Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Организация получила в отчетном периоде убытки от основного вида деятельности и доходы от операций с ценными бумагами. Как правильно рассчитать налогооблагаемую базу?
     
     Статья 249 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что в целях главы 25 настоящего Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Пунктом 2 ст. 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса (а это ставка 24 %), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами  определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, устанавливаемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Таким образом, если от операций с ценными бумагами получена прибыль, то эта прибыль включается в общую налоговую базу налогоплательщика, если он занимается несколькими видами деятельности на основании ст. 249 НК РФ. Если от операций с ценными бумагами получена прибыль, а по другим видам деятельности убыток, то при определении общей налоговой базы убыток может быть уменьшен за счет прибыли по операциям с ценными бумагами.
     
     Как рассчитать налогооблагаемую базу по процентному доходу, полученному иностранной организацией на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 309 НК РФ процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 309 НК РФ налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению согласно данной статье настоящего Кодекса, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) Банка России на дату осуществления таких расходов.
     
     Для расчета процентного (дисконтного) дохода, по нашему мнению, можно воспользоваться следующими формулами:
     
     1) процентная ставка для наращения процентов рассчитывается следующим образом:     

    

;     

     2) сумма, подлежащая отражению в налоговом учете на счете доходов в последний день отчетного периода, определяется следующим образом:
     

C = K х H (%) х D : 365,

     
     где Н (%) - ставка наращения доходов;
     
     N - номинальная стоимость приобретенного (учтенного) векселя;
     
     К - покупная стоимость дисконтного векселя;
     
     Т - количество дней от приобретения до погашения векселя;
     
     D - количество дней, прошедших после приобретения векселя до отчетной даты;
     
     С - сумма процентного дохода.
     
     При реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров. Как правильно рассчитать цену приобретения данного имущества в случае реализации имущества, не являющегося амортизируемым, товарно-материальных ценностей, основных средств?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров. При этом при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) доходы уменьшаются на цену приобретения этого имущества.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам налогоплательщика относятся расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной одежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
     
     Таким образом, поскольку стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной одежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, ранее введенного в эксплуатацию, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию, то в случае реализации вышеуказанного имущества его стоимость следует признать равной нулю.
     
     Пунктом 2 ст. 254 НК РФ установлено, что стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
     
     Согласно п. 8 ст. 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки вышеуказанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов, метод оценки по средней стоимости, метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
     
     Таким образом, при реализации товарно-материальных ценностей их стоимость, по нашему мнению, следует определять в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ, применяя один из методов списания, предложенных п. 8 ст. 254 настоящего Кодекса, указав его для целей налогообложения в учетной политике.
     
     В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 19 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса).
     
     Таким образом, при реализации материалов и прочего имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, их стоимость, уменьшающую доходы от реализации, по нашему мнению, следует определять исходя из стоимости, отраженной в составе внереализационных доходов.
     
     Однако необходимо учитывать, что такой порядок расчета стоимости вышеуказанных материалов и прочего имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, уменьшающей доходы от реализации, по нашему мнению, можно применять в отношении ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, которые не перенесли полностью свою стоимость на производимую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) посредством амортизационных отчислений. Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 253 НК РФ суммы начисленной амортизации включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По нашему мнению, уменьшение доходов от реализации материалов и прочего имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, на стоимость реализованных товаров, а именно: материалов и прочего имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, при условии, что демонтируемое или разобранное основное средство полностью перенесло свою стоимость на произведенную продукцию посредством амортизационных отчислений, приведет к двойному уменьшению налогооблагаемой базы.
     

Обложение налогом на прибыль бюджетных организаций

     
     З.И. Давыдова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В подпункте 22 п. 1 ст. 251 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ предусмотрено, что доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности, не учитываются при определении налоговой базы. Следует ли при применении данного подпункта п. 1 ст. 251 НК РФ под доходами в виде имущества понимать денежные средства?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Виды объектов гражданских прав определены в ст. 128 ГК РФ, согласно которой к вышеуказанным объектам отнесены вещи, включая деньги.
     
     Следовательно, при применении подпункта 22 п. 1 ст. 251 НК РФ денежные средства, безвозмездно полученные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
     
     В каком порядке медицинские учреждения учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций средства, полученные на основе договоров со страховыми медицинскими организациями?
     
     В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
     
     Следовательно, средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные медицинскими учреждениями на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, не подпадают под нормы ст. 251 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и включаются в доход от реализации товаров, работ, услуг медицинских учреждений любых организационно-правовых форм собственности в соответствии со ст. 249 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Можно ли в счете-фактуре, предъявленном арендатору при оказании услуг по аренде, указать сумму аванса, полученного в счет предстоящего оказания услуг?
     
     На основании п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в том числе авансовых платежей в счет предстоящего оказания услуг по аренде, получатель средств выписывает счет-фактуру только в одном экземпляре, который регистрируется в книге продаж. Выставление счета-фактуры покупателю при получении авансовых платежей в счет предстоящего оказания услуг данными Правилами не предусмотрено.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура оформляется не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, в счете-фактуре, предъявленном арендатору при оказании услуг по аренде, не следует указывать сумму полученного аванса.
     
     Имеет ли право предприятие принять к вычету суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам по товарам, находящимся в пути (согласно учетной политике предприятие отражает стоимость материалов, находящихся в пути, на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»)? Счета-фактуры на товары от поставщика получены. Согласно договору право собственности на товары перешло к предприятию на складе поставщика.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам в общеустановленном порядке подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления деятельности, результаты которой подлежат обложению НДС, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату налога. При этом налог подлежит вычету после фактического принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Моментом принятия товаров на учет в целях НДС следует считать фактическую дату оприходования товаров, поступивших в организацию, на основании соответствующих первичных документов.
     
     Таким образом, оснований для принятия к вычету сумм НДС, фактически уплаченных поставщикам по товарам, находящимся в пути, не имеется.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Российская организация приобретает по лицензионному соглашению с иностранным юридическим лицом исключительные права на использование на территории Российской Федерации и стран СНГ аудиовизуальных произведений. Вышеуказанные права включают право на воспроизведение (тиражирование) произведений, право на распространение произведений путем их продажи и сдачи в прокат. Само аудиовизуальное произведение, исключительное право на использование которого передается российской организации, объектировано в форме мастер-кассеты, то есть «матрицы», с которой должно осуществляться изготовление копий. В связи с этим просим разъяснить порядок применения НДС в рамках вышеуказанного соглашения (учитывая, что предметом соглашения являются именно исключительные права на использование, а не материальный носитель аудиовизуального произведения).
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, лицензионные платежи за право использования на территории Российской Федерации и стран СНГ аудиовизуальных произведений, перечисляемые организацией иностранному лицу, облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет российской организацией, выступающей в качестве налогового агента, приобретающего данные услуги у иностранного лица.
     
     В то же время согласно подпункту 4 п. 1 ст. 146 НК РФ одним из объектов обложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому материальный носитель аудиовизуального произведения (мастер-кассета), исключительные права на которое передаются иностранным лицом по лицензионному соглашению, следует признавать товаром, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации должен подлежать обложению НДС.
     
     Что касается вопроса определения налогооблагаемой базы при ввозе вышеуказанного товара на территорию Российской Федерации, то в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).
     
     При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров определяется с учетом лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации материального носителя аудиовизуального произведения (мастер-кассеты) в налоговую базу по НДС у российской фирмы должны включаться лицензионные платежи, предусмотренные лицензионным соглашением, за использование самого аудиовизуального произведения на территории Российской Федерации и стран СНГ.
     
     Одновременно сообщаем, что НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации данного товара, принимается к вычету согласно п. 1 ст. 172 НК РФ.
     
     Российская организация заключила контракт на поставку сельскохозяйственной продукции на территорию Республики Грузия с резидентом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Имеет ли в этом случае данная организация право на применение ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров в Республику Грузия? Если имеет, то не возникнет ли у российской организации проблем при подтверждении в налоговых органах права на получение возмещения НДС, принимая во внимание, что контракт заключен с резидентом одного государства, а товар вывозится на территорию другого государства?
     
     В соответствии с российским налоговым законодательством при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, в том числе контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и документов с отметками таможенных органов, подтверждающих фактический вывоз товаров в режиме экспорта.
     
     Таким образом, вышеуказанная российская организация имеет право на применение ставки НДС при реализации товаров в Республику Грузия в случае представления в налоговые органы всех перечисленных в п. 1 ст. 165 НК РФ документов. Вместе с тем следует обратить внимание читателей журнала на тот факт, что в заключаемый с резидентом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии контракт желательно включить положения, содержащие информацию о том, что поставляемый в соответствии с данным контрактом товар будет вывезен с территории Российской Федерации на территорию Республики Грузия.
     
     Какое технологическое оборудование, которое освобождается от обложения НДС при его ввозе в качестве вклада в уставный капитал организации?
     
     Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению на основании подпункта 7 п. 1 ст. 150 НК РФ, приведен в приложении 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131 (с указанием кодов товаров по ТН ВЭД). Таким образом, в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации следует руководствоваться вышеуказанным Перечнем.
     
     Кроме того, приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131 установлено, что в отношении товаров, которые не вошли в вышеуказанный Перечень, но в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть использованы как технологическое оборудование, решение о предоставлении льгот по уплате НДС принимает ГТК России и доводит до сведения таможенных органов соответствующим документом.
     
     Следует ли из договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и Республикой Беларусь 26 февраля 1999 года и ратифицированного Федеральным законом 22 мая 2001 года, что в торговых отношениях с Республикой Беларусь государства Таможенного союза сохраняют порядок применения НДС по принципу «страна происхождения» товаров?
     
     Федеральный закон от 22.05.2001 N 55-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» является нормативно-правовым актом Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» при подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров Российской Федерации или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при условии соблюдения условий договора и соответствующих норм международного права.
     
     Согласно подпункту «е» ст. 2 вышеуказанного Федерального закона «оговорка» означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.
     
     При ратификации договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Российской Федерацией была сделана оговорка по ст. 16 и 18 вышеуказанного Договора, предусматривающая, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Беларусь, и другими государствами-участниками СНГ переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу «страна назначения», за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
     
     Таким образом, остальные государства, входящие в Таможенный союз и ратифицировавшие вышеуказанный Договор без оговорок, во взаимных торговых отношениях, а также в торговых отношениях с Республикой Беларусь и Российской Федерацией руководствуются порядком применения НДС по принципу «страна назначения» в отношении всех товаров.
     
     Что касается Российской Федерации, то принцип применения НДС «страна происхождения» в отношении товаров, реализуемых в Республику Беларусь, закреплен также ст. 13 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
     

О налоге с продаж

     
     Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Возможно ли применение льгот по налогу с продаж для отдельных категорий налогоплательщиков?
     
     В соответствии со ст. 347 главы 27 «Налог с продаж» НК РФ налог с продаж устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
     
     Право субъекта Российской Федерации на предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков главой 27 НК РФ не предусмотрено.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 353 НК РФ не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     С учетом вышеизложенного, предоставление льгот по налогу с продаж для отдельных категорий налогоплательщиков противоречит положениям главы 27 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 350 НК РФ не облагаются налогом с продаж операции по реализации услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов. Являются ли плательщиками налога с продаж нотариусы, занимающиеся частной практикой, при совершении нотариальных действий, за которые взимается плата, соответствующая размеру государственной пошлины?
     
     Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, вышеуказанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
     
     Нотариальные действия в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате совершают нотариусы, работающие в государственной конторе или занимающиеся частной практикой.
     
     Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственной конторе, в совершении всех предусмотренных законодательством нотариальных действий.
     
     Источником финансирования деятельности частного нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 350 НК РФ не подлежат обложению налогом с продаж (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
     
     Исходя из вышеизложенного в связи с совершением нотариальных действий, за которые государственными нотариальными конторами взимается государственная пошлина, а частными нотариусами в соответствии со ст. 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате взимается плата, соответствующая размеру государственной пошлины, обязанности по уплате налога с продаж у нотариальных контор и частных нотариусов не возникает.
     
     Что касается услуг правового и технического характера, не предусмотренных названными статьями Основ, то их реализация облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке.
     
     Если частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают тариф в размере, превышающем государственную пошлину, то с суммы вышеуказанного превышения уплачивается налог с продаж в порядке, установленном главой 27 НК РФ.
     
     Следует также иметь в виду, что ст. 349 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Таким образом, объект обложения налогом с продаж при совершении нотариальных действий частными нотариусами, взимающими тариф за вышеуказанные нотариальные действия в размере, превышающем государственную пошлину, либо при оказании частными нотариусами услуг правового и технического характера, не предусмотренных ст. 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, возникает только при совершении данных действий или оказании вышеуказанных услуг в отношении физических лиц. При совершении этих действий или оказании данных услуг в отношении юридических лиц объекта обложения налогом с продаж, предусмотренного ст. 349 НК РФ, не возникает.
     

О едином социальном налоге

     
     Н.Г. Харлан,
Е.П. Брянцева

     
     Головная организация, основным видом деятельности которой является производство и распределение электрической и тепловой энергии, имеет структурное подразделение, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции. Имеет ли право структурное подразделение применять пониженные ставки единого социального налога на основании п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации?
     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение не является юридическим лицом, и по месту нахождения обособленного подразделения на налоговый учет должна встать головная организация с присвоением ей соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) структурного подразделения.
     
     Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденными приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, разъяснено, что при применении ст. 241 НК РФ при решении вопроса об отнесении сельскохозяйственных товаропроизводителей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с которой сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
     
     Кроме того, при отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93.
     

     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
     
     Таким образом, вышеуказанные сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют юридических оснований для применения понижденных ставок единого социального налога, предусмотренных ст. 241 НК РФ.
     
     Муниципальные дошкольные учреждения зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц, учредителем которых является отдел народного образования. Уставами этих учреждений предусмотрено ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией отдела народного образования. Каков в этом случае порядок уплаты единого социального налога дошкольными учреждениями?
     
     В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения создаются и регистрируются в соответствии с законодательством Российской Федерации как юридические лица. Следовательно, они обязаны самостоятельно встать на налоговый учет в качестве налогоплательщиков и уплачивать установленные налоги и сборы. Согласно ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Вышеуказанные юридические лица заключают с централизованными бухгалтериями договоры на ведение бухгалтерского учета осуществляемой ими деятельности и составление отчетности.
     
     Руководствуясь п. 1 ст. 26 НК РФ, налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного и уполномоченного представителя. Кроме того, п. 3 ст. 29 НК РФ предусматривает, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно заключенным договорам централизованная бухгалтерия обеспечивает ведение бухгалтерского учета деятельности бюджетных учреждений, являющихся юридическими лицами: они имеют самостоятельную смету доходов и расходов (бюджетную смету), руководители пользуются правами распорядителей кредитов. Однако вышеуказанные бюджетные учреждения не имеют расчетных счетов, и все операции осуществляются по единому расчетному счету централизованной бухгалтерии.
     

     Учитывая вышеизложенное, кроме договоров на ведение бухгалтерского учета, между организацией-налогоплательщиком и организацией, в состав которой входит централизованная бухгалтерия, должна оформляться в соответствии с законодательством доверенность на представление отчетности в налоговый орган и ведение расчетов с бюджетом. Учет исполнения смет доходов и расходов ведется централизованной бухгалтерией по каждому бюджетному учреждению.
     
     Централизованные бухгалтерии являются структурными подразделениями юридических лиц, в составе которых они созданы: отделов здравоохранения, просвещения, культуры, то есть юридическими лицами не являются.
     
     Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления налогов несет юридическое лицо (образовательное учреждение).
     
     По бюджетным организациям, имеющим самостоятельную смету доходов и расходов, обслуживаемым централизованными бухгалтериями, сумма единого социального налога исчисляется централизованными бухгалтериями по каждой организации.
     
     Централизованная бухгалтерия представляет налоговому органу по месту нахождения каждой бюджетной организации расчет суммы налога и производит уплату в соответствующие бюджеты исчисленных сумм налога по месту нахождения каждой бюджетной организации.
     
     Как должны платить единый социальный налог граждане, принятые на работу из стран СНГ?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС) - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
     
     Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога разъяснено следующее.
     
     При применении абзаца первого п. 2 ст. 239 НК РФ следует учитывать, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС РФ, ФОМС, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
     
     При применении абзаца второго п. 2 ст. 239 НК РФ следует учитывать, что если условиями договора, заключенного между налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств вышеуказанных фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.
     
     При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства:
     
     - в федеральный бюджет - иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
     
     - в ФОМС - иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
     
     - ФСС РФ - иностранным гражданам и лицам без гражданства, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
     
     В вышеуказанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
     
     При этом в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
     
     Требование о необходимости статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение на работодателя обязанности по уплате налога относится также к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств-участников СНГ.
     
     При этом предприятия с иностранными инвестициями перечисляют платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств-участников СНГ, в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
     
     Вышеназванные положения применяются при условии, что международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании и обеспечении.
     
     Единый социальный налог в части, зачисляемой в ФОМС, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.
     
     На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в части, зачисляемой в ФОМС, не начисляется.
     
     Социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации, и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в ФСС РФ.
     
     На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в ФСС РФ не начисляется.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова

     
     В соответствии с приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н оплата найма жилого помещения при нахождении в командировке производится по фактическим расходам, но не более 550 руб. в сутки.
     
     Включаются ли в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц суммы командировочных расходов, оплаченные сверх норм?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения. Исходя из положений вышеназванной нормы НК РФ законодателем установлено ограничение по возмещению командированным работникам размера суточных, а расходы по проживанию должны быть подтверждены документально.
     
     При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ. В настоящее время в соответствии с приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» такие расходы возмещаются в размере 12 руб. в сутки.
     
     Согласно контракту, заключенному между физическим лицом и организацией, являющейся по отношению к физическому лицу работодателем, оплата за приобретаемое жилье произведена организацией. Возврат уплаченной суммы будет производиться физическим лицом в течение десяти последующих лет равными долями путем удержания из заработной платы. Физическое лицо в счет расчетов по контракту передает организации по акту приема-передачи вексель, приобретенный по договору купли-продажи ценных бумаг, на всю стоимость приобретенной квартиры. Может ли передача физическим лицом векселя по индоссаменту в счет оплаты стоимости квартиры приравниваться к направлению физическим лицом соответствующих денежных сумм в целях предоставления имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется по суммам, израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры, то есть необходимым условием предоставления жилищного вычета является направление физическим лицом денежных средств на приобретение жилья.
     
     Пунктом 1 ст. 140 ГК РФ установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
     
     Согласно ст. 143 ГК РФ ценной бумагой является, в частности, вексель, который относится к движимому имуществу. В соответствии со ст. 815 ГК РФ вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.
     
     Таким образом, вексель представляет собой денежное обязательство и не может отождествляться с денежными средствами.
     
     Согласно части 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
     
     Учитывая вышеизложенное, передача физическими лицами векселей, принадлежавших им на праве собственности, в счет оплаты стоимости квартиры не может быть приравнена к суммам, направленным на оплату обучения или приобретение квартиры, и, соответственно, оснований для предоставления имущественного налогового вычета не имеется.
     
     Постановлением Губернатора области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период школьных каникул» утвержден порядок финансирования отдыха и оздоровления детей и подростков в соответствии с областным законом, на основании которого определены объем и источники денежных средств на данные цели.
     
     Является ли стоимость экскурсионных путевок для успешно обучающихся детей в общеобразовательных школах в период школьных каникул и сопровождающих их взрослых объектом обложения налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании» законодательство Российской Федерации в области образования включает Конституцию Российской Федерации, настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
     
     Оплаченные за счет бюджетных средств экскурсионные и туристические поездки школьников и сопровождающих их взрослых, билеты на посещение театров, музеев, на экскурсии, а также детские путевки в спортивный лагерь в период школьных каникул являются одной из форм образовательного процесса и реализации областной целевой программы.
     
     Следовательно, стоимость таких расходов по отдыху и оздоровлению детей и подростков в период школьных каникул, финансирование которых осуществляется из средств областного бюджета на основании постановления Губернатора области, следует рассматривать как компенсации, выплачиваемые из бюджета в соответствии с действующим законодательством, не подлежащие налогообложению согласно п. 1 ст. 217 НК РФ.
     
     Некоммерческая организация предоставляет социальную и медицинскую помощь престарелым людям группы повышенного риска. Все подопечные граждане, средний возраст которых колеблется в пределах 83 лет страдают значительным количеством хронических заболеваний. Предусматривается ли в 2003 году освобождение от налогообложения гуманитарной помощи социально незащищенной категории налогоплательщиков?
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, при условии, что суммы помощи не превышают 2000 руб.
     
     При применении данной льготы следует иметь в виду, что согласно нормам трудового законодательства работодателем может быть юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор с физическим лицом, по которому физическое лицо обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности.
     
     В связи с этим при оказании общественной организацией материальной помощи пенсионерам, не состоявшим в трудовых отношениях с организацией, налог на доходы физических лиц удерживается со всей суммы по ставке 13 %.
     
     Вместе с тем при вручении общественной организацией подарков неработающим пенсионерам предоставляется не облагаемый налогом вычет в размере 2000 руб. независимо от того, являлись они работниками данной организации или нет, поскольку НК РФ не конкретизирует категорию физических лиц, которым может быть предоставлен такой вычет.
     
     Одновременно сообщаем, что в настоящее время МНС России подготовлен проект закона о внесении изменений в главу 23 НК РФ, в частности в ст. 218 настоящего Кодекса, в которой предлагается предоставлять стандартные налоговые вычеты по выбору налогоплательщика любым налоговым агентом независимо от наличия трудовых или гражданско-правовых отношений с таким налоговым агентом.
     

О государственной пошлине и налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     В каком размере взимается государственная пошлина за нотариальное удостоверение подписи уполномоченного лица на представляемое в регистрирующий орган заявление?
     
     Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» предусмотрено, что подпись уполномоченного лица (далее - заявитель) на представляемом в регистрирующий орган заявлении должна быть нотариально удостоверена.
     
     За нотариальное удостоверение подписи заявителя на представляемом в регистрирующий орган заявлении государственная пошлина должна взиматься в таком же размере, как и за свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек), согласно подпункту 18 п. 4 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» - в размере 5 % от минимального размера оплаты труда (МРОТ).
     
     Являясь единственной наследницей двоюродного брата, умершего 20 августа 2002 года, получила в наследство по закону ранее принадлежавшую ему квартиру стоимостью 350 000 руб. Налоговым органом мне исчислен налог с имущества, переходящего в порядке наследования, по повышенным ставкам, установленным для «других наследников», в сумме 80 500 руб. Считаю, что поскольку я единственная наследница, то и налог мне должен быть исчислен по пониженным ставкам, установленным для наследников первой очереди. Права ли я?
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон N 2020-1), граждане, принимающие имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования, являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования, а ст. 2 этого же Закона объектами налогообложения определены жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Пунктом 1 ст. 5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что налог с имущества, переходящего в порядке наследования, взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный законом размер МРОТ.
     
     Абзацем первым ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» определено, что исчисление налогов, в том числе налога с имущества, переходящего в порядке наследования, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, например в период времени, истекший с 1 января 2001 года, производилось исходя из базовой суммы равной 100 руб. Поэтому в 2002 году налогообложению не подлежало перешедшее по наследству имущество общей стоимостью до 85 000 руб. (100 руб. х 850) включительно. Наследственное имущество стоимостью свыше 850-кратного установленного законодательством МРОТ подлежало налогообложению по ставкам, установленным п. 1 ст. 3 Закона N 2020-1.
     
     Являясь двоюродной сестрой наследодателя, умершего 20 августа 2002 года, наследница получила от него по закону квартиру, которая является объектом налогообложения.
     
     Пунктом 2 ст. 1144 ГК РФ определено, что двоюродные сестры наследодателя