Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении корпоративных облигаций


О налогообложении корпоративных облигаций

     
     М.П. Придачук,
зав. кафедрой «Финансы. Бухгалтерский учет и аудит» Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии, к.э.н.

     
     Структура капитала, выбор оптимальных источников заемного капитала имеют большое значение для достижения эффективного финансового управления организацией. При этом в отличие от стран с развитой рыночной экономикой основным инструментом привлечения заемного капитала в Российской Федерации до недавнего времени был банковский кредит. Что же касается векселей, то они зачастую использовались не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а в условиях низкой монетизации экономики выполняли роль своеобразного денежного суррогата. Однако с развитием российского фондового рынка появились дополнительные возможности привлечения финансовых ресурсов посредством выпуска корпоративных облигаций, под которыми понимаются выпущенные акционерным обществом эмиссионные ценные бумаги, закрепляющие право их держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ими срок их номинальной стоимости и зафиксированного в них процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Привлечение финансирования путем выпуска облигаций обходится для предприятия дешевле, чем получение кредита на эту же сумму, да и с точки зрения инвестора вложения в облигации значительно надежнее, чем вложения в иные ценные бумаги. Однако нормативно-методическое обеспечение, режим налогообложения, регламентирующие эмиссию облигаций, не в полной мере соответствуют интересам как эмитентов, так и инвесторов.
     
     До недавнего времени одним из факторов, препятствующих выпуску предприятиями своих облигаций, был порядок отнесения затрат по выплате держателям облигаций доходов. Доходы по облигациям (в виде процентов или дисконта), уплачивавшиеся предприятием-эмитентом владельцам корпоративных облигаций, относились за счет чистой прибыли предприятия в то время, как проценты, выплачивавшиеся предприятием по банковским кредитам, включались в себестоимость продукции (письмо Минфина России от 17.08.1999 N 04-02-04/1).
     
     Развитие рынка корпоративных облигаций было невозможно без выравнивания условий отнесения затрат по выплатам процентов владельцам корпоративных облигаций и процентов по полученным банковским кредитам. В настоящее время в соответствии с п. 1 подраздела 5.4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, для целей главы 25 НК РФ под заемными средствами понимаются в том числе заемные средства, полученные по собственным долговым обязательствам, оформленным в виде ценных бумаг [векселя, облигации и другие долговые ценные бумаги, по которым согласно условиям их размещения предусматривается начисление процентных (дисконтных) доходов].
     
     При этом в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ проценты (дисконт), начисляемые исходя из установленного условиями выпуска срока обращения облигаций, в целях налогообложения принимаются в пределах процентов (дисконта), начисленных при погашении облигаций за время их фактического нахождения у третьих лиц.
     

     Пример 1.
     
     Предприятие А (держатель облигаций) предъявило предприятию Б (эмитенту облигаций) к погашению 1000 беспроцентных облигаций, которые фактически находились в обращении 70 дней и условиями выпуска которых предусматривалось следующее:
     
     - срок обращения облигаций - 90 дней;
     
     - номинальная стоимость одной облигации - 500 руб.;
     
     - цена первичного размещения - 450 руб.;
     
     - доходность облигации (дисконт) - 50 руб.
     
     Предприятие Б (эмитент) может отнести в счет уменьшения налогооблагаемой базы только сумму процентов *1 начисленную за 70 дней, то есть 38 руб. 88 коп. (50 руб. : 90 дн. х 70 дн. *2) по одной облигации.
     _____
     *1 Допустим, что проценты не превышают ставки рефинансирования Банка России увеличенной на три пункта.

     *2 Для целей налогообложения может быть принята сумма, начисленная только за время фактического обращения облигации, —  38 880 руб (38 руб. 88 коп. х 1000). В Справке к расчету налога на прибыль должна быть выполнена корректировка на сумму 11 120 руб. (50 000 руб. – 38 880 руб.).

     
     Информацию о времени фактического обращения облигаций эмитент получает на основании документов системы ведения реестра облигаций (ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
     
     Если решением о выпуске облигаций предусмотрен выпуск облигаций в документарной форме, то есть на бумажном носителе, организация-эмитент должна заказать специализированной организации изготовление сертификатов облигаций. В соответствии с п. 3 ст. 265 НК РФ затраты на изготовление сертификатов облигаций включаются в состав внереализационных расходов.
     
     При расчете стоимости займа следует учитывать, что при регистрации эмиссии эмитентом платится налог на эмиссию ценных бумаг. Он уплачивается по ставке 0,8 % с номинальной суммы выпуска ценных бумаг, в том числе облигаций, при регистрации проспекта эмиссии за счет чистой прибыли организаций. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. Законодательством установлено, что налогом не облагается номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг. Поэтому в некоторых случаях, рассчитывая стоимость облигационного займа, финансовые директора полагали, что и первичная эмиссия облигаций не облагалась данным налогом. Однако согласно совместному письму от 12.04.1996 ФКЦБ России N ДВ-2040, Госналогслужбы России N 05-02-03 и Минфина России N 04-07-06 «О порядке применения Закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами” от 12.12.1991 N 2023-1» под первичной эмиссией ценных бумаг акционерного общества понимается выпуск акций при создании акционерного общества.
     
     Таким образом, даже первичная эмиссия облигаций в отличие от первичной эмиссии акций облагается налогом на эмиссию ценных бумаг.
     

     Тем эмитентам, кто еще только планирует выпуск облигаций, следует иметь в виду, что профильный комитет Государственной Думы уже одобрил поправки, значительно снижающие размер данного налога, а ФКЦБ России прорабатывает вопрос о возможности выпуска так называемых коротких облигаций, для выпуска которых вообще не требуется регистрация эмиссии и, соответственно, уплата подобного налога.
     
     Однако и в настоящее время участники фондового рынка могут использовать различные варианты оптимизации данного налога, например выпуск какой-то части эмиссии в виде облигаций, а остальной части - в виде векселей с аналогичными параметрами. Размещение облигаций даст рыночные ориентиры цены этих бумаг, которые и будут приниматься во внимание эмитентом и инвесторами при покупке векселей.
     
     Во многих случаях предприятия-эмитенты распространяют свои облигации среди предприятий и организаций, с которыми они состоят в хозяйственных взаимоотношениях, в частности среди поставщиков и подрядчиков.
     
     Каков же в этом случае порядок возмещения сумм НДС у организации-покупателя по оприходованным товарам, в счет оплаты которых поставщику переданы облигации, выпущенные организацией-покупателем?
     
     Согласно п. 37.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, в том числе и третьих лиц, а также право требования дебиторской задолженности), полученные поставщиком в качестве авансовых платежей не увеличивают налоговую базу того налогового периода в котором они приняты к учету. У организации -продавца товаров (работ, услуг), получившей от покупателя в качестве аванса под предстоящую поставку товаров (работ, услуг) право требования дебиторской задолженности покупателя к третьему лицу, обязательства перед бюджетом по уплате налога с полученного аванса возникают только в случае, если до отгрузки в адрес покупателя товаров (работ, услуг) от должника, то есть третьего лица, будут получены денежные средства.
     
     Облигация, в свою очередь, удостоверяет право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
     
     Таким образом, зачет (возмещение) НДС у организации-покупателя, передавшей поставщику товаров облигации, выпущенные организацией-покупателем, возможен в момент выкупа облигаций организацией-покупателем у поставщика товаров и при наличии счетов-фактур, зарегистрированных в книге покупок у покупателя.
     
     Что касается доходов налогоплательщика от операций по реализации облигаций, то они определяются исходя из цены реализации, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом в доход налогоплательщика от реализации облигации не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. В отличие от дивидендов (процентов) по акциям проценты по облигациям, держателями которых являются юридические лица, не облагаются налогом на доход у источника выплаты. Они подвергаются налогообложению у получателя (держателя облигаций) по ставкам налога на прибыль. Организация - эмитент облигаций производит удержание налога на доходы физических лиц в отношении физических лиц - держателей облигаций. В соответствии с письмом МНС России от 14.08.2001 N ВБ-6-04/619, утвердившим Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц, такие доходы, полученные физическими лицами - заимодавцами в виде процентов по долговому обязательству, выплачиваемые организацией-заемщиком, подлежат налогообложению по месту их выплаты по ставке 13 %.
     

Аудитор отвечает на вопросы читателей

     

В.А. Голубев,
ЗАО АКФ «Современные бизнес технологии»

     
     1. Обязательна ли государственная регистрация в органах Гостехнадзора приобретаемого организацией автопогрузчика?
     
     2. Можно ли принять к зачету НДС по автопогрузчику без регистрации в органах Гостехнадзора, либо этот НДС должен быть включен в сумму первоначальной стоимости автопогрузчика?
     
     3. Надо ли платить транспортный налог по автопогрузчику (мощность двигателя - 57,3 кВт (78,0 л.с.), максимальная скорость - 22 км/час)?
     1. В соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», утвержденными Первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия и др.) органы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора) осуществляют государственную регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
     
     На органах Гостехнадзора лежит обязанность по выдаче на вышеуказанную технику государственных регистрационных знаков и проведению периодических государственных технических осмотров.
     
     2. Собственники вышеуказанной техники, владеющие на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать эту технику в органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, свидетельствующих об уплате сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
     
     Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
     
     Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
     
     а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
     
     б) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
     
     г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
     
     Вычет сумм НДС по приобретаемым основным средствам (при условии наличия счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату суммы налога) производится в периоде ввода объекта основных средств в эксплуатацию.
     
     В бухгалтерском учете данная операция оформляется следующей проводкой:
     
     Д-т 01 «Основные средства» К-т 08-4 «Приобретение объектов основных средств» - на основании акта приемки-передачи основных средств (форма ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
     
     3. В соответствии с главой 28 «Транспортный налог» НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Для самоходных машин (к которым относится автопогрузчик) налоговая база определяется путем умножения мощности двигателя в лошадиных силах на налоговую ставку, равную, например по г. Москве, 6 руб.
     
     В случае отказа от государственной регистрации (соответственно при непрохождении ежегодного технического осмотра) автопогрузчика в органах Гостехнадзора и неуплаты транспортного налога по автопогрузчику организация может подвергаться следующим санкциям:
     
     - орган Гостехнадзора или охраны труда может запретить эксплуатацию незарегистрированного и не прошедшего технический осмотр автопогрузчика;
     
     - при проведении налоговым органом документальной проверки будет установлен факт зачета сумм НДС по автопогрузчику, вследствие чего возникнет вопрос: почему он не был зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и с данной единицы транспортного средства не уплачивался транспортный налог;
     
     - вытекающие из предыдущего пункта нарушения законодательства о налогах и сборах повлекут применение налоговым органом к организации штрафных санкций.