Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Административные правонарушения, выявляемые по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля


Административные правонарушения, выявляемые по результатам
проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля *1

     
     Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга
     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2003. - № 2. - С. 189.

     
     Наиболее важной нормой, рассматриваемой в разделе 3 настоящей статьи, является ст. 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
     
     Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
     
     1) отсутствие события административного правонарушения;
     
     2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (16 лет), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
     
     3) действия лица в состоянии крайней необходимости *1;
     _____
     *1 Понятие «крайняя необходимость» дано в ст. 2.7 КоАП РФ - причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

     
     4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
     
     5) отмена закона, установившего административную ответственность;
     
     6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
     
     7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
     
     8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
     
     Таким образом, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
     

3.3. Права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях

     
     Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:
     
     - знакомиться со всеми материалами дела;
     
     - давать объяснения;
     
     - представлять доказательства;
     
     - заявлять ходатайства и отводы;
     
     - пользоваться юридической помощью защитника. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении; с этого момента он вправе пользоваться процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ;
     
     - пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями;
     
     - участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении. В отсутствие вышеуказанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
     
     - иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
     
     Защита прав и законных интересов физического лица (должностного лица организации, индивидуального предпринимателя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, может осуществляться их законными представителями.
     
     Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители, которые удостоверяют родственные связи или свои полномочия документами, предусмотренными законом.
     
     Защита прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляется его законными представителями.
     
     Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
     

3.4. Возбуждение дела об административном правонарушении

     
     Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
     
     1) непосредственное обнаружение должностными лицами налоговых органов, в соответствующих случаях должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
     
     2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
     
     3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
     
     Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из вышеуказанных поводов и достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.
     

3.5. Протокол об административном правонарушении

     
     На основании ст. 28.3 КоАП РФ протокол по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов имеют право составлять:
     
     1) судья - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11, частью первой ст. 19.4, частью первой ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ;
     
     2) должностные лица органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ;
     
     3) должностные лица налоговых органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, 15.1, 15.2, 15.3, 15.5, частью первой ст. 15.6, ст. 15.11, частью первой ст. 19.4, частью первой ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ;
     
     4) должностные лица таможенных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст. 15.6 КоАП РФ.
     
     Требования к составляемому протоколу об административном правонарушении установлены ст. 28.2 КоАП РФ.
     
     Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица (должностного лица, индивидуального предпринимателя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     
     Кроме того, в протоколе должно быть указано, что физическому лицу (должностному лицу, индивидуальному предпринимателю) или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
     
     Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом (должностным лицом, индивидуальным предпринимателем) или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись.
     
     Копия протокола об административном правонарушении по просьбе физического лица (должностного лица, индивидуального предпринимателя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может быть вручена им под расписку.
     
     Физическое лицо (должностное лицо организации, индивидуальный предприниматель) или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе:
     
     - ознакомиться с протоколом об административном правонарушении;
     
     - представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу.
     
     Протокол об административном правонарушении составляется сразу после выявления административного правонарушения.
     
     Частью второй ст. 28.5 КоАП РФ предусмотрено, что если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице (должностном лице организации, индивидуальном предпринимателе) или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
     
     В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
     

3.6. Порядок и сроки проведения административного расследования, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ

     
     Если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов возникла необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, осуществляется административное расследование.
     
     Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в форме определения.
     
     В определении о проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
     
     Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях вышеуказанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
     
     По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
     
     Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена одной из следующих статей: ст. 15.3-15.9, ст. 15.11, частью первой ст. 19.5, частью первой ст. 19.4, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, - по которому проводилось административное расследование, направляется судье районного суда (абзац второй п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
     
     Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена одной из следующих статей: ст. 15.3-15.9, ст. 15.11, частью первой ст. 19.5, частью первой ст. 19.4, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, - по которому не проводилось административное расследование, направляется мировому судье (абзац четвертый п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
     
     Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ, подлежит рассмотрению руководителем соответствующего налогового органа.
     
     Протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
     
     Таким образом, при обнаружении совершения физическим лицом (должностным лицом организации, индивидуальным предпринимателем) или организацией правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ, судья, должностное лицо налогового органа, должностное лицо органа внутренних дел, должностное лицо таможенного органа составляют в соответствующих случаях и в установленные настоящим Кодексом сроки протокол об административном правонарушении, который в течение суток с момента составления направляется в соответствующих случаях либо судье, либо руководителю (заместителю руководителя) налогового органа.
     
     Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает определение о назначении времени и места рассмотрения дела (подпункт 1 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
     

3.7. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

     
     Статьей 29.5 КоАП РФ установлены правила определения места рассмотрения дела об административном правонарушении.
     
     Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
     
     Из данного правила имеются два исключения.
     
     Во-первых, по ходатайству должностного лица организации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного должностного лица.
     
     Во-вторых, если по делу об административном правонарушении было проведено административное расследование, данное дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (налогового органа, таможенного органа, органа внутренних дел, суда).
     

3.8. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении

     
     Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ и составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа протокола об административном правонарушении и других материалов дела (например, объяснений и замечаний по содержанию протокола).
     
     Однако данный срок может быть продлен по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя или защитника.
     
     Данный срок может быть также увеличен по усмотрению судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающими дело, в случае возникновения необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
     
     Срок для рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц.
     
     Решение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении принимается судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающими дело, в форме определения.
     

3.9. Результаты рассмотрения дела об административном правонарушении

     
     По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа могут вынести постановление или определение.
     
     Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающие дело, вправе принять одно из следующих постановлений:
     
     1) о назначении административного наказания (о взыскании административного штрафа);
     
     2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (об отказе во взыскании административного штрафа).
     
     При этом постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае (абзацы четвертый - седьмой ст. 29.9 КоАП РФ):
     
     1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
     
     2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;
     
     3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
     
     Таким образом, при рассмотрении по существу дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, признав, что в действиях должностного лица организации либо самой организации содержится состав правонарушения в области налогов и сборов, ответственность за совершение которого предусмотрена в соответствующих положениях КоАП РФ, принимают постановление о назначении административного наказания.
     
     Если вышеуказанные лица в силу перечисленных в абзацах четвертом - седьмом п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ обстоятельств не подлежат привлечению к административной ответственности, судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимают постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
     
     Необходимо также учитывать, что ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен срок давности привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по истечении которого физическое лицо (должностное лицо организации, индивидуальный предприниматель), юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, установленной соответствующими положениями настоящего Кодекса.
     
     Так, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
     
     При длящемся административном правонарушении вышеуказанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
     
     Кроме того, предусмотрены особые правила определения начала течения срока давности привлечения к административной ответственности:
     
     - в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок давности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
     
     - в случае удовлетворения ходатайства должностного лица организации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
     
     В постановлении по делу об административном правонарушении, принимаемом судьей или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должны быть указаны:
     
     1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление;
     
     2) дата и место рассмотрения дела;
     
     3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
     
     4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
     
     5) статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
     
     6) мотивированное решение по делу;
     
     7) срок и порядок обжалования постановления.
     
     Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
     
     Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу (должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю), его законному представителю или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается вышеуказанным лицам в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.
     
     По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять определение:
     
     1) при передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     2) при передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
     
     В определении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
     
     1) должность, фамилия, инициалы судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших определение;
     
     2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
     
     3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
     
     4) содержание заявления, ходатайства;
     
     5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
     
     6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
     
     Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении в действиях должностных лиц организации причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в силу положений ст. 29.13 КоАП РФ вправе направить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению вышеуказанных причин и условий.
     
     Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, внесшим представление.
     

3.10. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях

     
     КоАП РФ предусмотрен следующий порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в зависимости от того, кем принималось постановление по делу об административном правонарушении.
     
     Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном должностным лицом организации, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ, а постановление, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, - в вышестоящий налоговый орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
     
     Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении одновременно направляется в суд и в вышестоящий налоговый орган, жалоба рассматривается судом.
     
     Статьей 30.2 КоАП РФ установлен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
     
     Во-первых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий налоговый орган.
     
     При этом предусмотрено, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий налоговый орган, уполномоченный ее рассматривать.
     
     Во-вторых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
     
     Статьей 30.3 КоАП РФ установлен срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который равен десяти суткам со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законным представителем, защитником.
     
     В случае пропуска вышеуказанного срока лицо, подающее жалобу, вправе заявить ходатайство о восстановлении срока обжалования. Судья или руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа, правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок для подачи жалобы или отклонить ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, о чем он должен вынести определение.
     
     Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна рассматриваться судьей (единолично) или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.
     
     Рассмотрение жалобы производится в присутствии лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу, их законных представителей.
     
     Данные лица должны быть извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, что не исключает их права обратиться с просьбой в суд (руководителю налогового органа) о рассмотрении дела в их отсутствие.
     
     По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа выносится одно из следующих решений:
     
     1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения;
     
     2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
     
     3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
     
     4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу налогового органа, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
     
     5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, должностным лицом налогового органа.
     
     Принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение должно отвечать установленным ст. 29.10 КоАП РФ требованиям для постановления по делу об административном правонарушении, принимаемого судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, которые были указаны выше.
     
     Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается сразу после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу (должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю) или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу.
     
     Если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняется, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, эти лица принимают определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.
     

3.11. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении и решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административных правонарушениях

     
     Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
     

3.12. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

     
     Статьей 30.10 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принести протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) на решение вышестоящих инстанций [вышестоящего суда или руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего должностного лица налогового органа], принятое по жалобам на это постановление.
     
     Лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель или защитник вправе обратиться с ходатайством к прокурору с просьбой о принесении протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) на решение вышестоящих инстанций [вышестоящего суда или руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего должностного лица налогового органа].
     
     Копия решения, принятого либо судом (вышестоящим судом), либо руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, должна быть направлена согласно ст. 30.10 КоАП РФ в трехдневный срок после вынесения решения лицу, привлеченному к административной ответственности, его законному представителю или защитнику.
     

3.13. Принесение протеста прокурором на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов

     
     На вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, принятое в соответствующих случаях судом или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителем, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем.
     
     На вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов, принятое в соответствующих случаях судом (вышестоящим судом) или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителем, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем.
     
     Лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель или защитник вправе обратиться с ходатайством к прокурору субъекта Российской Федерации и его заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям с просьбой о принесении протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
     
     Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут пересматриваться председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов г. Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и его заместителями.
     

3.14. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

     
     Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
     
     Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
     
     1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (десять суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законным представителем или защитником), если вышеуказанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
     
     2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту (десять суток со дня вручения или получения копии решения), если вышеуказанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случая, если решением отменяется вынесенное постановление.
     
     Обязательность постановлений по делу об административном правонарушении для должностных лиц организации и юридических лиц, которыми данные лица привлечены к административной ответственности в виде взыскания штрафа, выражается в обязанности уплатить данный административный штраф не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
     
     Статьей 31.5 КоАП РФ предусмотрено право судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
     
     С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
     
     Статьей 31.6 КоАП РФ установлено право судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление о назначении административного наказания, приостановить исполнение постановления в случае принесения протеста прокурором на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
     
     О приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится определение.
     
     Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
     
     При неуплате административного штрафа в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки постановление о наложении административного штрафа обращается судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление к исполнению.
     
     Порядок обращения постановления о наложении административного штрафа к исполнению установлен ст. 32.2 КоАП РФ и заключается в направлении копии постановления о наложении административного штрафа судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление:
     
     в отношении физического лица (должностного лица организации) - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
     
     в отношении юридического лица - в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
     
     Постановление о назначении административного наказания в виде взыскания с должностного лица организации или юридического лица административного штрафа не может быть исполнено в случае, если это постановление не было приведено в исполнение судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение года со дня его вступления в законную силу.
     
     Таким образом, если должностное лицо организации, с которого в соответствии с постановлением о назначении административного наказания подлежит взысканию административный штраф, самостоятельно не уплатило штраф в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно не может быть привлечено к административной ответственности (то есть с него не может быть взыскан административный штраф) в случае, если данное постановление в течение года со дня его вступления в законную силу не было направлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судьей в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию.
     
     В аналогичном порядке при наличии вышеуказанных обстоятельств не может быть взыскан административный штраф с юридического лица, если постановление о назначении административного наказания в течение года со дня его вступления в законную силу не было направлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судьей в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
     
     Данный срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания может быть увеличен:
     
     - в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания - течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления;
     
     - в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания - течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
     
     С учетом положений ст. 31.7 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания прекращается по данной категории дел в следующих случаях:
     1) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
     
     2) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или его объявления в установленном законом порядке умершим;
     
     3) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
     
     4) отмены постановления.