Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении доходов физических лиц от предпринимательской деятельности


О налогообложении доходов физических лиц от предпринимательской деятельности

     
     Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     Имеют ли индивидуальные предприниматели право использовать для исчисления доходов и расходов метод начисления, предусмотренный ст. 271 и 272 НК РФ?
     
     Согласно п. 3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
     
     Совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. Порядок учета является нормативным документом и определяет правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций, которые являются обязательными для индивидуальных предпринимателей.
     
     Пунктом 13 Порядка учета установлено, что доходы и расходы отражаются в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Применение предпринимателем иных методов ведения учета, которые не предусмотрены Порядком учета, является налоговым правонарушением.
     
     При этом положения ст. 271 и 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, предусматривающие порядок признания доходов и расходов методом начисления, применяются только налогоплательщиками-организациями.
     
     По декларации о доходах за 2001 год из налогооблагаемой базы налогоплательщика-арендодателя налоговый орган исключил затраты, связанные с уплатой арендной платы за землю под помещением (магазином), сдававшимся в течение 6 месяцев в аренду. Правомерны ли действия налогового органа, если договор аренды был заключен в 2000 году и другого договора заключено больше не было?
     

     Отношения арендодателя и арендатора регламентируются договором аренды, являющимся договором гражданско-правового характера, который должен соответствовать положениям главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более одного года должен заключаться в письменной форме.
     
     Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
     
     Договор аренды заключается на срок, определенный договором, а если срок аренды в договоре не определен, то договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В договоре аренды определяются порядок, условия и срок внесения арендной платы.
     
     Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
     
     Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.
     
     Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
     
     Кроме того, согласно ст. 654 ГК РФ договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается незаключенным.
     
     Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
     
     Как следует из вопроса, договор аренды магазина между арендодателем и арендатором был заключен в 2000 году сроком на шесть месяцев. Следовательно, на 2001 год договор аренды магазина не заключался в письменной форме, отсутствовала и государственная регистрация договора о сдаче в аренду нежилого помещения, и оплата аренды земли под магазином арендатором не предусматривалась.
     
     Кроме этого, договор аренды земельного участка не был продлен.
     

     Таким образом, налогоплательщику было правомерно отказано в уменьшении налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанные с оплатой арендной платы за землю под магазином.
     
     Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, выполнял в 2002 году обязанности арбитражного управляющего. В связи с отсутствием средств у предприятия-банкрота арбитражный управляющий не получил никакого дохода, хотя ежемесячное содержание ему было определено кредиторами и утверждено судом. Правомерно ли не полученные за исполнение обязанностей арбитражного управляющего суммы считать убытком предпринимателя за налоговый период?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Аналогичная норма содержится в Порядке учета. Пунктом 13 данного Порядка установлено, что полученные индивидуальными предпринимателями доходы и произведенные расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода.
     
     Согласно ст. 26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банк-ротстве)" вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий определяется и утверждается арбитражным судом. Полученное вознаграждение арбитражного управляющего за исполнение им работ (услуг) является доходом, включаемым в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Как следует из вопроса, из-за отсутствия средств на счете предприятия, на котором осуществлялось конкурсное производство в течение 2002 года, индивидуальный предприниматель не получал вознаграждения за выполнение полномочий арбитражного управляющего.
     
     Таким образом, уменьшать налоговую базу налогоплательщика по налогу на доходы физических лиц на суммы невыплаченного вознаграждения за выполнение обязанностей арбитражного управляющего независимо от наличия причин, перечисленных в вопросе, гражданин не имел права.
     
     Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица в 2001 году занимался несколькими видами деятельности, в том числе производством и реализацией мясных полуфабрикатов. По итогам года он получил прибыль, а осуществление деятельности по производству и реализации мясных полуфабрикатов принесло ему убытки. Как определяется налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц налогоплательщику в этом случае: раздельно по видам деятельности или по совокупности с учетом получения убытков по одному из видов деятельности?
     

     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
     
     Пунктом 2 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций согласно Порядку учета, определяемому Минфином России.
     
     Пунктом 7 Порядка учета установлено, что учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     Порядком учета предусмотрено, что доходы и расходы индивидуального предпринимателя отражаются в Книге учета, при этом исчисление налоговой базы производится на основе данных Книги учета по результатам каждого налогового периода. Для ведения учета по каждому виду осуществляемой предпринимателем деятельности Книгу учета целесообразно разделить на отдельные подразделы.
     
     При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится сложение расходов по всем совершенным сделкам, отраженным в Книге учета независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности при определении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода к вычету принимается общая сумма расходов по всем видам осуществляемой деятельности.
     
     Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы предприниматели имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
     
     Таким образом, в состав профессиональных налоговых вычетов за 2001 год индивидуальный предприниматель имел право включить суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по всем видам осуществляемой им деятельности, в том числе и по производству и реализации мясных полуфабрикатов, принесшей убытки.
     

     Для доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, установлена ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 % независимо от величины доходов. По таким доходам налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если по итогам налогового периода окажется, что сумма налоговых вычетов, на которые имеет право предприниматель, превышает сумму доходов, подлежащих налогообложению, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
     
     Следовательно, налоговая база за 2001 год должна быть исчислена как совокупная сумма доходов по всем видам осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности и уменьшена на сумму полагающихся ему налоговых вычетов.
     
     Налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию, заявление на получение имущественного налогового вычета и договор купли-продажи. Однако через некоторое время налогоплательщику пришло письмо из налоговых органов с отказом в предоставлении вычета с мотивировкой, что он не представил все необходимые документы для получения имущественного налогового вычета. Что должен сделать налогоплательщик в данной ситуации для получения имущественного налогового вычета?
     
     В соответствии со ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
     

     В представленной задавшим вопрос налогоплательщиком копии договора купли-продажи записано, что после регистрации права в органах юстиции и внесения записи в Единый государственный реестр покупатель становится собственником указанного жилья.
     
     Налогоплательщик представил в налоговые органы декларацию, заявление на получение имущественного налогового вычета и договор купли-продажи, в то время как для получения вышеуказанного вычета необходимо дополнительно представить документ о том, что физическое лицо является собственником жилья, а также платежный документ, подтверждающий факт уплаты налогоплательщиком денежных средств продавцу. Причем платежным документом, подтверждающим факт оплаты жилья, может служить в том числе расписка с указанием адресов и паспортных данных покупателя и продавца (заверять нотариально расписку не обязательно).
     
     Налоговый орган сообщил налогоплательщику о причинах отказа в предоставлении имущественного налогового вычета.
     
     Таким образом, после представления в налоговые органы вышеуказанных документов налогоплательщик сможет получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     В организации работают граждане Республики Беларусь. Налоговыми резидентами Российской Федерации эти граждане не являются. Налоговая инспекция сообщила организации, что с доходов граждан Республики Беларусь должен удерживаться налог на доходы физических лиц по ставке 30 %. Не является ли это дискриминацией по отношению к гражданам Республики Беларусь?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
     
     Физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Согласно ст. 209 НК РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
     

     Пунктом 3 ст. 224 НК РФ определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, вне зависимости от того, является это лицо гражданином Российской Федерации или иностранного государства (например, Республики Беларусь), облагаются налогом по ставке 30 %.
     
     Следовательно, если работники организации не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, то вне зависимости от того, гражданами какого государства эти физические лица являются, с получаемых ими доходов от источника в Российской Федерации налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается по ставке 30 %. Поэтому положения НК РФ не допускают дискриминации граждан Республики Беларусь в отношении налогообложения их доходов в Российской Федерации. В одних и тех же обстоятельствах доходы российских граждан и иностранных граждан облагаются по одним и тем же налоговым ставкам.
     
     Несколько граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, решили организовать простое товарищество. Как определяется налоговая база для исчисления обязательств по налогу на доходы физических лиц членов товарищества по доходам, полученным ими от совместной деятельности?
     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Если целью договора является предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода, сторонами договора могут быть только индивидуальные предприниматели.
     
     Договор простого товарищества, заключенный в соответствии с главой 55 ГК РФ индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности, определяет обязательства участников и имущественные отношения между ними, не вторгаясь в область налоговых правоотношений.
     
     Согласно ст. 1048 ГК РФ прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.
     

     Статьей 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально его вкладу в общее дело.
     
     Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор и дополнительные соглашения к нему позволяют четко определить границы имущественных и финансовых отношений между товарищами.
     
     Результаты распределения дохода, полученного участниками договора простого товарищества от их совместной деятельности, а также покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, должны фиксироваться в протоколе, который подписывается всеми участниками договора и является документом, на основании которого каждый участник такого договора вправе произвести соответствующую запись о сумме полученного им дохода и понесенных расходах, связанных с совместной деятельностью товарищей, в своих учетных документах.
     
     Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета, которая предусмотрена Порядком учета.
     
     Согласно п. 7 Порядка учета учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем раздельно по каждому виду осуществляемой им предпринимательской деятельности.
     
     Это относится и к предпринимателям - участникам договора простого товарищества, каждый из которых самостоятельно обязан вести свою Книгу учета, отражая в ней полученные им лично доходы и произведенные расходы. При этом учет доходов и расходов ведется в одной Книге учета как по совместной деятельности, так и по деятельности, не связанной с выполнением работ по договору простого товарищества. Учет доходов и расходов ведется в Книге учета раздельно таким образом, чтобы по окончании года можно было четко разграничить, какие доходы или произведенные расходы относятся к совместной деятельности, а какие - к самостоятельной.
     
     Индивидуальные предприниматели - участники договора простого товарищества обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
     
     В налоговые органы документы о полученных доходах и произведенных расходах каждым предпринимателем - участником договора простого товарищества представляются отдельно, но применительно к случаю, указанному в вопросе, налоговые органы вправе принять к зачету расходные документы, выписанные на имя другого участника договора простого товарищества в части, приходящейся в соответствии с заключенным соглашением и записью в протоколе распределения на предпринимателя, представившего декларацию о доходах.
     

     Является ли предпринимательской деятельностью услуга по сдаче в аренду автомобиля физическим лицом?
     
     В случае сдачи имущества в аренду собственник имущества (арендодатель) и арендатор являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора аренды, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в главе 34 ГК РФ. При этом согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду предоставлено собственнику имущества; иных требований к статусу арендодателя нормами ГК РФ не предусмотрено.
     
     С точки зрения налогового законодательства, для физических лиц, участвующих в арендных отношениях, также не требуется получения статуса предпринимателя без образования юридического лица, поскольку доходы, получаемые физическими лицами от сдачи в аренду движимого или недвижимого имущества, рассматриваются как один из видов доходов, налогообложение которых в соответствии со ст. 224 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ производится по ставке 13 %.
     
     Таким образом, независимо от того, зарегистрировано физическое лицо, сдающее недвижимое имущество в аренду, в качестве предпринимателя без образования юридического лица или нет, отношения между арендодателем и арендатором регулируются, в первую очередь, договором аренды, в котором определяются порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
     
     Физические лица, получающие доходы на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно исчисляют сумму налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате в бюджет.
     
     Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от сдачи в аренду имущества, производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.
     
     Кроме того, физические лица - арендодатели обязаны ежегодно представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение. Каков порядок налогообложения доходов, получаемых этим налогоплательщиком?
     

     Согласно ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы) лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса органом юстиции совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса и избирается из числа лиц, отвечающих требованиям ст. 2 Основ, для исполнения обязанностей нотариуса на период его временного отсутствия.
     
     Статьей 2 Основ установлены требования, предъявляемые в том числе к лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса; в частности, на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном Основами, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен на право нотариальной деятельности, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
     
     Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса.
     
     За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением.
     
     Суммы денежного вознаграждения, получаемые налогоплательщиком при соблюдении условий ст. 2 и 20 Основ и в соответствии с заключенным соглашением между нотариусом и лицом, временно его замещающим, подлежат налогообложению в соответствии с положениями ст. 227 НК РФ.
     
     Являются ли плательщиками налога на доходы физических лиц индивидуальные предприниматели, осуществляющие игорный бизнес?
     
     Статьей 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" установлено, что плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.
     
     Пунктом 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона установлено, что объектом обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 208 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
     

     Доходы, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), поименованы в ст. 217 НК РФ. Доходы, полученные индивидуальными предпринимателями при осуществлении игорного бизнеса, не указаны в названной статье Кодекса.
     
     Следовательно, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, являются плательщиками налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
     
     Сумма налога на игорный бизнес, фактически уплаченная индивидуальным предпринимателем, включается в состав расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы физических лиц.
     
     Физическое лицо сдает квартиру внаем и платит налог на доходы физических лиц. При этом примерно один раз в два года оно делает в этой квартире ремонт. Имеет ли оно право вычесть затраты на ремонт сдаваемой квартиры из начисляемого налога с получаемого дохода за нее?
     
     В случаях сдачи квартиры внаем собственник жилого помещения и наниматель являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора найма жилого помещения, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в главе 35 ГК РФ. При этом право предоставления жилого помещения за плату для проживания в нем имеет собственник жилого помещения.
     
     Поскольку в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, уплата коммунальных платежей и плата за квартиру, так же как и поддержание жилого помещения в надлежащем состоянии, являются обязанностью собственника квартиры вне зависимости от того, проживает в ней сам владелец или квартира сдается внаем. Кроме того, ст. 681 ГК РФ установлено, что текущий и капитальный ремонт сдаваемого внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя. В связи с этим вышеуказанные затраты владельца квартиры не являются расходами, непосредственно связанными с получением дохода от оказания им услуги по сдаче внаем принадлежащего ему жилого помещения.
     
     Следовательно, физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на суммы затрат, связанных с ремонтом квартиры, сдаваемой внаем.
     

     Размер платы за наем жилья устанавливается в договоре по соглашению сторон; следовательно, наймодатель имеет возможность учесть свои затраты, связанные с содержанием принадлежащего ему жилого помещения, в назначаемой им плате за наем жилого помещения.
     
     Физические лица, получающие доходы на основании заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно исчисляют сумму налога на доходы, подлежащего уплате в бюджет.
     
     Порядок налогообложения таких доходов, получаемых физическими лицами, производится в соответствии с положениями ст. 228 НК РФ. Физические лица, получающие доходы от сдачи внаем жилых помещений, уплачивают налог на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Кроме того, такие физические лица обязаны ежегодно представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     При определении размера налоговой базы такие физические лица имеют право на получение стандартных налоговых вычетов в соответствии с положениями ст. 218 НК РФ.
     
     В 2001 году индивидуальный предприниматель сдавал нежилое помещение в аренду другим индивидуальным предпринимателям. Причем в его свидетельстве был указан вид деятельности - сдача в аренду. Правомерно ли начисление амортизации и ускоренной амортизации арендодателем-предпринимателем на сдававшиеся в аренду нежилые помещения?
     
     В 2001 году в состав расходов индивидуальных предпринимателей включались фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов.
     
     Вышеуказанные расходы принимались к вычету согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Статьей 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" был установлен порядок применения механизма ускоренной амортизации активной части основных средств*1. Согласно Положению о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденному Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР от 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д), метод начисления ускоренной амортизации не распространялся на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:
     _____
     *1 С 1 января 2002 года порядок начисления амортизации регулируется главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

     

     - машины, оборудование и транспортные средства сроком службы до 3 лет;
     
     - отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота, нормативный срок службы которых определяется в зависимости от количества часов работы самолетов и вертолетов;
     
     - подвижной состав автомобильного транспорта, по которому начисление амортизации на реновацию производится по нормам, определяемым в процентах от стоимости автомашины, отнесенной к 1000 км ее фактического пробега;
     
     - уникальная техника и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производстве ограниченного вида конкретной продукции.
     
     К основным средствам условно отнесено имущество индивидуальных предпринимателей, непосредственно используемое ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Как следует из примера, приведенного в письме, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица сдавал в аренду нежилые помещения, которые использовались другими индивидуальными предпринимателями для осуществления розничной торговли. Таким образом, если у арендодателя - индивидуального предпринимателя в свидетельстве о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя было записано, что его видом деятельности являлась сдача в аренду нежилых помещений, то данные нежилые помещения следовало относить к основным средствам, которые подлежали отражению в Книге учета и на которые должна была начисляться амортизация без применения механизма ускоренной амортизации.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     

В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"

     Особенности исчисления и уплаты НДС налоговым агентом при аренде муниципальной собственности
     
     Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база исчисляется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. В соответствии со ст. 24 НК РФ вышеуказанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
     
     Счета-фактуры должны выписываться налогоплательщиками при совершении всех операций, признаваемых объектами обложения НДС (подпункт 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поскольку налоговый агент выполняет обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет за других юридических лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, можно предположить, что в этом случае организация также должна выписать и учесть в книге покупок и книге продаж счет-фактуру за этих юридических лиц.
     
     Однако ни в главе 21 НК РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставляемых счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", ни в письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404@ "О применении счетов-фактур при расчетах налога на добавленную стоимость" нет четко регламентированного порядка оформления счетов-фактур налоговыми агентами. Этот порядок в части аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества был разъяснен ранее только в письме Госналогслужбы России от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества", в письме УМНС России по г. Москве от 03.02.2000 N 02-14/2011 "О налоге на добавленную стоимость" и в письме Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об использовании федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
     
     Согласно вышеуказанным письмам арендатор, являясь плательщиком НДС, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора и скрепляется печатью этой организации.
     
     В соответствии с письмом МНС России от 11.04.2002 N ФС-6-10/454 арендатор при заполнении платежного поручения в качестве налогового агента в поле "Назначение платежа" в кодовом показателе "Примечание" делает пометку "налоговый агент", а в качестве самостоятельного налогоплательщика - "собственный платеж".
     
     С 1 января 2002 года при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ если сумма налога устанавливается расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки [20 : (100 + 20) х 100].