Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О плате за пользование водными объектами


О плате за пользование водными объектами

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В соответствии с каким нормативным актом взимаются платежи за пользование водными объектами? Реализованы ли в настоящее время положения Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающие платежи за пользование водными объектами?
     
     Водным кодексом Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 16.11.1995 N 167-ФЗ, предусматривалось взимание двух видов платежа:
     
     1) плата за пользование водными объектами (водный налог);
     
     2) плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
     
     Водным кодексом Российской Федерации устанавливался механизм распределения второго вида платы между бюджетами разного уровня: Федеральным целевым фондом восстановления и охраны водных объектов и Федеральным целевым бюджетным экологическим фондом.
     
     Данные положения Водного кодекса Российской Федерации, а также и другие его нормы, касающиеся взимания этих платежей и порядка их распределения между бюджетами, в настоящее время не применяются, так как Федеральным законом N 71-ФЗ установлен иной порядок взимания платы и ее распределения между бюджетами разных уровней. На основе вышеуказанного Закона издана инструкция Госналогслужбы Российской Федерации от 12.08.1998 N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (далее - Инструкция N 46).
     
     В соответствии с лицензией, выданной Комитетом природопользования, предприятие добывает пресную подземную воду из скважин, находящихся на его территории. Часть питьевой воды используется для приготовления пищи, в душевых, а другая часть направляется на технологические нужды (в котельные). Является ли предприятие плательщиком налога на добычу полезных ископаемых?
     
     В соответствии с подпунктом 15 п. 2 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к добытым полезным ископаемым относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральное сырье), а также термальные воды. Другие воды не отнесены к полезным ископаемым и не подлежат обложению налогом на добычу полезных ископаемых.
     
     Пользование подземными водными объектами в целях забора холодной пресной воды подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее - Закон N 71-ФЗ).
     

     С 1 января 2002 года согласно главе 26 НК РФ минеральные воды были отнесены к полезным ископаемым и вместе с рудами, нефтью и т.д. стали облагаться налогом на добычу полезных ископаемых. Если другие полезные ископаемые так или иначе ориентированы на реализацию за рубежом или распределяются только в добывающих отраслях и поэтому определить их добытую стоимость несложно, то минеральная вода в цистернах как ископаемое за рубеж, как правило, не поставляется, а способы розлива и фасовки многообразны: из собственных скважин, из скважин других организаций и из источников. Глава 26 НК РФ не дает исчерпывающего ответа предприятиям, как правильно оценивать стоимость добытой минеральной воды и уплачивать соответствующий налог. Не дают ответа на этот вопрос и Методические рекомендации по применению главы 26 НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, в п. 52 которых приводится только один пример, касающийся реализации 10 тонн минеральной воды цистернами 25 тонн.
     
     Как оценивать стоимость добываемой предприятием минеральной воды из скважин, а также в случае поставки этой воды цистернами другим предприятиям, реализующим и фасующим минеральную воду?
     
     Согласно главе 26 НК РФ при формировании расчетной стоимости добытой минеральной воды учитываются следующие расходы:
     
     - материальные расходы непосредственно на подъем воды;
     
     - оплата труда работников, занятых на добыче воды;
     
     - суммы соответствующей амортизации;
     
     - расходы на ремонт скважины;
     
     - прочие расходы.
     
     Для определения полной стоимости этой воды необходимо прибавить рентабельность предприятия. Это положение отсутствует в главе 26 НК РФ, однако ранее в п. 13 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 отмечалось, что при отсутствии реализации аналогичной по качеству продукции в данном регионе стоимость первого товарного продукта определяется исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия.
     
     В соответствии со ст. 340 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» добыча минеральной воды оценивается по третьему способу оценки.
     
     При формировании расчетной стоимости добытой минеральной воды расходы учитываются в соответствии с главой 26 НК РФ.
     

     Статьей 8 Закона N 71-ФЗ установлено, что не менее 50 % от поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации платы за пользование водными объектами направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
     
     Вместе с тем согласно ст. 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Со своей стороны, Комитет финансов области считает, что поскольку вышеуказанные нормы ст. 8 Закона N 71-ФЗ противоречат БК РФ, то они не должны применяться в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета (ст. 3 БК РФ). Так ли это?
     
     Законом N 71-ФЗ предусмотрено целевое использование средств (на восстановление и охрану водных объектов), поступающих от платы за пользование водными объектами, в объ-еме не менее 50 %.
     
     Вместе с тем ст. 35 БК РФ установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Таким образом, нормы данных нормативных актов вступают в противоречие, образуя коллизию в законодательстве Российской Федерации.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 2 БК РФ федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить настоящему Кодексу. Кроме того, данная статья БК РФ предусматривает, что в случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах применяется БК РФ.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О плате за пользование водными объектами”« с 1 января 2002 года из текста подпункта 4 п. 1 ст. 4 Закона N 71-ФЗ о размерах ставок за пользование водными объектами в целях сплава древесины исключено словосочетание «без применения судовой тяги».
     

     Приказом МНС России от 12.02.2002 N БГ-3-21/71 организации, занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях (также вне зависимости от вида тяги), признаны налогоплательщиками платы за водопользование.
     
     В то же время п. 1 ст. 2 Закона N 71-ФЗ остался в прежнем изложении и относит к объектам платы за водопользование только лесосплав в плотах и кошелях без применения судовой тяги.
     
     В результате сложилась парадоксальная ситуация: есть налогоплательщики (организации, сплавляющие древесину в плотах с судовой тягой, - подпункт 2.3 п. 2 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46, есть налоговые ставки - подпункт 4 п. 1 ст. 4 Закона N 71-ФЗ), но отсутствует объект налогообложения (п. 1 ст. 2 Закона N 71-ФЗ).
     
     Рассматриваются ли в настоящее время на федеральном уровне какие-либо предложения по приведению в соответствие ст. 2 и 4 Закона N 71-ФЗ и возможно ли в настоящее время взимание платы за водопользование при лесосплаве с применением судовой тяги?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 71-ФЗ объектом платы признается использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях).
     
     Изменения и дополнения в Закон N 71-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ, не содержат норм, изменяющих объект налогообложения в части использования водных объектов в целях сплава леса.
     
     В этой связи в 2002 году налогообложение за пользование водными объектами в целях лесосплава осуществлялось в том же порядке, что и в 2000 и 2001 годах.
     
     По какой ставке организация должна рассчитывать платежи за забор воды, если она не имеет лицензии на специальное водопользование и не оформляет ее в территориальном органе МПР России?
     
     В отношении организации, осуществляющей безлицензионное пользование водными ресурсами, должны применяться увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательным органом субъекта Российской Федерации для аналогичной категории водопользователей. В случае отсутствия такой категории в утвержденном перечне применяется ставка платы, установленная для прочих водопользователей.
     
     В соответствии с Инструкцией N 46 при пользовании акваторией водных объектов ставка платы применяется с коэффициентом 0,25. Можно ли применять пониженную ставку при всех видах использования акватории водных объектов, в частности при лесосплаве?
     

     В соответствии с Инструкцией N 46 коэффициент 0,25 применяется при расчете платы за используемую площадь акватории водных объектов при добыче полезных ископаемых, размещении объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также при проведении буровых, строительных и иных работ. Эти работы проводятся на строго ограниченной акватории водных объектов, размер которой указывается в лицензии на право проведения работ. Введение коэффициента 0,25 связано с тем, что здесь установлена ставка платы за используемую площадь акватории в год. Следовательно, декларация за такое пользование подается один раз в квартал, и сумма платы (или ставка) делится на четыре.
     
     При использовании акватории водных объектов для лесосплава расчет платы производится исходя из каждых 100 км сплава, а сумма платы определяется как произведение объема сплавляемой древесины на ставку платы и на расстояние сплава леса, деленное на 100. Другие коэффициенты не применяются.
     
     Как можно проверить достоверность данных о фактическом объеме забора воды?
     
     В Методических рекомендациях по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами, утвержденных письмом МНС России от 27.02.2001 N ВТ-6-04/168а, указано на то, что фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала учета забора воды, который должен вестись на основании водоизмерительных приборов. В целях проверки данных о фактическом заборе воды используется также государственная официальная статистическая отчетность по объему забора воды и сбросу сточных вод - форма 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» (далее - форма 2-ТП), которая ежегодно представляется территориальным органам МПР России.
     
     Как можно определить достоверность данных о фактическом объеме сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, для целей налогообложения?
     
     Инструкцией N 46 предусмотрено, что объем сброса сточных вод (производимых и хозяйственно-бытовых) и других видов стоков определяется на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета. При отсутствии измерительных приборов объем сточных вод и стоков устанавливается по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России. Следует также иметь в виду, что при сбросе в водный объект сточных вод плательщик должен вносить плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.
     
     В Методических рекомендациях по проверке организаций и предпринимателей по вопросу правильности исчисления и внесения в бюджет платежей за пользование водными объектами указано на то, что фактический объем забранной воды проверяется по данным журнала учета забора воды, который должен вестись на основании водоизмерительных приборов. В целях проверки достоверности данных о фактическом объеме сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, используется также форма 2-ТП, которая ежегодно представляется территориальным органам МПР России. Объем сверхлимитного забора и сброса воды устанавливается посредством сверки данных забора и сброса воды в пределах лимита, установленного в лицензии, и фактического забора и сброса воды, который выводится на основании журналов первичного учета.
     
     Может ли быть основанием для невнесения платы за пользование водными объектами то обстоятельство, что суда, плоты являются собственностью компании?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 71-ФЗ объектом налогообложения признается пользование водными объектами, в том числе в целях использования акватории водных объектов для размещения плавательных средств. Других условий для определения объекта налогообложения за данный вид пользования водными объектами вышеназванным Законом не предусмотрено.
     
     В соответствии с Законом N 71-ФЗ не подвергается налогообложению плата, уплачиваемая при заборе воды сельскохозяйственными организациями для орошения земель. Относится ли данное положение и к сбросу вод для этих же организаций?
     
     Законом N 71-ФЗ установлено, что плательщиками признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Если воды сбрасываются после орошения земель, то в данном случае очевидно, что их сток осуществляется без применения технических средств. Следовательно, плата не вносится. Если же сельскохозяйственные организации осуществляют сброс сточных вод, получаемых от других видов деятельности, через коллекторы и другие устройства, то такое пользование водными объектами является платным.
     
     Какие ставки платы за пользование водными объектами применяются в отношении населения и для сельскохозяйственных целей?
     
     Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ внесены изменения в ставки платы за пользование водными объектами. Согласно новой редакции Закона N 71-ФЗ его действие распространяется в настоящее время и на правоотношения, возникающие при заборе воды из подземных водных объектов. В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 2 вышеназванного Закона объектом налогообложения забор воды из подземных источников для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий, для орошения соответствующих земель, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов и т.д. не является.
     
     Ставка платы за забор воды для населения не должна превышать 60 руб. за одну тысячу кубических метров воды.
     
     Законом N 71-ФЗ объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов, в том числе для лесосплава, добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ. В связи с этим возникает вопрос: что следует понимать под иными работами?
     
     В соответствии с Законом N 71-ФЗ объектом налогообложения признается использование акватории водных объектов для лесосплава, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также для проведения буровых, строительных и иных работ. В данном случае под иными работами подразумеваются работы, аналогичные буровым или строительным, то есть речь идет о совершенно новых видах деятельности.
     
     Организация имеет несколько скважин различной глубины для добычи воды из подземных источников. Как налогоплательщик должен определять бассейн водного объекта для применения ставки в расчете платы при заборе воды?
     
     Если подземная вода добывается из объекта, имеющего границы, объем и черты водного режима, то этот объект в соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации является составной частью водного фонда.
     
     В каждом субъекте Российской Федерации ведется учет водных объектов и, следовательно, имеются карта водного фонда, показывающая совокупность водных объектов, расположенных на данной территории, включенных в водный кадастр, а также схемы привязки подземных водных объектов к бассейнам рек и озер. Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» эту работу проводит МПР России.
     
     Организация осуществляет забор воды из водного объекта на основе договора аренды технических средств. Владельцем лицензии на пользование водными объектами является арендодатель, который вменил арендатору по договору аренды уплату налогов при пользовании водными объектами. Правомерно ли это?
     
     В соответствии со ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации права на пользование водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Изменения вносятся в лицензию на водопользование государственным органом, выдавшим лицензию на водопользование в следующих случаях: изменение условий водопользования и состояния водного объекта, по инициативе водопользователя, при его реорганизации или передаче права пользования водным объектом от одного лица другому на основании распорядительной лицензии.
     
     В соответствии с Законом N 71-ФЗ плату за пользование водными объектами вносят организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию.
     
     Следовательно, арендодатель не вправе обязывать арендатора производить уплату платежей за пользование водными объектами.
     
     Если организация добывает холодную пресную подземную воду и использует ее для хозяйственно-бытовых нужд (в столовой) и на технологические нужды (в котельной предприятия), должна ли она уплачивать налог на добычу полезных ископаемых, учитывая, что добываемая вода используется не для получения тепловой энергии, а для ее передачи в качестве теплоносителя?
     
     Согласно ст. 337 НК РФ к добытым полезным ископаемым относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемые для получения тепловой энергии. Иные подземные воды в соответствии с главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ не отнесены к полезным ископаемым, а следовательно, их добыча не подлежит обложению данным налогом.
     
     С 1 января 2002 года пользование подземными водными объектами в целях забора холодной пресной воды подлежит налогообложению в соответствии с Законом N 71-ФЗ.
     
     Какие налоговые ставки по плате за пользование водными объектами следует применять при расчете платы за прошедший месяц (квартал), если региональный закон вступил в силу до окончания отчетного периода?
     
     Если закон соответствующего субъекта Российской Федерации вступил в силу до окончания определенного отчетного квартала (месяца), то расчет по плате за вышеуказанный отчетный период должен производиться по новым ставкам платы, утвержденным данным региональным законом.
     
     Законом N 71-ФЗ установлено, что при пользовании водными объектами в целях забора воды для технологических нужд плательщикам, осуществляющим экс-плуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, ставки платы устанавливаются в размере 30 % от ставок платы. Означает ли это, что при исчислении этой платы в вышеуказанных целях ставки должны уменьшаться?
     
     Соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации ставки платы за пользование водными объектами плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, уже установлены с учетом нормы, предусмотренной Законом N 71-ФЗ.
     
     Следовательно, оснований для уменьшения ставок платы нет.
     
     Должна ли вноситься плата за пользование водными объектами при проведении мониторинга водных объектов?
     
     Государственный мониторинг водных объектов проводится МПР России совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Если государственный мониторинг водных объектов осуществляется этими органами, то он не является объектом платы согласно п. 2 ст. 2 Закона N 71-ФЗ и Инструкции N 46.
      
     Законом N 71-ФЗ предусмотрено, что при пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты, в пропорциях, определяемых бассейновыми соглашениями между этими субъектами Российской Федерации. Каким органам субъектов Российской Федерации предоставлено право заключать бассейновые соглашения при использовании водохранилищ, расположенных на территориях нескольких регионов?
     
     Согласно ст. 36 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации, находятся в федеральной собственности. Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляется Правительством РФ, которое может передать часть своих полномочий соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, находящимся в ведении МПР России. Это ведомство осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Следовательно, заключение межбассейновых соглашений относится к компетенции территориальных органов МПР России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
      
     Как распределяется плата за пользование водными объектами между бюджетами в случае, если пользователь зарегистрирован на территории закрытого административно-территориального образования, а пользование водными объектами осуществляет на территории за его пределами?
     
     Согласно ст. 124 Водного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Закона N 71-ФЗ 40 % платы за пользование водными объектами поступает в федеральный бюджет и 60 % платы - в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляется использование водными объектами.
     
     В 2002 году действие данных норм приостановлено, но не изменен порядок уплаты платежей за пользование водными объектами.
     
     Следовательно, плата за пользование водными объектами, находящимися вне территории закрытого административно-территориального образования, поступает в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.