Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

«Налоговикам Подмосковья есть чем гордиться!..»


«Налоговикам Подмосковья есть чем гордиться!..»

     
     Управление МНС России по Московской области за прошедшие годы сумело заявить о себе как о высокопрофессиональной организации, стоящей на страже экономических интересов Московского региона. Сотни миллионов рублей, доначисленных в государственную казну, - убедительное тому свидетельство. О том, чем сегодня живут налоговики Подмосковья, о достижениях и трудностях в их нелегкой работе рассказывает руководитель Управления МНС России по Московской области, государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Константин Вячеславович Седов.
     
     Константин Вячеславович, работая в столь крупной структуре исполнительной власти, Вы, наверное, сегодня с уверенностью сможете ответить на вопрос: какова роль налоговой службы в жизни общества?
     
     Проблема собираемости налогов как одного из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. В этих условиях налоговым органам приходится прилагать огромные усилия, используя все методы контрольной работы, чтобы поступления денежных средств в бюджеты всех уровней не уменьшались, а предприятия и организации всех форм собственности, будь то государственная, частная или акционерная, своевременно и в полном объеме уплачивали установленные действующим законодательством налоги и сборы.
     
     Думаю, что сегодня именно в налоговой сфере решается - быть в нашей стране нормальному цивилизованному рынку или нет. А это в немалой степени зависит от уровня зрелости структур, которым поручено охранять экономические интересы государства, их «боевой» готовности - от совершенства законодательной базы, широты предоставленных полномочий, материального и технического обеспечения сотрудников.
     
     Какова Ваша оценка «уровня зрелости» налоговых органов Московской области?
     
     Деятельность налоговых органов Подмосковья характеризуется устойчивой положительной динамикой по всем показателям работы. Осуществляемые нашими специалистами проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций различных форм собственности позволяют пополнять бюджеты всех уровней значительными суммами. Московская область входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по объемам средств, собираемых в бюджет. Даже несмотря на кардинально изменившийся порядок исчисления налогов в связи с вступлением в силу части второй НК РФ, а также на сокращение в целом по области налогооблагаемой базы, налоговые органы Подмосковья выполнили плановое задание.
     
     Для успешной деятельности требуются высококвалифицированные специалисты. Достаточно ли их в налоговых инспекциях Подмосковья?
     
     Самое ценное из того, что нами сделано за годы становления системы налоговых органов, - это кадры. Не было раньше такой профессии - налоговый инспектор. Мы сумели сформировать неплохой костяк специалистов, готовых выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного и, если хотите, исследовательского характера. Это и определяет сегодня профессиональный уровень налогового инспектора Московской области.
     
     Кроме того, с момента образования налоговых органов постоянно идет поиск путей повышения эффективности нашей работы. Большое внимание уделяется совершенствованию организационных аспектов, рациональной расстановке работников по всей структуре, компьютеризации, повышению квалификации налоговиков.
     
     Например, наше Управление тесно сотрудничает с рядом учебных заведений, особенно с Всероссийской государственной налоговой академией, со Звенигородским финансово-экономическим и Московским финансовым колледжами. Именно эти учебные заведения являются базовыми в подготовке специалистов для налоговых органов Подмосковья.
     
     Кого еще Вы считаете своими помощниками и союзниками?
     
     Главное - это взаимопонимание в определении тактики и стратегии экономического развития Московского региона и места налоговой службы в решении стоящих перед государством задач. За прошедшие годы нашими единомышленниками и союзниками стали все те, кому дорого будущее Подмосковья, его экономическое процветание. Поверьте, это не просто громкие слова.
     
     Нам всегда готовы оказать помощь и поддержку Губернатор Московской области Борис Громов, областное Правительство, Московская областная Дума, а также многие главы муниципальных образований Подмосковья. Удалось наладить деловые взаимоотношения со всеми правоохранительными структурами региона.
     
     Мы успешно взаимодействуем с законодательной властью в процессе подготовки новой областной нормативно-правовой базы. В частности, мы принимали участие в разработке закона о транспортном налоге, о едином налоге на вмененный доход и т.д.
     
     Надеюсь, что налоговики Подмосковья и впредь будут находить поддержку и взаимопонимание со стороны государства. Профессионализм, как известно, приносит максимальные результаты лишь в сочетании с помощью и заботой. Поэтому представители как законодательной, так и исполнительной ветвей власти время от времени просто обязаны, на мой взгляд, задавать себе вопрос: что мы можем сделать для налоговой службы? Ведь не секрет, что, заботясь о пополнении государственной казны, налоговые работники зачастую сами еле сводят концы с концами. Необходимо помнить, что всех нас объединяет общая забота - достижение экономического процветания как Московского региона, так и России в целом, повышение благосостояния ее граждан.
     
     Приходится ли налоговым работникам выбирать наиболее важные задачи и сосредотачивать основные усилия именно на них?
     
     Порой трудно определить, что является для нас главным, а что - второстепенным. Наша деятельность постоянно нацелена на пополнение доходной части бюджетов. Это, в общем-то, понятно. Деньги сегодня нужны и стране в целом, и нашему региону. Однако и раньше, и сейчас были и есть участки, на которые мы обращаем самое пристальное внимание. Так, установлен жесткий  контроль за доходами наиболее крупных организаций во внешнеэкономической и кредитно-финансовой сферах. Внимательно следим за всеми операциями с использованием наличных денежных средств. Постоянно совершенствуется работа по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции: мы пытаемся ликвидировать «черный» рынок алкоголя, направив реализацию водки, коньяков и вин через магазины под контроль государства. Бюджет, таким образом, должен пополниться значительными суммами. Ведь известно, что доля «спиртных» доходов в бюджете во времена государственной монополии на алкогольную продукцию доходила до 50 %.
     
     Наши сотрудники при взаимодействии с Главным управлением по производству и обороту алкогольной продукции Московской области - «Мособлалко» - осуществляют комплексные проверки предприятий, занятых производством, розливом и реализацией спиртного, обмениваются информацией с налоговыми службами других районов и областей о покупателях больших партий спирта и готовой алкогольной продукции, а также проверяют все фирмы, занимающиеся продажей алкоголя, на наличие у них марок акцизного сбора. Учитывая, что в Московской области плательщиками акцизов по спирту и алкогольной продукции являются свыше 100 организаций, расположенных более чем в 50 городах Подмосковья, налоговые проверки осуществляются практически в круглосуточном режиме.
     
     Конечно, достигнутые успехи вовсе не означают, что в нашей работе не осталось проблем, требующих безусловного решения. Скажем, одной из наиболее острых проблем для нас продолжают оставаться недоимки по платежам в бюджеты различных уровней. К сожалению, в должниках государству в Московской области числятся сотни организаций. Решению этой проблемы посвящены совещания с участием всех представителей заинтересованных сторон, разработаны и утверждены пакеты документов по данному направлению.
     
     Какова на сегодняшний день обстановка в Подмосковье с погашением задолженности по платежам в бюджет?
     
     Благодаря активной работе с недоимщиками удалось снизить сумму долга по всем уровням бюджета. Причем налоговые органы делают ставку не только на принудительные меры, но и устанавливают с налогоплательщиками-должниками конструктивный диалог. Разрабатывая порядок реструктуризации долгов, мы стараемся создать благоприятные условия и для плательщика, чтобы он мог дальше продолжать работу, и для государства, чтобы оно получило в обязательном порядке причитающиеся ему деньги.
     
     Константин Вячеславович, какие новшества коснулись Вашей службы в ушедшем году?
     
     В соответствии с распоряжением Правительства РФ в прошлом году в Московской области нами созданы 8 межрайонных инспекций, в том числе одна специализированная для работы с крупнейшими налогоплательщиками. Соответственно, процедура контроля стала более понятной, появилась возможность оперативнее и тщательнее анализировать налоговую базу. Это очень важно, так как позволяет максимально точно прогнозировать поступление денег в бюджеты всех уровней. И, конечно, в рамках реализации Федеральной целевой программы по развитию налоговых органов нами началось внедрение новых процедур и технологий в работу налоговых инспекций Подмосковья.
     
     Не могли бы Вы пояснить, в чем суть программы модернизации и принесет ли она пользу налогоплательщикам?
     
     Организационная структура налоговых органов ориентирована на исполнение налогового законодательства. Для налогоплательщика она подчас неочевидна и малопонятна. В связи с этим часто возникала проблема: придя в налоговую инспекцию, не было ясно, к кому идти, кто за что отвечает. Поэтому МНС России решило создать единую штатную структуру по всем инспекциям. В идеале должна получиться система типа банковской - будет операционный зал, где сидят сотрудники, занятые работой с клиентами. Люди смогут приходить в одно место - в отдел по работе с налогоплательщиками, где получат консультацию, оставят документы для постановки на налоговый учет, сдадут отчетность, проведут сверку со своим лицевым счетом. Только в исключительных случаях налогоплательщика могут пригласить к инспектору для каких-то уточнений. Подобные новшества избавят от хождения по кабинетам - все вопросы можно будет решать в одном месте.
     
     Кроме того, в настоящее время у нас активно развивается система телекоммуникаций, модернизируются локальные вычислительные сети, вводится сбор налоговой отчетности в электронном виде, что должно обеспечить учет всех налогоплательщиков и всех их доходов, а также сделать значительно удобнее сам процесс уплаты налогов и сборов для самих плательщиков. Ведь многочисленные призывы честно платить налоги известны сегодня каждому. А вот создать добросовестным налогоплательщикам благоприятные условия для выполнения этой обязанности - в этом мы видим свою задачу.
     
     Готовы ли налогоплательщики к открытому диалогу с представителями налоговых органов?
     
     Не скрою, в обществе, к сожалению, все еще размыты морально-нравственные ориентиры. Подчас лица, укрывшие от государства сотни тысяч, а то и миллионы рублей дохода, отделываются легким испугом, а их действия не вызывают должного осуждения. С такими неплательщиками мы работаем совместно с органами внутренних дел, налоговой полицией, службой судебных приставов, проводим специальные мероприятия. В своей работе мы руководствуемся простой истиной: законопослушные граждане, заплатив налоги, должны спокойно трудиться, а нарушители налогового законодательства должны отвечать за свои действия в соответствии с законом - от внушительного штрафа до привлечения к уголовной ответственности.
     
     В этой связи особую актуальность приобретает решение такой сложной проблемы, как воспитание налогоплательщика. Необходимо терпеливо и доходчиво разъяснять нашим согражданам, что налоги - это вклад каждого из нас в развитие государства, нашего региона, района, города. И идут налоги в первую очередь на социальные нужды, оборону, борьбу с преступностью.
     
     Такой подход будет только способствовать созданию благоприятных условий для работы хозяйствующих субъектов в нашем регионе и привлечению инвестиций в экономику Московской области. И мы будем продолжать работу в этом направлении, стремясь вести конструктивный диалог с налогоплательщиками, делая процесс уплаты налогов в бюджет максимально быстрым и эффективным и не ограничиваясь принудительными мерами. Только при наличии взаимопонимания между плательщиками и сборщиками налогов возможно достижение общественного благополучия.
     

Беседу провел О. Ведерников