Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Бухгалтерский и налоговый учет объектов сферы общественного питания, учитываемых на балансе организации


Бухгалтерский и налоговый учет объектов сферы общественного
питания, учитываемых на балансе организации

     
     Е.В. Орлова,
начальник сектора эккаунтинга, аудита и корпоративных стандартов ЗАО «УК СТИН Холдинг»      


1. Признание объектов сферы общественного питания для целей бухгалтерского и налогового учета

     
     В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенным в действие с 1 января 2003 года постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, объекты сферы общественного питания включены в раздел Н «Гостиницы и рестораны», класс 55 и подклассы: 55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность баров», 55.5 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания» (группа 55.51 «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях»).
     
     Для признания объектов общественного питания в целях налогового учета необходимо учитывать требования государственных стандартов, что обусловлено следующими причинами.
     
     С 1 января 2002 года для целей налогового учета под документальным подтверждением затрат организации в качестве расходов понимается оформление документов таким образом, чтобы они отвечали требованиям всех законодательных актов Российской Федерации (а не только касающихся бухгалтерского учета и налогообложения).
     
     В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РФ.
     
     Правила оказания услуг общественного питания, в которых говорится о необходимости сертификации таких услуг, утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
     
     В ст. 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается на необходимость сертификации отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека.
     
     На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается также в письме Минздрава России от 22.05.2002 N 2510/5140-02-32 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции».
     
     Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:
     
     - ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
     

     - ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»;
     
     - ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования».
     
     В письме Роскомторга от 11.07.1995 N 1-955/32-7 «О нормативной и технологической документации для предприятий общественного питания» указывается также на необходимость применения вышеназванных основополагающих государственных стандартов.
     
     Вышеприведенные государственные стандарты направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, на защиту интересов потребителей.
     
     Требования, заложенные в государственных стандартах, являются обязательными для предприятий общественного питания различных организационно-правовых форм собственности.
     
     Ранее введение обязательной сертификации услуг общественного питания было подтверждено совместным письмом Госстандарта России N 230-7/431, Роскомторга N 1-1177/32-7 и Госкомсанэпиднадзора России от 07.09.1995 «О введении обязательной сертификации услуг общественного питания», которое не утратило своего действия и в настоящее время.
     
     К нормативной документации отнесены государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий (СТП), а также Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, которые являются технологическими нормативами.
     
     В настоящее время для выработки кулинарной продукции можно руководствоваться Сборниками технологических нормативов (издания 1994 года), рецептур блюд диетического питания и рецептур блюд и кулинарных изделий национальных кухонь народов России и стандартами предприятий.
     
     Стандарты предприятий на продукцию и услуги разрабатываются непосредственно предприятием общественного питания и утверждаются его руководителем.
     
     Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года, предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
     
     При этом под кулинарной продукцией понимается совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
     

     Кулинарная продукция должна соответствовать требованиям государственных стандартов, стандартов отрасли, стандартов предприятий, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий, технических условий и вырабатываться по технологическим инструкциям и картам при соблюдении санитарных правил для предприятий общественного питания.
     
     Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг.
     
     Класс предприятия общественного питания - это совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
     
     В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
     
     - ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
     
     - бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
     
     - кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
     
     - столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
     
     - закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием.
     
     Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения» дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
     

     - диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
     
     - столовая-раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других предприятий общественного питания;
     
     - буфет - структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
     
     Для целей бухгалтерского учета перечень предприятий и структурных подразделений, относящихся к сфере общественного питания, приведен в комментарии к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Вышеуказанный перечень включает только столовые и буфеты, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации.
     
     Таким образом, в бухгалтерском учете столовые и буфеты признаются в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств.
     
     Согласно нормам ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
     
     Следовательно, в налоговом законодательстве (в отличие от документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета) не конкретизирован перечень объектов, относящихся к сфере общественного питания и признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, услуги которых являются одной из составляющих социального пакета коммерческих организаций в современных условиях.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено нормами НК РФ.
     

     Учитывая вышеприведенное, а также то, что столовые, буфеты и иные аналогичные объекты общественного питания осуществляют реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам, организации могут признать такие объекты в качестве обслуживающих производств и хозяйств в целях налогового учета, зафиксировав это в качестве элемента налоговой учетной политики.     
     

Предприятия и структурные подразделения, относящиеся к сфере общественного питания

Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н

Статья 275.1 НК РФ

Столовые и буфеты

Отсутствует конкретный перечень объектов, относящихся к сфере общественного питания


     Деятельность объектов, относящихся к сфере общественного питания, имеющихся на балансе организаций, как правило, не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, ставших целью создания конкретной организации.
     
     Кроме того, необходимо учитывать, что услуги от деятельности таких объектов могут быть как реализованы организацией сторонним потребителям и своим работникам, так и бесплатно переданы своим работникам в случаях, предусмотренных законодательством или условиями трудовых (коллективных) договоров.
     
     В зависимости от этого бухгалтерский и налоговый учет объектов общественного питания имеет принципиальные отличия от учета операций, связанных с предметом деятельности коммерческой организации.
     

2. Бухгалтерский и налоговый учет расходов, связанных с содержанием объектов сферы общественного питания

     
     В бухгалтерском учете объекты сферы общественного питания, не связанные с предметом деятельности организации, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.
     
     Соответственно, для учета затрат, связанных с оказанием услуг столовыми, буфетами и другими объектами сферы общественного питания, должен использоваться калькуляционный счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
     
     Унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
     
     В письме Роскомторга от 15.07.1996 N 1-806/32-9 «О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания» подчеркивается, что все предприятия общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны руководствоваться единой нормативной и технологической документацией.
     
     Основными нормативными и технологическими документами, используемыми для учета услуг общественного питания, являются технологическая карта блюда, включающая технологию приготовления продукции и нормы закладки продуктов при приготовлении соответствующего блюда, а также калькуляционная карточка (форма N ОП-1).
     
     Порядок заполнения калькуляционной карточки (форма N ОП-1), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, описан в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
     
     При осуществлении операций в общественном питании следует руководствоваться Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
     
     Калькуляционная карточка (форма N ОП-1) применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции.
     
     Калькуляционная карточка может составляться из расчета стоимости сырья на сто блюд для наиболее точного определения цены одного блюда (изделия).
     
     Калькуляционные карточки составляются на основании сборников рецептур блюд, которыми должны руководствоваться все предприятия общественного питания.
     
     При изменении компонентов в сырьевом наборе блюда и цены на сырье и продукты новая цена блюда определяется в последующих свободных графах калькуляционной карточки с указанием в заголовке даты произведенных изменений. В графе «Дата составления» указывается дата последней записи в карточке.
     
     Правильность каждого расчета цены блюда (изделия) подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждается руководителем организации.
     
     На основании калькуляционных карточек заполняются данные практически всех документов, связанных с реализацией услуг общественного питания.
     

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель генерального директора
ООО «Ирика»
________ А. Н. Царев
5 января 2003 года

    
Технологическая карта блюда
Салат «греческий»

Наименование продукта

Брутто (грамм)

Нетто (грамм)

Готовый продукт (грамм)

Способ приготовления

Брынза

52

50

50

Брынза нарезается

Помидоры свежие

58

50

50

средним кубиком, все

Огурцы свежие

38

30

30

овощи - соломкой.

Перец болгарский

40

30

30

Заправляется лимонным

Маслины

27

15

15

соком и растительным

Салат листовой

22

15

15

маслом.

Сок лимона

24

10

10

Блюдо украшается

Масло растительное

25

25

25

зеленью и маслинами.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выход блюда в готовом виде в граммах

х

х

190/35


 

    

     Заведующая производством столовой _______________ Н. В. Соколова
     
     Директор по административно-хозяйственной части ___________Н. И. Ильинский
     
     Бухгалтер-калькулятор ________________С. Н. Рудакова
     

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель генерального директора

    ООО «Ирика»

    ________ А. Н. Царев

    9 января 2003 года

    
Калькуляционная карточка блюд на 9 января 2003 года

Блюдо

Код тов.

Наименование

На одну порцию

Объем


 

ед-цы


 

норма расхода, кг

цена, руб.

сумма, руб.

кол-во

расход, кг

сумма, руб.

Котлеты по-киевски


 


 


 


 


 


 


 

31-03032

Филе куриное

0,09

96,49

8,68

92

8,280

798,94


 

31-00028

Масло сливочное

0,03

84,54

2,54

92

2,760

233,33


 

31-00055

Яйцо

0,25

1,38

0,35

92

23,000

31,74


 

31-00019

Сухари панировоч.

0,028

16,23

0,45

92

2,576

41,81


 

31-00068

Масло растител.

0,015

25,17

0,38

92

1,380

34,73


 

31-00028

Масло сливоч.

0,01

84,54

0,85

92

0,920

77,78


 

31-00018

Соль

0,004

4,43

0,02

92

0,368

1,63


 

31-00117

Петрушка

0,005

8,1

0,04

92

0,460

3,73


 

ИТОГО

х

х

х

13,31

х

39,744

1223,69


     Заведующая производством столовой ___________________ Н.В. Соколова     
     Бухгалтер-калькулятор __________________________________ С.Н. Рудакова
     
     Обязательные требования к объектам общественного питания различных типов и классов установлены Государственным стандартом Российской Федерации «Общественное питание. Классификация предприятий» ГОСТ Р 50762-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198.               

          
     Соблюдение требований ГОСТ Р 50762-95 связано с дополнительными специфическими расходами объектов общественного питания.
     
     Пример.
     
     Организация «Шрэк» имеет не выделенные на отдельный баланс столовую и бар класса «люкс» для организации питания своих сотрудников.
     
     На основании служебной записки директора по административно-хозяйственной части и акта инвентаризационной комиссии о необходимости замены столовой посуды шести наименований и столового белья в столовой и баре были приобретены следующие товары с нанесением на них логотипа организации «Шрэк»:    

    Спецификация к договору № 25 от 10.01.2003
с ООО «Мир фарфора»

     

Ассортимент

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

Пара кофейная

115

900,00

103 500,00

Ваза для фруктов

10

550,00

5500,00

Тарелка мелкая 175

24

40,00

960,00

Тарелка мелкая 240

12

56,00

672,00

Блюдо овальное 350

3

600,00

1800,00

Кофейник

21

240,00

5040,00

Общая стоимость с нанесением логотипа на продукцию

х

х

117 472,00

НДС

х

х

23 494,40

Итого

х

х

140 966,00


    Приложение № 1 к договору № 76 от
10.01.2003 с ООО «Микс»


Наименование товара

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб.)

Скатерть белая

40

1200,00

48 000,00

Салфетки индивидуального пользования

200

140,00

28 000,00

Полотенца махровые

20

200,00

4000,00

Всего

х

х

80 000,00

НДС

х

х

16 000,00