Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий
главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)
*1   

В.В. Егиазарова,
к.ю.н.

     _____
      *1 Продолжение. Начало и продолжение комментария см.: Налоговый вестник. — 2002. — № 7. — С. 118; № 8. — С. 142; № 9. — С. 125; № 10. — С. 140; № 11. — С. 132; № 12. — С. 141.; 2003. - N 1. - С. 140 ; N 2. - С. 145.

     
     19. Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами
     
     Статьей 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за пользование или распоряжение условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенных платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Противоправность таких действий выражается в нарушении ст. 29 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которой условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться лишь в целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование вышеуказанных товаров и транспортных средств в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами.
     
     При доказывании объективной стороны правонарушения необходимо учитывать следующее.
     
     1. Товары и транспортные средства, за пользование или распоряжение которыми лицо привлекается к ответственности, должны быть выпущены условно с предоставлением льгот по таможенным платежам. В соответствии со ст. 18 ТК РФ под условным выпуском понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий.
     
     Таможенным законодательством предусмотрены следующие льготы по таможенным платежам:
     
     - полное освобождение от уплаты таможенных платежей;
     
     - частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;
     
     - снижение ставки таможенных платежей;
     
     - возврат уплаченных таможенных платежей;
     
     - предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных платежей;
     
     - установление необлагаемого минимума объекта налогообложения.
     
     2. Предоставленные льготы должны носить целевой характер, то есть льгота должна предоставляться лицу для осуществления определенных действий с товарами и транспортными средствами (товарами, ввозимыми иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями; товарами, ввозимыми в качестве сырья для производства лекарственных средств; транспортными средствами, осуществляющими международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, и др.). Нельзя признать целевой льготу, получаемую лицом в общем случае в связи с помещением товаров и транспортных средств под таможенный режим, за исключением полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и иных налогов при использовании таможенного режима временного ввоза (вывоза).
     

     3. Предоставление льгот по таможенным платежам должно быть обоснованным. Пользование или распоряжение товаром, для таможенного оформления которого в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании, статусе, характеристиках, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
     
     4. Лицо, получившее льготы по таможенным платежам, должно пользоваться или распоряжаться товарами и транспортными средствами, являющимися предметом нарушения таможенных правил, в соответствии с целями, отличными от тех, в связи с которыми льготы были предоставлены. Одного факта неиспользования товаров в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы, для квалификации действий лица по ст. 16.20 КоАП РФ недостаточно.
     
     Совершение деяний, предусмотренных диспозицией ст. 16.20 КоАП РФ, влечет наступление ответственности в виде административного штрафа в размере от одной третьей до двухкратной суммы стоимости товаров и (или) транспортных средств (с их конфискацией или без таковой) либо конфискацию предмета правонарушения. По мнению автора статьи, установление за рассматриваемое деяние штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, не отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию, поскольку сумма неуплаченных таможенных платежей зачастую в несколько раз меньше стоимости товара, являющегося предметом правонарушения.
     
     20. Приобретение ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил товаров и (или) транспортных средств
     
     Статья 16.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированы или недостоверно декларированы, либо в отношении которых таможенное оформление не завершено, а равно приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, либо товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
     
     Диспозиция ст. 16.21 КоАП РФ существенно изменена по сравнению с диспозицией ст. 280 ТК РФ, которой ранее была установлена ответственность за аналогичные нарушения. Наглядно эти изменения могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.).
     

     Статья 16.21 КоАП РФ состоит из одной части, но фактически содержит два состава нарушений таможенных правил.
     
     Первое правонарушение выражается в приобретении, хранении, транспортировке товаров, пользовании, распоряжении товарами, содействии в сбыте товаров и (или) транспортных средств, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 16.1 КоАП РФ), либо недекларированы или недостоверно декларированы (ст. 16.2 КоАП РФ), либо в отношении которых таможенное оформление не завершено.
     
     Состав второго правонарушения образует приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам (ст. 16.20 КоАП РФ) либо в отношении которых в соответствии с условиями ввоза или заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования (ст. 16.19 КоАП РФ).
     
     Объективная сторона первого правонарушения, содержащегося в ст. 16.21 КоАП РФ, выражается в приобретении, хранении, транспортировке товаров, пользовании, распоряжении товарами, содействии в сбыте товаров и (или) транспортных средств, в то время как второго - только в приобретении товаров и транспортных средств.
     
     Юридический анализ содержания ст. 16.21 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что для привлечения лица к ответственности по указанной статье Кодекса необходимо установить факт совершения иного противоправного деяния:
     
     - ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации;
     
     - недекларирования товаров и транспортных средств или их недостоверного декларирования;
     
     - незавершения таможенного оформления товаров и транспортных средств;
     
     - предоставления в отношении товаров и транспортных средств льгот по таможенным платежам;
     
     - установления ограничений распоряжения и пользования товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями ввоза или заявленного таможенного режима.     


Статья 280 ТК РФ

Статья 16.21 КоАП РФ

Транспортировка, хранение, приобретение транспортных средств, пользование или распоряжение средствами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированными или недостоверно декларированными


 

Транспортировка и хранение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых или отчуждаемых без разрешения таможенного органа в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы


 

Транспортировка, хранение, приобретение товаров, пользование или распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированными или недостоверно декларированными

Приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование или распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированными или недостоверно декларированными

Приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, используемых или отчуждаемых без разрешения таможенного органа Российской Федерации в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы

Приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам


 

Содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных


 

Приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования


 

Приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, таможенное оформление которых не завершено


     В Методических рекомендациях ГТК России по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (направлены в таможенные органы письмом ГТК России от 30.09.2002 N 01-06/39049) говорится о том, что, как правило, к ответственности по вышеуказанной статье Кодекса привлекается так называемое третье лицо, совершившее с незаконно перемещенными либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст. 16.21 КоАП РФ. Вместе с тем отмечено, что это не исключает возможности привлечения по обеим  статьям Кодекса одного и того же лица. Так, например, распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, тем же лицом, которое их ввезло, влечет ответственность для этого лица как по ст. 16.1, так и по ст. 16.21 КоАП РФ, поскольку первая распространяется на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, а вторая охватывает совершение с ними действий на территории Российской Федерации.
     
     Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратной суммы стоимости товаров и транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     
     21. Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации
     
     Статья 16.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а именно: таможенной пошлины, НДС, акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья и сбора за таможенное оформление (далее - таможенные платежи).
     
     Сроками уплаты таможенных платежей являются:
     
     - день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;
     
     - день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;
     
     - день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.
     
     Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, если деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, является самостоятельным правонарушением. Если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье.
     
     Применение ст. 16.22 КоАП РФ по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), также является обоснованным только в случае, если обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершении действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, при недоставлении перевозчиком товаров и транспортных средств в место, определенное таможенным органом, при предъявлении требования об уплате таможенных платежей владельцу склада временного хранения).
     
     Плательщик таможенных платежей может осуществить авансовый платеж, то есть внести авансом на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими плательщиком посредством подачи таможенной декларации или заявления о зачете авансовых средств в счет уплаты начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей. При этом днем уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации или день принятия заявления об их зачете (см. Методические рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей, утвержденные письмом ГТК России от 07.05.2001 N 01-06/17752). Учитывая вышеизложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных платежей в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа и принятых таможенной декларации или заявления о зачете авансовых платежей, нельзя признать обоснованным. Если авансовых платежей недостаточно для уплаты таможенных платежей по поданной таможенной декларации, применение ст. 16.22 КоАП РФ является обоснованным.
     
     Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом в соответствии со ст. 118 ТК РФ. Так, исходя из смысла ст. 72 ТК РФ ответственность за уплату периодических платежей при временном ввозе несет лицо, перемещающее товары. До помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо их помещения на склад временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик. Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения, за исключением случаев, определенных ТК РФ, лежит на владельце склада.
     
     Статья 118 ТК РФ содержит положение, согласно которому любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи. В этой связи следует отметить, что, реализуя свое право (но не обязанность) на уплату таможенных платежей, лицо не может быть привлечено к ответственности за их неуплату в установленные сроки.
     
     Санкция ст. 16.22 КоАП РФ предусматривает назначение наказания на граждан и должностных лиц в размере от одной десятой до двукратной суммы неуплаченных налогов и сборов, а на юридических лиц - от одной второй до двукратной суммы неуплаченных налогов и сборов.