Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами - членами ЕврАзЭС


Применение НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами - членами ЕврАзЭС

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     
     Порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях Российской Федерации с другими государствами ЕврАзЭС установлен главами 21 "Налог на добавленную стоимость" и 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве", а также межправительственными соглашениями о принципах взимания косвенных налогов, заключенными Российской Федерацией с Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан, вступившими в силу, соответственно, с 1 января 2001 года и с 1 июля 2001 года.
     
     Федеральным законом "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" установлено, что с 1 июля 2001 года (если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации) Российская Федерация переходит на взимание косвенных налогов (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа) по принципу "страна назначения" во взаимной торговле со всеми государствами-участниками СНГ, кроме Республики Беларусь.
     
     Действующий принцип применения косвенных налогов предусматривает, что товары (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа), помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории одного государства и ввозимые на таможенную территорию другого государства, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке.
     
     Таким образом, различий в применении косвенных налогов в торговых отношениях Российской Федерации с государствами ЕврАзЭС и с другими государствами-участниками СНГ не имеется.
     
     Единственным исключением в торговых отношениях Российской Федерации с государствами ЕврАзЭС является Республика Беларусь, так как согласно вышеуказанному Федеральному закону, а также ст. 27 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства", предусматривающей, что в Союзном государстве должен действовать единый принцип взимания налогов, независимо от места нахождения налогоплательщиков на его территории, применение НДС по принципу "страна назначения" на Республику Беларусь не распространяется.
     
     После 1 июля 2001 года во взаимной торговле с этим государством сохраняется порядок применения НДС и акцизов, действовавший до вышеуказанной даты и установленный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ), согласно которой реализация товаров хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации. Поэтому операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь осуществляются по ценам (с учетом акцизов по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью), увеличенным на сумму НДС.
     

     При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, таможенными органами Российской Федерации НДС не взимается, а суммы налога, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
     
     Кроме того, к реализации товаров на территории Российской Федерации также приравнивается реализация с территории Республики Беларусь товаров, являющихся продуктом переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки и ввезенных на территорию Российской Федерации.
     
     Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь достигнута договоренность о сохранении действующего порядка применения НДС и акцизов во взаимных торговых отношениях по принципу "страна происхождения" и о подписании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектами на территории Союзного государства.
     
     Одновременно с подписанием вышеуказанного Соглашения будет подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о механизме компенсации потерь бюджетов в условиях создания единого экономического пространства и применения во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь НДС по принципу "страна происхождения".
     
     До настоящего времени не подписано Соглашение о принципах взимания косвенных налогов с Республикой Таджикистан, являющейся членом ЕврАзЭС. Вместе с тем в соответствии с налоговым законодательством этого государства с 1 июля 2001 года Республика Таджикистан в торговых отношениях с Российской Федерацией также перешла на взимание косвенных налогов по принципу "страна назначения".
     
     Порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) в рамках контрактов, заключаемых хозяйствующими субъектами Российской Федерации с хозяйствующими субъектами государств ЕврАзЭС, регулируется положениями ст. 148 НК РФ, то есть работы (услуги), выполненные (оказанные) российскими хозяйствующими субъектами, облагаются НДС на территории Российской Федерации только в случае, если местом их реализации признается территория Российской Федерации.
     
     В соглашениях Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов с Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) определяется ст. 5 межправительственных соглашений, которой предусмотрено оформление отдельного протокола, регулирующего взимание НДС при выполнении работ (оказании услуг). Заключение вышеуказанных протоколов позволит не допустить возникающего в ряде случаев двойного обложения этим налогом одних и тех же работ (услуг) в разных государствах. До введения в действие таких протоколов работы (услуги) облагаются НДС в соответствии с законодательством договаривающихся государств. Исключение составляют услуги, связанные с транспортировкой и обслуживанием экспортируемых и транзитных товаров (в том числе нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, несмотря на то, что согласно действующему законодательству по НДС услуги, связанные с транспортировкой нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, облагаются налогом по ставке в размере 20 %), а также услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратном направлении. Вышеперечисленные услуги облагаются НДС по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми договаривающимися государствами.
     

     В связи с вступлением в силу соглашений с Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле у российских налогоплательщиков возник ряд проблем, связанных с применением этих соглашений.
     
     Одной из таких проблем стал порядок применения НДС в отношении товаров, вошедших в изъятия из принципа "страна назначения", то есть нефти, включая газовый конденсат, и природного газа.
     
     Российские предприятия, приобретающие вышеуказанные товары у хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, руководствовались положениями ст. 3 межправительственных соглашений о косвенных налогах, согласно которой операции по реализации нефти (включая газовый конденсат) и природного газа облагаются НДС по ставке в размере 20 %. Кроме того, в НК РФ положения, предусматривающие вычет сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Казахстан при приобретении природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат, ввозимых на территорию Российской Федерации, отсутствовали.
     
     В целях решения данной проблемы Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ внесены изменения, предусматривающие освобождение от обложения НДС нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, ввозимых из государств-участников СНГ, а также право на вычет НДС, уплаченного хозяйствующим субъектом государств- участников СНГ при приобретении этих товаров.
     
     Кроме того, до настоящего времени не урегулирован вопрос применения НДС при приобретении российскими хозяйствующими субъектами на территории Республики Казахстан материальных ресурсов, в том числе электроэнергии, необходимых для обеспечения деятельности комплекса "Байконур". Так, при приобретении таких товаров возникает двойное обложение НДС, поскольку этот налог, уплаченный хозяйствующим субъектам Республики Казахстан, не принимается к вычету у российских налогоплательщиков.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     
     В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"
     
     Какие последствия для налогоплательщиков имеет открытие счетов за рубежом без разрешения Банка России и неуведомление (несвоевременное уведомление) налоговых органов и несдача отчетности в территориальное управление Банка России?
     
     Если на счета, открытые в зарубежных банках, зачислялись денежные средства в нарушение Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (данные операции относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России), то возможны негативные для налогоплательщиков последствия:
     
     1) органы ВЭК России и налоговые органы вправе налагать штраф за незачисление валютной выручки на счета в уполномоченные банки на территории Российской Федерации, предусмотренный п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин";
     2) сделки могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке признаваться недействительными, а действия - незаконными. Все полученное по этим сделкам или в результате таких действий будет изъято в доход государства на основании ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";
     
     3) руководители организаций, осуществившие перевод капитала либо оставившие средства в иностранной валюте на счетах в иностранных банках за рубежом, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" Уголовного кодекса Российской Федерации.
     
     Нарушение за неуведомление (несвоевременное уведомление) налоговых органов и несдача отчетности в территориальное управление Банка России может повлечь отзыв разрешения (лицензии) Банка России на осуществление операций, связанных с движением капитала на счетах резидента, открытых в иностранных банках.
     
     Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России вправе направить в соответствующий иностранный банк уведомление о лишении (отзыве) ранее выданной им организации-резиденту лицензии на осуществление операций по соответствующему счету.