Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     В.Н. Барсукова
     
     Наша организация привлекает физических лиц - специалистов для оказания информационных услуг на семинарах, проводимых в разных регионах. В договорах, заключаемых со специалистами, оговорено условие, согласно которому организация берет на себя все расходы (компенсируя их исполнителям договоров), связанные с проездом к месту проведения семинаров и проживанием в гостиницах. Начисляется ли единый социальный налог на данные выплаты?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и  третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
     
     Статьей 166 ТК РФ определено понятие "служебная командировка", которой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     При этом статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
     
     Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     Таким образом, возмещение расходов, связанных с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей, в том числе возмещение командировочных расходов (оплата проезда, проживания и т.д.), неразрывно связано с наличием трудовых договоров.
     
     Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в частности, на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
     
     При этом оплата расходов по проезду и проживанию подпадает под понятие компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, освобождаемых от обложения единым социальным налогом по основаниям, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Однако в рассматриваемом случае выплаты производятся на основании не трудовых, а гражданско-правовых договоров; следовательно, они не могут быть освобождены от обложения единым социальным налогом по основанию подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     
     Таким образом, в соответствии со ст. 236 НК РФ поименованные в вопросе расходы, связанные с оплатой проезда к месту проведения работ и найма жилья, являются выплатами по гражданско-правовому договору и, следовательно, признаются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты за неиспользованный дополнительный отпуск продолжительностью семь дней, предоставляемый согласно п. 4 ст. 19 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при увольнении работников?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.
     
     Согласно п. 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 12.02.2001 N 5-ФЗ) соответствующим категориям граждан предоставляются льготы, предусмотренные подпунктами 3, 4, 7, 10, 11, 13, 14, 19 ст. 18 настоящего Закона. Кроме того, работающим в зоне гарантируется предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.
     
     При рассмотрении вопроса о включении в налогооблагаемую базу при исчислении единого социального налога сумм денежных компенсаций при увольнении работников, не использовавших дополнительные отпуска, предоставляемые согласно вышеуказанному Закону, необходимо учитывать следующее.
     
     Согласно ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
     
     Статьей 127 ТК РФ установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
     
     Таким образом, денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в случае увольнения работников не должна облагаться единым социальным налогом.
     
     Организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" выплачивают работникам надбавки и районный коэффициент к заработной плате. Начисляется ли на вышеуказанные выплаты единый социальный налог?
     
     В соответствии со ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
     
     Согласно п. 11 ст. 255 НК РФ надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Учитывая, что выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не перечислены в перечне компенсационных выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом, а также то, что вышеуказанные надбавки включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда, эти выплаты подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Организации, расположенные в районах Крайнего Севера, оплачивают своим сотрудникам проезд к месту проведения отпуска и обратно. Подлежат ли суммы оплаты проезда обложению единым социальным налогом и каковы при этом критерии отнесения местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним?
     
     Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит обложению единым социальным налогом стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 33 Закона N 4520-1 лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
     
     Учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.
     
     Учитывая вышеизложенное, стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно и провоза багажа, оплачиваемая налогоплательщиками лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании норм ст. 33 Закона N 4520-1 обложению единым социальным налогом не подлежит при выполнении условий, установленных данным Законом.
     
     При отнесении местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним необходимо руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029.
     
     В соответствии со ст. 126 ТК РФ организация производит денежные компенсации работникам части отпуска, превышающей 28 календарных дней. Можно ли на суммы таких компенсационных выплат не начислять единый социальный налог, руководствуясь нормами подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ?
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ определены все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), не подлежащих обложению единым социальным налогом, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     Согласно ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
     
     Учитывая, что вышеуказанная денежная компенсация выплачивается по основанию, не поименованному в подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, суммы компенсаций части отпуска, превышающей 28 календарных дней, в соответствии со ст. 236 НК РФ подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Почему организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, должны помимо единого социального налога уплачивать страховые взносы в размере 14 % в Пенсионный фонд Российской Федерации?
     
     Единый социальный налог установлен главой 24 НК РФ, согласно которой в состав налога не входят страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в размере 14 % выплат, начисляемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
     
     Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ) определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в ПФР от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату вышеуказанной доплаты.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 155-ФЗ для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога, зачисляемого в ПФР (с 2002 года - в федеральный бюджет), установлен тариф страховых взносов в ПФР в размере 14 % выплат, начисленных работодателями в пользу вышеуказанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.
     
     Таким образом, вышеуказанные страховые взносы не входят в состав единого социального налога и направляются на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
     
     Организация покупает у своего сотрудника земельный участок. Являются ли суммы, полученные сотрудником организации по договору купли-продажи земельного участка, объектом обложения единым социальным налогом?
     
     Согласно ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-работодателей являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
     
     К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения по которым являются объектом обложения единым социальным налогом (за исключением части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), можно отнести договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, поручения, комиссии.
     
     В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
     
     Из вышеизложенного следует, что договор купли-продажи не является разновидностью гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), и вознаграждение, выплачиваемое по договору купли-продажи земельного участка, не подлежит обложению единым социальным налогом.
     
     Работник организации, получивший наличные денежные средства под отчет, не возвратил их в установленные сроки. Возникает ли в такой ситуации объект обложения единым социальным налогом?
     
     В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
     
     Таким образом, денежные средства, выданные работнику под отчет и не возвращенные в установленный срок, в отчетном периоде признаются выплатами, произведенными работодателем в пользу работников, и на основании ст. 236 НК РФ включаются в налоговую базу при исчислении единого социального налога.
     
     Если работник организации представил авансовый отчет после установленного срока в следующем отчетном периоде, в бухгалтерском учете должна быть произведена сторнировочная запись на сумму исчисленного налога.
     
     Организация выплачивает надбавки взамен суточных за разъездной характер работы работникам, производящим наладочно-монтажные работы (вахтовым методом) при установке буровых вышек. Должны ли такие надбавки облагаться единым социальным налогом?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанные с выполнением работником трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов.
     
     В соответствии с постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" работникам организаций, находящимся в постоянных разъездах для выполнения определенных работ (монтажных, наладочных, строительных и др.), выплачиваются надбавки взамен суточных за разъездной характер работы.
     
     Учитывая, что надбавки взамен суточных за разъездной характер работы являются компенсационными выплатами, они не должны облагаться единым социальным налогом при условии, что выплачиваются в пределах норм, установленных вышеуказанным Постановлением.
     
     В то же время необходимо иметь в виду, что надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываемые в составе среднего заработка, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии со ст. 157 ТК РФ рабочим коммерческой организации оплачивается время простоев, возникших по вине работодателя. Выплачиваемые суммы не включаются в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли.
     
     Может ли организация не начислять единый социальный налог на данные выплаты в соответствии со ст. 236 НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, относятся выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
     
     Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотрен ст. 255 НК РФ, и состав расходов, приведенный в подпунктах 1-24 данной статьи настоящего Кодекса, не является исчерпывающим.
     
     Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного ст. 157 ТК РФ, у работодателя возникает обязанность по оплате простоя, то данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства Российской Федерации.
     
     Соответственно, вышеуказанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли в размере двух третей средней заработной платы работника. Суммы превышения не следует рассматривать в качестве экономически оправданных расходов, и, соответственно, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, выплаты работникам за время простоя по вине работодателя (ст. 157 ТК РФ) в размере двух третей средней заработной платы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Признаются ли объектом обложения единым социальным налогом выплаты работникам, осуществляемые организацией из целевых средств, поступивших от собственника организации на осуществление выплат работникам, если такие выплаты организации не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Норма п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется на налогоплательщиков, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Если организация занимается коммерческой деятельностью и формирует налоговую базу по налогу на прибыль, то она должна вести раздельный бухгалтерский учет средств, полученных от предпринимательской и от иной деятельности.
     
     Таким образом, п. 3 ст. 236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов учреждения от коммерческой деятельности.
     
     Наша организация создана в середине года. Просим разъяснить, какое число месяцев следует учитывать при расчете права на регрессию по единому социальному налогу: количество месяцев, прошедших в текущем календарном году с начала года по месяц представления расчета по единому социальному налогу или с месяца создания организации по месяц представления расчета по единому социальному налогу?
     
     Налогоплательщики-работодатели имеют право производить расчет единого социального налога по регрессивным ставкам налогообложения в случае, если выполняется условие, установленное п. 2 ст. 241 НК РФ, а именно: если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 настоящей статьи НК РФ (ст. 241 НК РФ), независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.
     
     При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
     
     При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 55 НК РФ если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
     
     Таким образом, в целях ежемесячного исчисления права налогоплательщика на применение регрессивной шкалы ставок единого социального налога величина накопленной с начала года налоговой базы в среднем одно физическое лицо исчисляется нарастающим итогом начиная с месяца создания организации по истекший календарный месяц включительно и делится на количество месяцев, прошедших со дня государственной регистрации организации, включая истекший календарный месяц. При этом месяц, в котором была зарегистрирована организация, учитывается в расчете как одна единица.
     
     Наша организация перечисляет за работников страховые взносы по договорам добровольного пенсионного страхования? Облагаются ли единым социальным налогом данные суммы, перечисленные за работников?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не признаются объектом налогообложения указанные в п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты), если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его  семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 НК РФ, не подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу, если они не отнесены налогоплательщиками-организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Вместе с тем согласно п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.
     
     Пунктом 7 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, сумма платежей налогоплательщика-работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам для целей обложения налогом на прибыль, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а остальная часть расходов включается в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и не подлежит обложению единым социальным налогом.
     
     Распространяется ли льгота, предусмотренная в подпункте 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, на инвалидов, работающих по договорам гражданско-правового характера?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющего инвалидом I, II или III группы.
     
     При этом следует иметь в виду, что понятие "работник" необходимо применять в значении, определенном ст. 20 ТК РФ.
     
     Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     
     Таким образом, под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам.
     
     В связи с вышеизложенным на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     
     Прошу разъяснить, о каком члене профсоюза идет речь в подпункте 13 п. 1 ст. 238 НК РФ:
     
     - о члене профсоюза, который выполняет какие-либо работы, оказывает услуги для профсоюзной организации по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера;
     
     - о рядовом члене профсоюза, который не заключает каких-либо договоров с профсоюзной организацией?
     
     Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ), введенным в действие с 1 января 2002 года, выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором, исключены из объекта обложения единым социальным налогом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Учитывая вышеизложенное, любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Что касается нормы подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ, то она подлежит применению по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из содержания ст. 236 НК РФ выплаты, производимые в пользу лиц - членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения.
     
     Таким образом, на выплаты, производимые за счет членских взносов членам профсоюзной организации, не состоящим с ней в трудовых отношениях, ограничение в размере 10 000 руб., установленное вышеуказанным подпунктом п. 1 ст. 238 НК РФ, не распространяется.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на материальную помощь, выплаченную члену профсоюза первичной профсоюзной организации, если эта выплата произведена райкомом профсоюза? Профсоюзный бюджет райкома формируется из членских профсоюзных взносов первичных профсоюзных организаций.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на материальную помощь, выплаченную членам президиума райкома за счет профсоюзного бюджета райкома? Члены президиума райкома являются членами профсоюза первичных профсоюзных организаций.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     При этом следует иметь в виду, что Законом N 198-ФЗ выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором, исключены из объекта обложения единым социальным налогом.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты и иные вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц, не связанных с данными организациями трудовыми и гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что норма подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которой не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год, применяется с 2002 года только по отношению к членам первичной профсоюзной организации, которые связаны с ней трудовыми и договорными отношениями.
     
     При этом следует иметь в виду, что вышеуказанная норма не применяется по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым райкомом профсоюзной организации за счет средств, поступивших от первичных профсоюзных организаций, в пользу членов президиума райкома, состоящих с ним в трудовых или договорных отношениях, поскольку целевые отчисления первичных профсоюзных организаций, поступившие в вышестоящие профсоюзные органы и используемые этими органами на расходы, связанные с их основной деятельностью, не содержат признаков членских профсоюзных взносов, так как являются предметом денежного обращения между юридическими лицами. К членским профсоюзным взносам относятся средства, поступившие в первичную профсоюзную организацию в виде членских взносов от ее членов.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты и вознаграждения, производимые райкомом профсоюзной организации за счет средств, поступивших от первичных профсоюзных организаций, в пользу членов президиума райкома, состоящим с ним в трудовых или договорных отношениях, одновременно являющихся членами первичной профсоюзной организации, подлежат обложению единым социальным налогом.