Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     В 2001 году прибыль предприятия от реализации пожарно-технической продукции, работ, услуг в области пожарно-технической безопасности в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не включалась в налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     В связи с введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации ранее действовавшие льготы упразднены.
     
     Включаются ли в налоговую базу переходного периода дебиторская задолженность по отгруженной в 2001 году, но не оплаченной на 1 января 2002 года пожарно-технической продукции, оказанным, но не оплаченным услугам в области пожарно-технической безопасности?
     
     При исчислении налоговой базы переходного периода вышеуказанная дебиторская задолженность и соответствующие расходы, по нашему мнению, не должны учитываться в расчете по той причине, что упразднение льгот никак не отражается в базе переходного периода.
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) (далее - Закон N 110-ФЗ) в связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) признаны утратившими силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (за исключением перечисленных Законом норм) и ст. 29 Федерального закона от 21.01.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
     
     В ст. 2 Закона N 110-ФЗ приведены порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и порядок применения налоговых льгот, которые сохраняют свое действие в течение определенного времени. Льготы по налогу на прибыль, предоставлявшиеся организациям и предприятиям до 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", не поименованы в вышеуказанной статье Закона N 110-ФЗ.
     
     Исходя из этого все организации, имеющие прибыль от реализации пожарно-технической продукции, работ и услуг в области пожарно-технической безопасности, должны исчислять налоговую базу переходного периода, включая дебиторскую задолженность по реализованной в 2001 году, но не оплаченной по состоянию на 31 декабря 2001 года пожарно-технической продукции, работам и услугам в области пожарной безопасности в порядке и на условиях, установленных ст. 10 Закона N 110-ФЗ.
     

     Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 264 НК РФ организации вправе включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщиков согласно законодательству Российской Федерации.
     
     На балансе нашей организации находится недвижимое имущество. Сдача его в аренду является основным видом деятельности нашей организации. Организация получила также в 2000 году от властей города в бессрочное пользование земельный участок для строительства автокомплекса. В течение двух лет (срок освоения - три года) земля не была освоена. За этот земельный участок организация регулярно платит в соответствии с налоговым законодательством земельный налог. Имеет ли право организация уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль на сумму уплачиваемого земельного налога согласно нормам главы 25 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
     
     Таким образом, землепользователь должен уплачивать земельный налог за неосвоенный земельный участок.
     
     Что касается учета сумм начисленных платежей за землю для целей налогообложения прибыли, то в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик (землепользователь) вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, суммы начисленного земельного налога.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     Включаются ли в налоговую базу по НДС денежные средства, полученные организациями за работы (услуги), выполняемые в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим работы (услуги), выполняемые организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, и, соответственно, денежные средства, полученные такими организациями, включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые на основе хозяйственных договоров организацией, которая в соответствии со ст. 120 ГК РФ не признается учреждением?
     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями науки на основе хозяйственных договоров не подлежит обложению НДС.
     
     Согласно п. 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, под учреждением науки, выполняющим освобожденные от обложения НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых вышеуказанной организацией работ.
     
     Таким образом, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые на основе хозяйственных договоров, освобождаются от обложения НДС при соблюдении вышеуказанных условий независимо от статуса и ведомственной принадлежности организации, выполняющей такие работы.
     
     Будут ли облагаться НДС автомобили специального назначения, предназначенные для оказания скорой медицинской помощи, ввозимые в качестве безвозмездной помощи Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 27.11.2002 N 157-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”" с 1 декабря 2002 года к безвозмездной помощи отнесены следующие подакцизные товары, предназначенные для финансируемых из бюджетов всех уровней государственных и муниципальных организаций: автомобили специального назначения для оказания скорой медицинской помощи, а также передвижные диагностические лаборатории, оснащенные специальным медицинским оборудованием, получаемые лечебными учреждениями для собственных нужд; автомобили легковые, предназначенные для перевозки 10 человек и более, ввозимые для домов ребенка, детских домов, домов престарелых и инвалидов; автомобили легковые, оборудованные подъемниками для инвалидных колясок, ввозимые для центров реабилитации инвалидов.
     
     Однако в соответствии с п. 1 ст. 150 НК РФ подакцизные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), от обложения НДС не освобождаются.
     
     Согласно действующему налоговому законодательству автомобили, в том числе автомобили специального назначения для оказания скорой медицинской помощи, признаются подакцизными товарами.
     
     Учитывая вышеизложенное, автомобили специального назначения, предназначенные для оказания скорой медицинской помощи, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
Е.Н. Вихляева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     С 1 января 2003 года организация перешла на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ. По состоянию на 1 января 2003 года у организации имеются остатки материально-производственных запасов, а также недоамортизированные основные средства. НДС по данным материально-производственным запасам и основным средствам, предъявленный поставщиками при их приобретении, принят к вычету до перехода организации на упрощенную систему налогообложения. Обязана ли в данном случае организация восстановить суммы НДС, принятые к вычету до 1 января 2003 года?
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат.
     
     Учитывая вышеизложенное, принятые к вычету в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению и уплате в бюджет. При этом суммы НДС по амортизируемому имуществу подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости имущества.
     
     Организация, осуществляющая оптовую торговлю, с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ. При реализации товаров отдельным покупателям организацией были выставлены счета-фактуры с выделением сумм НДС. Имеет ли право организация в данном случае принять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении данных товаров?
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками НДС не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат.
     
     Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, не являющиеся плательщиками НДС, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога производят уплату в бюджет всей суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС эту сумму налога обязаны уплатить в бюджет полностью. При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, используемых при осуществлении оптовой торговли, к вычету не принимаются.
     
     Организация, имеющая свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, с 1 января 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ. Объектом налогообложения являются доходы, облагаемые по ставке 6 %. Вправе ли организация уменьшить доходы на суммы исчисленного и уплаченного акциза?
     
     Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, осуществляющие реализацию подакцизных нефтепродуктов и применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают акцизы в порядке, предусмотренном главой 22 "Акцизы" НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются операции по приобретению нефтепродуктов в собственность организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
     
     Суммы акциза, исчисленные организацией, имеющей свидетельство на розничную реализацию, при приобретении подакцизных нефтепродуктов в собственность, в случае передачи нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, к оплате не предъявляются и согласно подпункту 3 п. 4 ст. 199 НК РФ включаются в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов.
     
     В связи с тем, что объектом обложения акцизами являются операции по приобретению нефтепродуктов, а не операции по их реализации, то суммы акциза, исчисленные организацией в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ, не должны уменьшать доходы, подлежащие обложению единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения.
     
О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     Организация купила квартиру у юридического лица за 90 000 у.е., в том числе НДС - 15 000 у.е., и поставила на учет с учетом уплаченного налога. Впоследствии квартира была продана также юридическому лицу за 100 000 у.е. с учетом НДС. Как продавцу заполнить счет-фактуру в этом случае: какую стоимость (полную или межценовую разницу) проставить в графе 5 счета-фактуры и какую сумму НДС - в графе 8?
     
     Порядок заполнения счетов-фактур установлен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость". В соответствии с данным порядком в графе 5 счета-фактуры указывается стоимость всего количества поставляемых (отгружаемых) по счету-фактуре товаров без НДС; в графе 8 - сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
     
     Согласно п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
     
     Учитывая вышеизложенное, при продаже налогоплательщиком квартиры, учитываемой по стоимости с НДС, в графе 5 счета-фактуры указывается полная стоимость квартиры, а не межценовая разница, а в графе 8 счета-фактуры - сумма НДС, исчисленная исходя из налоговой базы, определяемой в вышеуказанном порядке.
     

О налоге с продаж

     
     Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     Наш ночной клуб расположен на территории Москвы. Облагается ли налогом с продаж реализация билетов в ночной клуб?
     
     Согласно ст. 350 НК РФ не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации физическим лицам услуг в сфере культуры и искусства при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов.
     
     Порядок применения ст. 350 НК РФ на территории г. Москвы разъяснен письмом УМНС России по г. Москве от 27.04.2002 N 23-01/9/43687 "О порядке применения статьи 350 главы 27 “Налог с продаж” Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с вышеуказанным письмом в целях применения абзаца ст. 350 Кодекса, касающегося услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства в части реализации входных билетов, необходимо иметь в виду следующее. От налога с продаж освобождается реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
     
     При этом к учреждениям культуры и искусства в целях применения вышеуказанного абзаца ст. 350 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты.
     
     Таким образом, льгота, предусмотренная ст. 350 НК РФ, на ночные клубы не распространяется, и стоимость входных билетов в клубы облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке.
     
     Являются ли плательщиками налога с продаж индивидуальные предприниматели, занимающиеся изготовлением надгробных памятников и оказанием ритуальных услуг населению?
     
     Согласно ст. 350 НК РФ не подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями.
     
     При этом не облагаются налогом с продаж ритуальные услуги только организаций, перечисленных в данной статье настоящего Кодекса. Освобождение от уплаты налога с продаж индивидуальных предпринимателей, оказывающих физическим лицам ритуальные услуги, ст. 350 НК РФ не предусмотрено.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, оказывающие населению ритуальные услуги, являются плательщиками налога с продаж.
     
     Какие изменения и дополнения внесены в главу 27 "Налог с продаж" в последнее время?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в абзац четырнадцатый п. 1 ст. 350 НК РФ внесено изменение, в соответствии с которым от обложения налогом с продаж освобождаются услуги, оказываемые коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Ранее от обложения налогом с продаж освобождались только услуги, оказываемые коллегиями адвокатов. Данное изменение согласно ст. 13 вышеупомянутого Федерального закона вступило в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.
     
     Кроме того, п. 20 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" п. 1 ст. 350 Кодекса дополнен абзацем, в соответствии с которым от налога с продаж освобождаются операции по реализации физическим лицам предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями. Данное изменение вступило в силу с 1 января 2003 года.
     

О едином социальном налоге

     
     Н.Г. Харлан,
Е.П. Брянцева


     Являются ли базой для исчисления единого социального налога ежемесячные доплаты к государственной пенсии государственных и муниципальных служащих, назначенные в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"?
     
     На основании Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", ст. 18 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальные служащие имеют право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     В связи с вышеизложенным ежемесячная доплата к государственной пенсии не включается в базу для исчисления единого социального налога.
     
     Согласно п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
     
     Статьей 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Доплаты к государственной пенсии, определенные законодательными актами субъектов Российской Федерации, в вышеуказанном перечне не упомянуты. Следовательно, ежемесячная доплата к государственной пенсии, выплачиваемая муниципальным служащим, подлежит налогообложению в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на произведенные к новогодним праздникам выплаты в натуральном виде (подарки, экскурсионные билеты) членам профсоюзной организации за счет средств профсоюзного бюджета, состоящего из профсоюзных взносов работников акционерного общества?
     
     В соответствии с п. 13 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
     
     Следовательно, подарки, экскурсионные билеты, приобретенные за счет средств профсоюзного бюджета, состоящего из профсоюзных взносов работников акционерного общества, не подлежат обложению единым социальным налогом при соблюдении вышеуказанных условий.
     
     Выплаты, производимые профсоюзной организацией за счет иных средств, облагаются единым социальным налогом на общих основаниях.
     
     Облагаются ли единым социальным налогом выплаты, установленные не работающим на постоянной основе депутатам, связанные с их депутатской деятельностью?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных компенсационных выплат (в пределах норм, определенных законодательством Российской Федерации). В этой же статье НК РФ поименованы категории выплат, в число которых не входят компенсационные выплаты, связанные с депутатской деятельностью.
     
     Подпунктом 10 п. 1 ст. 238 НК РФ определено, что не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, суммы, выплачиваемые из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных в качестве кандидатов, перечень которых определен этим же подпунктом данной статьи настоящего Кодекса, а также из средств избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
     
     Если затраты, связанные с депутатской деятельностью, входят в состав расходов бюджетной классификации и, соответственно, финансируются из бюджета, а не из избирательных фондов, они облагаются единым социальным налогом.
     
     Является ли организация, учрежденная общественной организацией инвалидов, которой принадлежит 100 % уставного капитала (51 % сотрудников - инвалиды с детства, и они получают заработную плату в размере 27 % от фонда оплаты труда), имеющая льготу по единому социальному налогу согласно ст. 239 НК РФ, плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ предусмотрено, что от уплаты единого социального налога освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не предусмотрены льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как это сделано ст. 239 НК РФ в отношении единого социального налога.
     
     Согласно подпункту "в" п. 7 письма Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186 вышеуказанные категории налогоплательщиков, освобожденные от уплаты единого социального налога в соответствии со ст. 239 НК РФ, не могут пользоваться налоговыми льготами (налоговыми вычетами) при уплате страховых взносов в ПФР.
     
     Согласно вышеуказанному письму ПФР налогоплательщики обязаны в соответствии с Законом N 167-ФЗ вносить обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ. Размеры тарифов страховых взносов в ПФР установлены ст. 22 Закона N 167-ФЗ отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии в зависимости от возрастных групп налогоплательщиков.
     
     На основании положений Закона N 167-ФЗ, главы 24 НК РФ в целях обеспечения поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование утверждена приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153 ежеквартальная форма расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     
     В целях реализации порядка заполнения формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, предусмотренным п. 2 ст. 243 НК РФ, общественные организации инвалидов определяют строки 0400-0440 по сумме соответствующих строк 0500-0540 и 0600-0640.
     
     При этом строки 0600-0640 рассчитываются не по приведенным в этих строках формулам, а в порядке, установленном для заполнения строк 0400-0440, по ставкам единого социального налога, определенным как одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
     
     При заполнении строк 0300 и 0400 на листе 07 такие налогоплательщики используют строки 0300 и 0600 (вместо строки 0400 указывается строка 0600). Ставка налога в графах 6, 8, 10, 12 приводится в размере одной второй ставок налога, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 НК РФ, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     Американская компания, имеющая представительство в г. Москве, приобрела квартиру. В нежилой фонд данная квартира не переводилась. В связи с вступлением в силу с 1 января 2001 года ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" просим ответить на следующие вопросы: подлежал ли переводу с 1 января 2001 года в основные средства с последующим начислением износа вышеуказанный объект учета в целях расчета среднегодовой стоимости имущества согласно инструкции Госналогслужбы России от 15.09.1995 N 38 "О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации" и следует ли рассматривать отдельные квартиры, находящиеся в Российской Федерации в собственности американской компании, в качестве недвижимого имущества в целях применения ст. 9 Договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 года?
     
     Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденному приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, квартиры в составе нематериальных активов не предусмотрены. Следовательно, движение жилого фонда в разрезе квартир как отдельных объектов бухгалтерского учета следует отражать на счете 01 "Основные средства" в общеустановленном порядке согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным соответственно приказами Минфина России от 30.03.2001 N 26н и от 20.07.1998 N 33н.
     
     В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то в целях исчисления налога на имущество предприятий сумма износа определяется исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных в установленном порядке.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
     
     В связи с этим в письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" были внесены изменения письмом Минфина России от 03.04.1996 N 37.
     
     Начиная с отчетности за 1996 год в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности должно отражаться только имущество, являющееся собственностью организации, и это соответствует нормам ГК РФ.
     
     Из вопроса неясно, сдаются данные квартиры в аренду или в них проживают сотрудники американской компании, поэтому обращаем внимание читателей журнала на то, что ст. 9 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 года регулирует доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве.
     
Е.Л. Васюкова
     
     Иностранное юридическое лицо намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. С какого момента постоянное представительство считается образованным?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку критерий "регулярность" не установлен в налоговом законодательстве, наличие постоянного представительства определяется с первого дня предпринимательской деятельности иностранной организации в Российской Федерации либо на основании анализа фактического осуществления деятельности в каждом конкретном случае.
     
     Российский банк выплачивает процентный доход иностранному юридическому лицу. В каких случаях он может прекратить удержание и перечисление в бюджет налога на доход с сумм процентов, выплачиваемых иностранному юридическому лицу?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога на доходы, выплачиваемые иностранным организациям, производятся налоговым агентом в отношении всех видов доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением следующих случаев:
     
     1) если налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде;
     
     2) если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, предусмотрена нулевая ставка налогообложения в соответствии со ст. 284 НК РФ;
     
     3) при выплате доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
     
     4) при выплате доходов, которые в соответствии с международными договорами не облагаются налогом в Российской Федерации, если иностранная организация предъявляет налоговому агенту надлежащим образом оформленное подтверждение, предусмотренное п. 1 ст. 312 НК РФ.
     
     Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Иностранное юридическое лицо, не осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, получает проценты по валютным вкладам на территории Российской Федерации. Подлежат ли указанные доходы налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам, подлежащим обложению налогом у источника выплаты дохода, в частности, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида.
     
     Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ в целях главы 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
     
     Таким образом, процентный доход по валютным вкладам, выплачиваемый иностранному юридическому лицу, подлежит налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода.
     
     Применяется ли Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 к физическим лицам - резидентам Российской Федерации, зарегистрированным в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей?
     
     В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 его положения применяются к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием (резидентами) в одном или обоих Договаривающихся Государствах.
     
     Термин "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного места пребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия.
     
     Учитывая вышеизложенное, положения вышеуказанного Соглашения распространяются на физических лиц - резидентов Российской Федерации, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии со ст. 21 "Недискриминация" межправительственного Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 граждане и предприятия одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве иному или более обременительному налогообложению, или связанному с ним обязательству, чем налогообложение или связанное с ним обязательство, которым подвергаются или могут подвергаться граждане и предприятия этого другого Договаривающегося Государства при тех же обстоятельствах. Так ли это?
     
     В соответствии с Комментариями к статье "Недискриминация" модели Конвенции по налогам на доход и капитал, на основании которой разрабатывалось Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, выражение "при тех же обстоятельствах" касается налогоплательщиков, помещенных с точки зрения применения обычного налогового законодательства и налоговых правил в одинаковые условия в правовых и фактических обстоятельствах. Так, налогоплательщик - резидент Договаривающегося Государства и налогоплательщик - нерезидент Договаривающегося Государства не находятся в одинаковых обстоятельствах. Иными словами, если налогоплательщик не является резидентом Республики Беларусь для налоговых целей, то он может быть подвергнут в Республике Беларусь иному налогообложению, чем резиденты Республики Беларусь при аналогичных условиях и обстоятельствах.
     
     Российское предприятие намеревается заключить договор с физическим лицом - резидентом Украины на оказание услуг на территории Украины для российского предприятия (размещение заказов предприятия, отслеживание сроков изготовления продукции, порядка отгрузки продукции).
     
     Относится ли доход, полученный физическим лицом по вышеуказанному до- говору, к доходу, полученному от источника в Российской Федерации, или к доходу, полученному от источника за пределами Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия физическим лицом за пределами Российской Федерации рассматривается как доход, полученный из источников за пределами Российской Федерации.
     
     Поскольку резидент Украины в соответствии с договором оказывает услуги российскому предприятию на территории Украины, то на него распространяется действие положения вышеуказанного подпункта п. 3 ст. 208 НК РФ.
     

О государственной пошлине и налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     Являются ли плательщиками государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, общественные организации инвалидов с детства и детей-инвалидов?
     
     Согласно постановлению Верховного Совета РСФСР от 04.03.1991 N 764-1 "О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР" за регистрацию предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм, взимается государственная пошлина в размере до 2000 руб.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1) и ст. 3 Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”" с 1 июля 2002 года за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, взимается государственная пошлина в размере 2000 руб.
     
     Пунктом 7 ст. 5 Закона N 2005-1 определены категории плательщиков, освобождаемых от уплаты госпошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, но общественные организации инвалидов с детства и детей-инвалидов среди них не указаны.
     
     Если имущественное положение организации исключает возможность единовременной уплаты государственной пошлины, то она может получить отсрочку или рассрочку по внесению этого платежа. Статьей 64 НК РФ предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате налогов может производиться на срок от одного до шести месяцев. Для этого организация должна обратиться с заявлением в финансовый орган.
     
     Как определяется стоимость транспортного средства, которая используется для расчета государственной пошлины при нотариальном удостоверении сделок с транспортными средствами?
     
     За нотариальное удостоверение в государственной нотариальной конторе договоров отчуждения (купли-продажи, мены, дарения) транспортных средств государственная пошлина взимается по ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 4 Закона N 2005-1.
     
     Согласно п. 4 ст. 4 Закона N 2005-1 определение стоимости транспортного средства, используемой для расчета государственной пошлины за удостоверение сделок с транспортными средствами, производится судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Оценочные документы приобщаются к документам, остающимся в государственной нотариальной конторе.
     
     Другим организациям, кроме вышеназванных, право определять оценку транспортных средств, используемую в дальнейшем для расчета государственной пошлины, Законом N 2005-1 не предоставлено.
     
     В случае несогласия собственника транспортного средства с произведенной оценкой он вправе в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" обратиться к помощи независимого оценщика для опротестования произведенной оценки транспортного средства в суде общей юрисдикции.
     
     Абзацем вторым ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11.02.1993 N 4462-1, определено, что за выполнение нотариальных действий, для которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом, занимающимся частной практикой, взимается плата по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом; при этом может использоваться и оценка, определенная независимым оценщиком.
     
     Каков порядок уплаты государственной пошлины Городской Думой, выступающей ответчиком в кассационном производстве по гражданскому делу о защите государственных и общественных интересов, в случае, если решение судом вынесено в пользу истца?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам, в том числе по государственной пошлине, предоставляются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Подпунктом 13 п. 2 ст. 5 Закона N 2005-1 определено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, то есть в случае, если вышеуказанные органы выступают в качестве истцов.
     
     Для органов местного самоуправления, выступающих в качестве ответчиков по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, льгот по уплате государственной пошлины не установлено, в том числе в случае вынесения судом решения по гражданскому делу не в пользу органа местного самоуправления.
     
     Следовательно, Городская Дума (представительный орган местного самоуправления), выступающая ответчиком в кассационном производстве по гражданскому делу о защите государственных и общественных интересов, должна возместить судебные расходы истцу, в пользу которого состоялось решение, в том числе уплаченную государственную пошлину, а если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то перечислить ее в бюджет в общеустановленном порядке.
     
     В ближайшее время я вступаю в права наследования имуществом, находящимся в Подмосковье. В связи с этим прошу разъяснить порядок уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     Физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения, на основании Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Закон N 2020-1) являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 2020-1 объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Согласно п. 15 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (далее - Инструкция N 32) исчисление налога физическим лицам, проживающим на территории Российской Федерации, и вручение им налоговых уведомлений производятся налоговыми органами на основании документов, полученных от нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия.
     
     Исчисление налога с имущества, переходящего в порядке наследования, производится налоговым органом по месту нахождения наследственного имущества. Если налогоплательщик проживает не по месту нахождения имущества, переходящего в порядке наследования, то налоговое уведомление на уплату налога высылается почтой по месту жительства налогоплательщика с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.
     
     Уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования, осуществляется физическим лицом не позднее трехмесячного срока со дня вручения ему налогового уведомления.
     
     Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, он может получить отсрочку или рассрочку по уплате данного налога. Для этого ему необходимо обратиться в финансовый орган с заявлением.
      
     Является ли основанием для подтверждения факта совместного проживания наследника с наследодателем и одариваемого с дарителем справка, выданная акционерным обществом, выполняющим функции жилищного органа?
     
     Согласно ст. 4 Закона N 2020-1 от налогообложения освобождаются жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения).
     
     Подпунктом "б" п. 13 Инструкции N 32 предусмотрено, что факт совместного проживания подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда.
     
     В приведенном примере справка, выданная акционерным обществом, выполняющим функции жилищного органа, будет являться основанием для предоставления льготы.
     
     Гражданин вступает в права наследования после смерти матери. Общая стоимость наследуемого имущества составляет 100 тыс. руб. Часть наследуемого имущества (дом стоимостью 50 тыс. руб.) переходит к наследнику по завещанию. Другая часть имущества переходит к наследнику по закону. Какую ставку налога с наследства в данном случае следует применять?
     
     В соответствии со ст. 1, 2 и 3 Закона РФ N 2020-1 налог на имущество, переходящее в порядке наследования, исчисляется физическим лицам, принимающим в порядке наследования имущество, являющееся объектом налогообложения, стоимостью, превышающей 850-кратный установленный законом МРОТ.
     
     Если наследник первой или второй очереди получает в наследство от одного наследодателя имущество частично по закону и частично по завещанию, то исчисление налога с имущества, переходящего в порядке наследования, производится с общей суммы наследственного имущества по ставкам, установленным п. 1 ст. 3 Закона N 2020-1 для наследников первой или второй очереди.
     
     Так, в приведенном в письме примере, сыну, получившему имущество и по закону, и по завещанию, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, будет исчисляться по ставкам, установленным для наследников первой очереди, с общей стоимости имущества, равной 100 тыс. руб., и составит 750 руб. [(100 тыс. руб. - 85 тыс. руб.) х 5 : 100].
      
     По итогам проведенной рекламной кампании открытое акционерное общество безвозмездно передало физическому лицу в собственность иномарку стоимостью более 1400 тыс. руб. Передача автомобиля была оформлена договором дарения, который был нотариально удостоверен нотариусом. Будет ли одаренный привлечен к уплате налога с имущества, переходящего в порядке дарения?
     
     Физические лица, принимающие в свою собственность имущество, в том числе автомобили, в порядке дарения согласно Закону N 2020-1, являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке дарения, независимо от того, кто является дарителем: физическое или юридическое лицо, - при условии нотариального удостоверения договора.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 2020-1 подаренное имущество, стоимость которого превышает 80-кратный установленный законом МРОТ, подлежит налогообложению. При налогообложении имущества, полученного физическим лицом в дар от юридического лица, применяются ставки налога, предусмотренные Законом N 2020-1 для других физических лиц.
     
     Следовательно, физическому лицу, получившему по итогам рекламной кампании в дар автомобиль, стоимость которого составляет более 1400 тыс. руб., необходимо уплатить налог с имущества, переходящего в порядке дарения, по ставке, предусмотренной для других физических лиц подпунктом "б" п. 2 ст. 3 Закона N 2020-1.
     
     Пунктом 6 ст. 5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают вышеуказанный налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им налогового уведомления.