Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы II ранга

И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В соответствии со ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику-родителю в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     При этом ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрены следующие формы обучения в образовательном учреждении: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат, и, соответственно, в договоре, заключаемом между налогоплательщиком и образовательным учреждением, указывается одна из вышеперечисленных форм.
     
     Вправе ли налоговые органы предоставлять социальный налоговый вычет налогоплательщику-родителю, если в договоре об обучении ребенка указана очная, а не дневная форма обучения?
     
     Согласно ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" выделяются следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, в форме семейного образования, самообразование, экстернат.
     
     Дневной формой обучения может быть признана только очная форма обучения. Иные формы обучения не могут быть признаны дневными по их определениям, данным в вышеуказанном Законе РФ "Об образовании", а также в Федеральном законе от 22.06.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     
     Следовательно, для получения социального налогового вычета допускается представление налогоплательщиком договора об обучении ребенка с указанной в нем очной формой обучения.
     
     Статьей 28.1 Закона РФ "О милиции" предусмотрено оказание всех видов медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей в медицинских учреждениях системы МВД России.
     
     При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы МВД России медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в порядке, определяемом Правительством РФ. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
     

     Подлежат ли налогообложению выплаты сотрудникам внутренних дел сумм возмещения расходов на лечение в медицинских учреждениях, не входящих в систему медицинских учреждений системы МВД России, а также оплата лечения по договорам, заключенным ГУВД с такими медицинскими учреждениями?
     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     
     Выплаты сотрудникам органов внутренних дел сумм в возмещение расходов на лечение в медицинских учреждениях, не входящих в систему медицинских учреждений системы МВД России, а также оплата лечения по договорам, заключенным ГУВД с такими медицинскими учреждениями, не являются компенсационными выплатами, а также не относятся к вышеуказанным видам доходов, не подлежащим налогообложению, и, следовательно, должны входить в состав налоговой базы налога на доходы физических лиц.
     
     Организация выплачивает своему работнику денежные средства за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок. Каким нормативным документом следует в этом случае руководствоваться в целях налогообложения налогом на доходы физических лиц: постановлением Правительства РФ от 24.05.1993 N 487 и приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н либо постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92?
     
     Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией", применяются с 1 января 2002 года при установлении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24.05.1993 N 487 "О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок", с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
     
     Гражданин М. приобрел квартиру по договору купли-продажи, зарегистрированному в 1999 году. За 1999 и 2000 годы ему была предоставлена льгота по подоходному налогу по месту работы. В конце 2000 года гражданин обменял данную квартиру на большую. Обмен согласно условиям договора мены признан равноценным и произведен без доплат. В 2001 году на новую квартиру было выдано свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При подаче декларации о доходах за 2001 год гражданин заявил имущественный налоговый вычет по старой квартире. Правомерен ли отказ налоговой инспекции в предоставлении имущественного вычета и может ли данный гражданин получить вычет в отношении новой квартиры?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет на приобретение квартиры (жилого дома) предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенную квартиру (жилой дом), а также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств.
     
     В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (далее - свидетельство).
     
     Таким образом, представление свидетельства, устанавливающего право собственности налогоплательщика на квартиру на момент заявления льготы (подачи декларации), является обязательным условием предоставления вычета. Так как право собственности на первую квартиру гражданином было утрачено, то он не может претендовать на получение имущественного налогового вычета за 2001 год.
     
     Отказ налоговой инспекции в предоставлении имущественного вычета по новой квартире также является правомерным, так как данная квартира получена в результате обмена, который был признан равноценным и произведен без доплат. Имущественный вычет на квартиру, приобретенную по договору мены, может быть предоставлен только на сумму доплаты, направленную на вышеуказанное приобретение.
      
     Как следовало производить обложение налогом на доходы физических лиц сумм дивидендов, выплачивавшихся акционерам за 1999 год после 1 января 2002 года?
     
     Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2002 года, внесены изменения в порядок исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, и размер ставки налога.
     
     В частности, действовавший в 2001 году согласно п. 2 ст. 214 НК РФ порядок зачета сумм уплаченного организацией налога на прибыль в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц акционерам - физическим лицам в отношении дивидендов отменен.
     
     С сумм дивидендов, выплачивавшихся акционерам - физическим лицам организацией в 2002 году, независимо от того, за какой период они выплачивались, исчисление налога производилось по ставке 6 % в отношении лиц, являвшихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и по ставке 30 % - в отношении лиц, не являвшихся налоговыми резидентами, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
     
     Подлежит ли налогообложению социальная поддержка в виде компенсации удорожания питания в студенческих столовых, оплата льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплата санаторно-курортного лечения, материальная помощь, пособие для приобретения научной литературы, премия, выдаваемая студентам?
     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе:
     
     - социальная поддержка в виде компенсации удорожания питания в студенческих столовых, оплата льготного проезда железнодорожным, авиационным, речным и автомобильным транспортом, оплата санаторно-курортного лечения в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
     
     - льготное питание, надбавки к стипендиям, материальная помощь, выплачиваемая из фондов социальной защиты студентов, созданных в образовательных учреждениях в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.01.1992 N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи" в порядке, установленном положениями о таких фондах;
     
     - ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий, выдаваемое им для приобретения научной литературы в соответствии с п. 11 ст. 19 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     
     Премия, выдаваемая студентам, подлежит налогообложению в установленном законодательством порядке.
     
     Подлежат ли налогообложению суммы страховых взносов, внесенные за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случая, если страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы страховых (пенсионных) взносов, внесенные за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам, не включаются в налогооблагаемую базу физических лиц.
     
     Когда следует перечислять исчисленный налог на доходы физических лиц с сумм заработной платы, других выплат в виде оплаты труда, отпускных, уволенным работникам, с договоров гражданско-правового характера?
     
     Статьей 223 НК РФ предусмотрено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
     
     В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
     
     Учитывая вышеизложенное, если оплата труда производится в виде авансовых платежей и заработной платы за вторую половину месяца, перечисление сумм подоходного налога осуществляется не позднее дня фактического получения наличных денежных средств на оплату труда за вторую половину месяца.
     
     Перечисление в бюджет налога, исчисленного и удержанного с других выплат в виде оплаты труда (отпускных, уволенным работникам), также осуществляется не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы.
     
     Если в течение месяца производятся выплаты физическим лицам во исполнение договоров гражданско-правового характера, перечисление удержанных сумм налога производится в день получения средств в банке на выплату дохода (на следующий день, если оплата производится из выручки).