Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Организация в 2002 году определяла выручку по оплате, а в 2003 году - по отгрузке. Следует ли за январь 2003 года сразу уплатить в бюджет НДС по товарам, отгруженным в 2002 году?
     
     В соответствии с п. 12 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) учетная политика для целей налогообложения применяется только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. В связи с этим НДС по товарам, отгруженным до применения налогоплательщиком метода определения налоговой базы по НДС по мере отгрузки и оплаченным после применения этого метода, должен уплачиваться в бюджет по мере поступления оплаты за товары.
     
     При переходе на метод определения налоговой базы по НДС по мере отгрузки возникает ли обязанность уплачивать НДС при получении авансовых платежей?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма применяется независимо от учетной политики для целей налогообложения, принятой организацией, и не распространяется только на авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по ставке НДС в размере 0 %, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ).
     
     Комиссионер приобрел товар для комитента без НДС. Как комиссионер должен выписывать счет-фактуру на сумму своего вознаграждения - с НДС или без НДС?
     
     Согласно п. 2 ст. 156 НК РФ на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от обложения НДС) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от обложения НДС, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, если комиссионер приобретает для комитента важнейшую и жизненно необходимую медицинскую технику; протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним; технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалиднос-ти и реабилитации инвалидов; очки (за исключением солнцезащитных), линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных); похоронные принадлежности, а также изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), то на сумму комиссионного вознаграждения выписывается счет-фактура без учета НДС.
     
     При приобретении комиссионером для комитента каких-либо других товаров, освобождаемых от обложения НДС, на сумму комиссионного вознаграждения выписывается счет-фактура с учетом НДС.
     
     При переходе организаций розничной торговли с 1 января 2003 года на уплату единого налога на вмененный доход надо ли с остатков нереализованного товара восстанавливать и уплачивать в бюджет НДС?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в случае использования товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В случае использования товаров для осуществления операций, не признаваемых объектами обложения НДС, в том числе операций, осуществляемых организациями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, вышеуказанные суммы к вычету приниматься не должны.
     
     Учитывая вышеизложенное, при переходе организации розничной торговли на уплату единого налога на вмененный доход ранее возмещенные суммы НДС по остаткам товаров подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
     
     Реализация товара производится посредником, выступающим от своего имени и применяющим упрощенную систему налогообложения. Должен ли посредник облагать налогом выручку, выписывать счета-фактуры покупателям при реализации товара комитента? Должен ли посредник платить налог с продаж при реализации товара, принадлежащего комитенту, физическим лицам?
     
     Согласно ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Кроме того, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим посредник, реализующий товары от своего имени и применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от обязанностей плательщика НДС, в том числе связанных с выставлением покупателям счетов-фактур.
     
     Что касается налога с продаж, то согласно ст. 354 НК РФ если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога с продаж и его перечислению в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. В связи с этим вышеуказанной организации следует уплачивать в бюджет налог с продаж с суммы выручки, поступившей от реализации товара, принадлежащего комитенту, несмотря на то, что посредник плательщиком налога с продаж не является.
     
     Российской организацией (судовладельцем) заключены агентские договоры с украинским партнером на оказание услуг российской организации в порту Украины. Заключены договоры двух типов:
     
     1) агент действует от своего лица;
     
     2) агент действует от имени основного участника.
     
     Является ли российская организация налоговым агентом в целях применения НДС при выплате вознаграждения украинскому партнеру? Может ли российская организация заплатить за счет собственных средств НДС за иностранного партнера с последующим возмещением суммы налога из бюджета?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации [в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1-4 данного пункта ст. 148 НК РФ]. Следует отметить, что согласно подпунктам 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ агентские услуги по обслуживанию морских судов в порту не предусмотрены.
     
     Место осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определено п. 2 ст. 148 настоящего Кодекса. Так, согласно этому пункту ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации [если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство] либо места жительства индивидуального предпринимателя.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что деятельность организации (индивидуального предпринимателя), оказывающей российской организации агентские услуги по обслуживанию морских судов в порту Украины, осуществляется на территории Украины, местом реализации таких услуг, оказанных в рамках договора, предусматривающего действия агента от своего лица, территория Российской Федерации не признается. В связи с этим вышеуказанные услуги на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Что касается оказания вышеназванных услуг в рамках договора, предусматривающего действия агента от имени основного участника договора, то согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных данным подпунктом п. 1 ст. 148 Кодекса, в том числе выполнения работ (оказания услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке, признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в подпункте 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства [если работы выполнены (оказаны услуги) через это постоянное представительство].
     
     Таким образом, местом реализации услуг украинского агента, привлекающего от имени российской организации лицо для оказания вышеуказанных услуг по обслуживанию морских судов, признается территория Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание положения ст. 161 НК РФ, при оплате таких агентских услуг российская организация должна исчислять и уплачивать в бюджет НДС как налоговый агент.
     
     В случае оказания агентом услуг по привлечению от имени российской организации лиц для оказания услуг, не предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации агентских услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, по таким услугам НДС в российский бюджет не уплачивается.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС. При этом согласно п. 2 данной статьи НК РФ вышеуказанная налоговая база определяется налоговыми агентами - организациями, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими эти товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
     
     Учитывая вышеизложенное, если иностранные лица, оказывающие российской организации агентские услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в стоимости услуг суммы НДС не учитывают, российская организация должна за счет собственных средств уплатить НДС, исчисленный по ставке в размере 20 % к стоимости агентских услуг без учета НДС. При этом уплаченные в бюджет суммы НДС должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке.