Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сборы и иные неналоговые платежи по таможенному законодательству


Сборы и иные неналоговые платежи по таможенному законодательству

     
     Т.Н. Трошкина,
к.ю.н., доцент кафедры финансового и банковского права ГУ-ВШЭ

     
     В ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) приведены следующие виды таможенных платежей неналогового характера:
     
     а) таможенные сборы: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; таможенные сборы за хранение товаров;
     
     б) иные сборы: сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата;
     
     в) платы: плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.
     

     1. Таможенные сборы за таможенное оформление

     
     Данный вид таможенного сбора взимается за совершение таможенного оформления товаров, в том числе за совершение таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, а также товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются и при изменении таможенного режима, а порядок взимания и размеры сборов должны соответствовать вновь избранному таможенному режиму.
     
     Сбор за таможенное оформление взимается в большинстве случаев в процентах от таможенной стоимости оформляемого товара, но величина и валюта начисления могут меняться в зависимости от определенных условий (вид товара; способ транспортировки товара; заявленный таможенный режим и др.).
     
     1. Таможенный сбор за таможенное оформление чаще всего состоит из двух составляющих: основной части (взимается в валюте Российской Федерации), размер которой составляет 0,1 % от таможенной стоимости оформляемого товара, и дополнительной части - 0,05 % таможенной стоимости товара (в иностранной валюте, курс которой устанавливается Банком России). Такая схема начисления таможенных сборов действует при помещении товаров под следующие таможенные режимы:
     
     - выпуск для свободного обращения;
     
     - реимпорт;
     
     - магазин беспошлинной торговли;
     
     - таможенный склад;
     
     - свободный склад;
     
     - свободная таможенная зона;
     
     - переработка на таможенной территории *;
     
     - переработка под таможенным контролем *;
     
     - временный ввоз (вывоз) *;
     
     - переработка вне таможенной территории *;
     
     - экспорт;
     
     - реэкспорт;
     
     - уничтожение.
     _____
     * При этом режиме таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются дважды: как при помещении товаров под указанные режимы, так и при завершении действия указанных режимов.

     
     Обращаем внимание читателей журнала на следующие особенности уплаты валютной составляющей (0,05 %) при помещении товаров под перечисленные таможенные режимы:
     
     1) если она не превышает сумму, эквивалентную 100 долл. США, то таможенные органы вправе взимать, а декларант обладает правом уплачивать дополнительные сборы в валюте Российской Федерации. Это положение закреплено в п. 16 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1010;
     
     2) в соответствии со ст. 114 ТК РФ и п. 18 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление ГТК России разрешается уплачивать дополнительный сбор в валюте Российской Федерации.
     

     2. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,1 % их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации, но дополнительный сбор не взимается. Это происходит при таможенном оформлении только следующих товаров:
     
     - товаров, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД *1, помещенных под таможенные режимы переработки под таможенным контролем, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, а также при таможенном оформлении продуктов переработки, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России;
     _____
     *1 В группе 71 ТН ВЭД объединены жемчуг природный или культивированный; драгоценные или полудрагоценные камни; драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты.

     
     - товаров, помещенных под таможенный режим транзита, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами ГТК России, и случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление (эти случаи перечислены в п. 6 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление);
     
     - товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к технической помощи (содействию) Российской Федерации.
     
     3. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,15 % их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации при таможенном оформлении следующих товаров:
     
     - товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в счет кредитов, гарантированных Правительством РФ, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения Минэкономразвития России или ГТК России;
     
     - товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с этой территории по контрактам, предусматривающим расчеты в клиринговых или в замкнутых валютах;
     
     - товаров, ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета Российской Федерации; товаров, ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, представляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета; товаров, ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по кредитам, предоставленным бывшими Союзом ССР и РСФСР, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения ГТК России;
     
     - товаров, ввозимых в качестве дара;
     

     - товаров, происходящих и ввозимых из стран СНГ;
     
     - товаров, помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР;
     
     - памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации либо при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации Банком России;
     
     - вывозимой и пересылаемой с таможенной территории Российской Федерации или ввозимой и пересылаемой на таможенную территорию Российской Федерации наличной иностранной валюты;
     
     - горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты.
     
     Применяются и другие способы исчисления величины таможенного сбора за таможенное оформление товаров, установленные в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление. Кратко проанализируем каждый из них.
     
     Таможенные сборы за таможенное оформление ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте взимаются в валюте Российской Федерации в размере трех установленных законом минимальных месячных размеров оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декаларации.
     
     При таможенном оформлении товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых по доной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве, но не более 0,1 % стоимости данной партии товаров.
     
     Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов, взимаются в валюте Российской Федерации в размере:
     
     - 100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США включительно;
     
     - 150 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США, но не превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США включительно;
     
     - 200 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США и более.
     
     Таможенные сборы за таможенное оформление судов взимаются в вышеуказанных размерах также в случаях завершения действия следующих таможенных режимов:
     
     - временного ввоза (вывоза) путем обратного вывоза (ввоза) временно ввезенных (вывезенных) товаров;
     
     - переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;
     
     - переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории Российской Федерации.
     
     Если вышеуказанные размеры таможенных сборов за таможенное оформление превышают сумму, равную 0,1 % таможенной стоимости судна в валюте Российской Федерации и 0,05 % таможенной стоимости судна в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0,1 % таможенной стоимости товаров в валюте Российской Федерации и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Банк России, в размере 0,05 % таможенной стоимости товаров.
     
     На практике большое значение имеет порядок расчета таможенных сборов в случае таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации. В этих ситуациях таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере. Исключение из этого правила составляют следующие случаи:
     
     при таможенном оформлении товаров отдельных категорий в таможенных органах Российской Федерации, определенных ГТК России;
     
     при таможенном оформлении горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты, и т.д.
     
     Разъяснения о порядке взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров в случае оформления энергоносителей в Центральной энергетической таможне даны в письме ГТК России от 08.11.2000 N 01-06/32310.
     
     Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные сборы за таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, до или одновременно с принятием таможенной декларации таможенным органом. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты сборов за таможенное оформление исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
     
     Особенности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых между государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе, описаны в письме ГТК России от 27.06.2001 N 01-06/25247.
     
     Случаи освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товаров определены в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, а именно:
     
     - товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к гуманитарной помощи или содействию Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»);
     
     - товаров, помещаемых под таможенный режим отказа от товара в пользу государства;
     
     - товаров, помещаемых под таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом;
     
     - товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими представительствами иностранных государств, имеющими таможенные льготы в соответствии с международными соглашениями или законодательством Российской Федерации;
     
     - временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, для экспонирования и обратно ввозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий;
     
     - временно ввозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей в целях их экспонирования и обратно вывозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий;
     
     - ввозимой или вывозимой Банком России наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов;
     
     - товаров, стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики;
     
     - товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, в случаях, предусмотренных соответствующими межправительственными соглашениями и международными договорами;
     
     - товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для перевозок воздушным, водным и трубопроводным транспортом);
     
     - бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта в Женеве (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных к выдаче на таможенной территории Российской Федерации и направляемых в адрес Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
     
     - в упрощенном порядке марок акцизного сбора, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
     
     - товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России;
     
     - российских товаров, вывозимых в государства - участники Таможенного союза, и товаров, происходящих и ввозимых из этих государств на территорию Российской Федерации, в отношении которых соглашениями о Таможенном союзе предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России;
     
     - российских товаров, которые ввозятся с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;
     
     - отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, если их таможенная стоимость не превышает сумму, эквивалентную 20 долл. США.
     
     Согласно приказу ГТК России от 06.02.2001 N 124 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров» не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление с товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию.
     
     Возврат взысканных сумм таможенных сборов за таможенное оформление, в том числе при аннулировании декларации или запрещении выпуска товаров, не производится, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации, включая случаи, когда таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров, в том числе при предварительных операциях, не производили. Возврат же излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации по налогам и сборам и таможенным законодательством, в том числе если:
     
     а) сумма таможенных сборов за таможенное оформление пересчитана при корректировке таможенной стоимости товаров;
     
     б) произошла излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление в результате изменения их размера, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.
     

(Окончание следует.)