Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Единый налог на вмененный доход как механизм регулирования экономической активности индивидуальных предпринимателей


Единый налог на вмененный доход как механизм регулирования
экономической активности индивидуальных предпринимателей

     

Е.Е. Смирнова,
советник налоговой службы II ранга

     
     В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие оказание бытовых или ветеринарных услуг, услуг в области общественного питания и розничной торговли, производящие ремонт, техническое обслуживание и мойку автотранспортных средств, уплачивают единый налог на вмененный доход.
     
     Объектом налогообложения является вмененный доход за квартал, а ставка налога составляет 15 % вмененного дохода, который представляет собой потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение вышеуказанного дохода.
     
     При расчете единого налога учитывается базовая доходность, под которой подразумевается условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Физическими показателями базовой доходности могут служить численность работающих, единица площади торгового зала, торговое место, количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров или грузов.
     
     При исчислении единого налога на вмененный доход применяются корректирующие (повышающие или понижающие) коэффициенты базовой доходности, которые показывают степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности. Корректирующие коэффициенты определяются в зависимости от типа населенного пункта, кадастровой стоимости земли, индекса изменения потребительских цен на товары или услуги, характера реализуемых товаров, численности работающих, сезонности, времени работы, величины полученных доходов. Эти показатели должны объективно определять результат хозяйственной деятельности налогоплательщика и предоставлять равные условия для предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих хозяйственную деятельность в различных регионах. В связи с этим большая ответственность возлагается на органы власти субъектов Российской Федерации, которые уполномочены изменять базовую доходность, установленную федеральными законодательными актами.
     
     Но неоправданное завышение корректирующих коэффициентов базовой доходности и отсутствие реальных статистических данных может отрицательно повлиять на экономическую активность плательщиков единого налога на вмененный доход. Например, в Пензе в 1999 году через месяц после принятия решения об увеличении коэффициентов базовой доходности в три раза 149 предпринимателей без образования юридического лица подали заявления о временном прекращении предпринимательской деятельности, в результате чего бюджет потерял 109 тыс. руб.
     
     Для стимулирования экономической активности отдельных категорий предпринимателей без образования юридического лица региональные органы власти предусмотрели поправочные коэффициенты для социально не защищенных слоев населения. Например, в Томской области были установлены понижающие коэффициенты для предпринимателей без образования юридического лица, являющихся инвалидами или многодетными родителями, если они не имели наемных работников.
     
     Необходимость перечисления в бюджет авансовых платежей единого налога на вмененный доход снижала экономическую активность предпринимателей без образования юридического лица, так как изъятие из оборота денежных средств до начала налогового периода ставило многих индивидуальных предпринимателей в затруднительное положение и мешало развитию предпринимательской деятельности, что побудило законодателей к введению более эффективного метода, позволяющего упростить отчетность: исчисление и уплату единого налога на вмененный доход один раз в квартал.
     
     Поступления единого налога на вмененный налог неодинаковы по видам деятельности. Например, на рисунке показаны поступления единого налога на вмененный доход по видам деятельности в 1999-2000 годах.
     
     За этот период отмечено снижение удельного веса поступлений от торговой деятельности в общем объеме (в том числе от реализации горюче-смазочных материалов), так как изменялись условия хозяйствования, показатели доходности, конкурентная ситуация. Но почти на прежнем уровне осталась доля поступлений от оказания автотранспортных услуг, которые приносили стабильный доход, тем более что заключение договора на оказание автотранспортных услуг с предпринимателем без образования юридического лица могло оказаться более выгодным, чем с крупной организацией, в силу более низкой цены.
     
     В целом изменение структуры поступлений единого налога на вмененный доход не повлияло на рост числа зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица, перешедших на уплату данного налога. В 2000 году по сравнению с 1999 годом количество индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, увеличилось на 74 %.
     
     По нашему мнению, унификация законодательства, которая произошла в результате введения главы 26.3 НК РФ, привела к созданию оптимальных условий для развития малого предпринимательства. Тем более, что в различных регионах законы, регулирующие введение единого налога на вмененный доход, устанавливали различные нормы. Например, в Республике Хакасия авансовые платежи уплачивались в размере одной третьей рассчитанной суммы налога за отчетный период, а в Кабардино-Балкарской Республике в качестве налогового периода был установлен календарный год.     
      


    

Структура поступления единого налога на вмененный доход в бюджетную систему Российской Федерации
в 1999-2000 гг. по сферам деятельности, %

     
     Одним из преимуществ перехода на уплату единого налога на вмененный доход является возможность предпринимателей без образования юридического лица планировать расходы, связанные с размером платежей.
     
     Большое значение имеет и то обстоятельство, что сумма налога не увязана с доходами конкретного налогоплательщика, что создает условия для выведения «из тени» реальных показателей выручки. По данным МНС России, более 70 % плательщиков единого налога на вмененный доход подавали нулевые балансы до перехода на его уплату.
     
     При сравнении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения можно отметить следующее. Единый налог на вмененный доход рассчитывается с учетом корректирующих коэффициентов, которые могут изменяться в зависимости от многих условий, а размер единого налога при упрощенной системе налогообложения определяется в зависимости от полученного дохода.
     
     Но необходимость выполнения определенных условий при переходе на упрощенную систему налогообложения (ограничение численности работников и разрешенных видов хозяйственной деятельности) делает более привлекательным для предпринимателей без образования юридического лица единый налог на вмененный доход.
     
     Особое внимание при определении вмененного дохода для конкретного вида хозяйственной деятельности необходимо уделять анализу поступающей информации о фактическом размере выручки, которую получают предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся этой деятельностью. Следует более тщательно рассматривать количество и структуру расходов предпринимателей без образования юридического лица. При этом необходимо принимать в расчет реальные данные, а не те, которые выгодны налогоплательщикам, то есть минимальный уровень доходности и занижение фактических доходов для получения небольшой налоговой базы для исчисления единого налога на вмененный доход, не отвечающей сложившейся ситуации.
     
     Среди трудностей, которые могут возникать у плательщиков единого налога на вмененный доход, можно выделить обязанность ведения раздельного учета некоторых услуг. В этом случае исчисление и уплата в бюджет налогов с иных видов предпринимательской деятельности производятся в соответствии с общим порядком налогообложения. Особого внимания требует соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах согласно законодательству Российской Федерации.
     

     Следует отметить позитивность введения условия ограничения численности работников (не более 100 чел.) при переходе на упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей, что позволит ограничить число предпринимателей без образования юридического лица, которые по характеру деятельности сходны с малыми предприятиями (большое число наемных работников, значительный объем выручки) и которые в целях минимизации налогообложения регистрируются в качестве юридических лиц. Например, в результате налоговых проверок, проводимых в Москве налоговыми органами, выявлены случаи, когда учредители организации прекращали хозяйственную деятельность, а затем, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей без образования юридического лица, продолжали осуществлять те же хозяйственные операции.
     

     При осуществлении регулирования хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, большое значение имеет обеспечение конкурентной среды. В этом случае положительную роль играет использование корректирующих коэффициентов базовой доходности, которые могут стимулировать хозяйственную деятельность налогоплательщиков.
     
     В настоящее время еще не решена проблема разработки и использования системы коэффициентов, наиболее полно отражающей уровень экономической активности предпринимателей без образования юридического лица и позволяющей повысить ее, например коэффициента инфляции, который должен учитывать покупательную способность населения, уровень потребительских цен и реальные доходы физических лиц, являющихся конечными плательщиками единого налога при осуществлении расчетов с предпринимателями без образования юридического лица. Поэтому необходимо продолжить работу по анализу реальной потребности населения в товарах и услугах, их соответствия сложившимся на рынке требованиям, а также информации о реальных доходах населения в различных регионах Российской Федерации.