Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении индивидуальных предпринимателей


О налогообложении индивидуальных предпринимателей

     
     Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей, состоит на налоговом учете по месту жительства в субъекте Российской Федерации, в котором с 1 января 2003 года введена уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, включая и розничную торговлю. При этом магазин, в котором он осуществляет предпринимательскую деятельность, находится на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором уплата единого налога еще не введена.
     
     Вправе ли индивидуальный предприниматель заниматься розничной торговлей в вышеуказанном магазине, но платить единый налог в бюджет субъекта Российской Федерации, в котором он постоянно проживает?
     
     В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос: вводить или не вводить на своей территории данную систему налогообложения, определяют порядок введения единого налога и виды предпринимательской деятельности в пределах установленного ст. 346.26 НК РФ перечня, которые будут подпадать под действие указанной системы налогообложения на территории субъекта Российской Федерации, а также устанавливают значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.
     
     Согласно ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
     
     Кроме того, необходимо обратить внимание читателей журнала на то обстоятельство, что к категории плательщиков единого налога отнесены также организации и индивидуальные предприниматели, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, на территории которого они осуществляют те или иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под уплату единого налога на территории данного субъекта Российской Федерации. Такие индивидуальные предприниматели обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту осуществления вышеуказанных видов предпринимательской деятельности не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.
     
     Таким образом, с 1 января 2003 года применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является обязательным для тех индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют на территории субъекта Российской Федерации, в котором введена уплата единого налога, какие-либо виды предпринимательской деятельности, указанные в законодательном акте данного субъекта Российской Федерации о введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вне зависимости от того, состоят они в данном субъекте Российской Федерации на налоговом учете или не состоят.
     

     Однако в случае, если у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, подлежащие обложению единым налогом на территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживают и состоят на налоговом учете, местом осуществления такой предпринимательской деятельности является территория другого субъекта Российской Федерации, в котором уплата единого налога еще не введена, такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении осуществляемых ими видов деятельности в соответствии с общеустановленным режимом налогообложения по месту учета, то есть по месту жительства.
     
     Следовательно, такие индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц, единого социального налога с полученных ими доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, НДС, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и других налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством для данной категории налогоплательщиков.
     
     При этом учет доходов и расходов и хозяйственных операций такими индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета доходов и расходов), утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, зарегистрированного Минюстом России 29.08.2002, регистр. номер 3756.
     
     Я являюсь индивидуальным предпринимателем и занимаюсь сдачей в прокат компьютеров, установленных в специально оборудованном зале. Я обратился в свою налоговую инспекцию с заявлением о переводе меня с 1 января 2003 года на уплату единого налога на вмененный доход, но мне было отказано, поскольку в налоговой инспекции считают, что я осуществляю сдачу имущества в аренду и должен уплачивать налог на доходы физических лиц и иные установленные налоги. Я с этим не согласен и прошу разъяснить, кто из нас прав.
     
     В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом ст. 608 ГК РФ установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Объектом аренды может быть не любое имущество, а лишь непотребляемые вещи.
     
     Договор проката является отдельным видом договора аренды. Согласно ст. 626 ГК РФ по договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства.
     
     Договор проката является публичным договором и заключается в письменной форме. Статьей 627 ГК РФ предусмотрено, что договор проката заключается на срок до одного года. При этом арендатор вправе отказаться от до- говора проката в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за десять дней.
     
     В соответствии со ст. 630 ГК РФ арендная плата по договору проката устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно. В случае досрочного возврата имущества арендатором арендодатель возвращает ему соответствующую часть полученной арендной платы, исчисляя ее со дня, следующего за днем фактического возврата имущества.
     
     Таким образом, с учетом вышеизложенного, предоставление гражданам за плату во временное (почасовое) пользование компьютеров, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности и стационарно установленных в специальном помещении, можно рассматривать как правоотношения, возникающие между сторонами в результате заключения договора проката, только при соблюдении вышеуказанных норм, предусмотренных ГК РФ.
     
     Что же касается возможности применения с 1 января 2003 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для индивидуального предпринимателя, оказывающего гражданам услуги по предоставлению в краткосрочное пользование компьютеров, то необходимо руководствоваться следующим.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход установлена главой 26.3 НК РФ, а в действие вводится законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, включая оказание различных видов бытовых услуг, к которым относится и прокат. Если на территории того или иного субъекта Российской Федерации введена уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, все налогоплательщики, занимающиеся видами деятельности, указанными в законодательном акте субъекта Российской Федерации, в обязательном порядке переводятся на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Следовательно, если на территории области с 1 января 2003 года областным законодательным актом, принятым в соответствии с главой 26.3 НК РФ, введена уплата единого налога на вмененный доход на оказание различных видов бытовых услуг, то все налогоплательщики, занимающиеся оказанием таких услуг, в обязательном порядке переводятся на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Вправе ли правообладатель патента на промышленный образец, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя с целью производства и последующей реализации кухонных наборов, изготовленных в соответствии с запатентованным образцом, учитывать в составе профессиональных налоговых вычетов расходы по регистрации и выдаче патента, а также поддержанию патента в силе?
     
     Статьей 256 главы 25 НК РФ введено понятие амортизируемого имущества, стоимость которого переносится в состав учитываемых в целях налогообложения затрат не единовременно, а в течение определенного промежутка времени.
     
     В соответствии с п. 30 Порядка учета доходов и расходов у индивидуальных предпринимателей к амортизируемому имуществу относятся принадлежащие им на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые ими для осуществления предпринимательской деятельности, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
     
     Согласно п. 28 Порядка учета доходов и расходов приобретенные и (или) созданные индивидуальными предпринимателями результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), непосредственно используемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев), относятся к нематериальным активам.
     
     При этом для признания нематериального актива таковым необходимо наличие способности приносить индивидуальному предпринимателю экономические выгоды (доход), а также наличие оформленных надлежащим образом документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у индивидуального предпринимателя на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патентов, свидетельств, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов, непосредственно используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на их приобретение или создание и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Стоимость нематериальных активов, созданных самими индивидуальными предпринимателями для целей осуществления предпринимательской деятельности, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на услуги сторонних организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Амортизация по объектам нематериальных активов, приобретенных (или созданных) и непосредственно используемых для осуществления предпринимательской деятельности после 1 января 2002 года, начисляется линейным методом в порядке, предусмотренном разделом Х Порядка учета доходов и расходов.
     
     Сроком полезного использования признается период, в течение которого объекты нематериальных активов служат для осуществления предпринимательской деятельности. Определение срока полезного использования объектов нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование, и осуществляется ежемесячно в соответствии с той нормой амортизации, которая определяется для данного объекта исходя из его срока полезного использования.
     
     При этом начисленная сумма амортизации по каждому из объектов амортизируемого имущества отражается в Книге учета доходов и расходов в том налоговом периоде, к которому она относится.
     
     Таким образом, в данном случае индивидуальный предприниматель, владеющий патентом на промышленный образец, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2002 год вправе учесть в составе расходов, непосредственно связанных с получением доходов от изготовления и реализации кухонных наборов, начисленную в соответствии с вышеизложенным порядком сумму амортизации по созданному им самим для целей осуществления предпринимательской деятельности промышленному образцу, являющемуся объектом нематериальных активов. При этом сумма фактических расходов на уплату патентных пошлин, связанных с получением патента и поддержанием его в силе, включается в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов, созданного индивидуальным предпринимателем.
     
     Индивидуальный предприниматель в 2002 году приобрел основное средство, срок полезного использования которого, установленный прежним собственником, уже истек. Следует ли в данной ситуации начислять амортизацию и в каком порядке?
     
     Согласно п. 44 Порядка учета доходов и расходов индивидуальные предприниматели, приобретающие объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
     
     При этом если количество месяцев нахождения приобретенного объекта основных средств в эксплуатации у предыдущих собственников больше или равно сроку полезного использования данного объекта, определенному предыдущим собственником, амортизация не начисляется.
     
     Следовательно, если индивидуальный предприниматель приобрел основное средство, срок полезного использования которого, установленный прежним собственником, уже истек, то на такое средство амортизация не начисляется.
     
     Каков порядок учета стоимости ГСМ в составе расходов главы крестьянского (фермерского) хозяйства, затраченных им на поездки, связанные с поиском запчастей для сельскохозяйственной техники, ее техническим обслуживанием, приобретением семян, удобрений, сбытом произведенной в хозяйстве продукции и иной производственной необходимостью?
     
     Учитывая, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), являющийся индивидуальным предпринимателем, при осуществлении деятельности выполняет возложенные на него полномочия от лица КФХ и совершает поездки, сообразуясь с производственной необходимостью, вызванной родом занятий КФХ, при определении его налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в составе профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. 221 НК РФ, учитываются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с конкретными целевыми поездками главы КФХ и других членов хозяйства.
     
     Следовательно, глава КФХ при наличии путевых листов, в которых отражаются фактический пробег автомобиля и расходы на приобретение ГСМ, вправе учесть в составе прочих расходов документально подтвержденные суммы стоимости затраченных на поездки ГСМ (бензина, масел), расход которых подлежит учету в соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, установленными руководящим документом N РЗ 112194-0366-97, утвержденным Минтрансом России 29.04.1997. При этом расходы на приобретение ГСМ должны быть подтверждены чеками ККМ, содержащими такие обязательные реквизиты, как наименование АЗС, ее ИНН, номер ККМ, дата выдачи чека, марка ГСМ, стоимость одного литра ГСМ, количество отпущенного и оплаченного ГСМ.
     
     Арбитражный суд постановил взыскать с Российский Федерации в пользу предпринимателя без образования юридического лица убытки, причиненные государственным органом. Следует ли в данном случае декларировать сумму возмещенных предпринимателю убытков и заносить ее в Книгу учета доходов и расходов?
     
     В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
     
     В данном случае согласно решению краевого арбитражного суда с Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя были взысканы убытки, причиненные ему государственным органом, то есть фактически возмещены расходы, произведенные гражданином для восстановления его нарушенного права.
     
     Таким образом, сумму указанных убытков следует рассматривать как возмещение иных расходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     Следовательно, обязанности декларировать данную сумму и заносить ее в Книгу учета доходов и расходов у предпринимателя в данном случае не возникает.
     
     В 1999-2000 годы частными нотариусами были излишне уплачены суммы взносов во внебюджетные фонды, которые были не возвращены, а зачтены в счет платежей по единому социальному налогу за 2002 год. Следует ли производить перерасчет подоходного налога по доходам, полученным в 1999-2000 годы, и на основании каких законодательных и нормативных актов должен производиться такой перерасчет?
     
     Следует ли при определении налоговой базы 2002 года включать в состав профессиональных налоговых вычетов излишне уплаченные налогоплательщиками в 1999-2000 годы суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, зачтенные в счет уплаты единого социального налога в 2002 году?
     
     До 2001 года обязанность уплачивать взносы в государственные внебюджетные фонды возлагалась на налогоплательщиков - физических лиц, в том числе и на частных нотариусов, соответствующими законодательными актами, в частности Федеральным законом от 05.02.1997 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее - Закон N 26-ФЗ) и Федеральным законом от 08.01.1998 N 9-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" (далее - Закон N 9-ФЗ).
     
     Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы граждан и запросы судов, касающиеся проверки конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Закона N 26-ФЗ, признал положения этого Закона неконституционными и установил, что положения Закона N 9-ФЗ также должны быть пересмотрены как воспроизводящие неконституционные нормы.
     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" суммы излишне уплаченных налогоплательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежали зачету в счет уплаты единого социального налога или возврату в порядке, установленном НК РФ.
     
     Согласно приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/466 "Об утверждении Методических указаний о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачету (возврату) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)" если по страховым взносам в какой-либо фонд по состоянию на 1 января 2001 года имелись излишне уплаченные суммы, то по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли единого социального налога, которая подлежит зачислению в этот фонд.
     
     Поскольку излишне уплаченные частными нотариусами за 1999-2000 годы суммы страховых взносов во внебюджетные фонды по решению налогового органа не возвращены, а зачтены в 2002 году в счет платежей по единому социальному налогу за 2002 год, то в данном случае необходимо произвести перерасчет налогооблагаемой базы налогоплательщиков, исчисленной в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", действовавшего до 1 января 2001 года.
     
     Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
     
     Аналогичное требование содержится также в ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание вышеуказанное постановление Конституционного суда Российской Федерации, при проведении зачета в 2002 году излишне уплаченных сумм взносов за 1999-2000 годы, налоговые органы обязаны потребовать представления частнопрактикующими нотариусами деклараций за 1999-2000 годы для уточнения суммы налогооблагаемого дохода и доплаты подоходного налога за вышеуказанные периоды. После выполнения вышеуказанных обязательств излишне уплаченные частными нотариусами суммы страховых взносов за 1999-2000 годы засчитываются на основании решения налогового органа в счет уплаты единого социального налога в 2002 году и подлежат учету в составе профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. 221 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2002 год.
     
     Я являюсь собственником нежилого помещения, которое сдаю в аренду под магазин. Мною заключены договоры с соответствующими организациями на поставку тепло- и электроэнергии, а также на водоснабжение данного помещения; кроме того, я ремонтирую это помещение. Относятся ли производимые мною на содержание помещения затраты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, при исчислении налога на доходы, получаемые мною по договору аренды?
     
     В случаях сдачи нежилого помещения в аренду собственник этого помещения и арендатор являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора аренды помещения, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в параграфе 4 главы 34 ГК РФ. При этом в соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
     
     Статьей 616 ГК РФ предусмотрено, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если договором аренды не установлено иное. При этом арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено договором аренды.
     
     Кроме того, размер арендной платы за наем помещения устанавливается в договоре аренды по соглашению сторон; следовательно, арендодатель вправе учесть все свои затраты, связанные с содержанием принадлежащего ему нежилого помещения, в назначаемой им арендной плате, учитывая, что коммунальными услугами фактически пользуется арендатор, который к тому же обязан производить текущий ремонт арендуемого им помещения.
     
     С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание то, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, уплата коммунальных платежей, так же как и поддержание помещения в надлежащем состоянии, является обязанностью его собственника вне зависимости от того, используется это помещение самим владельцем или помещение сдается в аренду. Следовательно, вышеуказанные затраты налогоплательщика-арендодателя не могут уменьшать его налоговую базу по налогу на доходы физических лиц при исчислении сумм налога на доходы, получаемые им от сдачи в аренду принадлежащего ему помещения.