Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Как учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на аудит консолидированной отчетности налогоплательщика - российской организации, составленной в соответствии со стандартами финансового учета США (US GAAP)?
     
     Согласно подпункту 17 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы на аудиторские услуги включались в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. До 1 января 2002 года в соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, в себестоимость продукции (работ, услуг) включались затраты, связанные с оплатой организацией аудиторских услуг.
     
     Порядок отнесения услуг к аудиторским установлен Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон N 119-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 119-ФЗ аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным считаем, что расходы по проведению аудита консолидированной отчетности российской организации, составленной в соответствии со стандартами финансового учета США (US GAAP), осуществленные после вступления в силу Закона N 119-ФЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Учредитель общества с ограниченной ответственностью заявил о выходе из состава его участников. Органом управления общества было принято решение о выплате вклада, осуществленного в иностранной валюте, в рублевой оценке по курсу Банка России на дату выхода учредителя. Как учитываются данные расходы для целей бухгалтерского учета и налогообложения?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
     
     Согласно п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, под курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала организации, признается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в уставный (складочный) капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу Банка России на дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этого вклада в учредительных документах.
     
     При этом курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала организации, подлежит отнесению на ее добавочный капитал. В дальнейшем в бухгалтерском учете уставный (складочный) капитал учитывается в рублях и переоценке не подлежит. Следовательно, при выходе из состава общества учредителю должна быть возвращена сумма, соответствующая рублевой оценке вклада в учредительных документах.
     
     Если принято решение о выплате вклада в рублевом эквиваленте на дату выхода учредителя из общества, то для целей налогообложения расходы по выплате учредителю разницы между рублевой оценкой его вклада на момент выхода и рублевой оценкой вклада в учредительных документах не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Как определяется для целей налогообложения финансовый результат по сделке РЕПО с ценными бумагами у продавца и покупателя данных ценных бумаг?
     
     Особенности определения налоговой базы по сделкам РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 282 НК РФ.
     
     В частности, операция РЕПО не меняет цену приобретения ценных бумаг и размер накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО в целях налогообложения доходов от последующей их реализации после обратной покупки ценных бумаг по второй части РЕПО.
     
     Доходы (убытки) от реализации ценных бумаг по первой части операции РЕПО не учитываются при определении налоговой базы. Налогообложение процентных (купонных) доходов осуществляется по ставкам, установленным ст. 284 НК РФ.
     
     При этом налоговая база по процентным (купонным) доходам определяется в следующем порядке.
     
     Для продавца по первой части РЕПО разница между ценой приобретения второй части РЕПО и ценой реализации первой части РЕПО признается:
     
     1) если такая разница положительна, - расходами по выплате процентов по привлеченным средствам, которые включаются в состав расходов с учетом положений, предусмотренных ст. 265 и 269 НК РФ;
     
     2) если такая разница отрицательна, - доходами в виде процентов по займу, предоставленному ценными бумагами, которые включаются в состав доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ.
     
     Для покупателя по первой части РЕПО разница между ценой реализации по второй части РЕПО и ценой приобретения по первой части РЕПО признается:
     
     1) если такая разница положительна, - доходами в виде процентов по размещенным средствам, которые включаются в состав доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ;
     
     2) если такая разница отрицательна, - расходами в виде процентов по займу, полученному ценными бумагами, которые включаются в состав расходов в порядке, предусмотренном ст. 265 и 269 НК РФ.
     
     При расчете разницы между ценой реализации (приобретения) по второй части РЕПО и ценой приобретения (реализации) по первой части РЕПО цена реализации (приобретения) по второй части РЕПО исчисляется с учетом накопленного процентного (купонного) дохода на дату второй части РЕПО, увеличенного на сумму купонной выплаты эмитентом (если таковая имела место) и уменьшенного на сумму накопленного процентного (купонного) дохода на дату первой части РЕПО.
     
     Особенности налогового учета доходов и расходов по сделкам РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 333 НК РФ.
     
     Как учитываются для целей налогообложения прибыли эксплутационные расходы по объектам основных средств, переданным в качестве вклада в общее дело простого товарищества?
     
     Согласно ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и сов-местно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ у участников простого товарищества не учитываются для целей налогообложения прибыли расходы в виде вклада в простое товарищество.
     
     Особенности определения налоговой базы по доходам участников простого товарищества от совместной деятельности определены ст. 278 НК РФ.
     
     В частности, для целей налогообложения прибыли не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача налогоплательщиками имущества, в том числе имущественных прав, в качестве вкладов участников простых товариществ.
     
     Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества о суммах причитающихся (распределяемых) доходов каждому участнику товарищества.
     
     Доходы, полученные от участия в товариществе, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков - участников товарищества и подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Убытки товарищества не распределяются между его участниками и при налогообложении ими не учитываются.
     
     В соответствии со ст. 1046 ГК РФ порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.
     
     Таким образом, эксплутационные расходы по объектам основных средств, переданным в качестве вклада в общее дело простого товарищества, учитываются тем участником простого товарищества, которому поручено ведение бухгалтерского учета простого товарищества, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль у этого товарищества.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Подлежат ли обложению НДС проектные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, садов и парков, охраняемых государством?
     
     Согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством. При этом освобождение от налогообложения проектных работ, выполняемых при реставрации вышеуказанных объектов, не предусмотрено.
     
     Таким образом, проектные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, садов и парков, охраняемых государством, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     В конце 2000 года организация заключила договор на оказание услуг без НДС, поскольку с 1 января 2001 года эти услуги НДС не облагались. Правомерна ли позиция налоговых органов о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 % (вместо 16,67 %) в отношении предоплаты, полученной в 2000 году в счет предстоящего оказания услуг в 2001 году, не облагавшихся НДС?
     
     Согласно ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», действовавшего до 1 января 2001 года, облагаемый НДС оборот определялся на основе стоимости реализовавшихся товаров (работ, услуг) исходя из применявшихся цен и тарифов, без включения НДС. При этом в облагаемый оборот включались любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение было связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     На основании п. 15 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», действовавшей до 1 января 2001 года, расчетные ставки НДС (9,09 и 16,67 %) применялись при реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включавшим НДС.
     
     Вышеуказанный порядок применения НДС действует также после 1 января 2001 года, то есть после вступления в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
     
     В стоимость услуги, оказанной организацией, НДС не включался, и, соответственно, денежные средства, поступившие в декабре 2000 года, не содержали сумму налога на добавленную стоимость.
     
     Учитывая вышеизложенное, позиция налоговых органов о применении ставки НДС в размере 20 % в отношении предоплаты, полученной в 2000 году в счет предстоящего оказания услуг, не облагавшихся НДС, правомерна.
     

Особенности обложения НДС организаций жилищно-коммунального хозяйства

     
     В.А. Должанский

     
     Как учитываются взимаемые организациями жилищно-коммунального хозяйства с потребителей коммунальных услуг штрафные санкции при формировании налоговой базы по НДС?
     
     Согласно ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. 153-158 настоящего Кодекса, устанавливается с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо сумм, иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Поэтому в налоговую базу по НДС включаются суммы санкций, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), если они связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Согласно ст. 167 НК РФ в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения определяется только момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, суммы штрафных санкций, связанных с несвоевременной оплатой коммунальных услуг, включаются в налоговую базу вне зависимости от наступления момента определения налоговой базы при реализации услуг.
     
     Поэтому суммы штрафных санкций, перечисленных потребителем, включаются в налоговую базу в том налоговом периоде, когда они поступили на расчетный счет организации жилищно-коммунального хозяйства.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     П.И. Савельев,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Российская организация имеет лицензию на право осуществления международной туристической деятельности, формирует группы туристов и за определенную плату по договору с другой российской компанией осуществляет перевозку пассажиров за рубеж и обратно.
     
     Сумма реализованных услуг организации состоит из стоимости услуг по проживанию и питанию туристов, предоставленных по договору с зарубежной фирмой, и стоимости услуг по перевозке пассажиров (авиабилетов), предоставленных российской компанией.
     
     Организация за каждый рейс приходует в кассу предприятия одним приходно-кассовым ордером стоимость авиабилетов, а полученные денежные средства от туристов и списки туристов передает другой российской организации, которая выписывает билеты пассажирам и осуществляет перевозку пассажиров за рубеж и обратно.
     
     Российская организация по авансовому отчету списывала стоимость услуг по проживанию и питанию туристов в оплату счета зарубежной фирмы. Могут ли российские компании в данном случае применять по НДС налоговую ставку 0 %?
     
     Обложение НДС работ, услуг при осуществлении международной туристической деятельности и перевозке пассажиров, багажа и грузов за рубеж и обратно в Российскую Федерацию авиационным транспортом регулируется НК РФ и Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Реализация туристических услуг, в том числе оформленных туристическими путевками, на территории Российской Федерации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Местом реализации работ (услуг) в сфере туризма признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации (подпункт 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). При оказании услуг в сфере туризма за пределами территории Российской Федерации они не облагаются НДС при наличии документов, подтверждающих оказание туристских услуг и фактическое место их оказания.
     
     В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность и турагентская деятельность осуществляются на основе соответствующих лицензий на каждый вид деятельности.
     
     Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристической деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов.
     
     Сертификация туристического продукта обязательна, а в случае отсутствия сертификата действие лицензии аннулируется.
     
     Документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта, является туристская путевка. Для подтверждения оказанных туристских услуг налогоплательщиком представляется корешок путевки.
     
     Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
     
     К документам, подтверждающим место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, относятся также контракт (договор), заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы (акт), подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
     
     В отношении туристических фирм, осуществляющих туроператорскую деятельность по международному выездному туризму, в части стоимости услуг, оказанных принимающей стороной (соответствующими иностранными лицами) за пределами территории Российской Федерации, объекта налогообложения не возникает при условии документального подтверждения фактического места оказания таких услуг в соответствии с вышеуказанным перечнем.
     
     Иные услуги, оказанные туристической фирмой и включенные в стоимость туристской путевки, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Туристические фирмы, осуществляющие турагентскую деятельность, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения.
     
     Вопросы налогообложения деятельности турагентов регулируются ст. 156 НК РФ.
     
     Что касается услуг по проживанию и питанию туристов, оказываемых российской организацией по договору с зарубежной организацией, то ввиду отсутствия полного пакета документов, подтверждающих факт оказания услуг, место оказания и стоимость, они не могут быть отнесены к услугам, оказанным в сфере туризма за пределами территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации вышеуказанных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформ-лении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации вышеуказанный вид деятельности относится к лицензируемому, а у налогоплательщика должна быть в наличии соответствующая лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
     
     Таким образом, налогоплательщик вправе применить ставку 0 % и налоговые вычеты при условии, если услуги по перевозке пассажиров и багажа оказаны непосредственно им при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 6 ст. 165 НК РФ, а также лицензии.     


О налоге с продаж

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Следует ли взимать налог с продаж с индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица?
     
     В соответствии со ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     На основании ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров (работ, услуг), оплачиваемых индивидуальным предпринимателем наличными денежными средствами, следует уплачивать налог с продаж.
     
     Следует ли взимать налог с продаж, если индивидуальный предприниматель без образования юридического лица оплачивает товар путем перевода денежных средств со счета в Сбербанке России?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров (работ, услуг), оплачиваемых индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке посредством перечисления средств, находящихся на их счетах в банках, налог с продаж применять не следует.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Правомерно ли считать объектом обложения налогом с продаж операции по реализации индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг) за наличный расчет?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям за наличный расчет следует считать объектом обложения налогом с продаж.
     
     При этом необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно выбирать форму расчета за приобретаемые товары (работы, услуги).
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Относится ли школьное питание к услугам, связанным с учебным процессом, и освобождается ли этот вид услуг от обложения налогом с продаж согласно ст. 350 НК РФ?
     
     В соответствии со ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, приведенный в ст. 350 НК РФ, включает операции по реализации товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями. При этом у образовательных учреждений должна быть лицензия на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В связи с этим услуги по обеспечению школьным питанием не подпадают под действие ст. 350 НК РФ и облагаются налогом с продаж.
     
     Если оплата товаров (работ, услуг), приобретенных физическими лицами (сотрудниками организации), осуществляется путем удержания денежных средств из их зарплаты, то следует ли в этом случае начислять налог с продаж?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, оплачиваемые в форме удержаний из заработной платы этих физических лиц, налогом с продаж не облагаются.
     
     Следует ли начислять налог с продаж при реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому для целей обложения налогом с продаж индивидуальные предприниматели могут рассматриваться как физические лица.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг), оплата которых производится наличными денежными средствами, должен начисляться налог с продаж.
     
     Надо ли применять налог с продаж при оплате услуг физическими лицами наличными денежными средствами через отделения Сбербанка, минуя кассу предприятия? При этом денежные средства поступают на банковский счет данного физического лица.
     
     Согласно ст. 861 «Наличные и безналичные расчеты» ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться в безналичном порядке. При этом безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не следует из закона и не обусловлено используемой формой расчета.
     
     В этих случаях расчеты за приобретаемые товары, работы или услуги производятся без внесения наличных денежных средств в кассу продавца. В связи с этим при реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), расчеты за которые осуществляются в безналичном порядке, а именно перечислением денежных средств с банковских счетов физических лиц, налог с продаж не взимается.
     

О едином социальном налоге

     
     Н.Н. Шелемех,
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга
     
Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом компенсации, установленные коллективными договорами во исполнение части второй ст. 287 ТК РФ, а также компенсации, выплачиваемые согласно ст. 414 ТК РФ?
     
     Компенсационные выплаты, предоставляемые физическим лицам, работающим по совместительству, согласно абзацу второму ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), а также выплаты, признаваемые компенсациями согласно абзацу второму ст. 313 ТК РФ, в пользу физических лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению единым социальным налогом только в случае, если соблюдаются все нормы, установленные ст. 238 НК РФ.
     
     Компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 414 ТК РФ и оговоренные в коллективном договоре (выплаты работникам за время участия в санкционированной забастовке и оплата простоя работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу), согласно п. 24 ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда и подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке (в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ).
     
     Подлежат ли налогообложению выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни?
     
     Выплаты за выполненную работу в выходные и нерабочие праздничные дни (стимулирующего и компенсирующего характера - не менее чем в двойном размере) работникам, заключившим трудовой договор с работодателем на срок до двух месяцев, согласно п. 3 ст. 255 НК РФ признаются расходами на оплату труда и являются объектом обложения единым социальным налогом согласно п. 1 ст. 236 НК РФ.
     

В.Н. Дольнова

     
     Начисляется ли единый социальный налог на материальную помощь, выплаченную члену профсоюза первичной профсоюзной организации, если эта выплата произведена райкомом профсоюза? При этом профсоюзный бюджет райкома формируется из членских профсоюзных взносов первичных профсоюзных организаций. Начисляется ли единый социальный налог на материальную помощь, выплаченную членам президиума райкома за счет профсоюзного бюджета райкома? При этом члены президиума райкома являются членами профсоюза первичных профсоюзных организаций.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Следует отметить, что Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским, либо лицензионным договором, исключены из объекта обложения единым социальным налогом.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты и иные вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц, не связанных с данными организациями трудовыми и гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что норма подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которой не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год, применяется в 2002 году только по отношению к членам первичной профсоюзной организации, которые связаны с ней трудовыми и договорными отношениями.
     
     При этом следует иметь в виду, что вышеуказанная норма не применяется по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым райкомом профсоюзной организации за счет средств, поступивших от первичных профсоюзных организаций, в пользу членов президиума райкома, состоящих с ним в трудовых или договорных отношениях, поскольку целевые отчисления первичных профсоюзных организаций, поступившие в вышестоящие профсоюзные органы и используемые этими органами на расходы, связанные с их основной деятельностью, не содержат признаков членских профсоюзных взносов, так как являются предметом денежного обращения между юридическими лицами. К членским профсоюзным взносам относятся средства, поступившие в первичную профсоюзную организацию в виде членских взносов от ее членов.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты и вознаграждения, производимые райкомом профсоюзной организации за счет средств, поступивших от первичных профсоюзных организаций, в пользу членов президиума райкома, состоящих с ним в трудовых или договорных отношениях, одновременно являющихся членами первичной профсоюзной организации, подлежат обложению единым социальным налогом.
      
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат обложению единым социальным налогом фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения. При этом указанной статьей Кодекса не установлено каких-либо ограничений суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
     
     
Согласно ст. 238 НК РФ при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     
Какой нормой возмещения расходов по найму жилого помещения при определении налоговой базы по единому социальному налогу следует руководствоваться при наличии у работника подтверждающих фактически произведенные расходы документов, а также при отсутствии указанных документов?
     
     В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом «...фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения» при направлении в командировку работников организациями, являющимися плательщиками этого налога.
     
     Таким образом, при наличии подтверждающих документов любые расходы по найму жилого помещения в полном объеме (независимо от превышения установленных Минфином России норм) не включаются в налоговую базу для исчисления единого социального налога.
     
     Что касается оплаты командировочных расходов без подтверждающих документов, то такие расходы не могут быть отнесены на затраты при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и поэтому в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ не облагаются единым социальным налогом (у коммерческих организаций), так как согласно ст. 270 Кодекса они отнесены к расходам, не уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы расходов предприятия, направленные на организацию культурных мероприятий для работников?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 настоящего Кодекса).
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 настоящей статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Из вышеизложенного следует, что не подлежат налогообложению выплаты и вознаграждения, поименованные в п. 1 ст. 236 НК РФ, для налогоплательщиков-организаций, формирующих налоговую базу по прибыли, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Таким образом, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237 НК РФ, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, не подлежат включению в налоговую базу при исчисления единого социального налога, если они не отнесены плательщиками-организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     В связи с вышеизложенным не подлежат обложению единым социальным налогом суммы расходов предприятия, связанные с организацией для работников культурных мероприятий.
     
     При этом под выплатами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, следует понимать выплаты, включение которых в состав расходов при определении налоговой базы предусмотрено главой 25 НК РФ. При этом источники расходов и порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
     
     Таким образом, к выплатам, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом, могут относиться только выплаты, определенные ст. 270 НК РФ.
     
     Просим разъяснить, могут ли налогоплательщики отказаться от льготы, которая им положена согласно ст. 239 НК РФ в целях исчисления единого социального налога?
     
     В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
     
     Таким образом, при принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик представляет в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе применения им преимущества (льготы), установленного ст. 239 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик отказывается от предоставленной НК РФ льготы после начала календарного года, то он должен произвести уплату налога за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). Учитывая, что налоговым периодом по единому социальному налогу согласно ст. 240 НК РФ является календарный год, уплата налога должна быть произведена за весь календарный год.
     
     При этом с учетом ст. 75 НК РФ налогоплательщик, помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм единого социального налога, обязан уплатить соответствующие суммы пени.
      

О налоге на доходы физических лиц

     
     Г.А. Ермилова

     
     Включаются ли в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц педагогическим и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, суммы жилищных и коммунальных услуг, оплаченные за них работодателем?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных в соответствии с законодательством компенсационных выплат физическим лицам, связанным, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг.
     
     В соответствии со ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации специалисты, работающие и проживающие в сельской местности вне населенных пунктов (в установленных законодательством случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Категории таких специалистов устанавливаются законодательными актами.
     
     Пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Аналогичная льгота предусмотрена и для квалифицированных медицинских работников. Вышеуказанные льготы предоставляются также на основании законодательных актов субъектов Российской Федерации в части, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации.
     
     Вышеуказанным категориям работников предусмотрено предоставление за счет местной администрации, учреждений и организаций годной к проживанию жилой площади (с оплатой жилой площади и оплатой отопления и освещения). Другие виды коммунальных услуг (например, газоснабжение) должны оплачиваться этими работниками на общих основаниях.
     
     Таким образом, бесплатное предоставление жилых помещений (оплата жилой площади) и коммунальных услуг (оплата отопления и освещения) не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц для работников просвещения и медицинских работников, проживающих в сельской местности и рабочих поселках.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц сумма, выплаченная физическому лицу предприятием по решению суда в виде заработной платы за вынужденный прогул и в качестве компенсации морального вреда?
     
     Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     В ст. 217 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. Данным перечнем не предусмотрена льгота по суммам, выплачиваемым гражданам на основании решений судов по спорам об увольнении, по суммам заработной платы за дни вынужденного прогула. Данные выплаты не подпадают под понятие «компенсационная выплата», так как работнику за время вынужденного прогула выплачивается средний заработок.
     
     Учитывая вышеизложенное, с сумм заработной платы, выплачиваемой по решению суда, налоговый агент должен удержать налог на доходы физических лиц и перечислить его в бюджет. При этом следует иметь в виду, что эти суммы включаются в доход физического лица того налогового периода, в котором они фактически выплачены.
     
     Статьями 1099-1101 ГК РФ предусмотрена выплата компенсации морального вреда, размеры которой устанавливаются решением суда.
     
     Таким образом, компенсация морального вреда в размерах, установленных судом, подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     

О налоге на имущество физических лиц

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Квартира находится в собственности взрослых и детей. Двое детей в возрасте 11 и 6 лет имеют отдельные свидетельства на право собственности. Сейчас им прислали извещения о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц. Правильно ли это? Дети не работают, являются школьниками, никаких личных доходов не имеют.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-1) граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в том числе дети, если они являются собственниками вышеуказанного имущества.
     
     В соответствии с п. 2 и 3 ст. 1 Закона N 2003-1 если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
     
     Вышеназванный Закон не предусматривает освобождение детей от уплаты налога на имущество.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его законные представители, которыми согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ признаются родители, усыновители или опекуны.
     
     В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. 23 НК РФ налог на имущество за своего несовершеннолетнего ребенка обязаны уплачивать его родители, усыновители или опекуны.