Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение транспортным налогом транспортных средств, зарегистрированных на физические лица


Обложение транспортным налогом транспортных средств, зарегистрированных на физические лица

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

1. Общие положения

     
     До 1 января 2003 года налог с владельцев наземных транспортных средств уплачивался гражданами, имеющими в собственности автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации».
     
     Налог на водно-воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки и др.) уплачивался физическими лицами согласно ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
     
     Эти законодательные акты действовали в части налогообложения транспортных средств до вступления в силу с 1 января 2003 года главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Субъекты Российской Федерации в своих законах определяют конкретные ставки налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок, сроки уплаты налога, а также льготы по его уплате. Эта же статья настоящего Кодекса позволяет увеличивать или уменьшать ставки налога, но не более чем в пять раз, и устанавливать их дифференцированно в зависимости от категории транспортных средств и срока их полезного использования.
     
     Пункт 5 ст. 6 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» содержал аналогичную норму: «увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье ... осуществляется законами субъектов Российской Федерации». Однако определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и 107-О положение этой нормы о возможности законами субъектов Российской Федерации устанавливать ставки налога с владельцев транспортных средств, превышающие ставки, установленные Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации», признана неконституционной и утратила силу.
     
     Таким образом, в случае рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации положения п. 2 ст. 361 НК РФ велика вероятность признания положения этой нормы, дающей право субъектам Российской Федерации увеличивать ставку налога, но не более чем в пять раз, установленных п. 1 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, неконституционной.
     
     В этой связи при принятии субъектами Российской Федерации законов о транспортном налоге следует иметь в виду отношение к этой норме НК РФ Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 57 и 75 Конституции Российской Федерации.
     
     При принятии законодательных актов субъектами Российской Федерации должны учитываться нормы ст. 56-58 НК РФ, в частности о том, что льготы не могут носить индивидуального характера, ставки налога не могут быть установлены с дискриминацией категорий плательщиков, а обязанности по уплате налога у физических лиц возникают с момента получения налогового уведомления от налогового органа.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 году закон субъекта Российской Федерации должен был быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 года.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 58 НК РФ и абзацем вторым п. 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать порядок и сроки уплаты налога, при которых уплата транспортного налога может производиться по окончании налогового периода разовой уплатой всей суммы налога, либо предусматривать уплату авансовых платежей налога с окончательным расчетом по итогам налогового периода.
     
     Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками являются лица, в том числе физические, на которых зарегистрированы транспортные средства, - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
     
     Таким образом, физические лица уплачивают один транспортный налог вместо двух: налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество (водно-воздушные транспортные средства) физических лиц.
     
     Эта норма с точки зрения определения статуса налогоплательщика игнорирует право собственности лица на транспортное средство, которое учитывалось в прошлом, что позволило абзацем вторым этой статьи настоящего Кодекса установить новую норму о статусе налогоплательщика. В настоящее время им является также лицо, указанное в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, выданной лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство.
     
     Физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, в соответствии с НК РФ обязано сообщить налоговому органу по месту своего жительства о передаче на основании доверенности вышеуказанных транспортных средств другому физическому лицу, которое будет считаться налогоплательщиком. Если уведомление о передаче на основании доверенности транспортного средства в налоговый орган не поступило, то физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно признаваться плательщиком транспортного налога.
     
     Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования (30 июля 2002 года) Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» распространенную на практике ситуацию, когда транспортные средства продавались на основе генеральной доверенности. Согласно ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представления перед третьими лицами.
     
     Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняется право собственности.
     
     Статьей 358 НК РФ к объектам обложения транспортным налогом (в отношении наземного транспорта), помимо механизмов на пневматическом ходу, отнесены также механизмы на гусеничном ходу.
     
     Перечень водно-воздушных транспортных средств, приведенный в этой статье НК РФ, как объектов налогообложения по сравнению с прошлым законодательством также расширен. В этот перечень включены парусные суда, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда. Однако, так же как и раньше, этот перечень не является закрытым, и к объектам налогообложения могут быть отнесены другие самоходные механизмы, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Вместе с тем п. 2 ст. 358 НК РФ установлен закрытый и полный перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения:
     
     - весельные, а также моторные лодки, у которых мощность двигателя не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
     
     - автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. или 73,55 киловатт (кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показатели, а также дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи, имеют право на получение таких автотранспортных средств;
     
     - промысловые морские и речные суда;
     
     - пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
     
     - тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» такие транспортные средства должны быть зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть на физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции;
     
     - транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
     
     - транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
     
     - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
     
     Понятие «транспортное средство» для целей налогообложения определено главой 28 НК РФ - это автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Исходя из этого транспортные средства можно подразделить на три категории:
     
     - наземные транспортные средства, регистрация которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники» и Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденными приказом МВД России от 26.11.1996 N 624, зарегистрированным в Минюсте России 30.12.1996, регистр. N 1223;
     
     - воздушные транспортные средства, регистрация которых осуществляется в соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ;
     
     - водные транспортные средства, регистрация которых осуществляется в соответствии со ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 07.03.2001 N 24-ФЗ, и ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ.
     

2. Государственная регистрация транспортных средств

     
     Пункт 5 ст. 83 НК РФ определяет, что наземные транспортные средства учитываются налоговым органом по месту их государственной регистрации, а водно-воздушные транспортные средства - по месту жительства физического лица.
     
     В соответствии с п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:
     
     - сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы или сняты с регистрации, - в десятидневный срок после регистрации или снятия с регистрации;
     
     - сведения о транспортных средствах, находящихся у них на учете, и лицах, на которых они зарегистрированы по состоянию на 1 января, - ежегодно до 1 февраля.
     
     Форма этих сведений утверждена приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002, регистр. N 4038.
     
     Если транспортное средство зарегистрировано на иностранное физическое лицо, являющееся сотрудником дипломатического или консульского представительства и приравненной к ним международной организации, а также на членов его семьи, то следует учитывать нормы, предусмотренные международными договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами.
     
     Транспортный налог исчисляется по транспортным средствам, имеющим двигатели, в зависимости от мощности двигателя в л.с. или кВт, по несамоходным (буксируемым) транспортным средствам - от валовой вместимости в регистровых тоннах, а по транспортным средствам, не относящимся к вышеуказанным, - по единице транспорта.
     
     Мощность двигателя определяется исходя из данных его паспорта, а валовая вместимость - по правилам Международной конвенции по обмеру судов 1969 года в соответствии со ст. 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
     
     Если в паспорте на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то производится ее пересчет во внесистемные единицы мощности (л.с.): так, 1 кВт = 1,35962 л.с.
     
     Сведения о транспортных средствах, подлежащих временному учету по месту приписки в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, на которые выдано свидетельство о временной регистрации транспортных средств, также подлежат передаче в налоговый орган.
     
     В этих сведениях органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, приводят информацию о транспортном средстве, о лицах, на которых они зарегистрированы, об их доле в праве собственности, необходимой для исчисления транспортного налога физическим лицам, поставленным на налоговый учет.
     
     Государственная регистрация автомототранспортных средств (легковых и грузовых) осуществляется подразделениями ГАИ - ГИБДД МВД России.
     
     Государственная регистрация самоходных транспортных средств (машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, тракторов, самоходных дорожно-строительных транспортных средств и иной самоходной техники, снегоходов, мотосаней) осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Минcельхоза России.
     
     Государственная регистрация транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев и более, осуществляется органами ГАИ - ГИБДД МВД России.
     
     Транспортные средства воинских формирований, транспортные средства воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций проходят государственную регистрацию в автомобильных службах Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильных службах иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования.
     
     Самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любые пассажирские и наливные суда, спортивные парусные и прогулочные парусные суда (независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов), другие спортивные и прогулочные суда (независимо от количества пассажиров на них), в том числе спортивные и прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн регистрируются Государственной службой речного транспорта по определенному бассейну.
     
     Суда смешанного (река - море/море - река) плавания, совершающие международные рейсы, морские суда, грузопассажирские суда, нефтеналивные и буксирные суда, другие самоходные и несамоходные суда регистрируются в морских администрациях портов Государственной службы морского флота Минтранса России.
     
     Государственная регистрация спортивных, прогулочных и иных судов осуществляется органами Госкомспорта России.
     
     Государственная регистрация моторных лодок, парусных судов, гидроциклов и других водных транспортных средств с мощностью двигателя менее 55 кВт и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Минприроды России.
     
     Государственная регистрация воздушных судов (самолеты, вертолеты и другие воздушные суда) осуществляется Государственной службой гражданской авиации Минтранса России.
     
     Отдельные виды транспортных средств могут регистрировать и иные уполномоченные органы.
     
     Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за календарный месяц.
     
     Анализ данных о динамике количества автотранспортных средств и лиц, на которых они зарегистрированы, показывает, что их количество ежегодно возрастает. По состоянию на 1 января 2002 года в ГАИ ГИБДД зарегистрировано более 27 млн транспортных средств, из них технический осмотр прошли 18,6 млн автотранспортных средств.
     
     Учитывая, что до вступления в действие главы 28 НК РФ в отношении налога с владельцев автотранспортных средств действовал порядок, при котором налоговые органы не вели учет ни этих средств, ни их владельцев и не исчисляли этот налог, налог уплачивался самостоятельно физическим лицом, и квитанция предъявлялась в ГАИ - ГИБДД МВД России при прохождении технического осмотра. При таком порядке неуплата этого налога физическими лицами была систематической и приводила к значительным потерям бюджета.
     

3. Налоговый учет и обложение транспортным налогом транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц

     
     Налоговые органы, получая сведения от органов, регистрирующих транспортные средства, создают базу данных о налогоплательщиках - физических лицах и объектах налогообложения - транспортных средствах.
     
     Сформировав базу данных, необходимую для исчисления налога физическим лицам, налоговый орган, применяя установленную в регионе ставку транспортного налога, исчисляет налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст. 359 НК РФ.
     
     Читателю журнала будет небезынтересно сравнить базовые ставки налога, установленные ст. 361 НК РФ, со ставками, действовавшими до 1 января 2003 года (см. табл.).
     




Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка согласно ст. 361 НК РФ

Налоговая ставка, действовавшая
до 01.01.2003

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

5 руб.
7 руб.
10 руб.
15 руб.
30 руб.

50 коп.
1 руб. 30 коп.
1 руб. 30 коп.
1 руб. 30 коп.
1 руб. 30 коп.

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

2 руб.
4 руб.
10 руб.

30 коп.
30 коп.
30 коп.

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10 руб.
20 руб.

2 руб.
2 руб.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

5 руб.
8 руб.
10 руб.
13 руб.
17 руб.

2 руб.
4 руб.
4 руб. 80 коп.
5 руб. 20 коп.
7 руб. 15 коп.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой л.с.)

5 руб.

2 руб.

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5 руб.
10 руб.

3 руб.
3 руб.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. (до 73,55 кВт)

10 руб.
20 руб.

3 руб.
5 руб.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. (до 73,55 кВт)

20 руб.
40 руб.

3 руб.
5 руб.

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
- свыше 100 л.с. (до 73,55 кВт)

25 руб.
50 руб.

-
-

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20 руб.

10 руб.

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л.с.)

25 руб.

10 руб.

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200 руб.

5 руб.

     

     После исчисления налога налоговый орган выписывает налоговое уведомление, форма которого утверждена приказом МНС России от 14.10.2002 N БГ-3-04/566.
     
     Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода и не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
     
     Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.
     
     Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     
     В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
     
     Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, устанавливаемым актами законодательства о налоге субъектов Российской Федерации.
     
     Законом о налоге субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена уплата транспортного налога по одному сроку после окончания налогового периода, а также могут быть предусмотрены сроки уплаты авансовых платежей.
     
     В случае изменения данных в сведениях о государственной регистрации транспортных средств и о налогоплательщике (лице, на которое зарегистрировано это транспортное средство) в течение налогового периода налоговый орган должен произвести перерасчет суммы налога по итогам налогового периода и направить физическому лицу уточненное налоговое уведомление для доплаты налога или сообщить о сумме переплаченного налога.
     

     Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который направлена излишне уплаченная сумма.
     
     По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     
     Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
     
     Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным для уплаты в тот же бюджет, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     
     Заявление о возврате либо зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
     
     Если граждане своевременно не были привлечены к уплате налога, налог исчисляется не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр платежей и направление на погашение задолженности сумм излишне уплаченных (налогоплательщиком самостоятельно по ошибке или по причинам, связанным с действующим механизмом уплаты налога) и излишне взысканных (налоговым органом в принудительном порядке) сумм налога по сравнению с подлежащими к уплате в соответствии с налоговым законодательством.
     
     Обязанность по уплате транспортного налога в соответствии со ст. 44 и 363 НК РФ возникает у физического лица после получения налогового уведомления на уплату и прекращается с уплатой этого налога.
     
     Обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена в срок, указанный в налоговом уведомлении.
     
     За просрочку гражданами платежей по налогу начисляется пеня (которая рассматривается как компенсация потерь государства в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налогов) в процентах от неуплаченной суммы налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
     
     Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.
     
     В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки независимо от его привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах.
     
     Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах, сроке исполнения требования и мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщика.
     
     Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
     
     Если физическое лицо уклоняется от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
     
     Требование об уплате налогов рассматривается как информирование налогоплательщика о начале официальных процедур по взысканию налога и пеней, при неисполнении которого налоговые органы получают основания для принятия более жестких мер по взысканию с физических лиц недоимки в судебном порядке.
     
     Требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
     
     Если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование.
     
     Законами о транспортном налоге субъектов Российской Федерации могут быть установлены льготы по уплате налога для отдельных категорий плательщиков.