Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства


Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой
службы Российской Федерации II ранга


1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Налогоплательщик, осуществляющий розничную торговлю, арендовал в одном магазине два торговых места (каждое площадью до 70 квадратных метров), расположенных в разных частях торгового зала магазина (на разных этажах магазина).
     
     При этом на каждое торговое место налогоплательщиком был заключен самостоятельный договор аренды.
     
     В каком порядке следует учитывать арендованную налогоплательщиком торговую площадь для целей применения единого налога на вмененный доход - отдельно по каждому арендованному им торговому месту либо по совокупности всех арендованных торговых площадей?
     
     В соответствии со ст. 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи настоящего Кодекса, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади, вне зависимости от того, принадлежат данные торговые структуры субъектам предпринимательской деятельности на праве собственности или они используются в их деятельности на основании договора аренды.
     
     Площадь помещений и открытых площадок, фактически используемых налогоплательщиком в качестве торгового зала в объекте организации торговли, определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на вышеуказанный объект [технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.].
     
     Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставлять арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     

     При этом следует иметь в виду, что договор аренды является одним из видов гражданско-правовых обязательств (сделок), порядок и условия заключения которых регулируются нормами гражданского законодательства, которое в соответствии со ст. 1 ГК РФ основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
     
     Физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
     
     Ограничения гражданских прав допустимы только на основании федерального законодательства и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     
     Таким образом, при заключении договора аренды стороны вправе самостоятельно определять объект и условия договора, в том числе размер арендуемой площади, за которую арендатор вносит арендную плату и которая подлежит учету при исчислении единого налога на вмененный доход.
     
     Исходя из этого наличие у налогоплательщика нескольких договоров аренды торговых площадей в одном объекте стационарной торговой сети, имеющем торговый зал, является основанием для учета таких площадей в целях применения единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному им месту (объекту) организации торговли. Суммарный учет торговых площадей в этом случае не производится.
     

2. Упрощенная система налогообложения

     
     Обязан ли индивидуальный предприниматель, перешедший с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, выдавать юридическим лицам счета-фактуры, а также выделять в выдаваемых им накладных налог с продаж?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     Согласно ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж; налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и налога с продаж, и, следовательно, на них не распространяются положения глав 21 и 27 НК РФ.
     
     Вправе ли индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в этом качестве в 2002 году и перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, сохранить право на ее применение в течение первых четырех лет его деятельности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в связи с тем, что с введением в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ для него создаются менее благоприятные условия в налогообложении?
     
     Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
     

     Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты малого предпринимательства подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года на территории Российской Федерации введена в действие глава 26.2 НК РФ, а также признан утратившим силу Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Таким образом, с 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Законом N 222-ФЗ, на территории Российской Федерации не применяется.
     
     Предусмотренная главой 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения не только не ухудшает положение индивидуальных предпринимателей, применяющих в настоящее время упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, но и в ряде случаев создает для них более благоприятные условия в налогообложении.
     
     Так, при применении с 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности), единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной Законом N 222-ФЗ, индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты только налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, указанной в патенте.
     

     Кроме того, в отличие от действовавшей до 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, индивидуальным предпринимателям, изъявившим желание перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, предоставляется право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности, а также право уменьшить в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения (но не более чем на 50 %) общую сумму исчисленного ими по результатам хозяйственной деятельности единого налога на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо включить ее в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.
     
     Таким образом, введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ создает для субъектов малого предпринимательства как раз те условия в налогообложении (снижение налоговой нагрузки, значительное упрощение процедуры ведения учета доходов и расходов, сокращение объема представляемой налоговой отчетности), которые являются для них наиболее благоприятными по сравнению с действовавшими прежде условиями.
     
     Что касается определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, то Конституционный Суд Российской Федерации не делает в нем каких-либо выводов о неправомерности распространения на субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности положений законодательства о налогах и сборах, предусматривающих изменение действующего порядка налогообложения, а лишь указывает на право таких налогоплательщиков, если они полагают, что изменившееся законодательство о налогах и сборах создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшим законодательством, обратиться в арбитражный суд, к компетенции которого относится выбор в каждом конкретном случае подлежащих применению норм права.
     
     Какие доходы индивидуального предпринимателя учитываются при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ? В каком порядке индивидуальный предприниматель должен определять расходы при применении упрощенной системы налогообложения? Может ли он применять при исчислении налоговой базы профессиональный налоговый вычет в размере 20 % от дохода, предусмотренный абзацем вторым п. 1 ст. 221 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 346.14 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
     

     При этом ст. 346.15 НК РФ установлен порядок определения доходов, согласно которому организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.
     
     Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
     
     Исходя из вышеизложенного, а также учитывая то обстоятельство, что одним из объектов налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль, полученная от осуществляемой предпринимательской деятельности), в доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, при определении того или иного выбранного им объекта налогообложения включаются все поступления (как в денежной, так и в натуральной форме) от реализации товаров (работ, услуг), имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также стоимость такого имущества, полученного им на безвозмездной основе.
     
     В соответствии со ст. 346.18 НК РФ если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
     
     Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что предусмотренная главой 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, определяют расходы для целей исчисления налоговой базы в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 346.16 НК РФ.
     
     Положения ст. 221 "Профессиональные налоговые вычеты" НК РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не распространяются.
     

     Вправе ли налогоплательщик, применяющий с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения и признающий объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшать полученные им доходы на расходы, связанные с оплатой консультационных, юридических и информационных услуг?
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен исчерпывающий перечень расходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в который включены расходы на аудиторские услуги (подпункт 15).
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторской деятельностью (аудитом) признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и оказанию аудируемым лицам сопутствующих аудиту услуг, в том числе по налоговому, экономическому, финансовому, управленческому и правовому консультированию, по автоматизации бухгалтерского учета и т.д.
     
     В соответствии со ст. 17 данного Федерального закона аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
     
     Таким образом, расходы, связанные с оплатой вышеуказанных консультационных услуг, включаются налогоплательщиками в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу только в случае, если такие услуги им были оказаны хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
      
     В каком порядке и по какой форме обязаны вести налоговый учет налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения?
     
     Вправе ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, вести книгу учета доходов и расходов в электронном виде?
     
     В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов, утверждаемой МНС России по согласованию с Минфином России.
     В настоящее время форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждены МНС России и согласованы с Минфином России (приказ МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606, зарегистрирован в Минюсте России 28.11.2002, регистр. N 3969).
     

     В соответствии с п. 1.4 раздела "Общие требования" Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов допускается ведение такой книги в электронном виде, но с обязательным ее выведением на бумажные носители по окончании отчетного (налогового) периода.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     
     В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"

     Порядок исчисления среднего заработка при сокращении сотрудника
     
     Организация столкнулась с проблемой расчета среднего заработка работника при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Сложность заключается в следующем: включаются ли в расчет средней заработной платы все начисления в пользу работника, в том числе премии?
     
     Предлагаем читателям журнала следующее решение данной проблемы.
     
     В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) для всех случаев определения размера средней заработной платы установлен единый порядок ее исчисления.
     
     Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
     
     В то же время премии учитываются при исчислении среднего заработка только при условии, что их выплата предусмотрена положением об оплате труда или положением о премировании, принятыми в данной организации. Поэтому единовременные премии (например, к юбилею) в расчет среднего заработка не включаются. Также не участвуют в расчете суммы, не связанные с оплатой труда (дивиденды, материальная помощь, займы и т.д.).
     
     При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
     
     В случае определения фактического размера оплаты труда работника за неполные месяцы (например, при сокращении с 10 августа 2002 года) может быть следующий выход из этой ситуации согласно ст. 139 ТК РФ. Так, в коллективном договоре могут быть предусмотрены иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников, например с 1 августа 2001 года до 1 августа 2002 года.
     
     В то же время в ст. 139 ТК РФ не сказано, как рассчитать средний заработок, если сотрудник отработал не весь расчетный период (например, болел, находился в отпуске без сохранения заработной платы и т.д.). Однако такие особенности оговорены в Порядке расчета среднего заработка в 2000-2001 годах, утвержденном постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N 38 (действие Порядка продлено распоряжением Правительства РФ от 21.11.2001 N 1552-р на 2002 год в части, не противоречащей ТК РФ). Так, в подобной ситуации в расчетном периоде учитываются только те рабочие дни, которые фактически отработал сотрудник. Причем сумма денежных средств, выданных сотруднику за неотработанное время, при расчете среднего заработка не учитывается.
     
     Иногда средний заработок нужно рассчитать сотруднику, который отработал в организации меньше 12 месяцев. В этом случае будут учитываться только фактически отработанные дни и выплаты, которые работнику начислены за этот период.
     
     Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
     
     Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
     
     Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК РФ, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
     
     Дополнительно сообщаем, что при исчислении среднего заработка учитываются премии, начисленные в расчетном периоде:
     
     - ежемесячные - не более одной за каждый месяц расчетного периода за одни и те же показатели;
     
     - за периоды работы, превышающие один месяц, - не более одной в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода за одни и те же показатели.
     
     Вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), начисленные за предшествующий календарный год, учитываются при подсчете среднего заработка в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления.
     
     Если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, премии и вознаграждения учитываются при подсчете среднего заработка пропорционально отработанному времени в расчетном периоде.