выплата оклада такой категории военнослужащих не может быть отнесена к компенсационным выплатам, поэтому она подлежит включению в их налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение материальной выгоды и материальной помощи

     
     В каком порядке производится обложение налогом на доходы физических лиц материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентной ссуде, полученной физическим лицом от организации-работодателя в 2000 году на приобретение (строительство) объектов недвижимости?
     
     Согласно п. 2 ст. 212 НК РФ в случае получения налогоплательщиком рублевых заемных средств налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения заемных средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2002 N 203 установлено, что под датой получения заемных средств, выданных до 1 января 2001 года, следует понимать не дату заключения соответствующего договора, а 1 января 2001 года и, соответственно, при определении налоговой базы применять ставку рефинансирования, установленную Банком России и действовавшую на 1 января 2001 года.
     
     Следовательно, к суммам заемных средств, оставшимся не погашенными по состоянию на 1 января 2001 года, для исчисления налога на материальную выгоду от экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования в размере 25 % годовых.
     
     При этом согласно п. 2 ст. 224 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц с материальной выгоды производится в размере 35 % независимо от того, на какие цели были получены эти заемные средства, в том числе на строительство (приобретение) жилья.
     
     В соответствии со ст. 312 Гражданского процессуального кодекса РСФСР определение суда кассационной инстанции вступило в законную силу с момента его вынесения.
     
     Аналогичное положение в части определения ставки рефинансирования Банка России применяется и при определении материальной выгоды по остаткам не погашенных по состоянию на 1 января 2001 года кредитных средств.
     
     Включается ли в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц сумма материальной помощи, оказанной работодателем работнику в связи со смертью его сестры?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.
     
     Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители, усыновленные).
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, материальная помощь, оказанная работнику организации в связи со смертью его сестры, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     

Налогообложение ценных бумаг

     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса, в случае, если его расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально.
     
     Можно ли считать договор купли-продажи, который содержит информацию о сумме сделки по приобретению налогоплательщиком ценных бумаг, документом, подтверждающим его расходы? Правомерно ли на основании договора купли-продажи предоставить налогоплательщику имущественный налоговый вычет в сумме произведенных расходов, указанной в договоре?
     
     Пунктом 3 ст. 214.1 НК РФ установлено, что доход по сделке купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными. К вышеуказанным расходам, в частности, относятся суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг.
     
     Следовательно, при предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по доходам от продажи ценных бумаг, приобретенных налогоплательщиком по договору купли-продажи от физического лица, налоговый орган вправе принять в качестве расходных документов договор купли-продажи, в котором указана сумма сделки.
     
     По договорам купли-продажи, заключенным с организацией, в качестве расходных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств, физическим лицом должны быть представлены платежные документы, оформленные в установленном порядке.
     
     В каком порядке определяется налогооблагаемая база по сделке купли-продажи ценных бумаг, если осуществляется реализация ценных бумаг, в которые были конвертированы ранее приобретенные налогоплательщиком ценные бумаги? Уменьшается ли сумма реализации ценных бумаг на сумму расходов на приобретение ценных бумаг, существовавших до конвертации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже иного, кроме недвижимости, имущества, находившегося в собственности налогоплательщика более трех лет, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от продажи данного имущества, включая акции, независимо от размера полученного дохода.
     
     Согласно ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Все удостоверяемые ценной бумагой права в совокупности переходят с передачей ценной бумаги. В случаях, предусмотренных законом, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре.
     
     Если ранее приобретенные физическим лицом ценные бумаги аннулировались и обменивались на новые акции, а затем новые акции были проданы, трехлетний период нахождения в собственности реализованных ценных бумаг определяется с даты получения физическим лицом новых ценных бумаг. При этом затраты на приобретение ценных бумаг, существовавших до их конвертации, в целях налогообложения не учитываются.
     
     Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, по договору купли-продажи ценных бумаг предоставляется налоговым органом. В этом случае организации-покупатели исполняют обязанности по представлению сведений о суммах произведенных выплат за приобретенные у физических лиц ценные бумаги в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 230 НК РФ.
     

Налогообложение суммы индексации заработной платы

     
     Удерживается ли налог на доходы физических лиц с сумм индексации заработной платы, выплаченной работнику организации согласно решению суда, за несвоевременную выплату заработной платы?
     
     В случае несвоевременной выплаты заработной платы суд по исковому заявлению работника применяет индексацию в соответствии с Законом РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288).
     
     Согласно ст. 7 вышеуказанного Закона выплаты, полученные гражданами от индексации, суммируются с основными доходами и облагаются налогом в установленном порядке по действующей шкале нормативов.
     
     Таким образом, суммы, полученные физическим лицом в виде индексации несвоевременно выплаченной заработной платы, учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц в порядке, установленном ст. 210 НК РФ.
     

Социальные налоговые вычеты

     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему организациями различных организационно-правовых форм собственности (закрытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе на предоставление медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, поименованных в постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 N 201?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется, в частности, по суммам, уплаченным налогоплательщиком за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации.
     
     Отнесение учреждений к медицинским производится в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" и приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения".
     
     Кроме того, из контекста ст. 12-14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 следует, что под учреждением здравоохранения понимается любое учреждение вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы. Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не могут быть отнесены по своему статусу к медицинским учреждениям, то есть к медицинским организациям или их обособленным подразделениям, определяемым согласно абзацам второму и последнему п. 2 ст. 11 НК РФ. На разный статус медицинских учреждений и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, указано также в ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
     
     Следовательно, налогоплательщик вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении оказанных ему услуг по лечению в любом коммерческом медицинском учреждении, имеющем статус юридического лица и соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
     
     Физическое лицо является пенсионером МВД по выслуге лет. При увольнении из органов МВД по итогам медицинской комиссии службой медико-социальной экспертизы ему была установлена инвалидность III группы и выдана справка, в которой указана причина инвалидности вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
     
     Имеет ли право вышеуказанное физическое лицо на получение предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартных налоговых вычетов в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода при определении размера налоговой базы как следующая категория налогоплательщиков: "инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан", а также другие категории инвалидов, приравненные по пенсионному обеспечению к вышеуказанным категориям военнослужащих?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что предоставление стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к вышеуказанным категориям военнослужащих.
     
     Действие вышеуказанной льготы на других инвалидов, в том числе вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, не распространяется.
     
     Следовательно, применительно к указанной в вопросе ситуации физическое лицо не имеет права на получение стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.
     

Имущественные налоговые вычеты

     
     Имеет ли право налогоплательщик воспользоваться имущественным налоговым вычетом в отношении средств, фактически израсходованных на доплату приобретенной квартиры без чистовой отделки, на приведение квартиры в состояние жилого помещения, на проведение отделочных работ и приобретение строительных материалов на эти цели, если в договоре передачи квартиры в собственность указано, что квартира передается без чистовой отделки?
     
     При приобретении (строительстве) новой квартиры или жилого дома налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в порядке, предусмотренном ст. 220 НК РФ, в пределах 600 тыс. руб. без ограничения срока использования этого вычета.
     
     Если в соответствии со свидетельством о государственной регистрации гражданин приобрел право собственности на оконченную строительством квартиру или жилой дом, то имущественный налоговый вычет предоставляется на сумму, затраченную на приобретение в пределах 600 000 руб., без учета дополнительных затрат, произведенных после получения квартиры или жилого дома в собственность.
     
     Из вопроса следует, что в договоре уступки права собственности на квартиру указано, что квартира передается без чистовой отделки. Поскольку в данном документе присутствует запись о том, что квартира не достроена, то налогоплательщик приобрел право собственности на не оконченный строительством объект недвижимости.
     
     Следовательно, в этом случае налогоплательщик имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом на сумму, затраченную им на приобретение квартиры, в размере доплаты с учетом дополнительных затрат на проведение внутренних отделочных работ и покупку строительных материалов, произведенных после передачи квартиры в собственность.
     
     Имеет ли право физическое лицо воспользоваться имущественным налоговым вычетом при приобретении квартиры в собственность, если квартира приобретена в результате ряда товарообменных операций: квартира оплачена поставкой металла, металл оплачен поставкой сантехники, а сантехника оплачена по безналичному расчету с расчетного счета физического лица на расчетный счет завода - изготовителя сантехники?
     
     Пунктом 1 ст. 140 ГК РФ установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налоговая льгота предоставляется по суммам, фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, то есть необходимым условием предоставления имущественного налогового вычета является направление физическим лицом денежных средств на вышеуказанные цели.
     
     Такой имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Следовательно, для получения имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на приобретение квартиры, необходимо представить платежные документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств за квартиру непосредственно налогоплательщиком.
     
     Учитывая, что расчеты за приобретенную квартиру производились товаром, имущественный налоговый вычет предоставлен быть не может.
     

Определение налогового агента

     
     Нашей организацией был заключен с другой организацией договор поручения, согласно которому последняя выступала доверителем, поручающим нам выплатить благотворительную помощь нескольким физическим лицам из числа работников нашей организации. Для этого она перечислила денежные средства на расчетный счет нашей организации. Таким образом, хотя благотворительная помощь исходила от стороннего юридического лица, непосредственную выплату денежных средств физическим лицам осуществляла наша организация, выступая при этом в качестве поверенного и действуя по доверенности от имени доверителя.
     
     Обязанность по исчислению, удержанию и уплате сумм налога на доходы физических лиц возложена на те организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, то есть такие организации являются налоговыми агентами (п. 1 ст. 24 НК РФ). Однако в данной ситуации неясно, кто именно должен выступать налоговым агентом: организация-доверитель, от которой получены денежные средства, или наша организация, в результате отношений с которой налогоплательщиками получены доходы.
     
     Какая организация должна в данной ситуации исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Статьей 223 НК РФ определено, что дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     В соответствии с вышеизложенным организация, непосредственно выплачивающая физическим лицам благотворительную помощь по договору поручения с другой организацией, выступает в качестве налогового агента, обязанного при выплате физическим лицам денежных средств удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц в порядке, указанном в ст. 226 НК РФ.
     

Срок уплаты налога

     
     В каких размерах и в какие сроки необходимо уплатить физическому лицу налог на доходы физических лиц, если оно по итогам конкурса, проводимого Тюменской нефтяной компанией, выиграло автомобиль, при этом передача автомобиля оформлена договором дарения?
     
     В соответствии со ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 настоящего Кодекса. При этом в стоимость таких товаров включается соответствующая сумма НДС, акцизов и налога с продаж.
     
     Пунктом 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что доходы, не превышающие 2000 руб., в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других меро-приятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг), не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Стоимость вышеуказанных выигрышей и призов, превышающая 2000 руб., включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ по ставке 35 %.
     
     Следовательно, физическому лицу необходимо уплатить налог на доходы физических лиц со стоимости полученного по итогам рекламной кампании Тюменской нефтяной компании автомобиля, превышающей 2000 руб., по ставке 35 %.
     
     Уплата не удержанных организацией сумм налога в этом случае производится физическим лицом, получившим доходы на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговыми органами, в сроки, указанные в п. 5 ст. 228 НК РФ, двумя платежами: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога; второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.