Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль и применении упрощенной системы налогообложения


О налоге на прибыль и применении упрощенной системы налогообложения

     
     В.К. Мареева

     

1. Налог на прибыль

     
     Учитывается ли в 2003 году в целях налогообложения амортизация по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, введенным налогоплательщиком в эксплуатацию в период до 31 января 1998 года?
     
     Согласно ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) амортизируемым имуществом (в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций») признаются, в частности, основные средства, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
     
     Как показала практика, оформление документов на регистрацию права собственности осуществляется в течение длительного времени, поэтому главой 25 НК РФ определен особый порядок начисления амортизации по имуществу, подлежащему государственной регистрации.
     
     Так, в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав.
     
     Таким образом, начисление амортизации в целях налогообложения по данному имуществу может производиться до регистрации права собственности на него.
     
     В целях предоставления налогоплательщикам возможности осуществить подтверждение права собственности по имуществу, приобретенному до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), пунктом 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) была предоставлена до 1 января 2003 года отсрочка по осуществлению операций, связанных с регистрацией права собственности на недвижимое имущество, приобретенное и введенное в эксплуатацию налогоплательщиками до 31 января 1998 года.
     
     В частности, было установлено, что по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года, положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию применяются с 1 января 2003 года (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
     
     Учитывая то обстоятельство, что процедура сбора и подачи всех необходимых документов для регистрации права собственности налогоплательщиков на принадлежащее им имущество занимает много времени, Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» изменены отдельные положения Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
     
     В частности, статьей 5 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ внесены изменения в п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2002 N 110-ФЗ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ), в частности, установлено, что по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года, положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию применяются не с 1 января 2003 года, а с 1 января 2004 года.
     
     Внесение вышеуказанного изменения позволяет налогоплательщикам осуществить в течение 2003 года подачу документов на регистрацию права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.
     
     При этом в течение 2003 года (так же как и в 2002 году) амортизация для целей налогообложения по такому имуществу будет начисляться, что окажет положительное влияние на финансовое положение организаций и повышение их инвестиционной активности.
     
     Какие изменения в части начисления амортизации имущества, полученного организацией безвозмездно, внесены Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ?
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ принята поправка, затрагивающая начисление амортизации имущества. Так, внесено изменение в ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, полученное российской организацией безвозмездно от организаций или физических лиц на условиях, определенных подпунктом 11 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса [полученное от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица], подлежит амортизации.
     
     Учитываются ли при налогообложении прибыли денежные средства, полученные в виде компенсации за сносимые сооружения?
     
     В соответствии с главой 25 НК РФ в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном, соответственно, ст. 249 и 250 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Средства, полученные в виде компенсации, в данный перечень не включены.
     
     Таким образом, денежные средства, полученные в качестве компенсации за сносимые сооружения, должны учитываться в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
     
     Организация в расчете налога на прибыль за первое полугодие 2002 года (лист 02 декларации) ошибочно завысила сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период (строка 290) и, таким образом, соответственно занизила сумму налога на прибыль к доплате (строка 370). Применяются ли в этой ситуации штрафные санкции?
     
     В соответствии со ст. 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.; те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.). При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
     
     Статьей 122 НК РФ, в частности, установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
     
     При этом ст. 286 и 287 НК РФ, в частности, установлено, что налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой согласно ст. 274 настоящего Кодекса. При этом налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
     
     По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
     
     Таким образом, учитывая, что в данной ситуации вопрос касается исчисления суммы доплаты по расчету налога на прибыль за первое полугодие 2002 года (авансовых платежей), штрафные санкции, установленные ст. 122 НК РФ, взыскиваться не должны. За недоплату авансовых платежей по причине неправильного отражения суммы начисленных авансовых платежей по расчету за первое полугодие должна быть начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ.     


2. Упрощенная система налогообложения

     
     В связи с внесением Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ изменений в части применения в 2003 году упрощенной системы налогообложения просьба дать разъяснение относительно освобождения организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, от обязанностей ведения бухгалтерского учета.
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и главы 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.
     
     Учитывая эти обстоятельства, Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ внесена поправка в ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
     
     В частности, установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. В то же время вышеуказанные организации должны вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
     
     Таким образом, учет основных средств должен вестись вышеуказанными организациями в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, учет нематериальных активов - согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденному приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
     
     При данном специальном налоговом режиме расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов для целей налогообложения учитываются в особом порядке, отличном от правил, установленных законодательством о бухгалтерском учете и главой 25 НК РФ. Механизм амортизации основных средств и нематериальных активов при упрощенной системе налогообложения не применяется.
     
     В частности, в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ для целей налогообложения расходы по основным средствам, приобретенным в период применения упрощенной системы, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
     
     Стоимость основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения и включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до пятнадцати лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 % стоимости, второго года - 30 % стоимости и третьего года - 20 % стоимости;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше пятнадцати лет - в течение десяти лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
     
     Расходы на приобретение нематериальных активов для целей налогообложения принимаются в фактических суммах.
     
     Может ли организация, перешедшая в 2003 году на упрощенную систему налогообложения, выбравшая объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении единого налога учитывать в составе расходов затраты на приобретение покупных товаров?
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 НК РФ.
     
     В частности, в соответствии с п. 13 ст. 1 данного Федерального закона п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» главы 26.2 НК РФ дополнен подпунктом 23 следующего содержания: «расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации» [уменьшенные на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)].
     
     Следует ли при переходе на упрощенную систему налогообложения в обязательном порядке в заявлении о переходе указывать объект налогообложения?
     
     Статьей 346.13 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в налоговый орган заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения указывают только размер доходов за девять месяцев текущего года. Никаких других подтверждений соблюдения условий перехода на упрощенную систему налогообложения не требуется. В частности, в указанной статье НК РФ не предусмотрено в качестве прямого требования к налогоплательщику положение об отражении в заявлении (о переходе на эту систему) объекта налогообложения.
     
     Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ внесены изменения в отдельные положения главы 26.2 НК РФ.
     
     В частности, ст. 346.13 НК РФ дополнена нормой, предоставляющей налогоплательщику право выбора объекта налогообложения до начала налогового периода, в котором будет впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором будет впервые применена упрощенная система налогообложения.
     
     Следует также иметь в виду, что приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 утверждены формы документов, рекомендуемые для применения упрощенной системы налогообложения. Таким образом, и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (утвержденное указанным приказом МНС России), включающее [кроме сведений о полученных доходах от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев] другие позиции, в том числе наименование объекта налогообложения, также носит рекомендательный характер и не может рассматриваться для налогоплательщиков в качестве обязательного.
     
     Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606, то в ней должны отражаться все операции, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы налога с момента перехода на упрощенную систему налогообложения, и одним из обязательных реквизитов этой книги является выбранный налогоплательщиком объект налогообложения.
     
     В каком порядке учитываются в целях налогообложения доходы участниками договора доверительного управления имуществом, применяющими с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии со ст. 1012, 1014, 1020, 1023 ГК РФ передача имущества в доверительное управление согласно договору доверительного управления имуществом не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом или договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.
     
     Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с вышеуказанным договором юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (при этом доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем). Обязанности, возникшие в результате действий доверительного управляющего, исполняются за счет имущества, переданного ему в доверительное управление. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.
     
     Что касается применения упрощенной системы налогообложения участниками договора доверительного управления, то уместно напомнить, что исчисление и уплата единого налога при указанном специальном налоговом режиме с 1 января 2003 года осуществляется в соответствии с главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
     
     Согласно ст. 346.15 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 настоящего Кодекса. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 249 НК РФ особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения участниками договора доверительного управления доходы и расходы определяются участниками данного договора с учетом особенностей, предусмотренных ст. 276 НК РФ.
     
     В частности, вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. Расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего (если в договоре не предусмотрено возмещение этих расходов учредителем доверительного управления).
     
     Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
     
     Что касается доходов и расходов учредителя доверительного управления имуществом, то они включаются в состав его внереализационных доходов и внереализационных расходов.