Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Бухгалтерский и налоговый учет операций РЕПО


Бухгалтерский и налоговый учет операций РЕПО *1

     
     Г.И. Писцов

     _____
     *1Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2003. — № 3. — С. 78.

          
     Читателям журнала необходимо обратить внимание при квалификации операции РЕПО на следующее:
     
     5) при совершении операции РЕПО для правильного учета процентов следует четко определить цену второй части РЕПО.
     
     Сама цена может быть либо однозначно зафиксирована как некая сумма в договоре о совершении РЕПО, либо она должна однозначно определяться уже на дату совершения первой части РЕПО. Для налогообложения прибыли не имеет существенного значения, каким образом (непосредственно в договоре либо через четкий алгоритм, позволяющий однозначно зафиксировать данную цену) определяется цена второй части операции РЕПО (то есть неважно, определена или определима цена второй части РЕПО), важно здесь другое: цена должна быть известной (то есть фиксированной тем или иным образом) уже на дату первой части РЕПО. Это понадобится в дальнейшем для расчета ставки РЕПО при применении ст. 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Вышеуказанное положение, однако, не исключает возможности дальнейшего изменения данной цены, так, например, в договорах с Банком России принято фиксировать не столько цену второй части РЕПО, сколько цену первой части РЕПО через некий процент дисконтирования, а цена второй части РЕПО часто остается фиксированной.
     
     Если же цену исполнения второй части РЕПО невозможно определить на дату первой части РЕПО, то соответствующие сделки, очевидно, не будут признаваться налоговыми органами как сделки РЕПО. В этом случае они будут квалифицироваться либо как сделки купли-продажи ценных бумаг с обратной срочной сделкой (форвардным контрактом), то есть их налогообложение будет производиться по правилам ст. 280, 281, 301-305 НК РФ, либо как две сделки купли-продажи ценных бумаг. Такая квалификация будет зависеть от того, какие критерии квалификации сделок зафиксированы в учетной политике налогоплательщиком, а также от того, как хотя бы назван соответствующий договор.
     
     Ответим на часто возникающий вопрос: в каком порядке производится корректировка налоговой базы по налогу на прибыль в части пени в случае, если совершаемая операция не подпадает под определение операций РЕПО, приведенное в п. 1 ст. 282 НК РФ?
     
     По мнению автора, ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Согласно п. 6 ст. 282 НК РФ организация - продавец по первой части РЕПО определяет в таких случаях доход (расход) от реализации ценных бумаг в части ценных бумаг, не выкупленных по второй части РЕПО, на дату исполнения первой части РЕПО в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 280 НК РФ. Причем данный расчет налоговой базы, как указано в п. 6 ст. 282 НК РФ, производится путем корректировки цены реализации ценной бумаги по первой части РЕПО.
     

     Статьей 75 НК РФ предусмотрено начисление пени в случае уплаты причитающихся сумм налога на прибыль в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Налог на прибыль уплачивается в данном случае в более поздние сроки, ведь если бы указанная сделка первоначально не была переквалифицирована для РЕПО из обычной сделки купли-продажи (то есть реализации ценных бумаг согласно ст. 280 НК РФ) в сделку РЕПО, то налоговая база, скорее всего, была бы больше.
     
     При оценке ценных бумаг, приобретенных ранее и реализованных по завершении операции РЕПО, необходимо руководствоваться п. 2 ст. 282 НК РФ, который установил следующее.
     
     Операция РЕПО не меняет цену приобретения ценных бумаг и размер накопленного (купонного) дохода (НКД) на дату первой части РЕПО в целях налогообложения доходов от последующей их реализации после обратной покупки ценных бумаг по второй части РЕПО.
     
     Иными словами, при передаче ценных бумаг в РЕПО фиксируется в налоговом учете их стоимость, которая затем принимается в качестве расходов. Если же ценная бумага - процентная (с точки зрения ст. 43 НК РФ), то прирост процентов (или НКД) за время нахождения этой ценной бумаги не у первой стороны РЕПО не увеличивает НКД, уплаченный при приобретении данных ценных бумаг, так как эти проценты фактически причитаются другой стороне РЕПО. Точно так же и цена выкупа таких ценных бумаг из РЕПО не принимается в качестве расхода при их дальнейшей реализации, так как она используется лишь для оценки финансового результата по РЕПО и потому не может быть принята в качестве расходов при дальнейшей реализации таких ценных бумаг.
     

3.3. Налогообложение процентных доходов и расходов. Метод начисления. Налоговые ставки

     
     В отношении налогообложения процентных доходов и расходов в п. 3 ст. 282 НК РФ указано следующее:
     
     доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы.
     
     По сути, это положение подтверждает льготный порядок налогообложения процентных доходов и расходов: хотя по договору о реализации ценных бумаг право собственности на них переходит от одной стороны к другой, для целей налогообложения реализации не возникает, а потому нет и доходов от операций по реализации или иному выбытию ценных бумаг. Доходы от операций по реализации ценных бумаг появляются в случае, если сделки с ценной бумагой не признаются операцией РЕПО.
     
     В том же пункте ст. 282 настоящего Кодекса приводится следующее:
     
     налоговая база по процентным (купонным) доходам определяется в соответствии с п. 4, 5 и 7 настоящей статьи НК РФ.
     
     Это означает, что налогообложение вышеуказанных доходов будет осуществляться в соответствии с правилами признания доходов и расходов, приведенными в ст. 271, 272 и 273 НК РФ, в зависимости от того, каким методом налогоплательщик определяет свои доходы и расходы, так как данные доходы/расходы являются теми доходами/расходами, которые указаны в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) и внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).
     
     Наконец, в п. 3 ст. 282 НК РФ указывается на следующее:
     
     налогообложение указанных доходов осуществляется по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка (а не ставки! - Г.П.) устанавливается (если иное не предусмотрено п. 2-5 ст. 284 НК РФ) в размере 24 %. В соответствии с п. 3-5 ст. 284 НК РФ определяется, к какой налоговой базе применяется та или иная ставка по налогу на прибыль.
     
     Таким образом, налогообложение доходов, которые вне операций РЕПО облагаются по ставкам, отличным от общеустановленной, должно производиться «внутри» операции РЕПО по тем же ставкам, что и «снаружи». Иными словами, все доходы, получаемые «внутри» операции РЕПО (то есть в период между датами первой и второй части РЕПО) должны быть поделены на доходы, облагаемые по ставкам в 0, 6, 15 и 24 %.
     
     При таком подходе учет процентов («набежавших» за время нахождения ценной бумаги на балансе) по государственным ценным бумагам должен осуществляться в следующем порядке:
     

     - если сторона, которая фактически является владельцем ценных бумаг, получает доходы по РЕПО, то доход по государственным ценным бумагам (в виде процента) вначале включается в общую сумму дохода по РЕПО, и затем из общей суммы дохода данные проценты исключаются (так как облагаются по иным ставкам) и включаются в доходы, облагаемые по ставкам, установленным для государственных ценных бумаг;
     
     - если же сторона, которая фактически является владельцем ценных бумаг, несет расходы по РЕПО, то общая сумма доходов по основной деятельности вначале уменьшается на сумму процентов по РЕПО, а затем увеличивается на сумму доходов по государственным ценным бумагам в виде процентов. При этом сумма процентов по государственным ценным бумагам включается в состав доходов, облагаемых по иной ставке, и одновременно в состав процентных расходов по РЕПО, увеличивая тем самым ту сумму процентов по РЕПО, которая ограничивается по правилам ст. 269 НК РФ.
     
     Остановимся теперь на следующем вопросе: как стороны РЕПО рассчитывают для налогообложения сумму доходов и расходов?
     
     Согласно п. 4 и 5 ст. 282 НК РФ разница между ценами второй и первой частей РЕПО признается в зависимости от ситуации либо процентными доходами, либо расходами по выплате процентов. Очевидно, что в данном случае речь идет об одинаковых по суммам доходах и расходах, так как то, что для одной стороны РЕПО является ценой приобретения второй части РЕПО, для другой стороны является ценой реализации по второй части РЕПО, и, наоборот, что для одной стороны является ценой реализации первой части РЕПО, для другой стороны является ценой приобретения по первой части РЕПО. Налоговая база по операциям РЕПО рассчитывается как продавцом, так и покупателем отдельно друг от друга.
     
     Далее рассмотрим особенности расчета данных доходов. Как указано в п. 7 ст. 282 НК РФ, разница между обеими частями РЕПО, которая и является процентом согласно п. 4 и 5 ст. 282 НК РФ, рассчитывается с учетом НКД на дату второй части РЕПО, увеличенного на сумму купонной выплаты эмитентом (если таковая имела место) и уменьшенного на сумму НКД на дату первой части РЕПО.
     
     Очевидно, что купонная выплата может иметь место лишь по отношению к одной стороне РЕПО: покупателю ценных бумаг по первой части РЕПО. Соответственно, лишь по отношению к нему купонная выплата и будет участвовать в расчете процента по РЕПО. Иными словами, заложен следующий механизм налогообложения РЕПО: если между первой и второй частями РЕПО эмитентом выплачен доход, то такой доход должен быть учтен второй стороной РЕПО как доход - если вторая сторона будет владеть ценной бумагой на дату выплаты, и не должен быть учтен - если вторая сторона не будет владеть ценной бумагой (например, если продаст ее другой организации).
     

     Теперь ответим на следующий вопрос: как учитываются расходы по купле-продаже ценных бумаг по РЕПО?
     
     Исходя из того, что в ст. 282 НК РФ нет упоминания о том, что расходами по операции РЕПО являются в том числе и затраты на приобретение и реализацию ценных бумаг, то вышеуказанные затраты будут считаться у обоих контрагентов в рамках сделки РЕПО прочими затратами, связанными с осуществлением этой сделки.
     
     Если же сделка не квалифицируется как операция РЕПО, то вышеуказанные затраты должны учитываться в том порядке, который предусмотрен для их списания при осуществлении обычных операций реализации ценных бумаг.
     
     Таким образом:     
     

- в случае квалификации сделки как обыкновенной операции реализации ценных бумаг вышеуказанные затраты учитываются в рамках расходов по отдельным категориям ценных бумаг;
     
- если сделки квалифицируются как операции РЕПО, то вышеуказанные затраты относятся на уменьшение основной налоговой базы в порядке, аналогичном порядку учета прочих расходов, например при заключении кредитных договоров.

             

3.4. Методика расчета расходов в виде процентов, учитываемых в налоговой базе

     
     Из ст. 282 и 269 НК РФ следует, что сумма средств или ценных бумаг, переданных по первой части РЕПО, должна быть возвращена в полном объеме контрагенту по РЕПО (уменьшенном на проценты или, напротив, увеличенном на их сумму), и, следовательно, для обеих сторон возникает своего рода обязательство по возврату полученного актива, которое является с точки зрения НК РФ долговым обязательством. Поэтому все правила, предусмотренные главой 25 НК РФ для ограничения (ст. 265, 269 НК РФ) или налогового учета (ст. 272, 273, 328 НК РФ) процентов по долговым обязательствам, применяются и к процентам по РЕПО. Вышеуказанные правила о начислении процентов применяются тем более, что ограничения на их применение в ст. 282 НК РФ нет.
     
     Чтобы понять, какие особенности предусмотрены НК РФ в части налогового учета процентов, автор настоящей статьи предлагает рассмотреть последовательность учета процентов, принимаемых при исчислении налоговой базы.
     
     1. Расходом признается согласно абзацу второму подпункта 2 п. 1 ст. 265 НК РФ только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем). Более того, в абзаце девятом ст. 328 НК РФ прямо прописано, что при досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки и фактического времени пользования заемными средствами.
     
     2. После расчета величины процентных расходов исходя из установленной доходности и фактического времени пользования заемными средствами вступает в действие ст. 269 НК РФ, которая ограничивает величину процентов, полученную на предыдущем этапе, одним из трех предусмотренных ею последовательных взаимоисключающих вариантов, которые применяются:
     
     1) если займодавцем является российская организация и не имеется сопоставимых долговых обязательств, выданных в том же отчетном периоде;
     
     2) если займодавцем является российская организация и имеются сопоставимые долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде;
     
     3) если займодавцем является иностранная организация.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на следующее: в ст. 282 НК РФ говорится о том, что расходы в виде процентов по операциям РЕПО учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений ст. 269 НК РФ, а для банков - и с учетом положений ст. 291 НК РФ. Но в ст. 291 НК РФ указано, что проценты, начисленные по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно), учитываются при определении налоговой базы без учета положений п. 1 ст. 269 НК РФ исходя из фактического срока действия договора. Однако это не свидетельствует о том, что проценты по РЕПО сроком до 7 дней принимаются у банков без ограничений. Ведь конструкция «РЕПО» существует только для налогообложения, а гражданско-правовая конструкция «кредит», «займ» регулируется главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), и, следовательно, их положения не могут быть применены к РЕПО.
     
     Первый вариант. Займодавцем является российская организация, и не имеется сопоставимых долговых обязательств, выданных в том же отчетном периоде.
     
     Величина процентов в этом случае сравнивается со ставкой рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по рублевым заимствованиям) или равной 15 % (по долговым обязательствам в иностранной валюте).
     
     Для ограничения процентов по РЕПО используется ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату первой части РЕПО. Это правило применяется, если в соглашении о РЕПО отсутствует условие о возможности пересмотра цен первой и второй частей РЕПО при изменении ставки рефинансирования Банка России.
     
     Если же в соглашении о РЕПО имеется условие, согласно которому ставка по РЕПО «привязывается» по отношению к ставке Банка России (то есть цена любой части РЕПО изменяется в том или ином направлении при изменении ставки Банка России), то для ограничения процентов по РЕПО в период с даты первой части РЕПО до даты изменения ставки рефинансирования Банка России должна применяться ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,1 раза, действовавшая на дату первой части РЕПО. Затем в период с даты изменения ставки рефинансирования либо до нового изменения ставки рефинансирования, либо до даты второй части РЕПО применяется новая ставка рефинансирования и так далее.
     
     Второй вариант. Займодавцем является российская организация, и имеются сопоставимые долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде.
     
     Общее правило данного варианта ограничения процентов состоит в том, что величина процентов сравнивается не со ставкой рефинансирования Банка России, а с уровнем процентов, который заемщик в среднем уплачивает по своим другим долговым обязательствам; при этом в расчет берутся только проценты по так называемым сопоставимым долговым обязательствам. Рассмотрим, какие вопросы могут возникнуть в этом случае.
     
     Первый и самый важный вопрос: какие сделки РЕПО могут считаться сопоставимыми? Рассмотрим приведенные в ст. 269 НК РФ критерии сопоставимости применительно к соглашениям РЕПО:
     
     - валюта долга;
     
     - срок действия;
     
     - аналогичность обеспечения;
     
     - сумма долга.
     
     Критерий валюты долга достаточно прост и легко применим: в зависимости от того, в какой валюте выражены цены первой и второй частей РЕПО, соответствующие соглашения могут быть сопоставимы (рубли - рубли, доллары - доллары) или несопоставимы (доллары - рубли, рубли - доллары). Аналогична ситуация со сроком действия долгового обязательства (применительно к РЕПО - это срок РЕПО) и суммой долга (цена первой части РЕПО).
     
     О значениях критерия «аналогичное по качеству обеспечение» в отношении сделок РЕПО сказать что-нибудь конкретное нельзя в силу того, что ни залог, ни гарантии, ни поручительства на практике не оформляются для обеспечения исполнения второй части РЕПО, и РЕПО (или долговые обязательства в виде РЕПО) являются необеспеченными.
     
     Лишь в случае, если, помимо соглашения о РЕПО, оформляются иные договоры, обеспечивающие исполнение второй части самого РЕПО (кроме неустойки и задатка), очевидно, можно говорить о наличии обеспечения, а следовательно, и возможности применения второго способа ограничения процентных расходов (на основе среднего процента по сопоставимым долговым обязательствам).
     
     Второй вопрос: как рассчитывать средний уровень процентов?
     
     Очевидно, что согласно ст. 252 НК РФ экономически обоснованным будет расчет, произведенный не по формуле простой средней, а по формуле средневзвешенного процента:
     

,

     
     где - средний процент для целей налогообложения;
     
      - сумма I долгового обязательства (первая часть РЕПО), выданного налогоплательщику на сопоставимых условиях;
     
      - процентная ставка по I долговому обязательству;
     
     n - общее количество долговых обязательств, используемых для расчета (выданных на сопоставимых условиях).
     
     В дальнейшем рассчитанный средний процент увеличивается на 20%-е отклонение, что дает наибольшую сумму процентов, которую ст. 269 НК РФ признает в качестве экономически оправданного уровня расходов, учитываемых в составе налоговой базы. При этом в расчет должны приниматься лишь те РЕПО, первая часть которых приходится на отчетный месяц (или квартал) в зависимости от порядка уплаты налога на прибыль.
     
     Полученная в результате величина сравнивается с уровнем процентов, рассчитанным исходя из фактического срока заимствования и установленной эмитентом ставки. Если начисленные налогоплательщиком проценты «попадают» внутрь интервала процентов по долговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях, то они признаются расходом в полном объеме. Если же такие проценты не «попадают» внутрь такого интервала, то следует «уменьшить» фактические расходы в виде процентов для целей налогообложения до уровня, который признается главой 25 НК РФ в качестве обоснованного, то есть экономически оправданного.
     
     Пример.
     
     Пусть имеются три соглашения РЕПО, заключенные на сопоставимых условиях.     
     

Соглашение о РЕПО

Сумма первой части РЕПО

Процентная ставка РЕПО

А

100

10

Б

200

20

В

300

30


     Процентная ставка, определенная по вышеприведенной формуле и увеличенная на 20 %, составит 28 % [(100 x 0,1 + 200 х 0,2 + 300 х 0,3) : (100 + 200 + 300)] х (120 : 100). Реально же по соглашению В уплачивается 30 %. Таким образом, для налогообложения будут приниматься расходы по соглашениям А и Б - в размере фактических затрат, по соглашению В - 28 %, а разница между фактической ставкой и ставкой, учитываемой для налогообложения, в 2 % (30 % - 28 %) по соглашению В не будет уменьшать доходы налогоплательщика при определении налоговой базы.
     
     Дополнительные соглашения об изменении цен второй части РЕПО или других существенных условий договора (например, пролонгация первоначально установленного срока, изменение вида обеспечения или цены первой части РЕПО) должно приравниваться для оценки расходов в налоговой базе как выдача нового долгового обязательства. И поэтому такое долговое обязательство учитывается при расчете средней ставки за соответствующий период уже по другой (не первоначально установленной) группе долговых обязательств.
     

     Третий вариант. Займодавцем является иностранная организация.
     
     В этом случае величина процентов по заимствованиям сравнивается с расчетной величиной, зависящей, в свою очередь, от соотношения непогашенных долговых обязательств и величиной собственного капитала (п. 2-4 ст. 269 НК РФ). При расчете собственного капитала как разницы между активами и обязательствами следует пользоваться данными бухгалтерского учета.
     
     Если величина непогашенных долговых обязательств налогоплательщика перед иностранной организацией - кредитором превышает собственный капитал менее чем в три раза (в 12,5 раза - для банков и лизинговых компаний) или если иностранная организация - кредитор владеет (прямо или косвенно) менее чем 20 % уставного (складочного капитала), то проценты принимаются в размере, определенном одним из двух вышеприведенных способов (либо с использованием в качестве ограничителя ставки рефинансирования, либо с использованием среднего процента).
     
     В противном случае для налогообложения принимается часть процентов, ограниченных одним из двух вышеуказанных способов. Эта часть рассчитывается в порядке, установленном п. 2 ст. 269 НК РФ.
     
     Пример.
     
     Пусть банк-налогоплательщик заключил РЕПО с иностранным банком под 24 % годовых, имея следующую структуру баланса (форма максимально упрощена):     
     

Активы

Пассивы


 


 

в том числе доля иностранной организации - кредитора

300 ед.

Долговые обязательства

290 ед.

260 ед.


 

Собственный капитал, нераспределенная прибыль

10 ед.

3 ед.


     Учитывая, что собственный капитал банка, увеличенный в 12,5 раз, менее кредиторской задолженности перед иностранным заимодавцем (10 ед. х 12,5 = 125 ед. < 260 ед.) и что иностранный кредитор, кроме того, владеет 30 % уставного капитала, необходимо рассчитать часть процентов, которую можно включить в состав процентных расходов.
     
     Размер контролируемой задолженности - 260 ед.
     
     Величина начисленных по условиям договора процентов в год - 62,4 ед. (260 х 24 : 100).
     
     Коэффициент капитализации - 6,93 [(260 ед. : 3 ед.) : 12,5].
     
     Размер процентных расходов, учитываемых согласно п. 3 ст. 269 НК РФ в составе налоговой базы (так называемые предельные проценты), составляет 9 ед. (62,4 ед. : 6,93).
     
     Как следует из п. 4 ст. 269 НК РФ, положительная разница между начисленными процентами по долговым обязательствам и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным данной статьей настоящего Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ. В примере эта величина составит 53,4 ед. (62,4 ед. - - 9 ед.), которые не уменьшают налоговую базу и, более того, с которых должен быть удержан налог (по ставке 15 %) в размере 8,01 ед.
     

3.5. Налогообложение операций реализации между первой и второй частями РЕПО у покупателя по первой части РЕПО

     
     НК РФ не дает конкретных разъяснений о порядке определения налоговой базы при такой реализации ценных бумаг, поэтому остановимся на этой проблеме подробнее.
     
     При налогообложении операций реализации между первой и второй частями РЕПО у покупателя по первой части РЕПО следует руководствоваться следующим:
     
     1) при оценке величины расходов, понесенных при совершении операции реализации (иного выбытия) ценных бумаг (ст. 280, 281 НК РФ), полученных покупателем по первой части РЕПО в период действия сделки РЕПО, расходы при первой реализации после покупки ценных бумаг по РЕПО должны приниматься равными нулю, так как согласно п. 3 ст. 282 НК РФ доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы. Поэтому вся выручка, оцениваемая согласно п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ, от реализации ценных бумаг включается в состав доходов по ценным бумагам. Очевидно, что такая выручка может быть уменьшена на сумму затрат на реализацию ценных бумаг;
     
     2) при выкупе ценных бумаг в целях их дальнейшей передачи по второй части РЕПО сумма расходов на приобретение ценных бумаг с учетом расходов на приобретение формирует убыток от реализации ценных бумаг, учитываемый в соответствии с п. 8 и 10 ст. 280 НК РФ, так как сумма выручки при этом должна приниматься равной нулю. Вышеуказанный убыток возникает лишь на дату второй части РЕПО, так как именно на эту дату имеется факт реализации ценных бумаг, но выручка от данной реализации по правилам ст. 282 НК РФ принимается равной нулю, так как сама по себе участвует в расчете процента по РЕПО;
     
     3) в отношении иных операций по реализации ценных бумаг между датами первой и второй частей РЕПО покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО определяет налоговую базу в общеустановленном порядке как разницу между выручкой от их реализации и затратами на приобретение. При этом действуют и иные правила, регулирующие объем налоговых обязательств, например требование ст. 271 и 328 НК РФ о необходимости учета установленного процента до момента реализации таких ценных бумаг.
     
     По мнению автора настоящей статьи, необходимо отойти от буквального толкования норм закона, который еще не до конца проработан. Экономически правильнее будет применение иного подхода, основанного на экономическом смысле операций купли-продажи и операций РЕПО. Суть его состоит в том, что у второй стороны РЕПО необходимо сальдировать выручку от первой по времени реализации ценных бумаг после совершения первой части РЕПО с расходами по выкупу ценных бумаг для возврата ценных бумаг по второй части РЕПО.
     
     Данный подход основан не на буквальном прочтении положений НК РФ (что и является его основным недостатком), а на том, что определение финансового результата (в том числе и для налогообложения) от операций по реализации ценных бумаг должно производиться по завершении целостного процесса реализации, то есть процесса полного цикла смены права собственности на ценные бумаги, имеющего две стороны - куплю (то есть приобретение этого права) и продажу (утрату права). В нашем случае не имеет значения последовательность, в которой могут совершаться эти действия.
     
     Налогообложение всех остальных операций по реализации ценных бумаг, кроме этих двух «крайних» операций (с точки зрения времени их совершения) купли-продажи, должно производиться в общеустановленном «стандартном» режиме, при котором вначале возникают расходы, а затем - доходы, из которых и вычитаются произведенные расходы.
     
     Заметим, что существует и иная (кроме двух приведенных выше) точка зрения на проблему определения налоговой базы у второй стороны РЕПО в случае продажи ею ценных бумаг «внутри» срока РЕПО. Суть ее состоит в том, что предлагается использовать обычную последовательность определения доходов и расходов при совершении любой из сделок купли-продажи «внутри» сделок РЕПО: сначала возникают расходы, а затем - доходы, из которых произведенные расходы и вычитаются. Данная точка зрения кажется логичной, но на деле допускает либо двойное налогообложение, либо двойной вычет произведенных расходов, в то время как ст. 252 НК РФ требует, чтобы любой вид и любая сумма расходов были документально подтверждены и экономически оправданы.
     
     Правильным и в любом случае не противоречащим главе 25 НК РФ будет являться порядок налогообложения операций реализации «внутри» РЕПО у покупателя по первой части РЕПО, соответствующий следующим правилам:
     
     1) налоговая база у покупателя по первой части РЕПО от операций по реализации ценных бумаг складывается из доходов от их реализации и расходов по их выкупу; причем и доходы, и расходы должны быть более прочих сделок с этими же ценными бумагами приближены по времени, соответственно, к датам первой и второй частей РЕПО;
     
     2) налоговая база у покупателя по первой части РЕПО от операций по реализации ценных бумаг по иным операциям купли-продажи ценных бумаг определяется в общеустановленном порядке, то есть как доходы от реализации ценных бумаг за минусом расходов по приобретению ценных бумаг для их реализации;
     
     3) цена любой сделки по реализации или приобретению ценных бумаг должна быть рыночной, то есть соответствовать критериям либо п. 5, либо п. 6 ст. 280 НК РФ;
     
     4) налоговая база определяется тем методом, который использует налогоплательщик: либо кассовым, либо методом начисления;
     
     5) если ценные бумаг реализуются в рамках другого соглашения о РЕПО (при закрытии второй части по РЕПО или при открытии первой части РЕПО) или в рамках договора займа, то налоговая база от такой реализации не определяется, так как такая подобная реализация - не есть реализация с точки зрения главы 25 НК РФ.     

  

3.6. Прочие вопросы налогообложения РЕПО: валютная переоценка, маржин-колл, резервы

3.6.1. Валютная переоценка

     
     Правила, предусмотренные ст. 333 НК РФ, можно сформулировать следующим образом:
     
     - доходы и расходы по данным бухгалтерского учета в расчет при определении налоговой базы приниматься не должны, так как они фактически находятся «внутри» налоговых доходов и расходов, принимаемых по правилам ст. 333 НК РФ;
     
     - если покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО не реализует ценные бумаги в период РЕПО, то для налогообложения следует применять только правила налогового учета, закрепленные ст. 333 НК РФ, смысл которых сводится к следующему:
     
     (1) на дату первой части РЕПО определяется рублевый эквивалент процента по РЕПО;
     
     (2) любое изменение суммарных доходов и расходов в результате исполнения сделки РЕПО по отношению к зафиксированному рублевому эквиваленту означает получение прочего внереализационного дохода (то есть дохода за рамками РЕПО);
     
     - если покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО реализует ценные бумаги «внутри» срока РЕПО, то правильным будет:
     
     (1) зафиксировать рублевый эквивалент процента по РЕПО на дату первой части РЕПО;
     
     (2) считать любой рост курса иностранной валюты, приводящий к росту цены второй части РЕПО, своим внереализационным доходом за рамками РЕПО;
     
     (3) считать изменение обязательств по выкупу ценных бумаг из-за роста курса иностранной валюты своим внереализационным расходом;
     
     (4) считать, что обязательства по выкупу ценных бумаг растут пропорционально проценту по сделке РЕПО (то есть считать, что обязательства складываются из «тела» РЕПО и процента РЕПО на конкретную дату).
     

3.6.2. Резервы под обесценение ценных бумаг

     
     Рассмотрим следующий вопрос: вправе ли профессиональный участник рынка ценных бумаг создавать резервы под обесценение ценных бумаг, являющихся предметом РЕПО?
     
     Нет, не вправе, и вот почему:
     
     - во-первых, соответствующие сделки купли-продажи не имеют своей конечной целью наделить правом собственности на ценные бумаги своего контрагента (это подтверждается судебной практикой 1996-1999 годов о переквалификации сделок РЕПО в смешанные договоры - кредита и залога);
     
     - во-вторых, данные сделки должны совершаться лишь на публичных условиях (а следовательно, большая часть современного рынка РЕПО практически не подпадает под это условие);
     
     - в-третьих, обязательным реквизитом договора РЕПО является наличие обязательства по совершению обратной сделки, а в ст. 4 Закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» при квалификации деятельности как дилерской речь идет только о сделках в «одну сторону» (либо покупка, либо продажа, пусть даже совершаемые в одно время);
     
     - в-четвертых, из абзаца пятого ст. 300 НК РФ следует, что резерв под обесценение ценных бумаг создается лишь в случае, если соответствующая ценная бумага осталась на балансе налогоплательщика. Если же ценной бумаги нет на балансе, то резервы не создаются.
     
     Если ценная бумага выбывает с баланса (в том числе по первой части РЕПО), то согласно положениям ст. 300 НК РФ соответствующий резерв под обесценение ценных бумаг подлежит восстановлению на доходы банка. Из этого следует, что при передаче в РЕПО ценных бумаг на доходы необходимо восстановить сумму резерва, относящуюся к сумме таких ценных бумаг. При возврате ценных бумаг из РЕПО первая сторона вправе заново создать резерв под их обесценение и, соответственно, уменьшить налоговые доходы.
     

3.6.3. Маржин-колл

     
     Под понятием «маржин-колл» обычно понимаются суммы, которые стороны выплачивают друг другу (либо в виде денежных средств, либо в виде передаваемых ценных бумаг) при изменении рыночных цен на предмет РЕПО. Суммы, которые стороны выплачивают друг другу в качестве маржин-колл, увеличивают цену исполнения второй части РЕПО и потому фактически подлежат возврату при закрытии РЕПО. Маржин-колл обычно не может быть перенесен до даты исполнения второй части РЕПО, так как пропадает его экономический смысл. Еще одно замечание: суммы (либо денежных средств, либо ценных бумаг), которые выплачиваются сторонами друг другу, фактически поступают в полное распоряжение соответствующих сторон, так как иначе в них не было бы смысла.
     
     Маржин-колл не является ни расходами, ни доходами у обеих сторон РЕПО и поэтому не подлежит налогообложению у обеих сторон РЕПО.
     
     Маржин-колл следует отличать от компенсационных выплат, которые производятся второй стороной РЕПО в случае закрепления за ней обязательства по передаче полученного от эмитента купона первой стороне РЕПО. Отметим, что юридическая обязанность по передаче купона может быть установлена только в соглашении о РЕПО; но даже в нем на вторую сторону РЕПО возможно возложение обязанности по передаче суммы, эквивалентной сумме полученного купона, но никак не самого купона. Компенсационные выплаты не подлежат возврату уплачивающей их стороне.
     
     В практике делового оборота возможен перенос по времени компенсационных выплат с даты получения купона до даты второй части РЕПО и их учет «внутри» цены второй части РЕПО за счет увеличения или уменьшения тем самым чистой ставки РЕПО. По мнению автора, подобным «неттингом» сами участники РЕПО подчеркивают существующую разницу между компенсационными выплатами и маржин-колл.
     
     Учитывая, что компенсационные выплаты фактически не увеличивают задолженность контр-агентов по РЕПО, подлежащую возврату (как при маржин-колл), их суммы фактически увеличивают только цену второй части РЕПО, то есть являются частью процента по РЕПО.
     
     Таким образом, мы приходим к следующему выводу: суммы денежных средств, перечисляемые второй стороной РЕПО первой стороне при выплатах от эмитента, являются частью процента по РЕПО и, соответственно, облагаются налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
     

3.6.4. Прочие вопросы налогообложения операций РЕПО

     
     Рассмотрим такой вопрос, как дата учета иных расходов, связанных с проведением операции РЕПО для целей налогообложения прибыли. Читателям журнала следует обратить внимание на три принципиальных момента, касающихся только расходов, связанных с оформлением сделок РЕПО:
     
     а) если операции РЕПО оформляются через сделки купли-продажи, то такие расходы, как депозитарные, регистрационные и иные расходы, которые непосредственно связаны с переходом права собственности на ценные бумаги, учитываются в расходах при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как являются экономически необходимыми, то есть экономически оправданными;
     
     б) пунктами 4 и 5 ст. 282 НК РФ предусмотрено, что процент по РЕПО рассчитывается как разница между ценами первой и второй частей РЕПО. Это означает, что данная разница является процентом, а иные экономически оправданные расходы (включая депозитарные, регистрационные и иные аналогичные им расходы) списываются вне зависимости от порядка списания расходов/доходов в виде процента по РЕПО.
     
     В свою очередь, это подводит автора к мысли, что вышеуказанные расходы (относящиеся непосредственно к первой и второй частям РЕПО) списываются в периоде их возникновения (то есть в том периоде, к которому они относятся) на основании п. 1, подпункта 3 п. 7 ст. 272 НК РФ;
     
     в) кроме вышеуказанных расходов, при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль учитываются также иные расходы, связанные с переходом права собственности на ценные бумаги, в том числе расходы по уплате сумм депозитарных и иных услуг, обычно учитываемые при реализации ценной бумаги.
     
     Суммы таких расходов, относящиеся к первой сделке по продаже ценных бумаг в период РЕПО, подлежат учету в составе налоговой базы в момент определения окончательного финансового результата, то есть на дату выкупа ценных бумаг для закрытия короткой позиции по РЕПО.