Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга

    

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

     
     Является ли плательщиком НДС индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 01.01.2001, в течение первых четырех лет своей деятельности на основании части первой ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-0?
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 88-ФЗ) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, относятся к субъектам малого предпринимательства.
     
     Согласно ст. 9 Закона N 88-ФЗ порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
     
     Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     
     На основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС с 1 января 2001 года.
     
     В соответствии с п. 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-0 «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» введение НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (часть первая ст. 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).
     
     Если налогоплательщик полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными, то он вправе защитить свои права налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого относится выбор подлежащих применению норм с учетом, в частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации запрета ухудшать положения налогоплательщика путем придания закону обратной силы и изложенной в настоящем определении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке. При этом конституционные права заявителя, если будет установлено, что они нарушены неправильным применением закона, подлежат восстановлению арбитражным судом.
     
     Коммунальное учреждение с 01.01.2002 освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. С 12.10.2002 данное учреждение реорганизовано в государственное унитарное предприятие, которое является его правопреемником. Сохраняется ли за реорганизованной организацией право на освобождение от обложения НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ до истечения срока, на который было получено освобождение при соблюдении условий, установленных ст. 145 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.
     
     Вышеуказанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
     
     Статьей 50 НК РФ определен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.
     
     Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников). Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
     
     Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
     
     При этом необходимо учесть следующее.
     
     При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
     
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     При разделении юридические лица возникшие в результате него лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
     
     При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
     
     При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
     
     На основании вышеизложенного за реорганизованной организацией сохраняется право на освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 145 НК РФ.
     

Объект обложения НДС

     
     ООО является дочерней организацией ЗАО. Доля ЗАО в уставном капитале ООО составляет 100 %. Подлежит ли начислению НДС у получающей (передающей) стороны со стоимости передаваемого имущества от ООО в ЗАО? Подлежит ли начислению НДС у получающей (передающей) стороны со стоимости передаваемого имущества от ООО в ЗАО, если таким имуществом являются акции  третьей компании (резидента)?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     В целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, операции по безвозмездной передаче имущества дочерней организацией ООО головному ЗАО являются объектом обложения НДС у стороны, передающей это имущество, то есть у дочерней организации.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
     
     Следовательно, головная организация, получившая безвозмездно имущество от дочернего общества, права на принятие к вычету сумм НДС, предъявленных при этом, не имеет.
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС операции по реализации на территории Российской Федерации ценных бумаг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг.
     
     Учитывая вышеизложенное, передача дочерней организацией ценных бумаг, находящихся в ее собственности, не подлежит обложению НДС.
     
     Подлежат ли обложению НДС услуги, оказываемые адвокатом в адвокатском кабинете?
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатом является лицо, получившее в установленном данным Законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
     
     Статья 20 Закона N 63-ФЗ предусматривает формы адвокатских образований, которыми являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
     

     Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет в соответствии со ст. 21 Закона N 63-ФЗ.
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Закон N 187-ФЗ) изменена редакция подпункта 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которой оказание услуг адвокатами не подлежат обложению НДС.
     
     В соответствии со ст. 13 НК РФ вышеуказанный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Впервые Закон N 187-ФЗ был опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2002 года. Соответственно, вышеназванный Закон вступил в силу с 1 февраля 2003 года.
     
     Таким образом, с 1 февраля 2003 года услуги, оказываемые адвокатом в адвокатском кабинете, освобождаются от уплаты НДС.
     
     Уплачивается ли НДС с вознаграждения доверительного управляющего?
     
     Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
     
     В соответствии со ст. 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом.
     
     На основании ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     

     Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
     
     В п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению. В соответствии с положениями настоящей статьи НК РФ освобождение от налогообложения не предусмотрено при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора доверительного управления имуществом.
     
     Учитывая вышеизложенное, вознаграждение доверительного управляющего облагается НДС.
     
     В соответствии со ст. 145 НК РФ индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб. Условия и порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика определены ст. 145 НК РФ.
     
     Налоговый орган установил факт сдачи в аренду нежилого помещения лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Уплачивается ли в таком случае НДС?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     Таким образом, реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче имущества в аренду облагается НДС.
     
     Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
     

     Учитывая вышеизложенное, доходы от сдачи в аренду нежилого здания, полученные лицом, подпадающим под определение индивидуального предпринимателя, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Признается ли реализацией услуг деятельность государственного учреждения - территориального управления Российского агентства по государственным резервам при оказании услуг сторонним организациям по хранению продуктов нефтепереработки в свободных емкостях?
     
     Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Российское агентство по государственным резервам (далее - Агентство) входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 08.09.1999 N 1014 «Вопросы Российского агентства по государственным резервам» Агентство обеспечивает формирование, хранение и обслуживание запасов государственного материального резерва.
     
     Агентство, его территориальные органы и организации, осуществляющие формирование, хранение и обслуживание государственного материального резерва, образуют единую федеральную систему государственного материального резерва.
     
     В соответствии с п. 3 Положения о Российском агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 N 122, Агентство для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке территориальные органы.
     

     Таким образом, Агентство и его территориальные органы относятся к органам, входящим в систему органов государственной власти.
     
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) только органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а не организациями, находящимися в их ведении.
     
     На основании вышеизложенного операции по реализации услуг, оказываемых государственным учреждением территориального управления Российского агентства по государственным резервам сторонним организациям по хранению продуктов нефтепереработки в свободных емкостях, являются объектом обложения НДС.
     
     В связи с внесенными в главу 21 НК РФ изменениями подлежит ли обложению НДС операция по реализации медицинской техники, не вошедшей в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, если оплата за вышеуказанный товар произведена до 31 декабря 2001 года, а отгружена после 1 июля 2002 года?
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2002 года утратил силу подпункт «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в части освобождения от уплаты НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
     
     В соответствии со ст. 3 вышеназванного Закона с 1 января 2002 года введен в действие абзац четвертый подпункта 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, которым предусмотрено освобождение от обложения НДС важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
     
     Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
     
     Таким образом, с 1 января 2002 года реализация медицинской техники, не вошедшей в Перечень, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     По отгруженной с 1 июля 2002 года медицинской технике, но оплаченной полностью до 31 декабря 2001 года включительно, согласно п. 8 ст. 149 НК РФ, введенному в действие Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», счета-фактуры выставляются покупателям с НДС при реализации медицинской техники, не включенной в Перечень.
     

Операции, не подлежащие обложению НДС

     
     Организация заключила договор с церковью, являющейся памятником истории и культуры Российской Федерации, на осуществление проектных работ по реставрации здания церкви. Подлежит ли обложению НДС реализация вышеуказанных работ?
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов (памятников истории и культуры) Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ).
     
     На основании ст. 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
     
     Объекты культурного наследия в соответствии с Законом N 73-ФЗ подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
     
     Церкви отнесены ст. 3 Закона N 73-ФЗ к памятникам.
     
     Согласно ст. 40 Закона N 73-ФЗ ремонтно-реставрационные работы включают консервацию объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрацию памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
     
     В соответствии со ст. 42 Закона N 73-ФЗ к ремонту памятника относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
     
     Согласно ст. 43 Закона N 73-ФЗ к реставрации памятника относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
     
     Таким образом, проектные работы включены Законом N 73-ФЗ в состав ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия. Соответственно, при соблюдении порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленных ст. 45 Закона N 73-ФЗ, осуществление проектных работ при реализации ремонтно-реставрационных работ на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
     Организация получила за поставленные товары в 2000 году в качестве оплаты вексель третьего лица. Учетная политика для целей налогообложения определена по оплате. В каком налоговом периоде должна была производиться организацией уплата НДС: в момент получения векселя третьего лица или в момент его погашения?
     
     Указом Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» и постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» установлен порядок применения векселей при проведении расчетов между юридическими лицами.
     
     Порядок исчисления НДС и расчетов с бюджетом у предприятия, получившего вексель в качестве оплаты, регулировался в 2000 году Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», в соответствии с которым этим налогом облагался оборот по реализации товаров (работ, услуг) независимо от источника финансирования, в том числе при получении в виде платежного средства ценных бумаг (акций, облигаций, векселей).
     
     В погашение обязательства по оплате товара покупатель мог передать продавцу вексель, в том числе и выданный третьим лицом.
     
     Согласно п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.11.1997 N 22 при учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивалось погашение дебиторской задолженности иным способом.
     
     Такая операция носит товарообменный характер, так как вексель в соответствии со ст. 143 ГК РФ является ценной бумагой. В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 3147/95 отмечено, что в процессе обращения ценных бумаг они приобретали потребительскую стоимость, что являлось признаком, характеризующим товар.
     
     При расчетах за поставленную продукцию векселем третьего лица в бухгалтерском учете погашалась дебиторская задолженность покупателя, так как он свои обязательства по договору исполнил. Следовательно, у продавца эта операция являлась моментом получения оплаты.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» датой совершения оборота считался день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, применявшие при исчислении налогооблагаемой базы метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) по оплате, должны были производить расчеты с бюджетом в том отчетном периоде, когда был получен вексель третьего лица.
     

Налоговая база по НДС

     
     Подлежит ли включению в налоговую базу по НДС сумма санкций, полученная организацией за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора поставки?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, суммы санкций, получаемые налогоплательщиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств, включаются в оборот, облагаемый НДС.
     

Исчисление сроков при возмещении НДС

     
     Организация подала в налоговый орган заявление о возмещении из бюджета НДС в октябре. Как определяется срок, установленный п. 3 ст. 176 НК РФ, по истечении которого сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
     
     Согласно ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц, если иное не определено п. 2 ст. 163 НК РФ.
     
     Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, устанавливается ст. 6.1 НК РФ.
     
     Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями и днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
     
     Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
     
     Таким образом, исчисление трехмесячного срока начинается с 1 ноября и продолжается по 31 января, так как истекшим налоговым периодом является октябрь.
      

Упрощенная система налогообложения

     
     Имеет ли право организация, использующая право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ, перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
     
     При этом у налогоплательщика, использующего право на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, не возникает обязанности по восстановлению и уплате в бюджет суммы НДС, налоговых санкций и пени за несоблюдение ограничений, установленных ст. 145 НК РФ.
     
     Кроме того, необходимо учесть положения ст. 346.19 НК РФ, согласно которой налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год. Следовательно, если налогоплательщик в период с 1 октября до 30 ноября 2002 года не подал в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то с 1 января 2003 года он не может реализовать свое право на переход на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.13 НК РФ).